Банк России: цели деятельности, выполняемые функции и его роль как мегарегулятора финансового рынка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Банк России: цели деятельности, выполняемые функции и его роль как мегарегулятора финансового рынка.



С 1 сентября 2013 года полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков переданы Банку России. С этого дня Центральный банк РФ становится мегарегулятором финансовых рынков страны. Рассматривая Банк России в новом статусе, необходимо отметить, что были расширены цели его деятельности в связи с наделением его новыми полномочиями. Предпосылками создания мегарегулятора финансовых рынков в России послужило:

- фрагментарность регулирования финансового рынка;

- «раздутые» государственные бюджеты на содержание многочисленных регулирующих органов (структур) финансового рынка, в том числе административного персонала, и одновременно с этим низкая эффективность работы таких органов;

- противоречия нормативных правовых актов и недостаточность правового обеспечения деятельности участников финансового рынка и дублирование функций регулирующих органов;

- отсутствие единого координационного центра контроля и мониторинга за финансовым рынком.

Если цели деятельности Банка России до передачи ему полномочий ФСФР России ограничивались защитой и обеспечением устойчивости рубля, развитием и укреплением банковской системы Российской Федерации, обеспечением стабильности и развития национальной платежной системы, то после получения полномочий ФСФР России к целям его деятельности добавились развитие финансового рынка Российской Федерации и обеспечение его стабильности (ст. 3 Закона о Банке России в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 N 162-ФЗ и от 23.07.2013 N 251-ФЗ). Целями деятельности Банка России являются:

· защита и обеспечение устойчивости рубля;

· развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

· обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;

· развитие финансового рынка Российской Федерации;

· обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Соответственно расширились функции, выполняемые Банком России. Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

1.1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

4.1) осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

8.1) принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);

9.1) осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

10) осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

В связи с новыми целями деятельности и функциями Банка России произошло расширение его компетенций, что привело к соответствующим изменениям в организационной структуре и органах управления Банка России, которые выразились в следующем.

1. Коллегиальный орган Банка России - Национальный банковский совет - стал именоваться Национальным финансовым советом.

2. Председатель Банка России, во-первых, стал назначаться на должность не на четыре года (как раньше), а на пять лет; во-вторых, был расширен перечень оснований, по которым он может быть освобожден от должности.

3. Изменилась численность Совета директоров Банка России. Согласно ст. 15 Закона о Банке России (в ред. Закона N 251-ФЗ) в состав Совета директоров входят, помимо Председателя Банка России, еще 14 (а не 12, как раньше) членов Совета директоров.

Члены Совета директоров по-прежнему назначаются на должность Государственной Думой, но сроком не на четыре года (как раньше), а на пять лет (ст. 15 Закона о Банке России в ред. Закона N 251-ФЗ).

Свои решения Совет директоров принимает большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров, но при кворуме в восемь, а не семь (как раньше) человек (ст. 16 Закона о Банке России в ред. Закона N 251-ФЗ).

Статья 17 Закона о Банке России (в ред. Закона N 251-ФЗ) подтвердила правило, согласно которому Совет директоров должен заседать не реже одного раза в месяц, а его заседания назначаются Председателем Банка России либо лицом, его замещающим, или по требованию не менее четырех членов Совета директоров (а не трех, как раньше).

4. Создан новый постоянно действующий орган - Комитет финансового надзора. Он объединяет руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его регулирующих, контрольных и надзорных функций в сфере финансовых рынков.

Положение о Комитете финансового надзора и его структура утверждаются Советом директоров Банка России, а его руководителя назначает на должность Председатель Банка России из числа членов Совета директоров Банка России (ст. 76.3 Закона о Банке России).

 

31. Страховой рынок России: формирование и тенденции развития.

В начале 90-ых годов в РФ началось возрождение национального страхового рынка. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ «О страховании» от 27.11.1992 г. В 1992 году на базе правления Госстраха был создан Росгосстрах. В тоже время был создан Росстрахнадзор – Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были переданы контрольные функции за отечественным рынком. В 1996 году Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора при Министерстве финансов РФ.

