Результатов научных исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результатов научных исследований



 

15.1. Анализ исследований и формулирование выводов

и предложений

 

Основой совместного анализа теоретических и экспериментальных исследований является сопоставление выдвинутой рабочей гипотезы с опытными данными.

В результате анализа могут возникнуть три случая:

а) установлено полное или достаточно хорошее совпадение рабочей гипотезы, теоретических предпосылок с результатами опыта. На основании этого полученные результаты исследований используют для формулирования основных научных положений, вытекающих из рабочей гипотезы, в результате чего последняя превращается в доказанное теоретическое положение или даже в теорию;

б) экспериментальные данные лишь частично подтверждают положение рабочей гипотезы и в той или иной её части противоречат ей. В этом случае рабочую гипотезу изменяют и перерабатывают так, чтобы она наиболее полно соответствовала результатам эксперимента. Чаще всего производят дополнительные эксперименты с целью подтверждения рабочей гипотезы, после чего она также превращается в теорию;

в) эксперимент не подтверждает рабочую гипотезу. Её анализируют, при необходимости пересматривают. Затем производят новые экспериментальные исследования с учётом новой рабочей гипотезы. Отрицательный результат научной работы, как правило, не является бросовым, так как этот результат помогает выработать правильные представления об объектах, явлениях и процессах.

После анализа формулируют выводы или предложения, которые представляют в форме заключения к работе. Это сделать не так просто, так как необходимо выделить то новое и существенное, что является результатом исследований, и определить пути дальнейшей работы. Количество выводов не должно быть более 5-10, и они должны прямо отвечать поставленной цели исследований.

Выводы удобно разделить на научные и производственные, причём в научных выводах необходимо показать какой вклад внесён в науку в результате выполненных исследований. В заключение нужно также осветить план использования законченных НИР и дать ожидаемый экономический эффект.

 

15.2. Составление отчётов о НИР

 

Материалы, полученные в процессе исследований, обрабатывают, систематизируют и оформляют в виде научного отчёта. Он должен быть изложен логически последовательно, формулировки должны быть точны и просты, результаты работы представлены конкретно, а выводы убедительно аргументированы.

При составлении научных отчётов следует руководствоваться требованиями ГОСТ, в соответствии с которым отчёт должен содержать: титульный лист; список исполнителей; реферат; содержание (оглавление); основную часть, которая в свою очередь содержит: введение, разделы (главы), отражающие методику, содержание и результаты выполненной работы, заключение (выводы и предложения); список литературы; приложения. В необходимых случаях в отчёт включают перечень сокращений, символов, специальных терминов и их определений.

Во введении характеризуют состояние вопроса, цель, новизну и актуальность исследования. В основной части излагают обзор, анализ и критику, ранее выполненных исследований, теоретические и экспериментальные исследования с изложением методики, результатов и их анализа. Заключение содержит оценку результатов работы, намеченных путей дальнейшей работы, значимость и научную ценность. В отчётах по техническим наукам отмечается необходимость проведения ОКР. В приложение включают вспомогательный материал в виде математических выкладок и расчётов, таблиц цифровых данных, протоколов и актов испытаний, инструкций и методик.

Представляют отчёт в виде тома (нескольких томов), отпечатанных на машинке или принтере. Текст отчёта разделяют на главы, параграфы, пункты. Иллюстрации именуют рисунками, нумеруют и сопровождают подрисуночной подписью. Таблицы также нумеруются и имеют заголовки.

Специальной формой отчёта является диссертация, которая содержит сведения о самостоятельной научной работе, представленной автором на соискание учёной степени.

Одной из форм составления научных отчётов является реферат, который имеет обычно следующее содержание:

– введение, где характеризуется теоретическое и практическое значение темы;

– основная часть реферата, где излагают сущность реферируемых данных и критические замечания по ним;

– заключение, где даётся оценка и выводы о проанализированной информации.

Рецензия или отзыв о научной работе оценивает научные положения и результаты научного исследования. При составлении рецензии обычно придерживаются такой последовательности:

– актуальность темы;

– оценка научного содержания, языка, стиля изложения;

– последовательность изложения результатов;

– оценка иллюстраций;

– замечания по объёму и содержанию;

– общие выводы и итоговая оценка исследований.

Критика рецензента должна быть принципиальной, научно обоснованной, но вместе с тем доброжелательной, способствующей улучшению исследования.

