Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Заботливый, Творец, Правитель
В Средние века для того, чтобы поддерживать порядок и защищаться от набегов викингов, вестготов и вандалов, вокруг деревень сооружали стены, а вокруг замков рыли рвы. Позднее первые американские поселенцы расчищали землю вокруг своих хижин, чтобы было легче увидеть подкрадывающихся диких животных или индейцев. В наши дни угроза благополучию человека носит не столь непосредственный и драматический характер; но люди до сих пор устраивают газоны около дома и строят стены вокруг своих участков, выражая все то же желание безопасности и порядка. Антрополог Энджелес Аррьен полагает, что люди, ориентированные на устойчивость и стабильность, тяготеют к предметам квадратной формы, подразумевая, что даже физические тела обладают архетипическими свойствами. Поэтому неудивительно, что так много людей в период образования семьи хотят приобрести «дом в колониальном стиле» — квадратные здания с квадратными же, симметрично расположенными выходами. И, конечно, они предпочитают такой безопасный автомобиль с квадратными формами, как «Вольво». Такие желания людей обычно проистекают из архетипических образов Заботливого, Творца и Правителя. Заботливый особенно остро осознает уязвимость человека, но он озабочен не столько собственными вопросами, сколько решением проблем окружающих людей. Именно поэтому 12-летний подросток может более уверенно чувствовать себя, оставшись дома ухаживать за младенцем, а не сидя в одиночестве. Творец осуществляет контроль, создавая стихотворение, музыкальное произведение, картину или какой-либо товар. Вспомните фильм «Влюбленный Шекспир». Шекспир страдает от своего бессилия. Он не достигает успеха в карьере. Он любит женщину, которая является женой другого. Поэтому, после восхитительного любовного приключения с ней, он изливает все свои чувства в пьесе «Ромео и Джульетта». Акт структурирования опыта в художественную форму дает чувство контроля и открывает мир неземной красоты. Правитель стремится контролировать ситуации, особенно если они начинают ускользать из рук. Задача Правителя — сделать жизнь максимально предсказуемой и стабильной. Он недвусмысленно заявляет: «У меня все под контролем». Расценивая все человеческие ситуации как исходно нестабильные, Правители
вместо них вырабатывают процедуры, политику, обычаи и привычки, которые должны способствовать порядку и предсказуемости В фильме «Элизабет» (художественной версии биографии королевы Елизаветы I) показан процесс превращения молодой, идеалистически настроенной женщины в королеву, которая не справляется со своей ролью до тех пор, пока не овладевает архетипом Правителя Заботливый, Творец и Правитель находят удовлетворение в такой среде, которая выглядит стабильной старой части города, больших основательных зданиях, мощных автомобилях и приборах, окультуренных садах и парках, комфортабель- В древности лес рассматривали как сосредоточение хаоса, неопределенности и сексуальности С другой стороны, современный газон или садик отражают страх перед этими силами и желание контроля,стабильности и безопасности ной и хорошо подобранной обстановке; в том, что они сами спроектировали; технологии, которая повышает степень контроля над окружающей средой. Все это помогает сделать бизнес рентабельным. Заботливый предвосхищает потребности людей, видит, что можно сделать для того, чтобы они чувствовали себя сытыми и в безопасности. Творец берет на себя функцию новатора, изобретая новые товары, новые производственные процессы, новые организационные и маркетинговые структуры и подходы. Правитель управляет этими новыми структурами, наблюдая за качеством их функционирования. Сегодня желание стабильности и контроля сталкивается с определенными препятствиями, поскольку темп современной жизни настолько высок, что нам приходится соприкасаться с ситуацией, которая меняется не только ежедневно, но и ежечасно. Руководители компаний признают, что даже если они в течение одного года все делают правильно, в следующем году рыночные, экономические и законодательные условия будут совершенно иными, и поэтому все дело придется переосмысливать и реструктурировать. Слияния и приобретения фирм выбивают почву из-под ног рабочих, заставляя их постоянно менять стиль жизни, а иногда и проходить обучение в совершенно новых областях. Культура и искусство получают великолепное финансирование в течение одного года, но оно может полностью отсутствовать в следующем.
