Организация бухгалтерского учета на предприятии. Формы бухгалтерского учета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация бухгалтерского учета на предприятии. Формы бухгалтерского учета.



Организация бухучета может быть:

централизованной – первичные документы поступают в бухгалтерию, где осуществляются все учетные операции и составляется бухгалтерская отчетность;

децентрализованной – бухгалтерия ведет главную книгу и составляет бухгалтерский отчет, остальные бухгалтерские операции там, где совершаются факты хоз. деятельности.

В бухгалтерии имеются группы:

Расчетная – выполняют все расчеты, связанные с з/п;

Материальная – учитывают поступления, расходование и хранение основных средств и материальных ценностей;

Производственно-калькуляционная – учитывают затраты на производство и рассчитывают себестоимость и размер незавершенного производства;

Финансовая – учет денежных средств и расчеты с юридическими и физическими лицами;

Общая – ведение главной книги и составление бух. отчетности.

Ведение бухучета регламентируется законом о бухучете и рядом положений. Вся ответственность за организацию бухучета лежит на руководителе, который может вести учет сам, организовать подразделение, поручить учет сторонней организации или физическому лицу, заключив с ними договор. Руководитель обязан осуществлять контроль за учетной работой. Для этого он может обратиться в аудиторскую фирму или к независимому аудитору или организовать подразделение внутреннего аудита.

Аудит: обязательный и инициативный. Обязательным аудиторским проверкам подлежат организации: АО, кредитные и страховые, организации, уставной капитал которых состоит на 30% и более из взносов иностранных граждан и юридических лиц. Проводится обязательно раз в год перед публикацией годовой бух. отчетности. Инициативный аудит может проводится по инициативе собственника или руководителя предприятия, чтобы быть уверенным в правильности бухучета и отчетности. Внутренний аудит осуществляется финансов и налогов.

Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности только руководителем предприятия и ему непосредственно подчиняется. Главный бухгалтер обеспечивает контроль за учетом хозяйственных операций, движением имущества, денежных средств и обязательств, несет ответственность перед руководителем за методику бухучета, за предоставляемую финансовую и статистическую отчетности в установленные адреса и сроки, формирует информацию для руководителей всех звеньев (уровней), совместно с руководителем подписывает документы по приему и выдаче товароматериальных ценностей и денежных средств, а также расчетные, кредитные и финансовые обязательства и хоздоговор. С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц. Если главный бухгалтер считает, что хозяйственная операция нарушает договорную или финансовую дисциплину, наносит ущерб, совершается с нарушением с законодательства, то он представляет ее на рассмотрение руководителю, который принимает решение под свою ответственность. В случае несогласия с руководителем главный бухгалтер должен потребовать письменное распоряжение.

Организация аналитической работы. Для всех видов анализа существуют общие процедуры:

1 этап. Составление плана анализа.

2 этап. Выбор источников информации и контроль ее достоверности.

3 этап. Систематизация информации и ее аналитическая обработка.

4этап. Обобщение результатов и документальное оформление. Конкретные предложения.

5 этап. Внедрение рекомендованных мероприятий и контроль за их реализацией.

Аналитическую работу на предприятии осуществляют экономические и технические службы. Основная работа ведется в бухгалтерии, т.к. бухучет – основной источник информации. Внешний анализ проводят пользователи информации. Составной частью аналитической работы является аудиторская проверка.

Под формой бухучета понимают процесс обработки учетной информации при сочетании регистров синтетического и аналитического учетов, их взаимосвязь и последовательность записи.

Формы: Журнально-ордерная

Мемориально-ордерная

Журнал-Главная

Таблично-автоматизированная

Диалого-автоматизированная.

Журнально-ордерная – наиболее распространенная. Журнал-Ордер открывается на отдельный счет, построен по кредитовому признаку, корреспонденции заранее дебетовому счету. Производится две формы записи (хронологическая - журнальная, систематическая - ордер). Кроме журналов ведется Главная книга, в ней каждому счету отводится отдельный лист, где делаются записи: сальдо на начало и конец месяца, обороты по дебету и по кредиту за данный месяц. Открывается книга на один год и каждому месяцу отводится отдельная строка.

Первичные документы
Карточки (аналитический учет)
Вспомогательные ведомости (аналитический учет)
Журнал-ордер
Главная книга
Бухгалтерский баланс

Журнал-Главная – эту форму применяют в основном малые предприятия, ведется журнал регистрации хозяйственных операций, вспомогательные ведомости и главная книга.

Учет денежных средств.

1. Учет кассовых операций.

2. Учет операций по расчетному счету.

3. Учет операций по валютному счету.

