Народная игра в обогащении активного словаря 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народная игра в обогащении активного словаря



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет психологии и педагогического образования

Кафедра дошкольного образования и педагогики

 

 

Боровикова Анна Александровна

 

НАРОДНАЯ ИГРА В ОБОГАЩЕНИИ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Выпускная квалификационная работа

 

на соискание степени «бакалавр» по направлению подготовки

44.03.01 Педагогическое образование

профиль подготовки «Дошкольное образование»

 

 

К защите допускаю                                      Научный руководитель:

зав. кафедрой дошкольного                        З.Р. Асанова, к. пед. н.,

образования и педагогики, к. пед. н.          ст. преподаватель__________

______________Э.Э. Абибуллаева

 

 

Симферополь, 2017 г.


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….....3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ НАРОДНОЙ ИГРЫ …………..……………...………………….9

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития словаря детей старшего дошкольного возраста……………………………...9

1.2. Роль народной игры в обогащении активного словаря детей старшего дошкольного возраста……………….………………………………………..15

1.3. Методические основы использования народной игры в дошкольном возрасте………………………………………………………………………...23

Выводы по главе 1…………………………………………………………….36

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ ИГРЫ ………………………………………………………….....38

2.1. Выявление уровня сформированности активного словаря детей старшего дошкольного возраста………………………………………..……38

2.2.Анализ работы воспитателей по использованию народной игры в обогащении активного словаря детей старшего дошкольного возраста ….44

2.3.Педагогические условия обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста посредством народной игры……………..................47

Выводы по главе 2…………………………………………………………….52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………….………………....57

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………...65

 

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом дошкольного образования обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе народной игры, рассматривается в контексте речевого развития детей [1]. Богатый словарь – это признак высокого развития речи ребенка. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений и, в частности, обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Практика показывает, у дошкольников с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Чем богаче активный словарный запас ребенка, тем содержательнее и красочнее его устная речь. Решение значимой для каждого дошкольника проблемы обогащения активного словаря во многом зависит от корректной, «законосообразной» деятельности воспитателей ДОУ.

В настоящее время такая деятельность воспитателей является недостаточно результативной. Одной из важнейших задач развития речи в детском саду является упорядочивание словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессом обогащения словаря дошкольников. При этом воспитатели совершенно не используют в практической деятельности народные игры, применяя такие традиционные методы воспитания как беседа, экскурсия, методы наглядности. Причина такого положения – в недостаточной разработанности педагогических условий обогащения словарного запаса посредством народной игры.

Большое значение в системе обогащения лексического запаса у старших дошкольников на занятиях по развитию речи имеет работа над словом: его значением, употреблением, способностью вступать в синонимические и антонимические отношения, сочетаться с другими словами. Воспитателю необходимо сделать такие занятия интересными и доступными. Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приемов.

Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли В. Гербова, А. Иваненко, М. Конина, В. Логинова, Л. Пеньевская, Е. Тихеева, В. Яшина. Специфика усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф. Сохин, Е. Струнина, О. Ушакова.

Описывая характерные особенности речи детей, многие авторы      М. Алексеева, Л. Выготский, Р. Лалаева, Р. Е. Левина, А. Лурия,                     Н. Серебрякова, Н. Стародубова, Т. Филичева, Н. Чевелева, Г. Чиркина,    О. Ушакова, Д. Эльконин, В. Яшина и др. выделяют нарушение лексики как одно из наиболее важных в структуре данной патологии.

Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в развитии речи получили обоснование в трудах В. Белинского,                 Н. Добролюбова,  Н. Чернышевского и др.

К. Д. Ушинский советовал обратить внимание на народные игры, рекомендовал педагогам «разработать этот богатый источник, организовать их». Он считал их материалом наиболее доступным детям, так как образы, сюжеты близки их воображению. Е. Водовозова, Ф. Лесгафт и А. Симонович много внесли в дальнейшую разработку проблемы использования народных игр в работе с детьми. Они подчеркивали их главное достоинство – самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии.