Поскольку неопределенность жизни, особенно современной, носит тотальный характер, архетипы Творца, Заботливого и Правителя являются особенно полезными для современных брендов. Если они не прикрываются ностальгией, а толкуются в современном и актуальном контексте, они учат нас сохранять порядок и стабильность, а также соотносить наши желания с происходящими переменами. Глава 13 Заботливый Девиз: «Возлюби ближнего своего как самого себя»
Заботливый — это альтруист, которым движет сочувствие, щедрость и желание помогать окружающим. Вы можете вспомнить Маркуса Уэлби, Флоренс Найтин-гейл, принцессу Диану, мать Терезу, Альберта Швейцера, Боба Хоупа, или любую заботливую мать или отца. Заботливый опасается нестабильности и трудностей не столько для себя лично, сколько из-за их последствий для окружающих, которые менее удачливы и стойки. Следовательно, смысл жизни заключается в том, чтобы давать другим. Фактически, больше всего Заботливый опасается, что что-нибудь случится с его любимыми людьми — и при этом прямо на его глазах. В фильме «Жизнь прекрасна» любовь к сыну является настолько сильным мотивирующим фактором отца, что кажется почти нереальным, что он сам убит, поскольку его ребенок спасен. Этот архетип также связан с образом Бога как любящего Отца, заботящегося о своих чадах. Самые наглядные образы Заботливого ассоциируются с сиделкой, старомодным деревенским врачом, участковым полицейским, учителями и т. п. Но истинная природа Заботливого, равно как и наши отношения с этим архетипом, гораздо более глубока и сложна, точно так же, как запутаны наши отношения с настоящими Заботливыми в нашей жизни. На протяжении длительного времени символы Заботливого, выраженные главным образом через мощную материнскую фигуру, постепенно становились все более сентиментальными и демоническими. В своей статье в журнале «Newsweek» Анна Квиндлен указывает, что миссис Копперфильд и Марми в «Маленьких женщинах» превозносятся как образцы добродетели, тогда как с Матерью в «Сыновьях и любовниках», миссис Беннет в «Гордости и предубеждении» и смешной миссис Портной авторы обошлись более жестоко. Бруно Беттельхейм описывает, как в легендах и сказках для детей материнская фигура часто разделяется на две противоположности: абсолютно злая ведьма или мачеха и абсолютно добрая волшебница или крестная мать. Как видите, нам очень сложно рассматривать сложную фигуру Заботливого как единое целое. В доисторические времена люди вырезали маленькие фигурки Богини-Матери, которая точно так же, как и в наши дни, должна была посылать силу для деторождения и поддержания жизни детей, предоставляя им пищу, комфорт и воспитание. На протяжении всей истории архетип Заботливого ассоциировался и с материнским, и с отцовским желанием защитить детей и готовностью сделать все необходимое для них, даже если это потребует значительных жертв — но одновременно, и с темным страхами превышения власти и непомерного контроля.
Заботливый Желание: защитить людей от возможного ущерба.
Цель: помогать окружающим. Страхи: эгоизм, неблагодарность. Стратегия: делать добро окружающим. Ловушка: мученичество, попадание в ловушку окружающих. Награда: сочувствие, щедрость.