4. Учет операций на специальных счетах в банке.

1. Цель БУ операций с денежными средствами – контроль за соблюдением кассовой расчетной дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств, обеспечение сохранности денежной наличности и ден. документов в кассе.

Основная задача БУ в области учета денежных средств:

· Своевременное и правильно проведение расчетов.

· Соблюдение действующих правил использования денежных средств по назначению.

· Правильное и своевременное док. отражение операций с денежными средствами.

· Полное и оперативное отражение в учетных регистрах наличия и движения денежных средств.

· Контроль за сохранность денег.

· Отражение и проведение в установленные сроки инвентаризации ДС

· Контроль соблюдения расчетно-платежной дисциплины.

Порядок хранения, расходования, учета ДС в кассе устанавливается «Порядком ведения кассовых операции в РФ», утвержденный ЦБ.

Согласно действующего законодательства, организация в праве иметь в своей кассе наличные деньги в пределах установленных лимитов, согласованных между предприятием и банком, в котором данное предприятие обслуживается.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается ежегодно исходя из средней дневной выручки предприятия.

Кассовые операции оформляются по средствам кассовых ордеров.

Приход денег в кассу отражается приходно-кассовым ордером.

Расход наличных ДС или из кассы происходит на основании расходно-кассового ордера.

Для обобщения информации о наличии и движении ДС в кассе организациями используются следующие учетные регистры:

1. Отчет кассира – это документ в котором кассир регистрирует все кассовые ордера. В конце рабочего дня кассир в своем отчете подводит итоги: сумму прихода, расхода и выводится остаток средств.

2. Кассовая книга – в которую заносятся итоги из отчета кассира.

Синтетический учет кассовых операций осуществляется на счете 50 «касса» активный.

50/1 – касса организации.

50/2 – операционная касса.

50/3 – денежные документы.

По Д счета отражается поступление наличных ДС в кассу.

Д 50

К 51, 52, 90, 62, 76, 71, 91, 99.

По К счета отражается расход ДС:

Д 60, 70, 71, 76, 94.

К 50

· Оплата поставщику наличными.

· Выдача з/п

· Выдача подотчетной суммы.

· Оплата наличными услуг сторонних организаций.

· Недостача выявленная в кассе.

2. Расчетные счета открываются организацией являющейся юридическим лицом и имеющей самостоятельный баланс. Порядок открытия РС регламентируется инструкцией ЦБ РФ в соответствии с которой организация имеет право открыть один или несколько РС в учреждении банка.

Для открытия РС организация должна предоставить в банк следующие документы:

· Заявление на открытие счета.

· Копии устава и учредительных документов, заверенных нотариально.

· Копия решения о государственной регистрации юридического лица заверенную нотариально.

· 2 экземпляра банковских карточек с образцами подписей и оттиском печати организации, заверенных нотариально.

· Справка о постановке на учет в налоговой инспекции и других государственных органах.

При предоставлении этих документов между организацией и учредителем банка заключается договор банковского счета и присваивается организации номер его расчетного счета и открывается лицевой счет для учета движения ДС.

На расчетном счете организации сосредотачиваются ДС за реализованную продукцию, краткосрочные и долгосрочные кредиты, ссуды и прочие зачисления.

С РС производятся платежи организации:

Оплата поставщикам, погашение задолженности перед бюджетом государственной внебюджетной организации, уплата % по кредитам, выдача денег в кассу на выплату з/п и другие расходы.

Прием и выдача денег, безналичное перемещение денег осуществляется банком на основании утвержденных ЦБ РФ документов.

1. Объявление на взнос наличными. Оформляется организацией при зачислении своих же ДС на свой РС.

2. Чек. Является приказом банку о выдачи денег со своего РС.

3. Безналичные перечисления, их порядок и формы расчета оговорены положением «О безналичных расчетах РФ»:

- платежное поручение - это распоряжение банку о перечислении с РС денежных средств на РС другой организации.

    - аккредитив – это условное денежное обязательство принимаемое банком по поручению плательщика произвести платежи в пользу получателя средств. Расчеты с использованием аккредитива осуществляются на счете 55 «Специальный счет в банке» с./ аккредитивы.

   - платежное требование – это документ содержащий требование кредитора (поставщика) к должнику (покупателю) об уплате определенной денежной суммы.

    - инкассовое поручение – это документ на основе которого ДС с РС организации списываются в бесспорном порядке.

Организация периодически получает выписку со своего РС (перечень произведенных операций по РС организации за определенный период). Вместе с выпиской банк обязан передать оправдательные документы, подтверждающие перечисления.