Риски, связанные с качеством активов, продолжат занимать центральное место в риск-профилях компаний. В условиях все большего ужесточения требований некоторые компании сталкиваются с невозможностью в короткие сроки произвести замену активов по причине их фиктивности, низкой ликвидности или завышенной стоимости, а также отсутствия финансовой поддержки от акционера. Неподготовленность или отсутствие у ряда компаний возможностей для быстрой адаптации к стремительно происходящим изменениям и ужесточению регулятивных норм и надзорной политики ставят под вопрос их финансовую устойчивость, что приводит к снижению рейтингов и регулятивным санкциям.

На финансовый результат страховщиков в 2017 году продолжат давить кредитные риски, связанные с отзывом лицензий у банков и неисполнением обязательств контрагентами. Снизить вероятность реализации кредитных рисков отдельным страховщикам позволят разработка качественной системы управления рисками, оперативный мониторинг рисков, а также высокие требования к финансовой устойчивости контрагентов, в том числе в части наличия и уровня кредитного рейтинга.

Многие страховые компании столкнутся с необходимостью осуществления докапитализации уже в 2017 году. Неспособность или незаинтересованность некоторых акционеров в осуществлении подобных вливаний может привести к уходу с рынка ряда игроков и будут способствовать дальнейшему росту концентрации страхового рынка.

 

В 2017 году прирост взносов будет обеспечен в основном сегментом инвестиционного страхования жизни, и без учета рынка страхования жизни страховой рынок может продемонстрировать отрицательную динамику взносов. Запуск новых продуктов и решений – франшиза, телематические устройства, страхование отдельных наиболее востребованных рисков, улучшение сервиса, повышение клиентоориентированности и внедрение IT-технологий – позволит поддержать спрос на добровольные виды, что окажет позитивное влияние на динамику страхового рынка.

Роль страхования в России явно не соответствует ни масштабам экономики страны, ни вызовам, с которыми приходится стране сталкиваться. Страхование не играет решающей роли в защите от ключевых рисков. Виды страхования и те проблемы, с которыми сталкиваются население, бизнес и власть, крайне слабо связаны. Нужно обновить повестку дня в отрасли, и эта повестка должна не столько рефлексировать над внутренними проблемами страхования, сколько над решением задач всей страны.

Ключевые места в риск-профиле страховой отрасли, помимо рисков сегмента ОСАГО, в 2018 году займут риски отсутствия глобальной цели развития и риски, связанные с агрессивным ростом инвестиционного страхования жизни. В условиях разработки концепции санации страховщиков и активного роста страховых «дочек» госбанков также выделяется риск огосударствления отрасли. Сохранение значимости операционных рисков будет поддерживаться продолжающимися процессами изменения формата отчетности. На второй план в 2018 году отойдут кредитные и регулятивные риски, а также риски, связанные с качеством активов страховых компаний.

В условиях отсутствия драйверов роста рынка (без учета страхования жизни) в 2018 году стагнация на нем продолжится. Темпы прироста взносов составят 2–3%, объем не превысит 1 трлн рублей. Положительный вклад в динамику рынка внесут ДМС за счет инфляции стоимости медицинских услуг и продвижения программ страхования от онкозаболеваний, страхование от несчастных случаев и болезней, которое будет поддерживаться оживлением на рынке потребкредитования, а также страхование имущества граждан благодаря продвижению коробочных продуктов. В сегментах страхования автокаско и страхования имущества юридических лиц будет наблюдаться сокращение премий, а в ОСАГО – стагнация. По прогнозу RAEX (Эксперт РА), страховой рынок в 2018 году с учетом страхования жизни вырастет на 9–10%, а его объем преодолеет отметку 1,4 трлн рублей. В то же время агентством отмечаются риски, связанные с агрессивными продажами инвестиционного страхования жизни через банки, реализация которых может нанести значительный репутационный ущерб сегменту страхования жизни и существенно изменить динамику развития рынка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.007 с.)