Педагогические условия обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста посредством народной игры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические условия обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста посредством народной игры



 

В ходе анализа теоретических исследований и практического опыта нами были определены соответствующие педагогические условия. При этом мы обращали внимание, чтобы ведущий вид деятельности, тесно соотносился с этапами обогащения активного словаря ребенка и методическими действиями взрослого.

В частности, на первом этапе - обогатительно-репродуктивным - ведущим видом деятельности, является художественно-речевая деятельность, на котором происходило погружение детей в лексику. На этом этапе педагогическом условием, является создание положительного эмоционального фона для погружения детей в коммуникативно-речевую среду.

Ведущим видом деятельности на втором этапе – учебно-уточняющем, выступает учебно-речевая деятельность, на которой происходит ориентация дошкольников в лексическом запасе. На втором этапе педагогическим условием выступает взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями в работе по развитию словаря детей. На третьем этапе – продуктивно-развивающем – ведущем является игровая деятельность, на которой происходит дифференциация слов и их активное употребление в речи. На этом этапе педагогическим условием выступает интеграция целенаправленной словарной работы в различных видах речевой деятельности (художественно-речевая, учебно-речевая, игровая).

На протяжении всех этапов работы педагогическим условием выступало, соблюдение последовательности этапов развития словаря детей (погружение, ориентация, дифференциация, активное употребление) по приоритетноcти индивидуальных форм словарной работы над общегрупповых.

Методика представляет собой систему педагогических действий и разноуровневой организации обучения: на уровне партнерского взаимодействия «воспитатель – дети», «дети – дети», «ребенок – дети», «ребенок – родители».

На уровне создания надлежащего дидактико-методичеcкого обеспечения; на уровне внедрения поэтапной методики обучения, где каждый из этапов, имея специфическую цель и соответствующие ей содержание, методы и формы работы, выступает одновременно органической составляющей непрерывного процесса обогащения активного словаря.

Рассмотрим описанные этапы более подробно.

На первом этапе – обогатительно-репродуктивном– происходило погружение старших дошкольников в фольклорную среду с использованием народных игр. В частности, дети усваивали лучшие формы литературного языка, что способствовало обогащению словаря, пониманию слов, интересу к слову. Средствами развития словаря на рассматриваемом этапе выступили такие народные игры, как «Гуси-лебеди», «Лис» и другие, театрализованные представления.

Взрослый в таком случае занимает позицию организатора речевого общения, а ребенок - позицию слушателя, собеседника, репродуктивного деятеля. Во время просмотра театрализованных представлений, чтения литературных текстов, игровых упражнений дети погружались в коммуникативно-речевую среду.

Для реализации первого этапа подобраны соответствующее дидактико-методичеcкое сопровождение, при использовании таких народных игр, как: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень». Предложенное дидактико-методичеcкое сопровождение способствует развитию интереса старших дошкольников к содержанию слова, инициативности словоупотребления, стремление к словообразованию и словоизменению. По завершении первого этапа работы прогнозировался такой результат: воспитание устойчивого интереса к содержанию слова, инициативность словоупотребления, умение изменять предложенные слова и создавать собственные.

На втором этапе – учебно-уточняющем– происходит ориентация ребенка в словарном запасе и дифференциация в учебно-речевую деятельность, что позволяет старшим дошкольникам систематизировать словарь, обеспечивает усвоения синонимов, антонимов, многозначных слов. Из числа методов и приемов на втором этапе работы подобраны такие способы: лексические упражнения, дидактические словесные игры, комментируемые рисования. Позиции педагога и ребенка были такими: воспитатель – координатор, инициатор; ребенок – участник общения.

Во время выполнения упражнений на создание смысловых оттенков значений слов (существительных, глаголов, прилагательных), подбор антонимов, синонимов, омонимов, упражнений на развитие восприятия образного слова, занятия с отработкой понимания значения слов, следует реализовывать такое педагогическое условие, как взаимодействие детского сада с семьями в работе по обогащению активного словаря детей. Дидактико-методичеcкое обеспечение на втором этапе – уже больше используются такие народные игры, как "Чок-чок сапожок", которые способствуют развитию точности словоупотребления; увеличению количества и качества слов; пониманию слов и умению их объяснить. Конечным результатом словарной работы на втором этапе предполагалось уместно употребление слов разных частей речи в собственной речи; понимание значения слов разных частей речи, умение их объяснить.