Доклад или научное сообщение также является одной из форм отчёта о НИР. Это краткое изложение основных научных положений автора, их практическое и научное значение, выводы и предложения. Для доклада отводят ограниченное время (10-20 мин), поэтому он должен быть кратким и чётким. Не рекомендуется читать доклад, так как эмоциональность и убеждённость докладчика обеспечивают контакт с аудиторией. Главным в научном докладе является содержание и научная аргументация.

 

15.3. Подготовка научных материалов к опубликованию

 

В научной печати публикуют новые научные результаты и конкретные предложения, имеющие важное теоретическое и практическое значение. К научным печатным работам относятся монографии, брошюры, статьи, тезисы докладов, рефераты, а к учебным изданиям – учебник и учебные пособия.

В монографии излагают итог всестороннего исследования определённой темы или проблемы, выполненный одним или несколькими авторами. В статье приводят результаты, полученные по конкретному вопросу и имеющие научное и практическое значение. Статьи публикуют в научных журналах или сборниках. Объём статьи не должен превышать 10-12 страниц.

Учебник – это систематизированное изложение определённой учебной дисциплины в соответствии с учебной программой, и утверждённое официальной инстанцией в качестве учебника. Учебное пособие частично заменяет или дополняет учебник.

Подготовку материалов исследования к печати проводят в определённой последовательности. Составляют план и систематизируют материал исследования. Затем по главам и параграфам излагают материал в научном стиле. Материалы печатают на пишущей машинке или принтере. После этого рукопись редактируют. Различают литературное и техническое редактирование, которое выполняется по определённым правилам. После этого статья направляется в редколлегию журнала или издательство.

 

15.4. Внедрение законченных научно-исследовательских работ

 

Внедрение законченных научных исследований в производство является завершающим этапом НИР. Внедрение – это передача производству научной продукции (отчёт, временные указания, технические условия, технический проект и т.д.) в удобной для реализации форме с обеспечением технико- экономического эффекта.

Процесс внедрения состоит из двух этапов: опытно- производственного внедрения и серийного внедрения. На первом этапе научная разработка проходит опытную проверку в производственных условиях. Новые конструкции должны быть предварительно изготовлены и испытаны на полигонах, новые материалы проходят испытания в производственных условиях и их используют для изготовления опытных конструкций, технологические процессы подлежат опытной проверке на производственных предприятиях, а если в результате выполнения НИР предлагается новая машина или какое-либо оборудование, то необходимо изготовить опытный образец.

Опытные образцы конструкций, материалов, машин тщательно изучают в производственных условиях при различных многократных воздействиях. Продолжительность таких испытаний устанавливают расчётом. На основании опытной проверки анализируются технико-экономическая эффективность образца, его эксплуатационные показатели (надёжность, долговечность), себестоимость, технологичность изготовления и делается вывод о необходимости переоборудования производственных предприятий. Результаты испытаний оформляют в виде пояснительной записки, к которой прилагаются различные акты, подписываемые представителями заказчика и подрядчика.

Первый этап внедрения требует больших финансовых затрат, он трудоёмок и продолжителен, так как часто требуется вносить переделки в опытный образец. Участие авторов разработки на первом этапе являются обязательным, так как требуется разработка рекомендаций по совершенствованию опытных образцов.

Прикладные теоретические исследования считаются завершёнными, если в соответствии с договором по ним разработаны рекомендации, указания, инструкции и другие руководящие материалы.

После опытно-производственного испытания новые материалы, конструкции, технологию внедряют в серийное производство. На этом этапе научно-исследовательские организации не принимают участия. Они могут, по просьбе внедряющих организаций, давать консультации или оказывать научно-техническую помощь.

 

15.5. Оценка эффективности научных исследований

 

Наука является наиболее эффективной сферой вложения капиталовложений. В мировой практике принято считать, что прибыль от капиталовложений в науку составляет 100-200%, что на много выше прибыли в любых отраслях. В нашей стране эффективность науки также достаточно высока.

Наука с каждым годом обходится всё дороже. В связи с этим в экономике возникает и вторая проблема – снижение непосредственных затрат на исследования при возрастающем эффекте от их внедрения. Поэтому под эффективностью научных исследований понимают также по возможности более экономное проведение НИР. Повышение эффективности научных исследований в коллективе может быть достигнуто различными способами: улучшением планирования и организации НИР; более эффективным использованием оборудования; рациональным использованием ассигнований; материальным стимулированием научного труда; применением научной организации труда; улучшением психологического климата в научном коллективе и т.д.