Один классический греческий миф, вызывающий в памяти и любящую, и разрушительную стороны Заботливого, — миф, ставший основой религиозного культа, длившегося тысячи лет — подробно описывает огромную любовь богини плодородия Деметры к своей дочери Персефоне. Когда Аид, повелитель царства мертвых, похитил Персефону, Деметра впала в такое отчаяние, что ходила по всей земле в поисках своей дочери, не в силах ни есть, ни спать. Когда она узнала, что произошло с Персефоной, она не позволила расти злакам, что угрожало голодом всему человечеству; облегчение принесло лишь возвращение ее дочери. В этой истории Персефона каждый год спускается в подземное царство. Когда ее мать горюет по утраченной дочери, на земле наступает зима. Объясняя желание иногда придать демонический характер роли Заботливого (в данном случае — материнской роли) для того, чтобы освободиться от его власти, Анна Квиндлен пишет в своей статье в «Newsweek»: «Вот ваш блестящий шанс, фрейдисты! Ворчливая или высокомерная, теплая или едкая, она занимает такое же центральное положение в жизни ребенка, как солнце». Понимание сложности архетипа Заботливого и наших с ним отношений исключительно важно для того, чтобы мы смогли осознать всю глубину и многосторонность этого архетипа в сообщении, который посылает бренд. Оно имеет решающее значение для того, чтобы сделать этот архетип полезным для современных покупателей, которые прекрасно понимают, насколько запутанная вещь — оказание заботы, до какой степени это чревато конфликтами, жертвами и насколько сложно оказывать реальную поддержку, а не душить своей заботой. Вот что пишет А. Квиндлен: Материнство [и, хочется нам добавить, большинство форм оказания заботы] в огромной степени состоит из трансцендентной незаметной работы, которая кажется противоречивой, что полностью соответствует истине. Как вы можете с такой силой любить человека, который делает вас до такой степени сумасшедшей и предъявляет: настолько высокие требования? Как вы можете посвящать себя занятию, которое не избежно вытесняет вас на периферию, или вообще делает ненужной? Как мы можем радостно соглашаться с представлением о том, что мы перестали быть центром нашей собственной Вселенной?1
Заботливого можно увидеть в опекуне, альтруисте, святом, родителе, помощнике и человеке, оказывающем поддержку В процессе нашей работы над «Улицей Сезам» нам очень помогло, что мы постоянно помнили о естественном человеческом напряжении между материнством и удушением*. Эта метафора очень полезна для сравнения родителя, кричащего в полной панике своему ребенку: «Не лезь на дерево! Ты можешь упасть!», с тем, который спокойно говорит: «Если ты хочешь залезть на дерево, хорошенько подумай об этом. Когда будешь лезть наверх, тщательно продумай, как ты будешь спускаться вниз». Всем, начиная от продавцов и мерчандайзеров до создателей шоу, полезно помнить, что «Sesame Street», без всяких сомнений, материнский бренд. Если остальные шоу для дошкольников норовят подсластить реальность, «Sesame Street» честно говорит о таких проблемах, как утраты, расовые и культурные различия, гнев и т. д., но делает это очень конструктивно и в полном соответствии с возрастом своей зрительской аудитории. Недавняя рекламная кампания Blue Cross / Blue Shield успешно затронула эти же вопросы и в то же самое время стала современным руководством для родителей. Сильная и уверенная мама обнимает свою дочку примерно девяти лет, произнося следующие слова: Я остановлю тревогу на границе. Поскольку у меня есть пропуск, открывающий двери. Куда бы мы ни шли, С нашим планом Голубого Креста и Голубого Щита Мы защищены. Что меня заботит? Сохранить навечно в памяти этот отпуск. Таков мой план, Позаботиться о... Их разуме. Их теле. Их духе. Их здоровье. Еще одна очень современная рекламная кампания в стиле Заботливого, признающая тот факт, что забота — это очень сложная задача, изображает девочку примерно того же возраста, прильнувшую к руке своей матери, на которой написаны следующие слова: «Оставайся в моей жизни». Далее идет разговор о том, насколько было бы проще, если бы дети появлялись в этом мире, снабженные