Использование интерактивных форм (час.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование интерактивных форм (час.)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет

имени В.М. Шукшина»

(АГГПУ им. В.М. Шукшина)

 

Психолого-педагогический факультет

Кафедра педагогики и психологии

 

 

  УТВЕРЖДАЮ: Начальник учебно-методического управления   ______________М.В. Довыдова «01» сентября 2017 г..

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б1.В.ОД.4 МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Направление подготовки                      44.04.01 Педагогическое образование

(уровень магистратуры)

 

Профиль подготовки                             Менеджмент в образовании

 

Квалификация (степень) выпускника магистр

 

Форма обучения                                     заочная

 

Составитель:

канд.психол.наук, доцент

кафедры педагогики и психологии

 

_________________Т.А. Гусева

 

 

Бийск 2017

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) (утвержден 21 ноября 2014 г. № 1505) и учебного плана по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) (профиль подготовки Менеджмент в образовании), утвержденного Ученым советом АГГПУ им. В.М. Шукшина от 29.08.2017 г. протокол № 1.

 

 

Распределение по семестрам

Номер курса

Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Общий объем

             В том числе

             Аудиторные

Самостоя-тельная работа

Всего

Из них

Лекции Практ. Лабор.
1 108 (3 з.е.) 12 2 10 - 96 - зачет

 

Программа обсуждена на заседании кафедры педагогики и психологии

 

Протокол № 1 от «30» августа 2017 г.

 

Зав. кафедрой педагогики и психологии __________ Е.Б. Манузина

 


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины: формирование у обучающихся педагогической позиции и профессиональной компетентности специалиста на основе обобщения, анализа информации о состоянии системы образования и основных показателях ее функционирования для определения тенденций развития системы образования в территории, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.

Задачи дисциплины:

- формирование у обучающихся механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии системы образования;

- координация деятельности всех участников мониторинга; своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии системы образования в ОУ;

- выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по минимизации действия и устранению отрицательных последствий; формулирование основных стратегических направлений развития системы образования на основе анализа полученных данных.

- ориентация на основные аспекты качества образования: качество результата; качество условий (программно-методические, материально-технические, кадровые, информационно-технические, организационные и др.);

- качество процессов.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Курс « Мониторинг качества образования» является одним из важнейших в системе практико-ориентированных курсов.

Содержание курса является логическим продолжением и углублением знаний, полученных в результате овладения дисциплин «Теоретические основы менеджмента в образовании», «Психология и педагогика высшего образования», «Инновационные процессы в образовании».

В систему представлений обучающихся вводятся новые категории, расширяется семантическое пространство ранее освоенных понятий, формируются практические навыки.

Предложенный курс, аккумулируя в себе активные методы обучения, позволяя интенсифицировать процесс профессиональной подготовки будущих специалистов, способствует развитию личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1);

- готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные правила подбора и разработки методов исследования.

Уметь:

- определять и обосновывать объект мониторинга; проводить анализ и интерпретацию полученных данных в ходе мониторинга; структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации; обработку полученных данных в ходе мониторинга; подготовку документов по итогам анализа полученных данных.

Владеть:

- общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга;

- навыками проведения процедуры измерения, используемого в рамках мониторинга, направленного на установление качественных и количественных характеристик объекта; основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе образования, осуществить анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ);

- основными методами установления фактических значений показателей: экспертиза (всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности) и измерение (оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым в ОО образовательным программам).

