ТОП 10:

Доходы и социальная защита населения.



Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту, это конечная цель действия каждого участка рыночной экономики, объективный и мощный стимул массового повседневного предпринимательства.

Главный принцип социальной политики в сфере доходов можно сформулировать так: «Все не могут быть богатыми, но никто не должен быть бедным». Это значит, что богатства достигают в одиночку, а от бедности обороняются сообща.

Иными словами, рыночная экономика построена так, чтобы сильный, предприимчивый получил свободу действия, а слабый – поддержку государства. Свободу – сильным, защиту – слабым. Такова стратегия рыночного общества.

Доход есть денежная оценка результатов деятельности физического (юридического) лица как субъекта рыночной экономики, это денежная сумма, регулярно и законно поступающая в его непосредственное распоряжение.

Доход всегда представлен деньгами. Это значит, что условием его получения является эффективное участие в экономической жизни общества: живем ли мы на зарплату или за счет собственной предпринимательской деятельности – в любом случае мы должны сделать нечто, полезное для других людей.

Следовательно, сам факт получения денежного дохода есть объективное свидетельство участия данного лица в экономической жизни общества, а размер дохода – показатель масштаба такого участия.

Все расходы на производство несут собственники факторов производства. Поэтому доходы первоначально сосредотачиваются в их руках. А поскольку собственник каждого фактора производства выполняет определенную функцию в рыночном производстве, то и первичное формирование доходов получило название «функциональное распределение доходов».

«Функциональные» доходы, зависящие от соотношения спроса и предложения на данный фактор производства, представлены следующими видами:

1) Зарплата наемных работников в рыночном сектора;

2) Жалование служащих в государственном секторе;

3) Прибыль крупных предпринимателей и компаний;

4) Рента земельных собственников и домовладельцев;

5) Доходы мелких собственников (комбинация зарплаты, прибыли, ренты, процента и дивидендов).

Структура совокупного дохода не зависит от источников поступления доходов, «объединяя» и прибыль предпринимателя, и пособие по безработице. Поскольку фактический размер дохода устанавливает объективную имущественную иерархию социальных групп, то в этом случае принято говорить о «вертикальном распределении доходов».

Между «функциональной» и «вертикальной» характеристиками совокупного дохода имеется существенное отличие. Функциональное распределение сводит совокупный доход к доходам только собственников факторов производства. Вертикальное же распределение есть результат перераспределительного вмешательства государства в сферу дохода, благодаря чему доходами располагают даже такие группы (например, нетрудоспособные или безработные), которые не могли бы их иметь, если бы общество удовлетворялось только функциональным распределением.

Доход, получаемый физическими лицами, делится на три части – оплата налогов, текущее потребление и личные сбережения.

Доход, оставшийся после уплаты налогов, называется «чистым личным доходом». Именно по отношению к нему каждый доходополучатель решает одну и ту же проблему:

как распределить его между «потреблением» (расходами на текущий спрос) и «сбережением»?

Соотношение между «сбережением» и «потреблением» чистого личного дохода зависит, прежде всего, от его величины и уровня процента.

Полное потребительское применение дохода означало бы его равенство с расходами. Однако в реальности увеличение размера дохода сопровождается опережающим увеличением его «сберегаемой» части.

Наибольшая часть чистого личного дохода направляется на личное текущее потребление. Это значит, что основная масса личных доходов сразу же возвращается в экономику в виде потребительских расходов доходополучателей. Следовательно, объем и структура экономики страны во многом зависят от размера и структуры «потребляемой» части доходов.

Выделяют три основных направления потребительских расходов: 1) товары кратковременного пользования; 2) товары длительного пользования; 3) услуги (жилье, медицина, туризм).

Удельный вес расходов на продукты питания в структуре личного дохода - объективный показатель уровня жизни в данной стране: чем меньше эти расходы, тем выше уровень благосостояния.

Динамика объема каждого из трех направлений потребительских расходов – своего рода барометр экономической конъюнктуры. В период экономического подъема происходит «бум» на товары длительного пользования и услуги. Но именно они испытывают, и первые удары при ухудшении экономической ситуации – не случайно же многие кризисы в рыночном хозяйстве начинаются, как раз с трудности сбыта товаров длительного пользования (срок службы которых превышает год).

Отсюда следует, что спросу на товары длительного пользования и услуги присущи более значительные колебания, чем рынку краткосрочных товаров. Это придает занятому здесь бизнесу рисковый характер.

 

Налог на прибыль организаций.

Налог на прибыль является одним из важнейших федеральных налогов, играющим фискальную и регулирующуюроль.

В настоящее время налог на прибыль регулируется главой 25 НК РФ.

Плательщики налога на прибыль разделяются на две группы:

§ российские организации;

§ иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи, в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением указанных игр.

Налог на прибыль не уплачивают также организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивающие единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, а также организации, уплачивающие налог на игорный бизнес.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью признается:

§ для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ;

§ для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ;

§ для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

 

Виды налогов в РФ.

В зависимости от экономического содержания налогов, объекта налогообложения, уровня представления и использо­вания налоги можно классифицировать в следующие группы (рис. 16.3).

