Активного словаря детей старшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Активного словаря детей старшего дошкольного возраста



Критерии Показатели

Объем словаря

- количество слов в активном словаре ребенка;
- количество понимаемых слов;

продолжение табл.2.1.

Состав словаря

- соотношение разных частей речи;
- наличие литературной лексики;

Осознанность смысловой стороны слов

- предметная точность употребления слов;
- умение заменить слово равнозначным;
- умение подобрать слово с противоположным значением;
- умение обобщающей функции слова

 

 

На основе выделенных критериев и показателей сформулированы уровни сформированности активного словаря детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень.Словарь ребенка характеризуется полным объемом словаря (как активного, так и пассивного), в словаре присутствуют все части речи, нелитературная лексика отсутствует. Слова употребляются точно по смыслу, при необходимости ребенок пользуется синонимической заменой, умеет также подбирать слова, противоположного значения. Понимает слова с переносным значением и использует их в речи.

Средний уровень. Объем словаря близок к допустимому, в активном словаре преобладают глаголы и существительные. Иногда встречаются жаргонизмы. Подбор слов не всегда соответствует точному обозначению признаков (частей тела животного), затрудняется в подборе слов сходных или противоположных по значению.

Низкий уровень. Объем активного словаря ниже уровня допустимой нормы, недостатки словаря выражаются в неправильных наименованиях и в замене существительных и прилагательных местоимениями. Наблюдаются значительные трудности в подборе слов сходного или противоположного значения.

Для выявления уровня сформированности активного словаря мы ориентировались на работу О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной [52]. В старшей группе по методике этих авторов воспитателем проводились занятия (примеры занятий в Приложении А), за которыми мы наблюдали. Так, в ходе наблюдений выяснялось, имеют ли дети представления о названии предметов.

Нами было отмечено, что не все дети отвечают на просьбу назвать предметы, которые видят вокруг себя. 6 детей назвали 3-4 слова, 8 детей –    1-2, 11 детей затруднились ответить.

На вопрос воспитателя «Что означают слова... мяч, кукла, ручка…?» также не все дети смогли ответить: 13 детей пожимали плечами, задумывались, не зная как объяснить, 7 детей показывали на предметы в группе, 5 детей давали такие ответы, как «мячом мы играем, ручкой можно писать».

Когда воспитатель спросил о других значениях слова «ручка», только 2 ребенка подняли руку и ответили: «есть дверная ручка» (1 реб.), «маленькая ручка у ребенка» (1 реб.).

После прочтения стихотворения И. Токмаковой «Плим», воспитатель попросил назвать слова, которые ничего не обозначают. 5 детей придумали слова вроде «тра-та-та», ла-ла-ла», «парабам», 9 детей отказывались выполнять задания, смелись.

Наблюдение за следующим занятием позволяло выяснить умеют ли дети называть не только предмет, но и его признаки, качества, действия; подбирать слова, близкие по смыслу.

После чтения стихотворения М. Щеловановой «Утро» не все дети смогли ответить на вопрос каким было утро, каким был день, подобрать близкие по смыслу слова-прилагательные.

Также были затруднения на вопрос «что еще может быть хмурым?».  3 ребенка ответили человек, 1 – обратил внимание на настроение. На вопрос «что может быть солнечным?» большинство отвечали «солнце», но были и такие ответы "зайчик" (1 реб.), «луч» (1 реб.).

На просьбу воспитателя назвать слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом, дети стали отвечать после подсказки группы слов-глаголов (человек (что делает?) ходит, прыгает, кушает). Однако подобрать слова-глаголы с близким значением дети затруднились. На вопрос «если человек хмурится, как об этом сказать по-другому?» - 1 ребенок ответил «злится», 2 ребенка ответили «ему плохо», 4 детей сказали, что его обидели.

Не все дети смогли исправить слова в предложениях: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел».

Наблюдения за 3 занятием позволили выявить умеют ли дети называть точно предмет, его качества и действия.

