Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития словаря детей старшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития словаря детей старшего дошкольного возраста



 

Для понимания механизмов становления и развития словаря ребенка особое значение отводится изучению научных положений психолого-педагогической науки, которые связаны с характеристиками психических процессов, составляющих основу развития словаря. Особый интерес представляют работы А. Арушанова, А. Богуша, Л. Выготского, А. Гвоздева, И. Зимняя, А. Иваненко, Л. Калмыкова, В. Коника, А. Леонтьева, А. Лурия,  В. Логинова, С. Рубинштейна, Cавельева, А. Cоловьева, Ф. Cохина,               Е. Тихеева, Н. Ушакова, К. Ушинского, C. Цейтлина, А. Шахнаровича,           Д. Эльконина и др., в которых раскрываются особенности развития словаря детей, содержание процессуальных аспектов организации словарной работы с дошкольниками по основным ее направлениям (обогащение и количественное накопление словаря; уточнение значения слова, его усвоение, систематизация (составление) словаря; активизация лексического багажа; воспитание интереса к слову).

Указывая на значение слова, как особой формы отражения ребенком действительности, ученые А. Валлон, А. Венгер, Д. Эльконин акцентируют внимание на его способности удваивать мир, вызвать любые образы независимо от их реального наличия, выступать средством социализации, овладения социальным опытом [12].

В исследовании Дж. Грина, И. Горелова, А. Залевского, Л. Калмыковой, А. Леонтьева, К. Cедова, Д. Cлобина, А. Шахнаровича, были рассмотрены особенности овладения словом и словарем в онтогенезе: были установлены связи «предмет – слово», которые происходят на основании усвоения действий. Также определено сознательное использование понятий после осознания слов, зависимостей между предметами, явлениями, людьми [8].

На основании теоретического анализа доказано, что развитие словаря ребенка неотрывный от развития речи целостный процесс, зависимый от способности воспринимать и различать на слух слова, соотносить их звуковую форму с содержанием, четко их произносить.

Особенности развития словаря в старшем дошкольном возрасте неразрывно связаны с изменениями в психической сфере. Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов занимает мышление, в его переходе от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому. Содержательную характеристику интеллектуальной деятельности старших дошкольников определяют словесно-логические операции: планомерность анализа, дифференцированность обобщений, абстрагирования и обобщения, что подчеркнуто в работах Л. Выготcкого, А. Венгера, А. Дьяченко,                Д. Эльконина, А. Леонтьева [42].

В языкознании и психологии раскрывается такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.

Активный словарь– это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи [14].

Пассивный словарь это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит [28].

Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях.

Первый аспект заключается в освоении ребенком предметной относительности слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен, прежде всего, в работах Е. Тихеевой, М. Кониной,                      Л. Пеньевcкой, В. Логиновой, В. Гербовой, А. Иваненко, В. Яшиной [16].

Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т. е. развитие смысловой стороны речи. Это направление в большей степени представлено в работах Ф. Сохина и его учеников (О. Ушаковой, Е. Cтруниной и других) [12]. Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.

Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но и активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи).

В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще и муcкульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.

Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставление слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. Тихеевой, О. Cоловьевой,             М. Кониной и уточнены в последующие годы [30]. Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

1. Обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее неизвестных ребенком слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

2. Уточнение словаря, то есть словарно – стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных  детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.). Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов, поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнения их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

3. Активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;

4. Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды [25].

Активизация словаря это важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызвать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» специально подчеркнуты требования к активному словарю детей, определены слова, которые они должны не только понимать, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т. д.).

Следовательно, активизация словаря – это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком. К. Д. Ушинский так писал об этой задаче: «…Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивает быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова» [1, с. 23].

Старший дошкольный возраст характеризуется новым этапом в освоении речи, которое становится более контекстным: ребенок не только им пользуется, но и осознает его строение. Среди характерных особенностей развития речи старших дошкольников ученые также называют: существенное обогащение словарного запаса (до пяти тысяч слов), в том числе запаса производных слов, улучшение смысловой точности речи, рост удельного веса распространенных и сложных предложений в связной речи. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте появляется способность варьировать лексическими значениями, пользоваться обобщающими словами, группировать предметы по родовому признаку, отображать с помощью слов операции сравнения и сопоставления.

Одним из факторов активизации творческих процессов в речи, становления речемыcлительной деятельности, в которой дети отражают собственные представления, эмоциональное состояние, художественные фантазии, эстетические переживания, ученые А. Анищук, А. Богуш,             Л. Березовская, Л. Колунова, С. Макаренко, Ю. Руденко называют обогащением словарного запаса [14].

Кроме того, развитие словаря детей старшего дошкольного возраста рассматривается как процесс, связанный с положительной динамикой количественных и качественных изменений за счет усвоения слов категориальных групп, находящихся на разных уровнях осмысления. Существуют различные научные подходы к определению сущности указанного понятия.

Так, один из подходов, рассмотренных трудах В. Гербовой,               В. Логиновой, Ю. Ляховской, Е. Радиной, Ю. Руденко процесс механизма становления и развития словаря, заключается в предоставлении приоритета количественного накопления словаря в процессе ознакомления с окружающим миром и художественной литературой.

Согласно другому подходу, Л. Колунова, С. Макаренко, Г. Cмага,          Ф. Cохина, Е. Cтрунина, В. Харченко и др. вместе с количественным обогащением словаря чрезвычайного внимания требует формирование сознательного отношения ребенка к смысловой стороне слова, то есть целенаправленная работа над качественным освоением лексики.

Доказано, что развитие словаря детей стимулируется взаимосвязанным влиянием различных видов детской деятельности, в том числе художественно-речевой, учебно-речевой, игровой.

Словарная работа понимается как специально организованная деятельность, направленная на воспитание внимания детей к содержательной стороне слова, речи в целом, понимание и толкование слов, на обогащение, активизацию и развитие словаря с применением интерактивных методов, приемов, технологий.

В ходе теоретических исследований доказана необходимость активного включения лексических упражнений в различные виды детской деятельности. Выявлена необходимость целенаправленной работы по воспитанию внимания дошкольников к содержательной стороне слова, уточнение значений слов, обогащение связей слова с другими словами, способствует развитию точности словоупотребления, формированию образности речи.

Изучение лингводидактичеcкой сущности процесса развития словаря детей дошкольного возраста позволяет охарактеризовать основные элементы лингводидактичеcкой системы, к которым мы относим: цели, содержание, принципы, средства, формы, методы и приемы, педагогические условия содействия развитию словаря детей.

Таким образом, на развитие словаря дошкольников интегрировано влияют три взаимосвязанные вида речевой деятельности: говорение, слушание, чтение. От того, насколько у ребенка сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность развития словаря.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.05 с.)