Однако, несмотря на всю ценность исследований проблемы обогащения словаря детей, многие вопросы остаются мало разработанными. Необходимо существенное уточнение сущности обогащения словаря дошкольников. Требуют рассмотрения и процессуальные характеристики, закономерности обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста. Кроме того, открытым остается вопрос о средствах обогащения словаря посредством использования народной игры, поскольку педагогами спользуются преимущественно традиционные методы.

Одновременно с теоретическими сформировались и практические предпосылки решения проблемы обогащения словаря. К ним следует отнести попытки определения ценностей, которые должны лежать в основе жизни современного российского общества, принятие Федеральной программы развития воспитания в системе образовательных учреждений России, Концепции модернизации российского образования до 2010 г., применение на практике технологии организации духовной деятельности детей, обращение педагогов к культуре как к контексту воспитания, отказ от традиционного «мероприятийного» подхода в обогащении словаря и попытки обнаружить эмпирическим путем новые, более результативные подходы. Таким образом, определяются тенденции реализации современных идей обогащения словаря. Однако эти тенденции не получили пока должного теоретического осмысления.

Таким образом, все более остро обнаруживаются противоречия между: тенденцией развития педагогической теории и практики в направлении гуманитарности и недостаточным учетом положений гуманитарной педагогической парадигмы применительно к исследованию обогащения словаря; необходимостью законосообразного построения процесса обогащения словаря и фрагментарностью в обосновании основных характеристик данного процесса; спецификой деятельности по обогащению активного словаря у дошкольников как деятельности, имеющей ценностно-смысловую направленность, и недостаточной обоснованностью педагогических средств, учитывающих названную специфику; необходимостью организации деятельности воспитателей по обогащению словаря в виде обоснованных педагогических условий.

Названные противоречия свидетельствуют об остроте проблемы, которая состоит в недостаточной обоснованности педагогической деятельности по обогащению словаря у детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры.

Объект исследования: речевое развитие дошкольников.

Предмет исследования: педагогические условия обогащения активного словаря у детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры.

Цель исследования: выявить педагогические условия обогащения активного словаря у детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словаря детей старшего дошкольного возраста и раскрыть понятие «активный словарь».

2. Раскрыть роль народной игры в обогащении активного словаря детей и обозначить методические основы использования народной игры в дошкольном возрасте;

3. Определить критерии и выявить уровень сформированности активного словаря у детей старшего дошкольного возраста.

4. Проанализировать работу воспитателей по использованию народной игры в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Для решения обозначенных задач, достижения цели и проверки гипотезы исследования использованы следующие методы:

теоретические: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,

эмпирические: наблюдение, индивидуальные беседы, педагогический эксперимент (констатирующий этап), статистические методы обработки данных.

Практическое значение результатов исследования: подобран и адаптирован диагностический материал для выявления уровня сформированности активного словаря у детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры.

Базой исследования выступило образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад «Василёк» с. Доброе». В исследовании приняли участие 2 старшие группы, в количестве 45 человек, возрастом от 5 до 6 лет, 3 воспитателя.

Апробация результатов исследования: основные положения бакалаврcкой работы были прཾедཾстཾавлеཾны в виде доཾклཾадཾа на:

- XV наཾучཾноཾ-практической коཾнфཾерཾенциཾи «Январские педагогические чтཾения: “Развитие неཾпрཾерཾывноཾго образования: глཾобཾалཾьные и региональные аспекты”» (26 января 2017 г., Сиཾмфཾерཾопཾолཾь) с докладом на тему «Роль народной игры в обогащении активного словаря детей старшего дошкольного возраста»;

- III студенческой научно-практической конференции «Теория и практика этнопедагогических исследований» (21 марта 2017 г., Симферополь) с докладом на тему «Народная игра в обогащении активного словаря детей старшего дошкольного возраста»;

- II Международной заочной наཾучཾноཾ-практической коཾнфཾерཾенциཾи«Современные проблемы обཾщеཾй и специальной пеཾдаཾгоཾгиཾки»      (5 апреля 2017 г., Суཾргཾут) с докладом на теཾму «Народная игра в обогащении активного словаря детей старшего дошкольного возраста».

