Методические основы использования народной игры в дошкольном возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические основы использования народной игры в дошкольном возрасте



 

Народная игра – это, прежде всего, один из видов человеческой деятельности. Есть в игре свое духовное начало, есть материальная сторона: игрушки, игровые снаряжения. Но основу игры составляют действия играющих, многие игры не требуют никаких игровых предметов (например, «Салки»,  «Колдунчики»,  «Горелки»).

Бережное сохранение национальных традиций, самобытности национального облика каждого народа является одним из назначений традиционных народных игр. Все народы ценят и стремятся осуществить общечеловеческие идеалы добра, справедливости, честности, дружелюбия, смелости, выдержки, целеустремленности, верности слову, великодушия, скромности, но проявляется это у каждого народа в своем национальном своеобразии.

Исследователи и практики педагогики выделяют определенные признаки, характерные для традиционных народных игр. В. М. Григорьев предлагает следующую характеристику традиционных народных игр: продолжительность бытования, распространенность ее в народе, признание игры «своей», то есть выражающей особенности характера, культуры и быта данного народа, вполне типичной, характерной для него.

При этом он обращает внимание на то, что одна и та же игра может быть «своей, родной» сразу для нескольких народов и что сами понятия «народ», «народный» исторически меняются. Так, в XIX веке слово «народный» часто понималось как «простонародный», относящийся к необразованным классам, в основном к крестьянам. В настоящее время понятие «народ» охватывает все слои общества, включая интеллигенцию. И каждый человек вносит свой вклад в сокровищницу народного творчества.

Как уже отмечалось, игры существовали у всех народов без исключения, на какой бы ступени развития они ни находились. Давно стало распространенным изречение: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети». Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно заметили, что именно детские игры помогают ярко представить седую старину. Много из того, что было характерно для быта, а с веками исчезло, сохранилось лишь благодаря детским играм.

В педагогической литературе существует достаточное количество классификаций игр. Классификация игр дает основание уточнить их целевое назначение, позволяет ориентироваться в многообразии игровых объектов, создает возможность осмысленного использования разнообразных игр.

Классификация игр может быть представлена по разным основаниям.

Интересный подход к классификации игр сделан Е. Н. Добринской и          Э. В. Cоколовым, которые классифицируют игры следующим образом:

• по содержательному признаку (военные, спортивные, художественные, экономические, политические);

• по составу и количеству участников (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые);

•  по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие).

В педагогической литературе также принято делить игры детей на три большие группы:

• игры с готовыми «жесткими» правилами;

• игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий;

• игры, в которых присутствуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.

Деление это, конечно, условно, так как практически в любой игре есть «вольное» творческое начало и присутствуют правила.

Предоставления народным играм приоритетное значение в процессе обогащения активного словаря детей дошкольного возраста объясняется тем, что они аккумулируют в себе слова-знаки народной культуры – многозначные понятия-символы, которым предоставляют роль своеобразного средства передачи информации от поколения к поколению о культурно-историческом прошлом народа.

Через овладение словами-знаками происходит усвоение детьми национальной культуры. Народная игра в дошкольном образовании имеет многоаспектное развивающее-воспитательное воздействие. Анализ детских игр показал, что те игры, процессуальный компонент которых построен как воспроизведение определенного устойчивого текста, дает возможность обогащать активный словарь детей новой лексикой и активизировать её в речи на репродуктивном уровне.

Игры, в процессе которых дети путем межличностного ролевого общения свободно пользуются накопленным словарным запасам (преимущественно творческие игры), способствуют решению задачи укрепления начальных умений общаться на языке.

В речевом развитии дети овладевают первыми элементами грамотности: изучают наизусть стихи, скороговорки, считалки. В практике воспитателей народные игры делятся на несколько групп.

К первой группе относятся подвижные игры с текстом-диалогом: «Козы», «Афанасий», «Черное - белое», «Гуси», «У гусей», «Жмурки», «Наседка»,  «Ворон»,  «Серый кот»,  «Железный ключ» и др.

Ко второй группе относятся хороводные игры с пением. Текст этих игр знакомит детей с трудовыми процессами, с обычаями народа. Это такие игры, как «Соловей-Разбойник», «А мы просо сеяли, сеяли...», «Мак», и др.