Общая трудоемкость составляет 3 зачетных единицы.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов Семестр
Аудиторные занятия (всего) 12 2
В том числе:    
Лекции (Л) 2  
Практические занятия (ПЗ) 10  
Самостоятельная работа (всего) 96 2
В том числе:    
Подготовка к практическим занятиям 56  
Подготовка мультимедиа презентации 20  
 Подготовка к зачету 20  
Вид промежуточной аттестации: зачет   2

Общая трудоемкость                                                часы

                                                             зачетные единицы

108  
3  

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1 Введение в дисциплину «Мониторинг качества образования» Понятие мониторинга в образовании. Виды мониторинга. Нормативно-правовая организация мониторинга российского образования
2 Мониторинг качества дошкольного образования (ДО) Требования ФГОС ДО к результатам освоения ООП и качеству дошкольного образования. Психолого-педагогический инструментарий мониторинга качества ДО
3 Мониторинг качества начального общего образования (НОО) Требования ФГОС НОО к результатам освоения ООП и качеству начального образования. Понятие УУД и учебных достижений обучающихся. «Портрет» выпускника начальной школы. Психолого-педагогический инструментарий мониторинга качества НОО. Итоговые проверочные работы (всероссийские контрольные работы и др.)
4 Мониторинг качества основного общего образования (ООО) Требования ФГОС ООО к результатам освоения ООП и качеству основного образования. Понятие УУД и учебных достижений обучающихся. Связь предметных, метапредметных и личностных УУД. Психолого-педагогический инструментарий мониторинга качества ООО. Процедура основного государственного экзамена (ОГЭ) как компонент государственной итоговой аттестации (ГИА).
5 Мониторинг качества среднего общего образования (СОО) Требования ФГОС СОО к результатам освоения ООП и качеству среднего образования. Понятие УУД и учебных достижений обучающихся. Связь предметных, метапредметных и личностных УУД. Психолого-педагогический инструментарий мониторинга качества СОО. Процедура единого государственного экзамена (ЕГЭ) как компонент государственной итоговой аттестации (ГИА).
6 Мониторинг качества профессионального образования (начального, среднего) Требования ФГОС СПО к результатам освоения ООП и качеству начального и среднего профессионального образования. Проблема связи УУД и профессиональных компетенций. Психолого-педагогический инструментарий мониторинга качества НПО и СПО.
7 Мониторинг качества высшего образования Требования ФГОС ВО к результатам освоения ООП и качеству высшего образования. Подходы к оценке профессиональной подготовки: структура профессиональных компетенций, профессиональные стандарты, система ФЭПО, независимая оценка экспертов и работодателей. Российский мониторинг эффективности вузов

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лек. Практ. занятия ЭД СРС

Лабораторный практикум

Лабораторный практикум учебным планом не предусмотрен.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ)

Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен.

 

Учебно-методическое и информационное

обеспечение дисциплины

Основная литература

Елькина, О.Ю. Мониторинг учебных достижений младших школьников как средство повышения качества начального образования [Электронный ресурс]: учебное пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических вузов / О. Ю. Елькина, Н. Л. Сабурова. - Электрон. текстовые дан. - Москва: Флинта, 2012. - 162 с.: ил. - Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?short=1&isbn=978-5-9765-1485-0

Крайник, О.М. Разработка и экспертиза контрольно-измерительных материалов при контроле качества общего образования [Электронный ресурс]: методические рекомендации / О. М. Крайник, А. А. Данькина, О. Н. Козел. - Электрон. текстовые дан. - Барнаул: Алтайская гос. педагогическая академия, 2011. - 119 с.: ил. - Режим доступа: http://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/645026/

Церникель, Л.А. Формирование системы управления качеством образования в школе в условиях модернизации российского образования [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Л. А. Церникель. - Электрон. текстовые дан. - Барнаул: Алтайская гос. педагогическая академия, 2012. - 126 с. - Режим доступа: http://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/645027/

 

Дополнительная литература

Галкина, Т.И. Мониторинг образовательной деятельности в школе [Текст]: книга современного завуча / Т. И. Галкина, Н. П. Озерова. - 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 416 с.

Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]: учебное пособие для вузов / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 244 с.

Калинина, С.В. Система менеджмента качества образовательных услуг вуза [Электронный ресурс]: монография / С. В. Калинина. - Электрон. текстовые дан. - М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2010. - 228 с.: ил. - Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?short=1&isbn=978-5-9994-0040-6

  Кубышева, М. А. Методология современной системы комплексного мониторинга результатов образования в соответствии с ФГОС [Текст] / М. А. Кубышева, М. В. Рогатова. - (Гордость педагогической науки: научная школа Л. Г. Петерсон. "Новая парадигма" образования) // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 2. - С. 69-72.

Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты [Текст] / С. А. Беляков [и др.]. - М.: МАКС Пресс, 2006. - 340 с.

 Порченко, А. А. Инновационные технологии управления знаниями на основе модели внутреннего мониторинга и оценки качества профессионального образования [Текст] / А. А. Порченко. - (Профессиональное образование) // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2013. - № 12. - С. 151-160.

программное обеспечение:

1. Microsoft Windows,

2. Microsoft Office,

3. Антивирус Касперского,

4. ABBYY FineReader,

5. Автоматизированная библиотечная информационная система «Ирбис»,

6. Консультант Плюс,

7. Adobe Flash Player,

8. 7-Zip, Google Chrome,

9. K-Lite Codec Pack,

10. Mozilla Firefox,

11. Ashampoo Burning Studio 6 FREE, Far Manager,

12. Open Office, WinDjView,

13. Internet Censor,

14. Non Vigual Desktop Access,

15. Adobe Reader,

16. Notepad++,

17. BurnAware Free, CCleaner,

18. FoxitReader,

19. Opera,

20. KMPlayer,

21. VLC media player;

22. StarBoard Software;

23. Notebook Collaborative

 

 

базы данных,

информационно-справочные и поисковые системы

1. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс] - http://elibrary.ru  

2. Библиотеки, издательства, периодические издания, литературные публикации [Электронный ресурс] - http://www.auditorium.ru

3. Российское образование [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.edu.ru

4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] -http://www.school-collection.edu.ru

5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) [Электронный ресурс] - http://www.fcior.edu.ru

6. Электронно-библиотечная система IPRbooks (www.iprbookshop.ru)

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
аудитория № 213 Учебная аудитория для проведения самостоятельной работы Комплект мебели: комплект учебной мебели, стойка-кафедра, стол преподавателя, аудиторная доска. Технические средства: системный блок с возможностью выхода в сеть «Интернет», мультимедийный проектор Sanyo – 1 шт., интерактивная доска Hitachi (Star Board) – 1 шт.
аудитория № 240 Учебная аудитория для проведения лекционных, практических и самостоятельной работы Комплект мебели: комплект учебной мебели: стойка-кафедра, стол преподавателя, аудиторная доска, экран настенный. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» – 1 шт., мультимедийный проектор BenQ – 1 шт., акустическая система – 1 шт.
компьютерный класс (аудитория № 229) Учебная аудитория для проведения самостоятельной работы Комплект учебной мебели, стол для раздаточного материала. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» – 7 шт., сканер (Epson, HP) – 2 шт., принтер лазерный Kyocera – 1 шт, телевизор LG – 1 шт., магнитола LG – 1 шт.
компьютерный класс (аудитория № 239) Учебная аудитория для проведения самостоятельной работы Комплект учебной мебели, аудиторная доска. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» – 13 шт., телевизор – 1 шт., акустическая система – 1 шт.
кабинет групповой и тренинговой работы (аудитория № 237) Учебная аудитория для проведения самостоятельной работы Комплект специализированой мебели: стол преподавателя, доска-флипчарт – 1 шт. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» – 1 шт.
кабинет психологической разгрузки (аудитория №221) Учебная аудитория для проведения самостоятельной работы Кресло-банан – 3 шт., кресло-куб – 3 шт., фонтан комнатный – 1 шт., колонна пузырьковая с рыбками – 1 шт., зеркальный шар – 1 шт., прибор для создания световых эффектов – 1 шт., ноутбук SAMSUNG – 1 шт., акустическая система – 1 шт.  

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Основными видами учебной деятельности магистрантов являются лекции, практические занятия и самостоятельная работа магистрантов. На лекциях раскрываются основные положения и понятия курса, рассматриваются современные подходы к решаемым проблемам. На практических занятиях магистранты овладевают общепедагогическими и частнометодическими умениями, общекультурными и профессиональными компетенциями, связанными с решением учебно-профессиональных задач.

