Пребывай в гармонии с противником». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пребывай в гармонии с противником».



Эти слова приписывают Киичи Хогену, но они также применимы и к Айкидо – боевому искусству, в котором мы используем силу атакующего, не вступая с ним в явное противоборство. Если вас тянут или толкают – не сопротивляйтесь, именно таким образом вы сможете прийти в гармонию с противником. В Айкидо этот принцип также является одним из основополагающих, но его получится применить только в состоянии спокойного и ясного сознания, о чем уже говорилось выше. К тому же важно понимать, что гармония – не значит компромисс. Это умение приспосабливаться. Пребывая в гармонии с противником, вы без всякого столкновения объединяете свои и его движения в единый поток. В результате вы можете выполнить технику, даже не обладая превосходством в физической силе. Благодаря этой особенности, эффективно использовать Айкидо могут практически все, включая женщин, детей и пожилых людей.

Ваш противник может превратиться в друга

Айкидо не применяют для атаки. Это искусство самообороны, позволяющее взаимодействовать с противником в соответствии с его движениями. Так происходит потому, что поток силы противника всегда идет впереди его движений, с которыми вы можете слиться и направить по нужной траектории. Таким образом, техники становятся эффективными.

У людей, не знакомых с Айкидо, подобные вещи вызывают недоверие. Наблюдая за тем, как во время показательных выступлений мастера демонстрируют великолепный тайминг, позволяющий слиться с противником и объединить все движения в один поток, они подозревают, что это всего лишь постановка. Но стоит им лишь начать заниматься Айкидо, от скепсиса не остается и следа.

Чем выше уровень людей, выступающих на показательных выступлениях, тем устойчивее равновесие, в котором пребывает их тело и дух, тем более отточены их техники, и тем лучше им удается контролировать свое дыхание. Все это и придает их движениям настоящую красоту, артистичность и гармонию. Но это не та элегантная красота, присущая танцу или художественной гимнастике. Здесь мы видим нечто иное, скорее сравнимое со строгой красотой осеннего инея.

Я искренне верю в то, что если каждый начнет руководствоваться этим принципом Айкидо в повседневной жизни и добиваться гармонии в конфронтации, то конфликты и разногласия во всем мире будут исчерпаны. Моя мечта в том, чтобы Айкидо как боевое искусство, основанное на гармонии, поспособствовало бы достижению этой самой гармонии - как на уровне каждой отдельной личности, так и каждой отдельной страны, что в итоге привело бы к миру на всей Земле.

Центр равновесия тела.

Три базовых принципа Айкидо, речь о которых шла выше, относятся к области психологической подготовки. О них необходимо помнить всегда. Образно говоря, они должны стать центром равновесия вашего сознания. Что же касается равновесия тела, и его основных положений, в которых эффективность техник становится максимальной, то о них мы поговорим в этой главе.

Чида Сенсей слегка поправляет никкадзё (это, судя по лицу, изумляет нашего коллегу)

Центр равновесия тела поднимается от пальцев ног, связывая между собой колени, бедра и всё туловище в единую систему, равнодействующая которой представляет собой прямую линию. Здесь можно провести аналогию с большим деревом, которое удерживается на поверхности земли, благодаря форме корней, которые ветвятся глубоко под ней. Устойчивость центра равновесия в сочетании с кокью рёку, речь о котором пойдет ниже, - это важная составляющая умения концентрировать силу. Научиться этому весьма сложно. Наиболее устойчивым положением, в котором сохраняется постоянное равновесие, является камаэ. В момент начала движения общий центр тяжести смещается вверх и выходит за пределы площади опоры, в результате чего теряется баланс. Для того, чтобы этого не происходило, требуется определенный опыт.

Многие ученики, работающие над техникой никкадзё, не могут понять принцип ее действия. Приглядевшись к ним внимательнее, можно заметить, что кто-то пытается выполнить ее при помощи силы, сталкиваясь при этом с силой противника, у кого-то центр тяжести всплывает вверх, и теряется равновесие, а у некоторых одновременно присутствуют обе эти ошибки. И основная проблема здесь состоит в том, что они не соблюдают четыре основополагающих принципа, о которых было сказано выше.

Если вы посмотрите на боксеров, то увидите, что удары, наносимые только за счет силы рук, не вполне эффективны. Чтобы сделать их по-настоящему мощными, боксеров учат использовать бедра, и это тоже связано с балансом.

