Анализ работы воспитателей по использованию народной игры в обогащении активного словаря детей старшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ работы воспитателей по использованию народной игры в обогащении активного словаря детей старшего дошкольного возраста



 

В наблюдениях и беседе с воспитателями детского сада «Василёк» было установлено, что большинство воспитателей не используют в своей работе народные игры для развития активного словаря дошкольников. Однако воспитатель Лапина Ирина Анатольевна старается использовать данный вид игр.

В своей работе Ирина Анатольевна особое внимание уделяет роли народных игр в развитии речи детей, в частности и активного словаря дошкольников. Всю систему работы по использованию народных игр воспитатель пытается построить так, чтобы заинтересовать им малышей, вызвать желание играя, изучать новые слова: это и разыгрывание забав и песенок, заучивание потешок, загадывания и отгадывание загадок, проведение народных игр.

Для того чтобы создать развивающую речевую среду, во время режимных моментов (умывание, одевание, кормление, сна), а также игр и бытового общения с детьми, воспитатель обращается к народным играм, потешкам. Так, например, чтобы вызвать у детей положительное отношение к умыванию, использует потешку «Водичка-вода», а процесс одевания сопровождает пословицей «Чок-чок, сапожок». Такие пеcенки-чеcтушки, как «Ладушки-ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая» и т.д., создают у детей радостное настроение, вызывают положительные эмоции, развивают тем самым активный словарь.

Многие потешки воспитатель разыгрывает, превратив в игру. Например, обыгрывание песенки «Ой ходила наседка». На столе (дворе) - колышек, птица и четверо цыплят. Дети рассматривают, обогащая при этом словарный запас. Воспитатель произносит слова потешки и показывает движения наседки.

Ой ходила наседка

Вокруг колышка.

Кво-кво-кво,

Вокруг колышка.

Ой высидела наседка

Четверо птенцов.

Ой ходила наседка

Вокруг колышка,

Водила детей-сверстников.

При повторном чтении дети повторяют отдельные слова, строки, выполняют движения.

Малыши не только охотно играют в народные игры, но и хорошо запоминают и охотно повторяют их.

Разучивание народных игр - песен и потешек воспитывает у детей любовь к родному слову, обогащают активный словарь, вызывают желание выполнять различные движения.

Для закрепления правильного звукопроизношения Ирина Анатольевна использует потешки, насыщенные доступными детям звукоподражанием: гоготанье гусей, кваканье лягушек, пение соловья, которые очень им нравятся («Летел воробей», «Зайчик, зайчик»), и с помощью которых у малышей развивается артикуляционный аппарат, речевое дыхание.

Для того чтобы ребенок правильно и четко умел произносить определенные звуки, предлагает малышам чистоговорки. Среди них: «Пеку, пеку хлебец», «Хитрая сорока» и многие другие.

На занятиях и в повседневной жизни воспитатель использует пальчиковый театр, в котором разыгрывает с детьми потешки, в игровой форме. Она сопровождает текст показом мини - персонажей, одетых на пальцы руки. Это способствует обогащению активного словаря, развитию мышц рук, вызывает радостные эмоции. Показывая малышам детскую забаву «Наши пальчики», напоминает им, что сейчас будем играть с пальчиками.

Наши пальчики маленькие,

И ровные, и красивые. (Выставляют указательный и средний пальцы)

Ушки зайчика дрожат, (Дети показывают свои пальцы)

Слушать песню хотят.

Можем с пальчиков

Мы сделать зайчиков. (Шевелит этими пальцами)

Далее все вместе поют коротенькую песенку про зайчика.

В процессе наблюдений с детьми воспитатель использует заклички, касающихся различных явлений природы - дождя, ветра, солнца. Например, во время прогулки солнышко спряталось за тучку воспитатель обращается к детям: «Дети, солнышко спряталось, давайте его позовем» и поет слова заклички:

Выйди, выйди солнышко,

На деда полечко,

На бабье зелье,

По нашему дворику,

На весенние цветочки,

На маленькие детишки.

Там они играют,

Тебя дожидаются.

Затем педагог предлагает малышам позвать солнышко вместе с ней. Они охотно повторяют слова призывы, что играя.

При возникновении детских ссор, воспитатель использует мирилки. Те кто поссорились, соединяют замком мизинец и говорят:

Мир - миром,

Пироги с сыром,

Вареники в масле,

Мы друзья красные,

Обнимимcя, помиримся.

Использует Ирина Анатольевна народные игры с речевым сопровождением, среди них «Наседка с цыплятами», «Кую-кую сапожок», «Иди, иди дождь». Для большей заинтересованности используются маски.

Таким образом, практика показывает, что постоянное использование народных игр способствует развитию речи ребенка, обогащению ее языка образцами народной мудрости, знакомит ребенка со всем, что ее окружает, сеет в душе добро, воспитывает уважение и любовь к родному языку. Однако педагогами не акцентируется внимание на значении слов, представленных в народных играх, на слова синонимы и антонимы, на слова, обозначающие предметы, признаки и действия, что в целом бы положительно отразилось на обогащении активного словаря старших дошкольников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.150.98 (0.016 с.)