Роль народной игры в обогащении активного словаря детей старшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль народной игры в обогащении активного словаря детей старшего дошкольного возраста



 

Игры существовали у всех народов без исключения, на какой бы ступени развития они ни находились. На гробницах и в храмах древних египтян, ассирийцев и вавилонян сохранились изображения гимнастических и других игр наряду с изображением героических битв и самих героев. Вместе с утварью первобытных народов в глубоких слоях земли иногда находят игрушки и игровую атрибутику. Из исторических документов мы узнаем, что во все времена игре придавалось большое значение. Очень высоко ценили игры древние греки. Они придавали особое значение народным играм, их роли в воспитании детей. Занятие играми уже тогда считалось важной задачей образования. Существовала целая система средств по развитию физических качеств и воинского искусства, в которую непременно входили разнообразные народные состязания и забавы, такие, как «стенка на стенку», «стрельба из лука», «метание копья».

Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах В.Г. Белинcкого,                  Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевcкого и др. К. Д. Ушинский задачу будущей педагогики видел в организации и создании из народных игр «превосходного и могущественного воспитательного средства» [18].

Народные игры собирались и описывались фольклористами и этнографами (В. И. Даль, Е. А. Покровский, В. П. Шейн и др.). Педагогическим отбором и пропагандой народных игр как средств воспитания занимались И. Я. Герд, Е. М. Дементьев, П. Ф. Леcгафт,          А. Cкотак и др.[26].

Народная игра – игра реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях оговоренноcти, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным. Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным. Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другим сторонам культуры.

Народная игра – неиссякаемый источник развития речевой личности детей дошкольного возраста. Раскрывая значение в развитии речи,             К. Д. Ушинcкий выделял в ней, прежде всего, народность. Он считал, что язык каждого народа создан самим народом, а ни кем-то другим. С языка народа рождается и поэт, и музыкант, и художник. В этой связи большой педагог призывал любить и не забывать никогда родной язык [31, 40]. Поскольку язык является универсальным средством общения, накопления и передачи информации, обучения, воспитания и формирования духовного мира, она немыслима без речи.

О детских народных играх Л. Cмолинская отмечала: «Национальная информация, передаваемая вербальными средствами общения, закрепляется в языке и передается следующим поколениям благодаря речевой и музыкальной интонациям. Ее усвоения является закономерным процессом и необходимым условием ранней социализации ребенка» [2, 113].

Язык народных игр является лаконичным, образным и богатым такими звуковыми составляющими, которые помогают детям определять их различие. В рифмах слова разные по содержанию часто отличаются только одним-двумя звуками. Своевременное развитие фонематического слуха способствует не только развитию активного словаря дошкольника, но способности к овладению правильным звукопроизношением в дальнейшем.

Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.

По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.

Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха",  «Клубочек»,  «Баба сеяла горох»,  «Мельница» и др.)

Игры с ведущим (водящим)– игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется»,  «Сижу на камушке»).

Игры–забавы –это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в тоже время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам»,  «Баба сеяла горох», и др.

Драматические (с элементами театрализованных действий) игры –это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-волчок»,  «Бабка Ёжка»,  «Идёт коза по лесу»,  «Дрёма» и др.)

Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения.

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.

В современной отечественной и зарубежной психологии развивается новое направление использования игры - игротерапия.

Интуитивно и сознательно психологи и педагоги ориентируются при этом на специфику народной игры, ее коллективный характер, наличие обязательных для игроков норм и правил взаимоотношений и поведения, добровольность и равноправие при распределении ролей, разновозрастной состав группы, простоту и доступность оснащения, позволяющих быстро включить детей в игровое общение, варьировать условия, организовывать непосредственное наблюдение и ненавязчиво управлять действиями и поведением играющих.

Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра.

Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества.

Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык. Это формирует у воспитанников способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда.

Педагог, используя народные игры в учебно-воспитательном процессе, должен рассказывать детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывать иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей будут интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа.

Казна устного народного творчества, как и народных игр, чрезвычайно богата. Это и нежная искренняя мамина песня над колыбелью младенца, которая успокаивает ребенка, согревает ее теплом и лаской. Это и волшебная бабушкина сказка, которая учит жить и работать, бороться и побеждать, защищать добро и ненавидеть зло. Это и интересная дедушкина поговорка, скороговорка или загадка, которые развивают сообразительность и мышление. Это и ответ на тысячи «Почему?», которые ребенок получает от родных, близких, педагогов, удовлетворяя свою природную любознательность.

Интересны и понятны старшим дошкольникам потешки, короткие песенки или стишки шутливо-юмористического характера, которые дают возможность одновременно с произнесением выполнять определенные действия, благодаря чему развивается активный словарь, корректируется не только речь, но и моторика детей. В них меняется эмоциональное состояние; малыши становятся более внимательными, радуются тому, что с ними общаются. А манипуляции руками, пальцами, ногами, головой помогают дошкольникам понять строение своего тела, ориентироваться в нем.

Обращение к народным играм во время режимных процессов (умывание, одевание, кормление, сна) вызывает у детей положительное отношение. Например, во время умывания целесообразно использовать игру «Водичка-Водичка», а процесс одевания будет более интересным, когда его сопровождать пословицей «Чок-чок, сапожок». Следовательно, использование игр, безусловно, положительно влияет на развитие речи дошкольников.

Кроме того, важным остается тот факт, что в дошкольном возрасте активный словарный запас детей тесно связан с развитием мелкой моторики пальцев рук. На занятиях и в повседневной жизни целесообразным является использование театральной деятельности, с помощью которой можно разыгрывать с детьми потешки, сказки. Это будет способствовать обогащению активного словаря, развитию мышц рук, вызыванию радостных эмоций. Например, рассмотрим народную игру «Наши пальчики»:

Наши пальчики маленькие,

И ровные, и гладкие (дети показывают свои пальцы).

Можем с пальчиков Мы сделать зайчиков

(Сжав пальцы обеих рук в кулаки, выставляют указательные и средние пальцы).

Ушки зайчика дрожат,

Слушать песенку хотят (Шевелят этими пальцами, и дальше все вместе поют песенку про зайчика).

Во время прогулок, наблюдая за различными явлениями природы, для обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста следует использовать фольклорные игры. Например, солнце спряталось за тучку, а взрослый, обратившись к детям, предлагает им «позвать его»:

Выйди, выйди, солнышко,

На деда полечко,

На бабье зелье,

На наш дворик и т.д.

На прогулках можно использовать народные хороводные игры, в которых правила и слова простые и доступные. Это такие игры как «Гуси-лебеди»,  «Наседка и цыплята» и другие.

В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Кто придумал эти игры («Гуси-лебеди», «Коршун и цыплята»). Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и называются – народными.

Благодаря своей образности народные игры увлекают детей старшего дошкольного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру, ребенок эмоционально переживает.

В структуре выделяется единая цель и одноплановость действий, что создает классическую простоту народной игры. Народные игры имеют так же игровой зачин («считалка», «жеребьевка»). Они вводят ребенка в игру, помогают распределению ролей, служат самоорганизации детей.

Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это хороводные игры. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой.

Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в «Жмурки», «Кошки-мышки» охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными, «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.205.5.65 (0.02 с.)