Даже если ваше положение устойчиво, и вы уловили вектор силы противника, эффективность вашей техники будет вдвое меньше, если вам не удалось присоединиться к нему. Кроме того, у каждого атакующего эти векторы будут разными. Таким образом, для полного контроля вам необходимо очень тонко чувствовать все различия и уметь с ними работать. Это очень сложно даже для мастеров. К пониманию всех нюансов можно прийти только путем непрерывной ежедневной практики.

Тайминг.

Тайминг – это пятый основополагающий принцип Айкидо, без которого не будут работать четыре других.

Жак Пайе объясняет важность правильного тайминга на примере работы против двоих атакующих

Если сверху на вас падает камень, но вы успеваете отшагнуть в сторону раньше, чем он обрушится вам на голову, то останетесь невредимы. Точно также происходит в том случае, когда на вас нападает группа людей: если вы находите лазейки, чтобы ускользать от них и маневрировать, то сможете защитить себя, никого не трогая.

Если ваши движения запаздывают, то вас будет легко достать, если они слишком поспешны, то противник сможет уловить их. Вы должны научиться избегать обеих крайностей. Поэтому важно выбирать правильный тайминг для каждого конкретного случая: когда вы объединяете свою силу с силой атакующего, когда выполняете технику строго в нужный момент, не оказывая при этом сопротивления, если вас тянут или толкают; когда вы избегаете атаки, видя, что противник бросается на вас, или когда встречаете атаку. Что бы вы ни делали, тайминг будет крайне важен для эффективного контроля.

Всему этому нельзя научиться сразу. Такие навыки начинают сами по себе проявляться в результате длительной и регулярной практики. Попытки осознанно применять принципы тайминга не увенчиваются успехом.

Однажды во время утренней прогулки с собакой я, как обычно, ехал на велосипеде, держа своего питомца на поводке. Было около половины шестого утра, вокруг почти не наблюдалось людей и машин, поэтому мы двигались довольно быстро. Внезапно на узком крестообразном перекрестке возник автомобиль, который мчался прямо на меня. Водитель не мог справиться с управлением. От столкновения с машиной левая педаль моего велосипеда отлетела прочь, но прежде, чем это произошло, я успел отпустить поводок, оттолкнуть велосипед вправо и прыгнуть на капот автомобиля. Я едва избежал смерти лишь благодаря тому, что вовремя среагировал, даже не успев задуматься. Теперь, вспоминая об этом случае, я понимаю, что моя жизнь была спасена благодаря навыкам, приобретенным в Айкидо, и я глубоко благодарен своему отцу и г-ну Абэ, начальнику 6-й средней школы, за то, что они направили меня на этот путь.

Кокью рёку и Сютю рёку.

Ни для кого не секрет, что жизнедеятельность человека и животных поддерживается благодаря процессу дыхания. При вдохе в легкие поступает кислород, а при выдохе высвобождается диоксид углерода. В Айкидо к вдоху и выдоху добавляется задержка дыхания, и этот трехступенчатый цикл очень важен для правильной концентрации силы. Также он влияет на степень утомляемости во время динамической нагрузки. Глубина вдоха и выдоха, как и длительность задержки дыхания, зависит от наших движений.

На занятиях кеншу (для черных поясов) Годзо Сиода объясняет принципы Кокью рёку и Сютю рёку. (Ассистирует Жак Пайе)

Выполняя технику, мы обычно дышим по такому принципу: вдох перед началом, задержка дыхания во время выполнения и выдох в конце. Если производить вдохи и выдохи во время техники, когда одновременно требуется сфокусировать всю силу в одной точке, ваша концентрация ( сютю рёку ) будет ослаблена. Это происходит потому, что динамика вашего дыхания не совпадает с динамикой движений. Чтобы появилось настоящее ощущение сютю рёку, нужно остановить дыхание и полностью сосредоточиться на движениях. Однако если задерживать дыхание слишком долго, это вызовет нехватку кислорода, для восполнения которой, вам придется глубоко дышать, что в свою очередь приведет к утомлению. Поэтому чем меньше промежуток времени, в течение которого вы останавливаете дыхание, тем лучше. Поэтому техники Айкидо выполняются очень быстро. Это также связано с тем, что концентрация силы может лишь на мгновение достичь своего максимального значения, и не получится поддерживать ее на одном и том же уровне в течение длительного времени.

В музыке под ритмом подразумевается циклическое повторение определенных звуков, которые одинаково приятны как для слушателя, так и для исполнителя. В Айкидо ритм понимается примерно так же. Три его составляющих – вдох, выдох и задержка дыхания в сочетании с множеством движений различной скорости, интенсивности и относительной длительности в зависимости от техник формируют сложные ритмические комбинации. Если ритм вашего дыхания соответствует темпу отдельной техники или целого ряда техник, то тело будет двигаться очень легко. Ваше сютю рёку достигнет наивысшей точки, а техники станут невероятно действенными. И, разумеется, для того, чтобы повысить эффективность сютю рёку, необходимо помнить о равновесии тела.