Пу ཾ бл ཾ ик ཾ ац ཾ ии:

1. Боровикова А. А. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством народной игры / А. А. Боровикова // Перспективы современной психологии и педагогики. Выпуск 5. – Симферополь: ИП Хотеева Л.В., 2017. – 295 с. – С. 41-44.

2. Боровикова А. А. Народная игра в обогащении активного словаря детей старшего дошкольного возраста / А.А. Боровикова // Электронный сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции «Современные проблемы общей и специальной педагогики»   (5 апреля 2017 г.).

Структура и объем работы. Бакалаврcкая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы,              2 приложений. Основной текст работы содержится на 64 страницах. Работа содержит 1 таблицу, 1 рисунок, список литературы содержит 72 наименования.

 

ГЛАВА 1.

Выводы по главе 1

 

В ходе изучения теоретических основ обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе народной игры, выявлено, что изучением данного вопроса занимались многие ученые.

В работе над словарем детей дошкольного возраста, было определено два основных направления: работа над активным словарем и над пассивным словарем.

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Пассивный словарь это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит.

Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

Наиболее эффективным методом развития и обогащения активного словаря дошкольника, является игровая деятельность.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.

Народная игра - игра реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях оговоренноcти, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным. Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.

Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры.

Таким образом, народная игра, как и любая другая игра, выполняя различные воспитательные функции, (развивающую, познавательную, развлекающую, диагностическую, корректирующую и др.) может служить средством приобщения детей к народной культуре и является одним из средств формирования навыков общения у детей дошкольного возраста.

Соответственно, включая народные игры в педагогический процесс, мы улучшаем навыки общения дошкольников, развиваем активный словарь дошкольников, увеличиваем их интерес к культуре родной страны и прививаем навыки патриотического воспитания.

 

ГЛАВА 2.

СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Выводы по главе 2

 

В ходе изучения организационно-педагогических основ обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе народной игры, было проведено экспериментальное исследование на базе образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад «Василёк» с. Доброе». В эксперименте участвовало 45 детей и 3 воспитателя.

В ходе эксперимента было выявлено, что уровень активного словаря детей имеет не достаточно высокий уровень развития. Дети понимают практически все слова, но не могут самостоятельно применить их в речи. Затрудняются с выражением своих мыслей. Не могут описать увиденное. Высказывания детей бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.

Рассказ по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически правильных фразах. При этом недостаточное владение лексикой легко обнаруживается при усложнении речевого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко. Дети используют, в основном существительные.

В ходе беседы с воспитателями МБДОУ «Василёк», было установлено, что из трех воспитателей, только один использует в своей работе народные игры по развитию активного словаря.

Анализируя результаты проведенного исследования, мы пришли к выводу, что постоянное использование народных игр способствует развитию речи ребенка, обогащению ее языка образцами народной мудрости, знакомит ребенка со всем, что ее окружает, сеет в душе добро, воспитывает уважение и любовь к родному языку. На протяжении всех этапов работы, целесообразно реализовывать такое педагогическое условие, как обеспечение последовательности этапов развития активного словаря детей.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словаря детей старшего дошкольного возраста и мы раскрыли понятия как «активного словаря», так и «пассивного словаря».

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто) в речи. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Пассивный словарь это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит.

Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

2. Раскрывая роль народной игры в обогащении активного словаря детей, мы выяснили, что наиболее эффективным методом развития и обогащения активного словаря дошкольника, является игровая деятельность. Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.

Народные игры – это игры, которые устойчиво характерны, типичны для данного народа и признаются таковыми национальным сознанием. Они включают различные виды: подвижные, спортивные, детские, юношеские, музыкальные, речевые, хороводные, фокусы, ролевые игры и т.д. В широком смысле к народным играм относят и традиционные забавы (ходули, качели, катание с гор и т. п.), народные упражнения и состязания (подъем и метание камня, прыжки, борьбу, скачки и др.).