Для оценки эффективности исследований применяют различные критерии. Фундаментальные исследования дают эффект лишь спустя значительный период после начала исследований. Результаты фундаментальных НИР можно оценить только с помощью качественных критериев:

– возможность применения результатов в различных отраслях;

– новизна явлений, дающая импульс для актуальных исследований;

– вклад в обороноспособность страны;

– приоритет отечественной науки;

– международное признание работ;

– фундаментальные монографии;

– цитируемость работ и т.д.

Прикладные исследования оценить проще, в этом случае применяют различные количественные критерии. В условиях рыночной экономики оценивание эффективности прикладных научно-технических разработок производится путем определения научно-технического, экономического и социального эффектов.

Для технологических разработок научно-технический эффект выражается в повышении научно-технического уровня и в улучшении параметров техники и технологии, что вытекает из установленных новых закономерностей, а также из разработанных новых технологических способов производства.

Научно-техническая эффективность результатов прикладных НИР устанавливается в комплексе с оценкой их экономической и социальной эффективности с помощью показателей научно-технического уровня (см. табл. 15.1), который определяется по сопоставляемым признакам.

Таблица 15.1

Ориентировочная шкала баллов для сравнения научно-технического уровня НИР и ОКР и нормативные величины

весовых коэффициентов

Показатели научно- технического уровня   Признаки показателей Коли- чество баллов Коэффици- ент важности показателя

 

 

Научно- технический уровень

Превышает лучшие мировые аналоги 10

 

0,3-0,35

Соответствует мировому уровню 7-9
Ниже лучших мировых аналогов 5-6
Превышает лучшие отечественные аналоги 3-4
Соответствует отечественному уровню 1-2
Ниже отечественного уровня 0

 

Перспективные

Важнейшие 10

 

0,35-0,4

Важные 5-7
Полезные 1-3

 

Потенциальный масштаб практического использования

Мировой рынок 10

 

0,2

Отрасли национальной экономики 7-8
Отрасль (регион) 3-5
Отдельное предприятие (объединение) 1,2

Степень

вероятности

получения положительных результатов

Большой (значительный) 10

 

 

0,1

Умеренный (средний) 5-6
  Малый (слабый)   1-3

 

Для оценивания научно-технического уровня результатов НИР и ОКР выбирают несколько наиболее существенных технических параметров, в которых, прежде всего, заинтересованы будущие потребители технологии, продукции, услуг, способов выполнения работ. В частности, это может быть производительность, надежность в эксплуатации, энерго- и мате- риалоемкость, показатели экологичности. Другие параметры (особенно технические) должны находиться в пределах общепринятого уровня.

Оценивание включает несколько этапов:

– определение совокупности необходимых нормативно-правовых документов, отображающих требования к новой продукции, особенно в области экологии, безопасности, предъявляемые в странах возможной продажи фирмами- конкурентами;

– определение перечня технических и технико- экономических показателей, необходимых для оценки научно- технического уровня;

– формирование группы аналогов на мировом и отечественном рынках и установление значений их технико- экономических показателей;

– для сравнения необходимо брать (если речь идет о новых образцах техники) такие аналоги, выпуск которых только начался, или (если речь идет о технологиях и материале) которые используются в последние 2-3 года;

– для каждого аналога необходимо определить значения одинаковых оценочных показателей;

– сопоставление значений параметров новой продукции, что будет получена в результате выполнения НИР и ОКР, с требованиями нормативных документов и параметрами аналогов.

Экономический эффект состоит в получении экономических результатов от научно-технических разработок как в целом для экономики страны, так и для отдельных регионов, отраслей, организаций и предприятий, которые принимают участие в реализации технологических нововведений.

При расчёте экономической эффективности возможны различные случаи в зависимости от цели расчета, вида объекта внедрения и базы сравнения. В каждом конкретном случае необходимо руководствоваться нормативными материалами.

Связь между экономическими показателями и техническими параметрами разработки устанавливается в каждом конкретном случае при выполнении НИР, причем в практике укрупненных расчетов затрат на новую технику широкую популярность нашел метод регрессионного анализа.

Для установления взаимосвязи с показателями экономической эффективности могут быть использованы и нормативные методы, с помощью которых устанавливается влияние изменений в технических параметрах на поточные затраты производства, например, на заработную плату, на затраты электроэнергии, материальные составляющие затрат и др.

С точки зрения потребителя научной продукции основным показателем эффективности НИР и ОКР является экономический эффект от внедрения разработки.