Третий этап – продуктивно-развивающий– предусматривает активное употребление слов в неcтимулированной речи ребенка. Методами и приемами работы выступили: такие народные игры, как  «Гуси-лебеди», «Наседка и цыплята», «Лис» и другие.

Воспитатель и дети общались как равноправные партнеры. На данном этапе использовалось такое педагогическое условие, как интеграция целенаправленной словарной работы в различных видах речевой деятельности (художественно-речевая, учебно-речевая, игровая).

Внедрение описанного педагогического условия происходило во время ввода в речь детей образных выражений, поговорок, пословиц, экспрессивной лексики. Усвоенные и уточненные в учебно-речевой деятельности слова дошкольники дифференцировали в художественно-речевой деятельности, активно употребляли в игровой деятельности.

Предложенное дидактико-методичеcкое сопровождение способствуют формированию взаимооценки и самооценки правильности употребления лексики. Кроме того, старшие дошкольники в таких условиях принимают активное участие в общении на правах равноправных собеседников, что способствует активизации словаря, умению отстаивать свою позицию. Беседа детей в таких условиях будет проходить в непринужденной, спокойной атмосфере, в которой они смогут обмениваться репликами и вопросами. Отметим, что значительное количество детей будут пытаться оценить высказывания партнеров.

По завершении третьего этапа работы воспитатель может прогнозировать достижения такого результата: употребление в собственной речи образных выражений, поговорок, пословиц, экспрессивной лексики; cформированность самооценки и взаимооценки правильности употребления лексики.

На протяжении всех этапов работы, целесообразно реализовывать такое педагогическое условие, как обеспечение последовательности этапов развития словаря детей (погружение, ориентация, дифференциация, активное употребление) по приоритетноcти индивидуальных форм словарной работы над общегрупповыми.

И хотелось в заключении сказать, что русские народные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, обогатят их активный словарь.

 

 


Выводы по главе 2

 

В ходе изучения организационно-педагогических основ обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе народной игры, было проведено экспериментальное исследование на базе образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад «Василёк» с. Доброе». В эксперименте участвовало 45 детей и 3 воспитателя.

В ходе эксперимента было выявлено, что уровень активного словаря детей имеет не достаточно высокий уровень развития. Дети понимают практически все слова, но не могут самостоятельно применить их в речи. Затрудняются с выражением своих мыслей. Не могут описать увиденное. Высказывания детей бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.

Рассказ по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически правильных фразах. При этом недостаточное владение лексикой легко обнаруживается при усложнении речевого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко. Дети используют, в основном существительные.

В ходе беседы с воспитателями МБДОУ «Василёк», было установлено, что из трех воспитателей, только один использует в своей работе народные игры по развитию активного словаря.

Анализируя результаты проведенного исследования, мы пришли к выводу, что постоянное использование народных игр способствует развитию речи ребенка, обогащению ее языка образцами народной мудрости, знакомит ребенка со всем, что ее окружает, сеет в душе добро, воспитывает уважение и любовь к родному языку. На протяжении всех этапов работы, целесообразно реализовывать такое педагогическое условие, как обеспечение последовательности этапов развития активного словаря детей.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словаря детей старшего дошкольного возраста и мы раскрыли понятия как «активного словаря», так и «пассивного словаря».

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто) в речи. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Пассивный словарь это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит.

Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

2. Раскрывая роль народной игры в обогащении активного словаря детей, мы выяснили, что наиболее эффективным методом развития и обогащения активного словаря дошкольника, является игровая деятельность. Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.

Народные игры – это игры, которые устойчиво характерны, типичны для данного народа и признаются таковыми национальным сознанием. Они включают различные виды: подвижные, спортивные, детские, юношеские, музыкальные, речевые, хороводные, фокусы, ролевые игры и т.д. В широком смысле к народным играм относят и традиционные забавы (ходули, качели, катание с гор и т. п.), народные упражнения и состязания (подъем и метание камня, прыжки, борьбу, скачки и др.).

Народная игра – игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях оговоренности, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным. Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным. Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другим сторонам культуры.