Развить кокью рёку и сютю рёку очень непросто. Контроль над глубиной вдоха и выдоха, продолжительностью задержки дыхания, правильным переносом веса тела и ритмом движений достигается только путем длительных и регулярных тренировок. Но как только у вас появятся эти навыки, вы поймете, насколько легко может двигаться тело, и насколько высока эффективность техник. При этом вы не будете чувствовать утомления. Вы сможете по-настоящему оценить все преимущества Айкидо и тренироваться с еще большим удовольствием!

Движения по кругу.

В Айкидо используются движения по кругу, и практически нет прямолинейных движений.

Такено Такафуми Сенсей объясняет использование тенкана для выведения из равновесия противника

Я обычно объясняю это тем, что Айкидо избегает столкновений и силового противостояния. Мы выполняем технику строго в тот момент, когда противник оказывается в неустойчивом положении. Для того чтобы эффективно контролировать его движения и находиться на достаточном расстоянии от него, позволяющем выполнить технику, наиболее рациональным и выгодным способом перемещения будет движение по кругу.

Описывая дугу, вы вынуждаете противника следовать за вами и также двигаться по кругу. Это можно сравнить с крутящимся волчком, у которого вращается и центр, и периферия. В одних случаях осью вращения будете вы, в других – ваш противник.

Круговые движения в Айкидо не ограничиваются горизонтальной плоскостью. Они также могут идти по синусоиде вверх и вниз, вынуждая противника перемещаться вслед за ними. В отличие от прямолинейного движения, перемещение по кругу позволяет вам не останавливаться и при этом свободно менять направление. Еще одним эффективным способом контроля над движениями противника является перемещение по спирали.

Умело используя центробежную и центростремительную силу кругового движения, вы легко сможете выводить противника из равновесия и выполнять одну технику за другой. В этом заключается одно из важных преимуществ Айкидо.

Вы познакомились с семью основополагающими принципами, в которых заключена суть Айкидо. Если вы в полной мере освоите их и будете, не задумываясь, применять в своих техниках, то станете настоящим мастером.

Выбрав для себя Путь Айкидо, вы должны быть готовы к тому, что обучение и интенсивные занятия станут неотъемлемой частью всей вашей жизни. При этом нельзя допускать излишнего тщеславия, которое отрицательно влияет на качество исполнения техник. Лично я считаю, что пока достиг лишь половины того, к чему нужно стремиться. К сожалению, настоящих Учителей Айкидо не так уж много, и я искренне надеюсь, что это глубокое, неисчерпаемое, таинственное и рациональное боевое искусство заинтересует все больше и больше молодых людей, которые смогут нести его по всему миру, поддерживая непрерывную передачу знаний от учителя к ученику.

 

 

Книги айкидо. Айкидо Джинсей. 1.6. Техники айкидо

ЧАСТЬ 1. ЁСИНКАН АЙКИДО

Глава 6: Техники айкидо


Если говорить коротко, то техники айкидо подобны движениям, совершаемым по принципу работы с мечом, но без него. Стойки в айкидо отличаются о тех, что применяются в современном кендо, и нет никаких правил для поединков, как в спорте. В действительности в айкидо нет соревновательных практик. Поэтому оно отличается от современного кендо.

Поскольку в айкидо мы исходим из реальных боевых ситуаций, я, возможно, преувеличиваю, говоря, что техника имеет малое значение. Если мы принимаем такое утверждение, то мы не можем практиковаться. Так, техники формировались согласно каждой возможной боевой ситуации. Более детально о техниках я бы хотел рассказать вам в третьей части «Техники айкидо». Здесь бы мне не хотелось объяснять каждую технику, но хотел бы обсудить концепцию техник в айкидо.
Концепция техник

(1) Один против многих

Айкидо начинается с предположения, что один человек противостоит нескольким.

Книги айкидо. Айкидо Джинсей. 1.7. Практика Айкидо

ЧАСТЬ 1. ЁСИНКАН АЙКИДО

Глава 7: Практика Айкидо

Конечно, это важно – тренироваться Айкидо в додзе, где вы работаете все время над техниками и приемами. Я приведу слова Согена Зенши (священник Rinsaishu в поздний период Камакура): «Время, которое вы потратили на практику, будучи занятыми ходьбой, сидением, лежанием или стоянием, — это есть лучшая тренировка». Я считаю эти слова своим девизом и всегда стараюсь держать их в своем сознании. Я надеюсь, что хотя бы те люди, которые практикуют Айкидо, попытаются делать то же самое и будут воспринимать бытовые ситуации (такие как ходьба, поездка в общественном транспорте, прием пищи) как практику в додзе, где каждая мелочь является частью их тренировки.