Расчёт экономического эффекта от использования результатов в НИР и ОКР имеет свои особенности. Так как научный процесс условно можно разделить на три этапа (выбор темы, выполнение НИР и ОКР и внедрение в производство), то и расчёт экономической эффективности производят поэтапно. В соответствии с тремя этапами НИР различают три вида эффективности: предварительную, ожидаемую и фактическую.

Предварительная экономическая эффективность устанавливается при составлении ТЭО и включении темы исследований в план. Рассчитывают её по ориентировочным показателям.

Ожидаемую экономическую эффективность вычисляют в процессе выполнения НИР и относят к определённому периоду (году) внедрения продукции в производство. Это более точный критерий, хотя объём внедрения можно определить только ориентировочно.

Фактическая экономическая эффективность определяется после внедрения научных разработок в производство. Расчёт её производят обычно по фактическим затратам и с учётом конкретных стоимостных показателей. Она обычно несколько ниже ожидаемой и определяют её на предприятии, где осуществляется внедрение.

В условиях рыночной экономики инвестирование в науку сопряжено с риском неполучения ожидаемых результатов в желаемые сроки. В связи с этим, кроме определения экономической эффективности, возникает необходимость в количественной оценке риска инвестируемых в научные разработки средств. Это делается для того, чтобы заранее, еще до осуществления капитальных вложений, инвесторы, включая и само предприятие, планирующее строительство, могли иметь ясную картину реальных перспектив о получения прибыли и возврата вложенных средств.

Методические подходы к оценке экономической эффективности инвестиционных проектов должны предусматривать обеспечение минимально гарантированного уровня доходности проекта при условии компенсации инфляционного изменения покупательной способности денег в течение рассматриваемого периода времени и покрытие риска инвестора, связанного с осуществлением проекта. Это достигается путем использования методов дисконтирования.

Процесс дисконтирования стоимости проекта заключается в приведении к выбранному в качестве базы моменту времени (текущему или специально обусловленному) стоимостной оценки будущих значений как самих инвестиций, распределенных во времени, так и поступлений (денежного потока) от инвестиций с использования.

Показатели экономической эффективности инновационных проектов учитывают затраты и результаты, связанные с их реализацией, как коммерческого характера, так и те, которые выходят за пределы прямых финансовых интересов участников проекта, в том числе эффект отраслей национальной экономики, социальный эффект и другие составляющие эффективности, обусловленные внерыночной деятельностью субъектов внедрения научно-технических разработок.

Для удовлетворения коммерческих интересов каждого из участников проекта важное значение имеет оценка финансовых результатов его реализации или коммерческая эффективность, которая является составляющей интегральной эффективности отраслей национальной экономики. Коммерческая эффективность проектов научно-технических разработок и их использования определяется как соотношение финансовых затрат и результатов научно-технических разработок, обеспечивающих требуемую норму доходности.

Социальные, экологические и другие результаты, которые не могут быть оценены в стоимостном выражении, учитываются как дополнительные показатели эффективности отраслей национальной экономики и принимаются во внимание при принятии решений о приоритетности проекта и его государственной поддержке. Однако в большинстве случаев социальные последствия научно-технических разработок поддаются стоимостной оценке и включаются в состав общих результатов проекта в пределах установленной его эффективности.

Основными видами социальных результатов являются:

– изменения в структуре производственного персонала и его квалификации, в том числе изменения численности работников (прежде всего женщин), занятых вредными видами труда, а также требующих повышения квалификации;

– улучшение здоровья работников, определяемые с помощью уровня предотвращенных потерь, связанных с выплатами из фонда социального страхования или затратами на охрану здоровья.

– изменения окружающей среды.

Влияние инновации на изменения условий труда работников и окружающей среды оцениваются в баллах, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам или психологическим условиям труда, а также нормативами уровня загрязнения окружающей среды. С этой целью могут быть использованы данные социологических опросов, а также специальные измерения на рабочих местах.

Контрольные вопросы

 

1. Как формируют отчеты по НИР в соответствии с требованиями ГОСТ.

2. Форма и содержание реферата, рецензии и доклада.

3. Порядок подготовки научных материалов к опубликованию.

4. Содержание основных этапов работы при внедрении законченных НИР.

5. Основные критерии для оценки результатов фундаментальных НИР.

6. Порядок оценки экономической и социальной эффективности прикладных НИР.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Реформа образования в России на современном этапе неразрывно связана с задачей существенное повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием, обладающих творческими способностями и навыками практического использования полученных в вузе знаний.