Бухгалтер обязан проверить выписку. Приступая к обработке выписки бухгалтер подбирает оправдательные документы на каждую зафиксированную в выписке операцию. Выписка банка заменяет регистр аналитического учета по РС и служит основанием для записи в учетные регистры.

Синтетический учет операций по РС ведется на счете 51 «Расчетные счета» (активный)

По Д отражаются операции по зачислению ДС на РС организации в корреспонденции со следующими счетами:

50 – сданы наличные деньги в банк.

62, 90, 91 – получена выручка от реализации

66, 67 – получен краткосрочный или долгосрочный кредит

76/2 – получены штрафы, пенни, неустойки за нарушение обязательств.

62 – получен аванс от покупателей и др.

По К счета 51 отражаются суммы перечисленные с РС организации в корреспонденции с Д счетов:

68 – уплата налогов в бюджет

69 – перечислены страховые взносы

50 – получено в кассу

60 – оплачено поставщикам

55/1 – создание аккредитива

66, 67 – оплата задолженности банку по предоставленным кредитам

58 – осуществлены вложения, инвестиции

70 – выплата ЗП на банковские карты работников

75 – выплата дивидендов

И др.

Дебетовое сальдо показывает остаток денежных средств на РС организации.

При использовании журнально-ордерной формы БУ в организации используются следующие учетные регистры для отражения операции по расчетному счету:

· Журнал-ордер №2

· Ведомость №2

3. Отечественные организации могут вест расчеты с иностранными организациями в иностранной валюте. Для осуществления операций в иностранной валюте организация открывает валютные счета.

Операции в иностранной валюте подразделяются на:

· Текущие валютные операции. (Переводы в РФ и из РФ для осуществления экспорта или импорта, получение и предоставление краткосрочных денежных кредитов, переводы в РФ и из РФ %, доходов, дивидендов)

· Валютные операции связанные с движением капитала. (прямые инвестиции, а так же получение и предоставление организацией долгосрочных кредитов.)

Валютные операции могут совершать резиденты или нерезиденты.

Резидент – это физическое лицо имеющее постоянное местожительство в РФ и юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ и находящиеся на его территории.

Нерезиденты – это физические лица имеющие ПМЖ за пределами РФ и юридические лица созданные в соответствии с законодательством иностранного государства и находящиеся на его территории.

Порядок отражения в учете операций на ВС такой же как на РС. Основным документом на перечисление денег является заявление, также банк обязательно предоставит выписку с ВС составленную в 2х валютах.

Учет В Средств ведут на счете 52 к которому могут быть открыты следующие субсчета:

1. ВС внутри страны

2. ВС за пределами страны

3.транзитный счет.

Счет 52/1 является активным.

По Д счета 52/1 отражаются операции связанные с поступлением валюты в корреспонденции со следующими счетами:

51, 57 – приобретение иностранной валюты.

66, 67 – зачисление краткосрочного или долгосрочного валютного кредита от банка.

50 – возврат не использованной валюты

91/1 – отражена положительная курсовая разница по операции в иностранной валюте.

По К счета 52/1 отражаются перечисления денег с ВС в корреспонденции со следующими счетами:

60 – оплачены счета иностранным поставщикам.

76 – перечислена кредит. задолженность.

91/2 – оплачены услуги банка, отражена отрицательная курсовая разница по операции в иностранной валюте.

75/2 – перечислены дивиденды учредителям нерезидентам.

66, 67 – погашена задолженность по кредитам.

68 – перечислена задолженность по налогам и сборам бюджету.

Синтетический учет иностранной валюты ведется в 2х оценках6 валюте иностранного государства и валюте России.

4. Специальные счета в банке открываются организацией для осуществления контроля за целевым использованием средств, предназначены для расчета с поставщиками или подрядчиками по средствам аккредитивов, расчетных чеков, банковских карт.

Учет ведут на счете 55 к которому открываются следующие субсчета:

55/1 – аккредитивы

55/2 – чек. Книжки

55/3 – депозит. Счета

55/4 – специальные карточные счета. Для учета сумм по пластиковым карточкам.

55/5 –

55/6 –

Корреспонденция счетов по счету 55:

1. Д55 К51,52 – открыт аккредитив

2. Д55 К66, 67 – открыт аккредитив за счет кредит. Средств.

3. Д55 К86 –

4. Д60 К55 – Оплачена задолженность поставщикам, выдан аванс.

5. Д70, 75 К55 – выплата дивидендов работникам или учредителям.

6. Д66, 67 К55 – погашена задолженность по кредитам за счет аккредитива.

Специальные счета в банке могут открываться в иностранной и национальной валюте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.235.247 (0.063 с.)