На вопрос воспитателя «о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное – что это?» – 2 детей ответили мяч, 3 – апельсин, 2 – яблоко.

Дополнить другими словами: «Снег белый, холодный... еще какой? Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная)» смогли 5-7 детей. Называли, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие – 3 детей по два слова, 7 – по одному слову, 9 – затруднились ответить. Были затруднения на вопросы «кто из животных как передвигается», «кто из животных как голос подает?».

Однако дети оказывали помощь при чтении стихотворения Д. Чиарди «Прощальная игра» в нахождении противоположных по смыслу слов. Нами был сделан вывод, что слова-антонимы у многих детей в пассивном словаре, благодаря подсказке-рифме они их вспоминали.

На просьбу самим придумать противоположные по значению слова, дети в основном повторяли то, что было уже озвучено.

Далее мы проверяли каждого ребенка по укороченной схеме обследования речевого развития ребенка 5-6 лет, предложенной                      Е. А. Стребелевой [39].

Описание схемы протокола представлено в Приложении Б.

Диагностическое обследование детей мы начали с беседы. В ходе беседы устанавливался эмоциональный контакт с каждым ребенком, формировалась мотивация на выполнение заданий и отношение к работе.

Далее ребенку предлагались задания на выявление уровня развития активного словарного запаса. В протоколах фиксировались ответы дошкольников. После окончания диагностического обследования составили заключение, где отразили состояние развития активного словарного запаса каждого испытуемого.

В проведенной методике по определению уровня развития активного словаря, выявлено, что у четырех детей очень высокий уровень развития активного словаря. Значительная доля принадлежит детям со средним уровнем активного словаря – 30 детей. Низким уровнем активного словаря обладает 11 человек.

Согласно проведенной диагностике, смогли определить, что означает слова шестеро детей (высокий уровень), то есть дети без особых затруднений согут раскрыть лексическое значение слов. Значительная часть детей (12 человек) показали средний уровень, то есть им довольно сложно было обозначить слова, в определениях встречается повтор одних и тех же слов.

Большинство детей в речи используют 4-5 частей речи. Однако, главным образом, это существительные, глаголы. Также имеются союзы, местоимения. Некоторые пользуются наречиями и прилагательными. Дети умеют использовать существительные в единственном и множественном числе. С глаголами дело обстоит хуже. Часто при образовании множественного числа наблюдаются ошибки. Кроме того дети пользуются категориями совершенного и несовершенного вида.

Достаточно правильно используются предлоги.

У 6 детей с низким уровнем развития словарного запаса в речи встречаются 2-3 части речи. В основном это существительные и глаголы. Кроме того, речь таких детей скудна, невыразительна. Предложения преобладают простые нераспространенные. Дети стеснялись, боялись выразить свою мысль. Только с помощью наводящих вопросов они могли отвечать. Кроме этого можно констатировать отсутствие интереса у детей этой группы к выполнению задания.

В целом, на первом месте у детей стоит использование существительных. Затем идут глаголы (гораздо реже). Далее – местоимения и прилагательные в простой степени. Наречия, прилагательные в сравнительной и превосходной степени не использует практически никто из детей. Это недостаточный уровень развития активного словаря детей данного возраста.

К тому же многие дети затрудняются начать рассказ, им трудно выразить понятно и связно свою мысль или ответить на заданный вопрос. Практически никто из детей не владеет навыками ведения рассказа. Монологическая речь состоит из 1-4 слов.

Результаты представлены на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1. Уровень сформированности активного словаря

 

Таким образом, в ходе эксперимента было выявлено, что уровень сформированности активного словаря детей не достаточно высокий. Дети понимают практически все слова, но не могут самостоятельно применить их в речи. Затрудняются с выражением своих мыслей. Не могут описать увиденное. Высказывания детей бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.

Рассказ по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически правильных фразах. При этом недостаточное владение лексикой легко обнаруживается при усложнении речевого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко. Дети используют, в основном существительные.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.012 с.)