Таким образом, народная игра, как и любая другая игра, выполняя различные воспитательные функции (развивающую, познавательную, развлекающую, диагностическую, корректирующую и др.) может служить средством приобщения детей к народной культуре и является одним из средств формирования навыков общения у детей дошкольного возраста.

Соответственно, включая народные игры в педагогический процесс, мы улучшаем навыки общения дошкольников, развиваем активный словарь дошкольников, увеличиваем их интерес к культуре родной страны и прививаем навыки патриотического воспитания.

3. На основе определенных нами критериев был выявлен уровень сформированности активного словаря у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование на базе образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад «Василеёк» с. Доброе». В эксперименте участвовало 45 детей, 3 воспитателя.

Нами были обозначены такие критерии сформированности активного словаря у детей старшего дошкольного возраста и соответствующие им показатели, как: объем словаря (количество слов в активном словаре ребенка, количество понимаемых слов), состав словаря (соотношение разных частей речи, наличие литературной лексики), осознанность смысловой стороны слов (предметная точность употребления слов, умение заменить слово равнозначным, умение подобрать слово с противоположным значением, умение обобщающей функции слова)

Установлено, что высокий уровень сформированности активного словаря имеют 6 (13,3%) детей, средний – 30 (46,7%) детей, низкий – 9 (20%) детей. Большинство детей понимают практически все слова, но не могут самостоятельно применить их в речи. Затрудняются с выражением своих мыслей. Не могут описать увиденное. Высказывания детей бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически правильных фразах в основном с применением существительного и глагола, реже используются местоимения, прилагательные, наречия. При этом недостаточное владение лексикой легко обнаруживается при усложнении речевого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко. Затрудняются в нахождении обобщающих слов, антонимов и синонимов.

Диагностика уровня сформированности активного словаря старших дошкольников основывалась на методиках О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной и Е. А. Стребелевой.

4. Проанализировав работу воспитателей по использованию народной игры в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста, было установлено, что не все воспитатели используют в своей работе народные игры по развитию активного словаря. Это связано с тем, что многие из них используют другие способы работы с детьми. В то же время единичные случаи из практики показывают, что постоянное использование народных игр способствует развитию речи ребенка, обогащению ее языка образцами народной мудрости, знакомит ребенка со всем, что ее окружает, сеет в душе добро, воспитывает уважение и любовь к родному языку. Например, такие народные игры, как: «Ладушки-ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», «Чок-чок, сапожок».

На основе анализа теоретических исследований и педагогического опыта были выделены следующие педагогические условия:

1. Создание положительного эмоционального фона для погружения детей в коммуникативно-речевую среду с помощью народных игр;

2. Соблюдение последовательности этапов развития словаря детей (погружение, ориентация, дифференциация, активное употребление);

3. Взаимодействие дошкольного учебного заведения с семьей в работе по обогащению активного словаря детей с привлечением народных игр.

Перспективой дальнейших исследований может быть экспериментальная проверка выявленных педагогических условий, а также разработка методики использования народных игр в обогащении активного словаря дошкольников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ от 17 октября 2013 г. №1155 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержа- нию и организации режима работы в дошкольных организациях —Сан- ПиН 2.4.1.3049-13.

4. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Академия. - 2000. – 400 с.

5.   Баева, А. И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи / А. И. Баева. - Логопед. - 2009. – №2. - 43с.

6. Белая, К. Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. / К. Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 128 с. 6. Будже Т. А. и др. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО. – М.: Московский центр качества образования, 2014. – 160 с.

7. Белошистая А. В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста // Пед. технологии. - 2010. - № 2. - С.     3-8.

8.  Бойкова, С. В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР / С. В. Бойкова. – Логопед в детском саду. – 2006. - №3.

9. Борохович Л. Ю. Нетрадиционные формы развития культуры общения дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 7. – С. 64-73.

10.  Вершина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О. М. Вершина. - Логопед, 2009. –    34 с.

11. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – СПб.: Лабиринт, 2006. – 56 с.

12.  Гаркуша, Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи / Ю. Ф. Гаркуша. – М.: Хранитель, 2012.

13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев – М., 2001. – 150 с.