Возьмем, к примеру, аквариум с золотыми рыбками. Вместо того, чтобы просто смотреть за тем, как рыбы плавают, попробуйте легонько стукнуть по стеклу, чтобы увидеть, как удивленная рыба будет двигаться в момент испуга, а также увидеть, как рыбы избегают столкновения друг с другом, даже когда в аквариуме их значительное количество.

Или вы можете положить на верх двери палочку таким образом, чтобы каждый раз при открытии двери она падала, и в качестве тренировки пытаться избежать ее. Плавно передвигаться в толпе людей, не сталкиваясь с ними, — это тоже тренировка.

Когда я был учидеши у Сэнсэя Уешибы, мне приходилось мыть его спину каждый раз, когда он принимал ванну. Мне пришлось овладеть умением очень быстро читать его мысли и действовать соответственно. Например, когда Сэнсэй собирался помыть голову, мне нужно было сразу же принести ему ведро с теплой водой. Я ждал, когда он закончит мыть голову, и затем начинал лить теплую воду. В процессе я думал, каким же образом мне следует ее лить, чтобы Сэнсэю было наиболее комфортно. Если немного утрировать, то я учился искусству «наполнения», или же искусству вдоха и выдоха. Также, когда я мыл его спину, я следил за движениями его мускулов. И, конечно, это тоже было хорошей тренировкой для меня.

После смерти Мастера Уешибы я практиковался с псами в качестве своих учителей. Я любил животных с самого детства, особенно собак, и они у меня всегда были. Одного из моих любимых псов звали Рю. Он обладал очень резким характером и не позволял никому, кроме меня, быть рядом. Каждое утро я просыпался в 5 часов утра и шел с ним на прогулку в парк Шакуджи, где позволял ему резвиться вволю, пока никого не было рядом. А затем я специально дразнил его. И когда он приходил в ярость, то бросался на меня с раскрытой пастью. Так начиналась битва между мной и Рю. Он хотел схватить меня, а я должен был уклонится от его атаки. Потом он атаковал снова. Когда мы только начинали такую практику, все мои руки, ноги, все тело были покрыты ранами. Это был умный пес, и, когда я кричал «Стоп!», он переставал атаковать меня и останавливался, торжествуя. Я увлекался такими битвами с Рю ежедневно и постепенно перестал получать травмы. Это очень опасно, и я бы не рекомендовал Вам повторять то же самое. Когда Рю умер, я грустил так, словно потерял учителя.

В любом случае тот, кто желает стать мастером айкидо, должен помнить, что любое место подходит для практики, и что следует использовать любую возможность для тренировки.

Кроме того, как практикующий айкидо будьте скромны даже в присутствии новичка. Представьте, что новичок входит в додзе. Этот человек, конечно, ничего не знает обАйкидо. Это значит, что он полностью чист. И так как он чист, у него могут быть положительные черты, которых нет у Вас. Или же он может помочь Вам осознать то, что Вы делаете не так. Поэтому Вам как инструктору необходимо быть скромным, когда Вы рассматриваете человека впервые вошедшего к Вам в додзе.


В 1963 году додзе, расположенное в Тсукудо Хачиман, посетил мастер Сериндзи Кемпо по имени Шин Соде. Он был одет в традиционную японскую одежду и попросил меня продемонстрировать техники. Я вежливо пригласил его и провел демонстрацию на своих учениках. После этого он сказал: «Я очень часто слышал о вас, Шиода Сенсей, и очень хотел вас увидеть, именно поэтому пришел сегодня. Ваша демонстрация была очень впечатляющей и превзошла все мои ожидания. Я бы хотел привнести то, что я увидел, в свои собственные тренировки». Я был весьма польщен. Мне кажется, что он облачился в традиционные одежды, потому что очень уважал традиции и правила этикета. Он был уважаемым человеком, но не хвастался и был очень скромным. К сожаления Шин Содо Сэнсэй умер, и я хочу выразить искренние соболезнования по поводу его смерти.


 

 

Книги айкидо. Айкидо Джинсей. 1.8. Сердечные благодарности

ЧАСТЬ 1. ЁСИНКАН АЙКИДО



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.246.88 (0.025 с.)