Законодательное регулирование негосударственного пенсионного фонда в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательное регулирование негосударственного пенсионного фонда в РФ



В настоящее время осуществляется существенная реформа законодательства о негосударственном пенсионном обеспечении. Значимые изменения в ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» были внесены в 2013 и 2014 годах.

Отметим, что деятельность негосударственных пенсионных фондов, на данный момент, претерпевает определенный кризис. Прежде всего, несмотря на ожидания авторов пенсионной реформы, большинство граждан отказываются от выбора негосударственных пенсионных фондов. В настоящее время в НПФ свои сбережения хранят около 28 миллионов граждан, что меньше трети работающих лиц.

Недоверие граждан к деятельности НПФ еще усугубляет тот факт, что Центральный банк России довольно активно использует практику прекращения лицензий негосударственных пенсионных фондов. Так, например, только в начале января 2016 года ЦБ РФ аннулировал лицензии у 6 негосударственных пенсионных фондов, в которых хранились накопления более одного миллиона граждан.

Есть и иная причина. Государству пока не удается защитить накопления большей части населения от инфляции. Дело в том, что согласно статистике, за прошлые годы страховая часть пенсии росла быстрее, чем накопительная. Потому что страховая пенсия индексируется на инфляцию прошлого года (по закону), а вот доходность накоплений в НПФ обычно от инфляции отставала.

Так, за 2015год только один фонд, вложивший свои средства в валютные инструменты, смог обогнать инфляцию. То есть можно говорить и о недостаточной экономической эффективности таких фондов. Мы полагаем, что в качестве меры, призванной ослабить сложившуюся экономическую напряженность, может служить организация централизованного вложения пенсионных накоплений в индексы. Смысл данного предложения в том, чтобы государство осуществляло вложения большей части накоплений будущих пенсионеров в отечественные активы на фондовых рынках в пропорции, соответствующей тому или иному фондовому индексу. Преимущества таких вложений заключаются в том, что фондовые индексы, как правило, стабильно растут и в долгосрочном периоде заметно выше инфляции. Другая же часть централизованных вложений может быть передана в управление НПФ, но выбранных на основе конкурентного отбора. Отбор должен осуществляться Пенсионным фондом под контролем государственных органов на основе прозрачности заданных критериев.

Кроме того, в 2014 году нормы части 1 статьи 4 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» стали звучать следующим образом «фонд может создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества» [3].

Мы полагаем, что подобная норма противоречит как нормам ГК РФ, так и нормам более общих положений ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Дело в том, что, нормы части 1 статьи 50 ГК РФ определяют, что «юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)». Одновременно нормы части 2 статьи 50 ГК РФ определяют, что «юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий». Таким образом, если негосударственные пенсионные фонды создаются в форме акционерных обществ, то целью фонда как и любой коммерческой организации в целом становится уже получение и распределение между акционерами прибыли. И нет гарантий, что эта цель не будет превалировать перед целью пенсионных выплат гражданам. Естественно, подобные проблемы необходимо решать, отказавшись, например, от последних изменений в закон, или на уровне ГК РФ вводить такой специальный вид юридических лиц как акционерный фонд (мы полагаем, что таким фондом, может быть не только негосударственный пенсионный фонд) [6].

Таким образом, делая вывод, можно определить, что законодательство о негосударственном пенсионном обеспечении прошло несколько стадий в своём развитии, деятельность негосударственных пенсионных фондов урегулирована многочисленными правовыми актами. Осуществлена очередная реформа законодательства о негосударственном пенсионном обеспечении, которая, по крайне мере, в части акционирования НПФ весьма спорна и необходимо дальнейшее совершенствование всей системы негосударственных пенсионных фондов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.004 с.)