14.  Глухов, В. П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // В. П. Глухов – М.: АРКТИ, 2002. – С. 35-44

15. Грибова, О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас / О. Е. Грибова, Т. П.  Бессонова. – М.: АРКТИ, 1999. – 120 с.

16. Губанова Н. Ф. Социокультурное развитие дошкольников средствами игры / Н. Ф Губанова, М. В. Губанов // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2014. – № 2. – С. 15.

17. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Изд-во “детство-пресс», 2014.

18. Друппова И. Ю. Дидактические игры В. В. Воскобовича в развитии коммуникативно-игровой деятельности старших дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 4. - С. 62-64.

19.  Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи / Л. Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1981. – С. 59-63

20.  Жукова, Н. С. Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи / Н. С.Жукова. – М.: Просвещение, 1975. – 74 с.

21.  Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстовой. – М.: - 1979.- 65 с.

22.  Исаева, Т. И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях / Т. И. Исаева. - Школьный логопед. – 2006. – №4. – С. 17–30

23. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Л. А. Парамоновой. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.

24. Коноваленко С. В. Игра: ее значение в психической жизни ребенка и коррекционно-развивающем процессе // Коррекционная педагогика. – 2010. - № 1. - С.61-67.

25.  Короткова, А. В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня /  А. В., Короткова,  Е. Н. Дроздова. - Логопед.- № 1.- 2009. – 26 с.

26.  Лаврентьева, А. Формирование семантической стороны речи /А. Лаврентьева. - Дошкольное воспитание. – 2006. – №8. – с. 3

27. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи /Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова.– СПб., 2011. – 195 с.

28. Левшина Н. И.Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности / Н. И. Левшина, Л. В. Градусова // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 6. - С. 94-103.

29. Леонова О. А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом: практ. пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 90 с.

30.  Леонтьев, А. Н. Язык, речь, речевая деятельность / А. Н. Леонтьев. – М., - 2005.

31. Линчук Л. А. Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы // Логопед. - 2014. - № 6. - С. 84-93.

32. Лопатина, Л. В Преодоление речевых нарушений у дошкольников /      Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрекова.– СПб.: Союз, - 2001. – 180 с.

33. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. – М., - 2004. – 100 с.

34.  Макарова, В. Н. Комплекс контрольно-тестовых заданий по курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» /              В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой, В. И. Яшиной.– Орел.: Изд-во ОГУ, 2002.– 48с.

35.  Мещерякова, Л. В. Формирование лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР / Л. В. Мещерякова. - Логопед. – 2004. – №6

36.  Нищева, Н. В. Организация коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе детского сада / Н. В. Нищева. - СПб.: 2009. – 120 с.

37.  Носкова Г. С. Учиться играя и обучаться в игре // Дошк. педагогика. – 2013. – № 9. – С. 25–29.

38.  От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика синтез, 2014. – 368с.

39.  Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.

40.  Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.

41. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников и сюжетная игра / Е. О. Смирнова, У. Рахимова // Соврем. дошк. образование. Теория и практика. – 2011. – № 6. – С. 76–79.

42.  Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей /Л. Н. Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 96 с.

43.  Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада / В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. под ред. Ф. А. Сохина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

44.  Спирова, Л. Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова. – М.; 200. – 75 с.

45.  Стародубова, Н. А. Учебное пособие Теория и методика развития речи дошкольников / Н. А. Стародубова. - Академия, 2008. – 256 с.

46.  Ткаченко, Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т. А. Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2002. – 48с.

47. Ткаченко, Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и практических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками / Т. А. Ткаченко. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2012. – 104 с.

48.  Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / науч. рук. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н. В. Федина. – М.: Просвещение, 2010.

49. Уфимцева Л. П. Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 6. - С. 39-51.

50. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2008. – 240 с.

51. Ушакова, О.С. Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. - Детский сад от А до Я.- №2 (14), 2005. – 9 с.

52. Ушакова О. С Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

53.  Филичева, Т. Б. Логопедическая работа в специальном детском саду: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Т. Б Филичева, Н.А. Чевелёва. – М.: Просвещениие, 2010. – 142 с.

54. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями / Т.Б. Филичева, А.В. Соболева. – Екатеринбург: Изд-во «Арго», 2010. - 80с.

55.  Хватцев, М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей / М. Е. Хватцев. – СПб.: КАРО, Дельта +, 2009. – 272с.