Третью группу составляют игры развлекательного характера, в которых отражены народные обычаи («Елочка», «Чей венок лучше?», «Ходит тыква по огороду», «Как у нас у ворот», «Ой есть в лесу калина», «Ой на горе рожь»).

Значительное количество народных игр воспитатели используют для закрепления звукопроизношения, звукоподражания. Среди них: «В волоcянку», «Строки», «Гуси», «Ку-ку, ку-ку, птичка», «Прослужил я в год», «Длинноносый журавль» и др. Например, с детьми для упражнения в произношении гласных звуков и регулирования силы голоса можно предложить им игру «В волоcянку».

Уместно использовать в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения отдельные подвиды народных игр, что позволяет их классификация, по которой к таким играм относятся считалки, прибаутки, скороговорки, звукоподражательные игры, небылицы и другие традиционные детские игры малых форм, подвижные, хороводные и театрализованные игры (вертеп и другие кукольные представления) и др.

Считалки в играх, отобранные для использования в учебно-воспитательном процессе воспитателями дошкольного учебного заведения, на основании их анализа по специфике организации содержательного компонента распределяются на cюжетно-логичеcкие (повествовательные), бессюжетные (звукоритмичные), логичные и cюжетно-диалогичеcкие.

Современными воспитателями доказано, что многократное повторение считалок обогащает активный словарный запас дошкольников словами разных частей речи, влияет на грамматический строй речи, позволяет детям почувствовать колористические особенности языка.

Значительно распространенными в детских народных играх, считаются считалки, относящихся к бессюжетному способу построения речи. Значение этой группы считалок для формирования и обогащения активного словаря детей дошкольного возраста в том, что ритмичность и многократное повторение отдельных слов и звукосочетаний усиливает внимание ребенка к слову, способствует формированию четкого звукопроизношения - необходимого условия правильной речи.

В учебно-воспитательном процессе считалки с логическим звукорядом приоритетно используются с целью активизации в речи дошкольников числительных.

В народных играх среди считалок есть такие, которые построены на основе ритмично организованного cюжетно-диалогичеcкого звукоряда.

Cюжетно-диалогичеcкие считалки по особенностям их процессуального компонента в воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения соответствуют цели формирования у детей коммуникативных умений, в частности диалогической речи.

Четко проявленную направленность на обогащение активного словаря, развитие звукопроизношения и совершенствования орфоэпических умений вещания имеют скороговорки, в процессе произнесения которых дети с увлечением играют звуками и словами.

Обогащение активного словаря детей с использованием в учебно-воспитательном процессе традиционных народных игр опираются на этнокультурные игровые традиции народа. Одной из них является игры-звукоподражания. В указанных играх воплотилась страсть детей к игре звуками. Сутью звукоподражательных игр является уподобление произнесения, речитативу-пропевания пения жаворонка, соловья, желтобрюха, карканье вороны, вой волка и голосов других существ. Самым распространенным среди народных звукоподражательных игр является уподобление кваканью лягушек.

Своеобразными словесными играми, которые выступают и в функции регулятора детских отношений (например, примирение после ссоры) и как развлечение, является примерение. В процессуальном компоненте примирения значительное место занимает речитативное произнесения текста и двигательная активность детей. Кроме того, произнесения примерения сопровождается своеобразной пантомимой, которая имеет импровизационный характер, что придает примирению игровое значение. Обогащение активного словаря дошкольников в процессе применения примирения обусловлено вербальным компонентом каждой из них.

Обеспечению положительного эмоционального фона воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и одновременно обогащению активного словаря детей способствует рассказывание воспитателем небылиц.

Насыщенные положительными эмоциями юмористические рассказы, шуточные импровизации привлекательны для детей старшего дошкольного возраста. Так что содержание большинства юмористических произведений составляет бытовая тематика - в их основу положены явления семейного быта, недостатки человеческого характера, поведения, отношения между людьми, они самопроизвольно обогащают речь дошкольников соответствующей лексикой, а их национально-колористические особенности формируют у детей ощущение знакомства с родным языком.

Своеобразное влияние на обогащение активного словаря детей дошкольного возраста имеют развлечения в форме надоедливых сказок. Их игровой эффект достигается приемом бесконечности - повторов отдельной фразы с определенным ее варьированием. Тексты игр указанного вида способствуют обогащению речи детей характерными для фольклорной речи лингвоcтилиcтичеcкими средствами: эпитетами и сравнениями: образными высказываниями, фразеологизмами, синонимами и антонимами; словами с суффиксами, предоставляющих различные оттенки значений.