Народная игра – игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях оговоренности, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным. Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным. Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другим сторонам культуры.

Таким образом, народная игра, как и любая другая игра, выполняя различные воспитательные функции (развивающую, познавательную, развлекающую, диагностическую, корректирующую и др.) может служить средством приобщения детей к народной культуре и является одним из средств формирования навыков общения у детей дошкольного возраста.

Соответственно, включая народные игры в педагогический процесс, мы улучшаем навыки общения дошкольников, развиваем активный словарь дошкольников, увеличиваем их интерес к культуре родной страны и прививаем навыки патриотического воспитания.

3. На основе определенных нами критериев был выявлен уровень сформированности активного словаря у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование на базе образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад «Василеёк» с. Доброе». В эксперименте участвовало 45 детей, 3 воспитателя.

Нами были обозначены такие критерии сформированности активного словаря у детей старшего дошкольного возраста и соответствующие им показатели, как: объем словаря (количество слов в активном словаре ребенка, количество понимаемых слов), состав словаря (соотношение разных частей речи, наличие литературной лексики), осознанность смысловой стороны слов (предметная точность употребления слов, умение заменить слово равнозначным, умение подобрать слово с противоположным значением, умение обобщающей функции слова)

Установлено, что высокий уровень сформированности активного словаря имеют 6 (13,3%) детей, средний – 30 (46,7%) детей, низкий – 9 (20%) детей. Большинство детей понимают практически все слова, но не могут самостоятельно применить их в речи. Затрудняются с выражением своих мыслей. Не могут описать увиденное. Высказывания детей бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически правильных фразах в основном с применением существительного и глагола, реже используются местоимения, прилагательные, наречия. При этом недостаточное владение лексикой легко обнаруживается при усложнении речевого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко. Затрудняются в нахождении обобщающих слов, антонимов и синонимов.

Диагностика уровня сформированности активного словаря старших дошкольников основывалась на методиках О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной и Е. А. Стребелевой.

4. Проанализировав работу воспитателей по использованию народной игры в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста, было установлено, что не все воспитатели используют в своей работе народные игры по развитию активного словаря. Это связано с тем, что многие из них используют другие способы работы с детьми. В то же время единичные случаи из практики показывают, что постоянное использование народных игр способствует развитию речи ребенка, обогащению ее языка образцами народной мудрости, знакомит ребенка со всем, что ее окружает, сеет в душе добро, воспитывает уважение и любовь к родному языку. Например, такие народные игры, как: «Ладушки-ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», «Чок-чок, сапожок».

На основе анализа теоретических исследований и педагогического опыта были выделены следующие педагогические условия:

1. Создание положительного эмоционального фона для погружения детей в коммуникативно-речевую среду с помощью народных игр;

2. Соблюдение последовательности этапов развития словаря детей (погружение, ориентация, дифференциация, активное употребление);

3. Взаимодействие дошкольного учебного заведения с семьей в работе по обогащению активного словаря детей с привлечением народных игр.

Перспективой дальнейших исследований может быть экспериментальная проверка выявленных педагогических условий, а также разработка методики использования народных игр в обогащении активного словаря дошкольников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ от 17 октября 2013 г. №1155 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержа- нию и организации режима работы в дошкольных организациях —Сан- ПиН 2.4.1.3049-13.

4. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Академия. - 2000. – 400 с.

5.   Баева, А. И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи / А. И. Баева. - Логопед. - 2009. – №2. - 43с.

6. Белая, К. Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. / К. Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 128 с. 6. Будже Т. А. и др. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО. – М.: Московский центр качества образования, 2014. – 160 с.

7. Белошистая А. В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста // Пед. технологии. - 2010. - № 2. - С.     3-8.

8.  Бойкова, С. В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР / С. В. Бойкова. – Логопед в детском саду. – 2006. - №3.