Одним из эффективных направлений решения такой задачи является привлечение студентов к творческой работе в период обучения, требующей применения уже полученных знаний, необходимости их углубления и практического закрепления. В связи с этим целью дисциплины «Основы научных исследований» является вооружение будущего специалиста комплексом знаний, необходимых для участия в творческой работе, выполняемой, как правило, коллективом.

Выбор темы для исследовательской работы практически невозможен без предварительного ознакомления со всей информацией, относящейся не только к выбираемой теме, но и к вопросам, смежным с ней. В настоящее время без использования в полном объеме существующей системы информации в стране и в мире, знания основных методов теоретических и экспериментальных научных исследований, их планирования, способов обработки и представления результатов исследований весьма проблематично эффективно организовать свое рабочее время в процессе поиска решения поставленной творческой задачи.

Данное учебное пособие ориентировано на ликвидацию пробела в базовой подготовке специалистов в области проведения научных исследований и развития творческих способностей.

Освоение каждым студентом сведений, содержащихся в настоящем учебном пособии, может дать желаемый эффект только при условии, если теоретическая работа будет подкреплена практикой, практическим участием студентов в научно-исследовательской, конструкторской, проектной и другой творческой работе в период обучения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Основы научных исследований: учебник для техн. вузов / В.И. Крутов, И.М. Грушко, В.В. Попов и др.; под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова. - М.: Высш. шк., 1989. - 400 с.

2. Сабитов Р.А. Основы научных исследований: учеб. пособие. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. - 138 с.

3. Климушев Н.К., Прудникова О.М. Основы научных исследований: учеб. пособие. - Ухта: УГТУ, 2002. - 76 с.

4. Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2006. - 460 с.

5. Яшина Л.А. Основы научных исследований: учеб. пособие. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2007. - 71 с.

6. Бабиюк Г.В. Основы научных исследований: курс лекций. - Алчевск: ДонГТУ, 2007. - 247 с.

7. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2008. - 244 с.

8. Ванин В.А. Научные исследования в технологии машиностроения: учеб. пособие / В.А. Ванин, В.Г. Однолько, С.И. Пестрецов и др. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 232 с.

9. Василенко П.М. Основы научных исследований / П.М. Василенко, Л.В. Погорелый. - Киев: Вища школа, 1985. - 266 с.

10. Кане М.М. Основы научных исследований в технологии машиностроения: учеб. пособие для вузов / М.М. Кане. - Минск: Высш. школа, 1987. - 231 с.

11. Зайдель А.М. Ошибки измерений физических величин / А.М. Зайдель. - Л.: Наука, 1974. - 108 с.

12. Савчук В.П. Обработка результатов измерений. Физическая лаборатория: учеб. пособие для студентов вузов / В.П. Савчук. - Одесса: ОНПУ, 2002. - Ч.1. - 54 с.

13. Львовский Е.Н. Статистические методы построения эмпирических формул / Е.Н. Львовский. - М.: Высш школа, 1982. - 224 с.

14. Румшинский Л.З. Математическая обработка результатов эксперимента / Л.З.Румшинский. - М.: Наука, 1971. - 192 с.

15. Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ: дипломное проектирование: учеб. пособие / Ю.А. Булыгин, С.Г. Валюхов, А.В. Кретинин и др. - Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2008. - 99 с.

16. Гидравлические машины и системы транспортировки нефти и газа / сб. науч. тр., Вып. 1. - Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2011. - 130 с.

17. Насосы. Турбины. Системы: Научно-технический журнал. Воронеж, 2011. №1.

18. Насосы. Турбины. Системы: Научно-технический журнал. Воронеж, 2012. №1-3.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3
1. Понятие науки и научного исследования 4
1.1. Классификация наук 14
1.2. Законы развития техники 16
Контрольные вопросы 19
2. Организация научно-исследовательской работы в России   20
2.1. Подготовка научных и научно-педагогических       кадров в России   26
2.2. Ученые степени и ученые звания 30
Контрольные вопросы 35
3. Этапы научно-исследовательской работы 36
3.1. Методология научных исследований 40
3.2. Системный анализ как метод научных       исследований   46
3.3. Подготовительный этап научно-исследова-       тельской работы   49
Контрольные вопросы 51
4. Планирование научно-исследовательской работы 52
4.1. Поиск и обработка научно-технической       информации   56
4.2. Анализ информации и формулирование задач       научного исследования   64
Контрольные вопросы 67
5. Теоретические исследования 68
5.1. Ограничения и допущения в научных       исследованиях   78
5.2. Составление модели объекта исследований 80
5.3. Предварительный контроль математической       модели   83
Контрольные вопросы 84