инструкцией по пользованию, но, поскольку этого нет, мы можем лишь надеяться, что сможем смеяться вместе с ними, петь вместе с ними, учить их шутить, слушать и разговаривать. Реклама заканчивается такими словами: «Родители -средство против наркотиков». AT&T, знаменитый бренд Заботливого, некогда славился своими прекрасными рекламными кампаниями о заботе и связи. К самым знаменитым следует отнести рекламу под названием «Джо позвонил», в которой печальный и одинокий день становится великолепным для пожилых родителей, потому что их сын Джо позвонил им из-за границы. Хотя реклама «Дотянись и дотронься» была очень трогательной и эффективной, она буквально приглашала конкурентов пародировать ее. Один из таких рекламных макетов MCI изображала рыдающую женщину, которую успокаивал ее муж, — но плакала она не потому, что была тронута звонком своего сына, а из-за того, что она была расстроена высокой стоимостью звонка. Однако со временем компания MCI поняла, что индивидуальность, основанная только на цене, мешает стать ей истинным лидером в своей отрасли. Компания поступила очень мудро, выбрав характерную индивидуальность Заботливого, позиционируя свое следующее крупное снижение цен в рамках программы, названной «Друзья и семья MCI». Все люди, которые важны для вас, и те, для кого важны вы, могут подписаться на эту программу, и все вы получите скидку. Реклама этого предложения была очень теплой и эмоциональной, и AT&T потерпела полное поражение. Дело заключалось даже не в том, что ее главный конкурент узурпировал суть архетипа Заботливого для рекламы междугородных и международных телефонных переговоров — он сделал это более современно: не просто сентиментально и тоскливо, но и практично, непосредственно и блистательно.
____________________________________________________________ 'Anna Quindlen, «A New Roof on an Old House», Newsweek, Vol. 135, Issue 23, June 5, 2000, p. 84. * В оригинале текста — игра слов: mothering — материнство; smothering — удушение. - Примеч. пер.
Еще одно современное направление демонстрирует бренды и рекламные кампании в стиле Заботливого, воспевающие способность мужчин к воспитанию детей; несмотря на сильное сопротивление, которое им приходится преодолевать, они очень трогательны. Они служат мощным социальным подтверждением лучших намерений большинства мужчин. Например, в каталоге фотографий «Land's End» мужчина, одетый в классический деловой костюм, склонился над своим ребенком в типичной позе Заботливого. Подразумеваемое послание говорит следующее: «Со мной ты в безопасности». Он собирается подняться по лестнице вместе со своей маленькой дочкой. Его рука лежит на ее плече. Надпись гласит: «Бизнес не столь важен. Предстоящая вам вторая по важности встреча — с вашим главным исполнительным директором». Бренды, пытающиеся примирить инстинкт Заботливого с окружающим миром, который зачастую обесценивает его, не оказывают немедленного рыночного эффекта; они играют конструктивную роль в эволюции нашей культуры.
МИР ЗАБОТЛИВОГО Хотя самые сложные или современные выражения инстинкта Заботливого помогают сегодняшним потребителям примирить свое желание быть щедрыми и заботливыми с внешними конфликтами и давлением сегодняшней жизни, иногда бренд может добиться успеха, заявляя о своей абсолютно непрактичной тяге к более совершенному, заботливому миру. Классическим примером являются супы компании Campbell, которые навевают воспоминания о домашней еде, семье и материнской любви, нередко вызывая даже чувство ностальгии. Фактически, позиционирование этой компании никогда не вызывает отказа. В результате семьи хранят «Campbell's soup» в кухонных шкафах, и при этом абсолютно не важно, как часто они едят его. В визуальном отношении все виды рекламы выглядят словно картины Нормана Рокуэлла. Сентиментальная музыка создает фон, а родители демонстрируют своим детям любовь и заботу. В одном из самых известных рекламных роликов маленький мальчик, гордо несущий своей маме цветок в горшке, неожиданно роняет горшок. Мама усаживает сына с миской супа и сажает цветок в новый горшок. Музыкальный фон подчеркивает счастливые