9. Борохович Л. Ю. Нетрадиционные формы развития культуры общения дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 7. – С. 64-73.

10.  Вершина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О. М. Вершина. - Логопед, 2009. –    34 с.

11. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – СПб.: Лабиринт, 2006. – 56 с.

12.  Гаркуша, Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи / Ю. Ф. Гаркуша. – М.: Хранитель, 2012.

13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев – М., 2001. – 150 с.

14.  Глухов, В. П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // В. П. Глухов – М.: АРКТИ, 2002. – С. 35-44

15. Грибова, О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас / О. Е. Грибова, Т. П.  Бессонова. – М.: АРКТИ, 1999. – 120 с.

16. Губанова Н. Ф. Социокультурное развитие дошкольников средствами игры / Н. Ф Губанова, М. В. Губанов // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2014. – № 2. – С. 15.

17. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Изд-во “детство-пресс», 2014.

18. Друппова И. Ю. Дидактические игры В. В. Воскобовича в развитии коммуникативно-игровой деятельности старших дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 4. - С. 62-64.

19.  Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи / Л. Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1981. – С. 59-63

20.  Жукова, Н. С. Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи / Н. С.Жукова. – М.: Просвещение, 1975. – 74 с.

21.  Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстовой. – М.: - 1979.- 65 с.

22.  Исаева, Т. И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях / Т. И. Исаева. - Школьный логопед. – 2006. – №4. – С. 17–30

23. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Л. А. Парамоновой. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.

24. Коноваленко С. В. Игра: ее значение в психической жизни ребенка и коррекционно-развивающем процессе // Коррекционная педагогика. – 2010. - № 1. - С.61-67.

25.  Короткова, А. В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня /  А. В., Короткова,  Е. Н. Дроздова. - Логопед.- № 1.- 2009. – 26 с.

26.  Лаврентьева, А. Формирование семантической стороны речи /А. Лаврентьева. - Дошкольное воспитание. – 2006. – №8. – с. 3

27. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи /Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова.– СПб., 2011. – 195 с.

28. Левшина Н. И.Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности / Н. И. Левшина, Л. В. Градусова // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 6. - С. 94-103.

29. Леонова О. А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом: практ. пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 90 с.

30.  Леонтьев, А. Н. Язык, речь, речевая деятельность / А. Н. Леонтьев. – М., - 2005.

31. Линчук Л. А. Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы // Логопед. - 2014. - № 6. - С. 84-93.

32. Лопатина, Л. В Преодоление речевых нарушений у дошкольников /      Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрекова.– СПб.: Союз, - 2001. – 180 с.

33. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. – М., - 2004. – 100 с.

34.  Макарова, В. Н. Комплекс контрольно-тестовых заданий по курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» /              В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой, В. И. Яшиной.– Орел.: Изд-во ОГУ, 2002.– 48с.

35.  Мещерякова, Л. В. Формирование лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР / Л. В. Мещерякова. - Логопед. – 2004. – №6

36.  Нищева, Н. В. Организация коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе детского сада / Н. В. Нищева. - СПб.: 2009. – 120 с.

37.  Носкова Г. С. Учиться играя и обучаться в игре // Дошк. педагогика. – 2013. – № 9. – С. 25–29.

38.  От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика синтез, 2014. – 368с.

39.  Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.

40.  Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.

41. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников и сюжетная игра / Е. О. Смирнова, У. Рахимова // Соврем. дошк. образование. Теория и практика. – 2011. – № 6. – С. 76–79.

42.  Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей /Л. Н. Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 96 с.

43.  Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада / В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. под ред. Ф. А. Сохина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

44.  Спирова, Л. Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова. – М.; 200. – 75 с.

45.  Стародубова, Н. А. Учебное пособие Теория и методика развития речи дошкольников / Н. А. Стародубова. - Академия, 2008. – 256 с.

46.  Ткаченко, Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т. А. Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2002. – 48с.

47. Ткаченко, Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и практических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками / Т. А. Ткаченко. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2012. – 104 с.