56.  Чеурина Н. В. Использование игр-драматизаций при формировании связной речи у детей // Начал. шк. – 2008. - № 4. – С. 18-20.

57.  Шаховская, С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии / С. Н. Шаховская. – М.: Экономика, 2009. – 240 с.

58. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина М., 2003. – 125 c.

59. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте./ Д. Б. Эльконии.   – М.: Педагогика, 2009. - 380 с.

60. Юрченко К. С. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников и младших школьников / К. С. Юрченко, Е. В. Аладатова, Н. А. Бесулина // Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (заоч.), 2-17 нояб. 2010 г.: в 2 ч. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Тольяттинский гос. ун-т. - Тольятти: ТГУ, 2010. - Ч. 2. - С. 79-86.

61.  Смирнова Е. О. Сюжетная игра как фактор становления межличностных отношений дошкольников // Культурно-ист. психология. – 2011. – № 4. – С. 2–8; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/kip/2011/n4/49401.shtml (23.10.2015).

62.  Аммосова В. В. Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Нач. шк. плюс до и после. – 2012. – № 3. – С. 74–78; То же [Электронный ресурс]. – URL:http://w.school2100.ru/upload/iblock/e01/e01559bac08bcdce6ab4117bf43a4560.pdf (23.10.2015).

63.  Гордейчук Н. С. Формирование коммуникативной формы речи у младших дошкольников через использование игровых ситуаций [Электронный ресурс] // Фестиваль пед. идей «Открытый урок»: [сайт]. – М., 2003-2015. – URL: http://festival.1september.ru/articles/594067/(8.12.2015).

64.  Горелова С. Н. Сюжетно-игровые занятия для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в системе физического воспитания [Электронный ресурс] // Там же. – URL: http://festival.1september.ru/articles/414488/ (8.12.2015).

65.  Иванова А. А. Развитие межличностных отношений дошкольников с помощью речевых игр: (из опыта работы логопеда) // Нач. шк. плюс до и после. – 2014. – № 2. – С. 60–63.; То же [Электронный ресурс]. – URL: (открыть ссылку) (23.10.2015).

66.  Каверова Э. А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр // Специальное образование. - 2015. - № XI. – С. 145-148; [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-zvukoproiznosheniya-u-detey-s-onr-s-ispolzovaniem-didakticheskih-igr (8.12.2015).

67.  Кислова Т. Р. Формирование межличностных отношений дошкольников в коммуникативных играх / Т. Р. Кислова, С. В. Королева // Нач. шк. плюс до и после. – 2012. – № 1. – С. 57–58; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://fusionpiter.ru/articles/interpersonal-relations(23.10.2015).

68.  Лаврухина И. В. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Путь науки. – 2014. – № 6. – С. 106–108; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://oaji.net/articles/2014/743-1408023181.pdf (23.10.2015).

69.  Овчинникова Е. В. Использование театрализованных игр в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников // Там же. – 2006. - № 3. – С. 44-51; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.logoped-sfera.ru/ispolzovanie-teatralizovannyx-igr-v-preodolenii-obshhego-nedorazvitiya-rechi-u-doshkolniko... (8.12.2015).

70.  Откидач С. П. Игра–драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Логопедический портал. – [СПб.], 30.01.2012. - URL: http://logoportal.ru/igra-dramatizatsiya-kak-sredstvo-rechevogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta/.html(8.12.2015).

71.  Уварова С. В. Особенности сюжетно-ролевой игры у дошкольников с задержкой психического развития // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 8. – С. 84-94; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-syuzhetno-rolevoy-igry-u-doshkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiy... (8.12.2015).

72.  Филиппова Е. В. Исследование игры детей дошкольного возраста с проблемами в общении / Е. В. Филиппова, Т. В. Пивненко // Психол. и образование. – 2010. – № 3. – С. 80–88.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2010/n3/31168.shtml (23.10.2015).

 


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра дошкольного образования и педагогики

ПРИЛОЖЕНИЯ

Симферополь, 2017


ОГЛАВЛЕНИЕ

Приложение А………………………………………………………………....…67

Приложение Б………………………………………………………………....…70

 


Приложение А



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 1397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.078 с.)