С точки зрения методов обучения предпочтение отдается проблемно-поисковым (метод проблемного изложения знаний, частично-поисковый исследовательский), повышающим степень познавательной активности магистрантов.

В соответствии с требованиями ФГОС не менее 20 % учебных занятий проводится с использованием интерактивных форм обучения.

Одним из важнейших видов учебной деятельности магистрантов является самостоятельная работа. Учебной программой предусмотрены 2 вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа проводится под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию. При организации работы магистрантов большее значении приобретает внеаудиторная самостоятельная работа. Внеаудиторная самостоятельная работа – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа магистрантов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Этот вид работы наряду с подготовкой к практическим занятиям предполагает выполнение заданий (возможна подготовка индивидуальных заданий и проектов по актуальным проблемам курса, выполнение исследовательских заданий в рамках научно-исследовательских тем кафедры и преподавателей).

Основными критериями освоения дисциплины являются: овладение магистрантами общекультурными и профессиональными компетенциями предусмотренными учебным планом и программой, усвоение магистрантом знаний, степень владения различными видами умений - аналитическими, проектировочными, коммуникативными, организаторскими и др., способность использовать освоенные способы деятельности в решении профессиональных задач. Для контроля знаний и полученных магистрантами умений наряду с традиционными формами контроля используется тестирование с использованием ПК.

С целью достижения высокого качества образования в процессе преподавания курса используются современные образовательные технологии:

1) ИКТ – технологии.

2) Технология позиционного обучения (по Н.Е. Вераксе).

3) Технология проектирования.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МАГИСТРАНТУ

Дисциплина строится по классической схеме изложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения.

Учебная программа служит ориентиром для магистранта в количестве часов и тем дисциплины. Учебники и учебные пособия, предлагаемые в теоретическом блоке, служат основной, но не единственной базой источников. Магистрантам необходимо при подготовке к каждому занятию изучать периодическую литературу на предмет наличия статей по теме занятия с последующим их конспектированием. Конспекты лекций содержат краткое изложение материала по каждой теме, основные понятия и термины.

Планы семинарских занятий содержат теоретические вопросы, практические задания, контрольные вопросы, список литературы по теме занятия. При подготовке к занятию магистранты должны изучить предлагающуюся литературу, овладеть теоретическим материалом, конспектируя при этом главные мысли с указанием источника, выполнить практические задания, найти определения терминов глоссария, записав их в тетрадь.

При подготовке к практическим занятиям можно использовать следующие рекомендации:

1) Прочитайте внимательно задания к данному занятию и список рекомендованной литературы.

2) Изучите материал по учебникам, учебным пособиям, монографиям, периодическим изданиям.

3) Законспектируйте, составьте тезисы и другие виды самостоятельной работы по указанию преподавателя.

4) Выполните практические задания по указанию преподавателя.

5) Проверьте себя по вопросам для самоконтроля и перечню вопросов к занятию.

Выполнение практических заданий к каждому занятию позволяет успешно подготовиться к зачету и овладеть профессиональными умениями, необходимыми в ходе практики и реализации НИР.

В случае пропуска практического занятия магистрант может воспользоваться содержанием различных блоков учебно-методического комплекса (методические рекомендации для магистранта, практические занятия, контрольные вопросы и тесты) для самоподготовки и освоения темы.

Для самоконтроля можно использовать вопросы, предлагаемые к практическим занятиям, а также примерные варианты тестовых заданий (печатный и электронный варианты).

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Вопросы для собеседования

1. Мониторинг качества дошкольного образования (ДО)
2. Мониторинг качества начального общего образования (НОО)
3. Мониторинг качества основного общего образования (ООО)
4. Мониторинг качества среднего общего образования (СОО)
5. Мониторинг качества профессионального образования (начального, среднего)
6. Мониторинг качества высшего образования

Критерии оценки контрольных заданий:

0-40 баллов – полнота, последовательность и логичность представления материала;

0-30 баллов – научно-теоретический уровень представления материала;

0-30 баллов – иллюстрирование теоретического материала примерами практического характера.