По способу обложения, или по экономическому содержа­нию, налоги делятся на:

1) Прямые. Уплачиваются непосредственно хозяйствующими субъектами и прямо пропорциональны платежеспособнос­ти (подоходный налог с физических лиц, налог на землю, налог на прибыль). Прямые налоги взимаются непосред­ственно в фиксированной сумме с дохода или с имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недопо­лучения дохода. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные, земельные налоги и др.;

2) Косвенные. При этом субъект налога и его носитель не со­впадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене или тарифу и являются налогами на потребителей товара, ра­боты, услуги. Так, например, акцизы на табачные и алкоголь­ные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих това­ров и становится фактическим плательщиком налога. К кос­венным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошли­ны, монопольный налог. Косвенные налоги изымаются иным, менее заметным образом посредством введения государствен­ных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых по­купателем и поступающих в государственный бюджет.

По уровням представления в бюджеты налоги и сборы в России подразделяются на:

- федеральные налоги и сборы. Перечисляются в обществен­ный бюджет, устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Фе­дерации;

- налоги и сборы субъектов Российской Федерации — уста­навливаются Налоговым кодексом РФ, республиканскими законодательными актами и обязательны к уплате на терри­тории соответствующих субъектов РФ;

- местные налоги и сборы. Поступают в местный бюджет, ус­танавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного са­моуправления и обязательны к уплате на территориях соот­ветствующих муниципальных образований.

В зависимости от направления использования налоги быва­ют общими и специальными:

- общие налоги поступают в бюджет государства на финанси­рование общегосударственных мероприятий;

- специальные налоги имеют строго определенное назначение (например налоги, на реализацию ГСМ поступают в дорож­ные фонды и предназначены для строительства и текущего ремонта дорог).

В соответствии с Налоговым кодексом РФ утверждены три группы налогов и сборов: федерального уровня, регионально­го (субъекта Федерации) и местного.

К федеральным налогам и сборам относятся:

- НДС (налог на добавленную стоимость);

- акциз на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

- налог на прибыль (доход) организаций;

- налоги на доход от капитала;

- подоходный налог с физических лиц;

- взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

- государственная политика;

- таможенные пошлины и таможенные сборы;

- налоги на пользование недрами;

- налоги на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- лесной налог;

- экологический налог и др.

К региональным (субъектов Федерации) налогам и сбо­рам относятся:

- налоги на имущество организаций;

- налоги на недвижимость;

- дорожный налог;

- транспортный налог;

- налог с продаж;

- налоги на игровой бизнес;

- региональные лицензионные сборы и др.

Местные налоги и сборы:

- земельный налог;

- налог на имущество с физических лиц;

- налог на рекламу;

- налог на наследование и дарение;

- местные лицензионные сборы и др.

Основу налоговой системы РФ составляют налог на при­быль, НДС, акцизы и таможенные сборы, налог на имущество предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, плата за землю, обязательные платежи во внебюджетные фонды.

Налоговая политика — составная часть финансовой по­литики; система правовых норм и организационно-экономи­ческих мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на фе­деральном и региональном уровнях) и органами местного само­управления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами.

Основные цели налоговой политики:

1) обеспечить полноценное формирование доходов бюджет­ной сферы РФ, необходимых для финансирования деятель­ности органов государственной власти и местного самоуп­равления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;

2) содействовать устойчивому развитию экономики, приори­тетных отраслей и видов деятельности отдельных террито­рий, малого предпринимательства;

3) обеспечить социальную справедливость при налогообложе­нии доходов физических лиц.

Становление новой для России налоговой системы (введена в 1992 г.) проходило в жестких условиях политических, эконо­мических и структурных преобразований. Изменения налоговой системы предусмотрены в Налоговом кодексе и направлены на решение задач создания рациональной налоговой системы, обес­печивающей сбалансированность общегосударственных и част­ных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию на­ционального богатства России, благосостоянию ее граждан, уменьшению числа налогов и снижению общего налогового бре­мени.

Краткие выводы

1. Главным средством перераспределения ВВП служат бюд­жет и налоги.

2. Государственный бюджет — это система доходов и рас­ходов правительства. Основной источник доходов — налоги, обязательные платежи физических и юридических лиц.

3. Государственный бюджет — система бюджетов, включаю­щая федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.

4. Дефицит государственного бюджета — это превышение расходов государства над его доходами. Высокий уровень бюджетного дефицита приводит к инфляционным процессам в экономике.

5. Налоги — это обязательные платежи домашних хозяйств, предприятий и граждан в бюджет государства. Источниками налогов могут быть различные формы дохода (заработная пла­та, прибыль, доход и т.д).

6. Федеральные налоги и сборы действуют на территории всей страны, налоги и сборы субъектов РФ — на территории соответствующих субъектов РФ, местные налоги и сборы — на территории муниципальных образований.

7. Налоговые сборы должны быть умеренными, ибо высо­кие налоговые ставки могут снизить экономическую актив­ность хозяйствующих субъектов.

8. Бюджетно-налоговая политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни или ее ограничение и осуществляется через государственные расходы и сбор на­логов.

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.81.210 (0.01 с.)