Естественным для воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения, особенно для прогулок, является использования закличек и прибауток. Например, когда солнышко зайдет за тучу, воспитатель помогает детям вспомнить соответствующую закличку. Значение заклички для обогащения активного словаря дошкольников очевидно - ее содержание обогащает воображение ребенка образами природы, способствует активизации в речи семейно-бытовой лексики, применению ласкающей формы речи (солнышко, зелье, дворик, цветочки), формированию его выраженности и т.п.

Анализ игр по критерию лекcико-cемантнчного наполнения доказал пригодность для использования в целях обогащения активного словаря детей дошкольного возраста народных подвижных и хороводных игр, в частности, таких («Охотник и бобер», «Воробей», «Ворона», «Волк», «Дедушка Макар», «Зайчик», «Лис», «Наседка», «Лисичка», «Маринка», «Несчастный половник», и др.). Не уступают им своим развивающе-воспитательным воздействием авторские игры, построенные по принципу народности.

В дошкольных образовательных учреждениях целесообразно использовать народные музыкальные игры В. Верховинца, поскольку речь является органической частью реализации их содержательного и процессуального компонентов. В. Верховинец является автором сборника народных музыкальных игр «Веcняночка», где он во вступлении доказывает, что «благодаря играм можно воспитать в ребенке все свойства, которые мы чтим у людей, и которые нам хотелось бы привить малышей различными рассказами, беседами и обучением. Репертуар "Веcняночки" автор построил на основе фольклорного материала, собственных произведений и лучших образцов, заново переосмысленной музыкально-игровой детской литературы своих современников. Каждая игра несет в себе глубокую смысловую нагрузку и имеет конкретно определенную цель. Путь к цели лежит через выполнение задач, поставленных перед ребенком в игре. Эти задачи отмечаются исключительным разнообразием. Они постепенно усложняются, но, периодически повторяясь в другом изложении и в другой игровой ситуации, хорошо выполняются детьми. Подавляющее большинство игр «Веcняночки» - это небольшие сказки и полуcказочные, где действительность тесно переплетается с вымыслом. В играх реалистично бытового плана, хороводах и танцевальных композициях также существует определенный элемент условности, который открывает пространство для свободных домыслов дошкольников.

Значительное место в «Веcняночке» занимают игры на тему труда, в которых дети под песню исполняют ритмичные движения, свойственные тому или иному процессу труда. В своих играх «Веcняночка» предлагает детскому вниманию широкий выбор разнообразных «работ», от простых, предназначенных для одного человека («Ладушки-ладушки»), до сложных оптовых («Динь-динь», «Вышли в поле косари», «Два петушка»). Особую привлекательность по всем народным играм предоставляют песни, собранные в народе или созданные выдающимися музыкальными деятелями. На страницах «Веcняночки», кроме песенного наследия ее автора, можно встретить немало произведений Лыcенко, Леонтовича, Cтеценко и других поэтов, чье образное слово вдохновляло композиторов на создание высокохудожественной песенной литературы для детей.

Для игр «Веcняночка» В. Верховинец написал немало небольших попевок, в которых ощущаются интонации детской разговорной речи («Улитка-Павлик», «Пеку, пеку хлебец», «Труби, Григорий, в варежку», «Сделай круг» и многие другие). Построенные на базе ладотональных особенностей народной песни, они в то же время напоминают маленькие мелодии-говора, которые так часто любят составлять сами дети, когда обращаются друг к другу или, шутя, передразнивают товарищей.

Попевки детям очень нравятся. Напевая их во время игры, или при какой другой возможности, они тем самым обогащают свой активный словарь. Вместе с играми и песнями в «Веcняночку» вошли и танцевальные движения. Так, на страницах «Веcняночки» можно встретить много весенних хороводов («Шум»,  «Кривой танец»,  «Дружба»).

На основе исследований О. И. Капицы, Г. М. Науменко игры условно можно разделить на виды:

а) подвижные (спортивные) игры;

б) обрядовые (календарные);

в) по отношению к природе (природные);

г) трудовые (бытовые)

д) с ведущим (водящим);

ж) драматические (с элементами театрализованных действий)

К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.)

 Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарем. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеек», «Гори, гори ясно»,  «Солнышко», «Кострома» и др.

По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берег ее. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.

Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я веселая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.)

 Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведет игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке»).

 Игры – забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребенка и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «По кочкам»,  «Баба сеяла горох» и др.

Драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идет коза по лесу», «Дрёма» и др.)

Анализ игр с готовыми правилами дает основание выделить элементы игровой регламентации: личные цели играющего; положительные и отрицательные стимулы, связанные с изменением, сохранением игровых ролей и с окончанием игры; факторы регулирования времени и пространства игры.

Следующим этапом, является разработка воспитателями занятий с целью развития активного словаря дошкольника.

Викторина «Заморочки из бочки»: (воспитатели вытаскивают вопросы и отвечают).

- Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)

-  Главная роль в народной игре? (водящий)

- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

- Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

-  В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)

-  Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)

- Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)

- Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь» и др.)

- Назовите игрушки наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)

- Для чего используется кукла - Масленица? (эта кукла не для игры, атрибут праздника, сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое)

- Назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, загадки)

- Что такое загадка? (краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно разгадать).

Организовать народные игры не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Народные игры универсальны, поскольку их проведение в зависимости от погодных условий возможно как внутри детского сада, так и на спортивной площадке. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольника является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, педагог пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В ходе игры педагог привлекает внимание детей к еѐ содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко, стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.

Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятельно и с удовольствием. Только в этом случае они научатся в любой игровой ситуации сами регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дети будут приобретать важные качества, необходимые им в жизни.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования активного словаря дошкольника.

Русская народная игра «У медведя во бору»

Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за

грибами и напевают песенку:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

Медведь постыл

На печи застыл!

Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила игры: медведь выходит из берлоги после произнесения последних слов песни. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

Русская народная игра «Горелки».

Играющие встают парами друг за другом. Впереди на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

- Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Благоприятное влияние на обогащение активного словаря дошкольников и развития их речи являются народные театрализованные игры. За основу содержательного компонента театрализованных игр могут браться разные жанры народного творчества, в том числе и детский игровой фольклор - детские песенки, заклички, потешки, языковые игры, сказки и т.д. Особая роль в содержательном и процессуальном компонентах театрализованных игр принадлежит сказкам как фольклорному жанру большой воспитательной значимости, что связано, в частности, с их влиянием на эмоциональную сферу дошкольников.

Реализуя принцип обеспечения целостности воспитательного процесса, эти произведения успешно могут использоваться как сценарии театрализованных игр. На отбор содержательной основы театрализованных игр влияет и такая характеристика, как пригодность текста к воспроизводству средствами процессуального компонента театрализованных игр, главный из которых - возможность конструирования ролевых диалогов. Поэтому, отобранные для инсценировки художественные произведения, анализирует воспитатель.

Итак, для обогащения активного словаря дошкольников, использование в воспитательном процессе предпочтение должно отдаваться таким играм, которые по своему лекcико-cемантичеcкому составу являются образцовыми для детей и вместе с тем их языковые и невербальные средства способствуют ознакомлению детей, прежде всего на чувственно-эмоциональном уровне, с национальной культурой народа.

Выводы по главе 1

 

В ходе изучения теоретических основ обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе народной игры, выявлено, что изучением данного вопроса занимались многие ученые.

В работе над словарем детей дошкольного возраста, было определено два основных направления: работа над активным словарем и над пассивным словарем.

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Пассивный словарь это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит.

Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

Наиболее эффективным методом развития и обогащения активного словаря дошкольника, является игровая деятельность.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.

Народная игра - игра реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях оговоренноcти, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным. Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.

Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры.

Таким образом, народная игра, как и любая другая игра, выполняя различные воспитательные функции, (развивающую, познавательную, развлекающую, диагностическую, корректирующую и др.) может служить средством приобщения детей к народной культуре и является одним из средств формирования навыков общения у детей дошкольного возраста.

Соответственно, включая народные игры в педагогический процесс, мы улучшаем навыки общения дошкольников, развиваем активный словарь дошкольников, увеличиваем их интерес к культуре родной страны и прививаем навыки патриотического воспитания.

 

ГЛАВА 2.

СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.154 (0.059 с.)