Описание шкал (уровней), показателей и критериев оценивания компетенции

 

Уровни Показатели оценивания компетенций
Пороговый 60–74 % Знает сущность современных методик и технологий организации образовательной деятельности, критерии оценки качества образовательного процесса по различным образовательным программам; приемы и методы диагностирования достижений обучающихся (допускает ошибки). Умеет осуществлять анализ информации с позиции изучаемой проблемы; использовать современные методики и технологии для обеспечения качества образовательного процесса; использовать приемы и методы диагностирования достижений обучающихся (допускает ошибки при проведении анализа информации и выборе методик и технологии). Владеет в целом современными методиками и технологиями для обеспечения качества образовательного процесса; некоторыми методами диагностирования достижений обучающихся.
Базовый 75–86 % Знает сущность современных методик и технологий организации образовательной деятельности, критерии оценки качества образовательного процесса по различным образовательным программам; приемы и методы диагностирования достижений обучающихся. Умеет осуществлять анализ информации с позиции изучаемой проблемы; использовать современные методики и технологии для обеспечения качества образовательного процесса; использовать приемы и методы диагностирования достижений обучающихся. Владеет основными современными методиками и технологиями для обеспечения качества образовательного процесса; методами диагностирования достижений обучающихся.
Повышенный 87-100% Знает сущность современных методик и технологий организации образовательной деятельности, критерии оценки качества образовательного процесса по различным образовательным программам; приемы и методы диагностирования достижений обучающихся. Умеет самостоятельно осуществлять анализ информации с позиции изучаемой проблемы; использовать современные методики и технологии для обеспечения качества образовательного процесса; использовать приемы и методы диагностирования достижений обучающихся. Владеет современными методиками и технологиями для обеспечения качества образовательного процесса; методами диагностирования достижений обучающихся.

Методические материалы,

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет

имени В.М. Шукшина»

(АГГПУ им. В.М. Шукшина)

 

Психолого-педагогический факультет

Кафедра педагогики и психологии

 

 

  УТВЕРЖДАЮ: Начальник учебно-методического управления   ______________М.В. Довыдова «01» сентября 2017 г..

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б1.В.ОД.4 МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Направление подготовки                      44.04.01 Педагогическое образование

(уровень магистратуры)

 

Профиль подготовки                             Менеджмент в образовании

 

Квалификация (степень) выпускника магистр

 

Форма обучения                                     заочная

 

Составитель:

канд.психол.наук, доцент

кафедры педагогики и психологии

 

_________________Т.А. Гусева

 

 

Бийск 2017

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) (утвержден 21 ноября 2014 г. № 1505) и учебного плана по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) (профиль подготовки Менеджмент в образовании), утвержденного Ученым советом АГГПУ им. В.М. Шукшина от 29.08.2017 г. протокол № 1.

 

 

Распределение по семестрам

Номер курса

Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Общий объем

             В том числе

             Аудиторные

Самостоя-тельная работа

Всего

Из них

Лекции Практ. Лабор.
1 108 (3 з.е.) 12 2 10 - 96 - зачет

 

Программа обсуждена на заседании кафедры педагогики и психологии

 

Протокол № 1 от «30» августа 2017 г.

 

Зав. кафедрой педагогики и психологии __________ Е.Б. Манузина

 


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины: формирование у обучающихся педагогической позиции и профессиональной компетентности специалиста на основе обобщения, анализа информации о состоянии системы образования и основных показателях ее функционирования для определения тенденций развития системы образования в территории, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.

Задачи дисциплины:

- формирование у обучающихся механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии системы образования;

- координация деятельности всех участников мониторинга; своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии системы образования в ОУ;

- выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по минимизации действия и устранению отрицательных последствий; формулирование основных стратегических направлений развития системы образования на основе анализа полученных данных.