воспоминания детства о постоянных проявлениях материнской любви. В 1998 году в рекламной кампании появилась новая свежая тема «Хорошо для тела, хорошо для души». В рекламе, ставшей стержнем всей кампании, маленькая девочка впервые приходит в дом своих приемных родителей, она ошеломлена и крайне смущена. Когда ее приемная мать приносит ей миску супа, девочка говорит: «Моя мама всегда готовила мне этот суп». Женщина обнимает ее и отвечает: «Моя мама тоже»1. Компания Stouffer ' s позиционирует себя аналогичным образом, в рекламе красной нитью проходит такая мысль: «Нет ничего, что сильнее напоминало бы родной дом». Типичная реклама изображает сидящую за столом и дружески беседующую семью. Самый младший сын сидит на коленях отца, а мама любовно смотрит на дочь-подростка. Текст рекламы уверяет, что у «Stouffer's» такой вкус, как будто он приготовлен дома. Midwest Express Airlines, обещающие своим клиентам просторные кресла и массу внимания, также на самом деле предоставляют опыт, вызывающий ностальгические воспоминания о доме и матери, что может оказаться особенно важным для тех пассажиров, которые боятся полетов. Кто-то должен был найти недорогой способ дать людям почувствовать, что о них заботятся. Решение таилось в шоколадном печенье. Во время полета вы начинаете ощущать аромат пекущегося печенья. Затем стюардессы начинают разносить это печенье в корзиночках, и это помогает пассажирам почувствовать себя счастливыми детьми, только что вернувшимися из школы и встреченными матерью, только что испекшей печенье. Сегодня многие люди полагают, что, в отличие от более поверхностных устремлений, именно заботливое отношение дает реальный опыт, придает настоящую ценность жизни. Красивая реклама косметики компании Eckerd. com изображает счастливую маленькую девочку, бегущую по траве, с отпечатком губной помады на щеке. Реклама гласит: «Я клянусь проводить меньше времени в поисках руби-ново-красной губной помады, и у меня останется больше времени на другие вещи». Реклама обещает: «Вы быстро и легко найдете все необходимое — поэтому вы сможете уделить больше времени более важным вещам... например, жизни». Зачастую Заботливый гораздо лучше заботится о других, чем о самом себе. Компания Sunsweet продает упаковки чернослива с изображением пышущей здоровьем взрослой женщины и надписью следующего содержания: «Для вашего здоровья... и счастья». И продолжает: «Приобретите хорошую форму благодаря вашему личному тренеру, научитесь готовитесь более здоровую пищу, пройдите курс омоложения на курорте с минеральными водами, запечатлите на фотографии ваши приключения или начните посещать школу профессиональных водителей». Lincoln Financial Group использует изображение мужчины, с удовольствием занимающегося рыбной ловлей в океане, снабдив картинку следующей надписью: «Я всегда был предан своему бизнесу. Я всегда был предан своим клиентам. И я всегда был предан своим акционерам. Сейчас единственное, чего мне хочется — это уделять чуть больше времени поискам рыбы альбули». Ясно, что мужчина говорит о том, что он очень много отдавал, а сейчас для него наступило время получать. _______________________________________________________________________________ 1 Bernice Kanner, The 100 Best TV Commercials... and Why They Worked (New York: Times Business, 1999), p. 196.
Уровни Заботливого Вызов: увидеть кого-либо в беде. Первый уровень: заботиться о тех, кто нуждается в ухаживании. Второй уровень: сбалансировать заботу о себе с заботой об окружающих. Третий уровень: альтруизм, забота о мире. Тень: мученичество, беспомощность, чувство вины.
Возможно, сегодня самое элегантное и легко доступное сообщение относительно заботы о самом себе провозглашает реклама наручных часов «Concord». Простые слова «Опоздай» написаны на четком изображении руки взрослого человека, обнимающего ребенка, или на изображении женщины, безмятежно спящей в своей постели. Бренды, заботящиеся о Заботливом, прекрасно работают, поскольку они оказывают болшую пользу всему миру.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 1439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.034 с.) |