 

6. Аналитические методы исследований 85
6.1. Экспериментально-аналитические методы       исследований   91
6.2. Метод аналогии 92
6.3. Метод размерностей 94
Контрольные вопросы 98
7. Теория подобия 100
7.1. Первая теорема подобия 101
7.2. Вторая теорема подобия 103
7.3. Третья теорема подобия 104
7.4. Критерии механического подобия 105
Контрольные вопросы 109
8. Вероятностно-статистические методы  исследований   110
8.1. Элементы теории вероятностей и      математической статистики   110
8.2. Дисперсионный анализ 118
8.3. Теория надежности 118
8.4. Метод Монте-Карло 118
8.5. Методы системного анализа 119
8.6. Методы линейного программирования 121
8.7. Теория массового обслуживания 122
8.8. Теория игр 123
Контрольные вопросы 124
9. Экспериментальные исследования 125
9.1. Классификация, типы и задачи эксперимента 125
9.2. Методология экспериментальных иссле-       дований   134
9.3. Разработка план-программы эксперимента 140
Контрольные вопросы 142
10. Общая характеристика измерений. Погрешности измерений   143
10.1. Средства измерений 143
10.2. Погрешности измерений 148

 

10.3. Методы оценки измерений 151
10.4. Установление минимального количества         измерений   153
10.5. Исключение грубых ошибок 155
Контрольные вопросы 158
11. Метрологическое обеспечение эксперимен- тальных исследований   159
11.1. Правила округления приближенных чисел 159
11.2. Машины и приборы для определения меха-         нических свойств материалов при статичес-         ком нагружении     161
11.3. Способы измерения деформаций 162
11.4. Методы и приборы оценки твёрдости и         микротвёрдости   166
11.5. Методы определения остаточных напряжений 169
11.6. Измерение частоты вращения 170
11.7. Измерение погрешностей вращательного         движения механических передач   172
Контрольные вопросы 173
12. Измерение механических колебаний, сил, крутя- щих моментов, износа, теплоты и температуры   174
12.1. Измерение механических колебаний 174
12.2. Измерение сил 176
12.3. Измерение крутящих моментов 178
12.4. Способы измерения износа поверхностей         деталей машин   179
12.5. Измерение температуры и теплоты 183
12.6. Поверка средств измерений 187
Контрольные вопросы 188
13. Формы представления результатов эксперимен- тальных исследований   189
13.1. Графический анализ результатов экспери-           мента   189
13.2. Методы подбора эмпирических формул 191

 

13.3. Применение методов корреляционного        анализа   195
13.4. Анализ теоретико-экспериментальных иссле-         дований   200
Контрольные вопросы 202
14. Планирование эксперимента 203
14.1. Стратегическое планирование эксперимента 210
14.2. Тактическое планирование эксперимента 213
14.3. Формирование простой случайной выборки 213
14.4. Методы понижения дисперсии 214
Контрольные вопросы 216
15. Анализ, оформление и использование результатов  научных исследований   217
15.1. Анализ исследований и формулирование         выводов и предложений   217
15.2. Составление отчётов о НИР 218
15.3. Подготовка научных материалов к опубли-         кованию   220
15.4. Внедрение законченных научно-исследова-         тельских работ   221
15.5. Оценка эффективности научных исследо-        ваний   222
Контрольные вопросы 229
Заключение 230
Библиографический список 231

 

Учебное издание

 

Валюхов Сергей Георгиевич

Бородкин Владимир Васильевич

Булыгин Юрий Александрович

Повеквечных Сергей Алексеевич

 

ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ:

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

 

Учебное пособие

 

 

В авторской редакции

 

Компьютерный набор В.В. Бородкина

 

Подписано в печать 19.11.2012.

Формат 60´84/16. Бумага для множительных аппаратов.

Усл. печ. л. 14,8. Уч.-изд. л. 14,5. Тираж 250 экз.

Заказ №

ООО Издательско-полиграфический центр «Научная книга».

394030, г. Воронеж, ул. Среднемосковская, д. 32Б.

тел. (473) 200-81-02, 200-81-04

http://www/n-kniga.ru. E-mail: zakaz@n-kniga.ru

 

Отпечатано в типографии ООО ИПЦ «Научная книга».

394026, г. Воронеж, Московский пр-т, 11б

Тел. +7 (432) 200-81-02, 238-02-38

http://www.n-kniga.ru. E-mail: typ@n-kniga.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.12 с.)