48.  Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / науч. рук. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н. В. Федина. – М.: Просвещение, 2010.

49. Уфимцева Л. П. Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 6. - С. 39-51.

50. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2008. – 240 с.

51. Ушакова, О.С. Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. - Детский сад от А до Я.- №2 (14), 2005. – 9 с.

52. Ушакова О. С Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

53.  Филичева, Т. Б. Логопедическая работа в специальном детском саду: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Т. Б Филичева, Н.А. Чевелёва. – М.: Просвещениие, 2010. – 142 с.

54. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями / Т.Б. Филичева, А.В. Соболева. – Екатеринбург: Изд-во «Арго», 2010. - 80с.

55.  Хватцев, М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей / М. Е. Хватцев. – СПб.: КАРО, Дельта +, 2009. – 272с.

56.  Чеурина Н. В. Использование игр-драматизаций при формировании связной речи у детей // Начал. шк. – 2008. - № 4. – С. 18-20.

57.  Шаховская, С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии / С. Н. Шаховская. – М.: Экономика, 2009. – 240 с.

58. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина М., 2003. – 125 c.

59. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте./ Д. Б. Эльконии.   – М.: Педагогика, 2009. - 380 с.

60. Юрченко К. С. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников и младших школьников / К. С. Юрченко, Е. В. Аладатова, Н. А. Бесулина // Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (заоч.), 2-17 нояб. 2010 г.: в 2 ч. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Тольяттинский гос. ун-т. - Тольятти: ТГУ, 2010. - Ч. 2. - С. 79-86.

61.  Смирнова Е. О. Сюжетная игра как фактор становления межличностных отношений дошкольников // Культурно-ист. психология. – 2011. – № 4. – С. 2–8; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/kip/2011/n4/49401.shtml (23.10.2015).

62.  Аммосова В. В. Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Нач. шк. плюс до и после. – 2012. – № 3. – С. 74–78; То же [Электронный ресурс]. – URL:http://w.school2100.ru/upload/iblock/e01/e01559bac08bcdce6ab4117bf43a4560.pdf (23.10.2015).

63.  Гордейчук Н. С. Формирование коммуникативной формы речи у младших дошкольников через использование игровых ситуаций [Электронный ресурс] // Фестиваль пед. идей «Открытый урок»: [сайт]. – М., 2003-2015. – URL: http://festival.1september.ru/articles/594067/(8.12.2015).

64.  Горелова С. Н. Сюжетно-игровые занятия для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в системе физического воспитания [Электронный ресурс] // Там же. – URL: http://festival.1september.ru/articles/414488/ (8.12.2015).

65.  Иванова А. А. Развитие межличностных отношений дошкольников с помощью речевых игр: (из опыта работы логопеда) // Нач. шк. плюс до и после. – 2014. – № 2. – С. 60–63.; То же [Электронный ресурс]. – URL: (открыть ссылку) (23.10.2015).

66.  Каверова Э. А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр // Специальное образование. - 2015. - № XI. – С. 145-148; [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-zvukoproiznosheniya-u-detey-s-onr-s-ispolzovaniem-didakticheskih-igr (8.12.2015).

67.  Кислова Т. Р. Формирование межличностных отношений дошкольников в коммуникативных играх / Т. Р. Кислова, С. В. Королева // Нач. шк. плюс до и после. – 2012. – № 1. – С. 57–58; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://fusionpiter.ru/articles/interpersonal-relations(23.10.2015).

68.  Лаврухина И. В. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Путь науки. – 2014. – № 6. – С. 106–108; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://oaji.net/articles/2014/743-1408023181.pdf (23.10.2015).

69.  Овчинникова Е. В. Использование театрализованных игр в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников // Там же. – 2006. - № 3. – С. 44-51; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.logoped-sfera.ru/ispolzovanie-teatralizovannyx-igr-v-preodolenii-obshhego-nedorazvitiya-rechi-u-doshkolniko... (8.12.2015).

70.  Откидач С. П. Игра–драматизация как средство речевого развития детей <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.30 (0.007 с.)