- ориентация на основные аспекты качества образования: качество результата; качество условий (программно-методические, материально-технические, кадровые, информационно-технические, организационные и др.);

- качество процессов.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Курс « Мониторинг качества образования» является одним из важнейших в системе практико-ориентированных курсов.

Содержание курса является логическим продолжением и углублением знаний, полученных в результате овладения дисциплин «Теоретические основы менеджмента в образовании», «Психология и педагогика высшего образования», «Инновационные процессы в образовании».

В систему представлений обучающихся вводятся новые категории, расширяется семантическое пространство ранее освоенных понятий, формируются практические навыки.

Предложенный курс, аккумулируя в себе активные методы обучения, позволяя интенсифицировать процесс профессиональной подготовки будущих специалистов, способствует развитию личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1);

- готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные правила подбора и разработки методов исследования.

Уметь:

- определять и обосновывать объект мониторинга; проводить анализ и интерпретацию полученных данных в ходе мониторинга; структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации; обработку полученных данных в ходе мониторинга; подготовку документов по итогам анализа полученных данных.

Владеть:

- общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга;

- навыками проведения процедуры измерения, используемого в рамках мониторинга, направленного на установление качественных и количественных характеристик объекта; основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе образования, осуществить анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ);

- основными методами установления фактических значений показателей: экспертиза (всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности) и измерение (оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым в ОО образовательным программам).

Общая трудоемкость составляет 3 зачетных единицы.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов Семестр
Аудиторные занятия (всего) 12 2
В том числе:    
Лекции (Л) 2  
Практические занятия (ПЗ) 10  
Самостоятельная работа (всего) 96 2
В том числе:    
Подготовка к практическим занятиям 56  
Подготовка мультимедиа презентации 20  
 Подготовка к зачету 20  
Вид промежуточной аттестации: зачет   2

Общая трудоемкость                                                часы

                                                             зачетные единицы

108  
3  

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1 Введение в дисциплину «Мониторинг качества образования» Понятие мониторинга в образовании. Виды мониторинга. Нормативно-правовая организация мониторинга российского образования
2 Мониторинг качества дошкольного образования (ДО) Требования ФГОС ДО к результатам освоения ООП и качеству дошкольного образования. Психолого-педагогический инструментарий мониторинга качества ДО
3 Мониторинг качества начального общего образования (НОО) Требования ФГОС НОО к результатам освоения ООП и качеству начального образования. Понятие УУД и учебных достижений обучающихся. «Портрет» выпускника начальной школы. Психолого-педагогический инструментарий мониторинга качества НОО. Итоговые проверочные работы (всероссийские контрольные работы и др.)
4 Мониторинг качества основного общего образования (ООО) Требования ФГОС ООО к результатам освоения ООП и качеству основного образования. Понятие УУД и учебных достижений обучающихся. Связь предметных, метапредметных и личностных УУД. Психолого-педагогический инструментарий мониторинга качества ООО. Процедура основного государственного экзамена (ОГЭ) как компонент государственной итоговой аттестации (ГИА).
5 Мониторинг качества среднего общего образования (СОО) Требования ФГОС СОО к результатам освоения ООП и качеству среднего образования. Понятие УУД и учебных достижений обучающихся. Связь предметных, метапредметных и личностных УУД. Психолого-педагогический инструментарий мониторинга качества СОО. Процедура единого государственного экзамена (ЕГЭ) как компонент государственной итоговой аттестации (ГИА).
6 Мониторинг качества профессионального образования (начального, среднего) Требования ФГОС СПО к результатам освоения ООП и качеству начального и среднего профессионального образования. Проблема связи УУД и профессиональных компетенций. Психолого-педагогический инструментарий мониторинга качества НПО и СПО.
7 Мониторинг качества высшего образования Требования ФГОС ВО к результатам освоения ООП и качеству высшего образования. Подходы к оценке профессиональной подготовки: структура профессиональных компетенций, профессиональные стандарты, система ФЭПО, независимая оценка экспертов и работодателей. Российский мониторинг эффективности вузов

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.124.236 (0.169 с.)