VII. Практическое определение ударного слога и ударной гласной в трехсложных словах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VII. Практическое определение ударного слога и ударной гласной в трехсложных словах.



Упражнения.

1. С ударением на первом слоге:

• выделение голосом первого ударного слога, сначала подражая логопеду, а затем самостоятельно;

• воспроизведение ритма слова (отхлопывание, отстукивание), сначала подражая логопеду, а затем самостоятельно;

• изображение ударного слога и выписывание ударной гласной (графический диктант). Например: у _ _ (у лица);

Словарь: музыка, улица, озеро, овощи, яблоко, веточка, дерево, ножницы, комната, голуби, варежки, волосы, ниточка, кружечка;

2. С ударением на втором слоге:

• выделение голосом второго ударного слога, сначала подражая логопеду, а затем самостоятельно;

• воспроизведение ритма слова (отхлопывание, отстукивание) сначала подражая логопеду, а затем самостоятельно;

• подбор картинки к схеме;

• изображение ударного слога и выписывание ударной гласной (графический диктант). Например:

_ о _ (вор о на).

Словарь: работа, бумага, корова, дежурный, капуста, крыжовник, игрушка, медведи, кроватка, тарелка, лягушка, подушка, квакушка, ватрушка, петрушка.

3. С ударением на третьем слоге:

• выделение голосом третьего ударного слога, сначала подражая логопеду, а затем самостоятельно;

• воспроизведение ритма слова (отхлопывание, отстукивание), сначала подражая логопеду, а затем самостоятельно;

• подбор картинки к схеме;

• Изображение ударного слога и выписывание ударной гласной (графический диктант). Например:

_ _ е (огур е ц).

Словарь: барабан, молоко, карандаш, молоток, огурец, помидор, голова, ученик, топоры, моторы.

4. С ударением на первом, втором или третьем слоге (дифференциация):

• подбор картинок с изображениями предметов к соответствующим схемам слов с предварительным проговариванием и выделением ударного слога;

• то же самое самостоятельно;

• подбор соответствующей схемы слова к картинке с изображением предмета;

• графический диктант из слов с ударением на первом, на втором и на третьем слоге;

• графический диктант из односложных, двусложных и трехсложных слов;

• преобразование односложного слова таким образом, чтобы оно состояло сначала из двух, затем из трех слогов; составление их схем, выделение гласных, например: дом — дома — домики. – о, оа, оии

Словарь: гриб, крот, куст, стол, блин, нож, лист.

• Выяснение смыслоразличительной роли ударения в следующих словах: кр у жкикружк и, з а мокзам о к, п о лкиполк и, а тласатл а с, пл а чуплачу, и рисир и с (конфета);

• чтение слов, выделение ударного гласного, подбор картинки с изображением предмета;

• вписывание в предложение соответствующего слова, выделение ударного слога в омографах при чтении предложений:

Мама вымыла....

Брат вырезает....

Я... деньги в кассу.

Я никогда не....

Туристы посетили....

На двери висит....

На клумбе расцвел....

Витя жует....

VIII. Словообразование.

Упражнения.

1) образование от данного слова однокоренных;

2) составление с новым словом словосочетаний, предложений (устно) для уточнения лексического значения нового слова;

3) обозначение корня, ударной гласной при помощи знака ударения, безударной гласной;

4) подчеркивание корня с ударной гласной (как проверочного);

5) подбор проверочных слов, начиная с односложных, например к слову посадить: с а д, пос а дка, с а дик, расс а да и т.д.

Словарь: посадка, выход, пробег, звонок, столик, голоса, колоски, дорогой, тяжелый, перевал, рассвет, цветок, следить, вредитель, подарок, цепочка, налет, далеко, ночлег, знакомство, поглядеть и др.

При образовании слов с помощью приставок можно использовать пиктографические рисунки[3]. Они наглядно демонстрируют учащимся изменения значения слова при подборе родственных слов, например, глаголов движения. Так, на рис. 1, 2, 3 показаны действия, обозначаемые глаголами с корнями -ход-, -бег-, -лез-.

Примечание. Необходимо разъяснить школьникам, что бывают слова с корнями-омонимами и корнями-омофонами. Например:

-нос-: нос ик, нос ище, пере нос ица, нос овой, нос атый;

-нос-: нос ильщик, нос илки, за нос ы, пере нос, под нос, у нос ить, по нос ить, пере нос ить, под нос ить, вы нос ить, с нос ить, от нос ить;

-вод-: вод ичка, вод ица, вод ный, под вод ный, вод янистый;

-вод-: за вод ить, у вод ить, от вод ить, пере вод ить, по вод ить, на вод ить, про вод ить, про вод ник, за вод ной, за вод (механизм);

-лес-: лес ок, ле сочек, под лес ок, пере лес ок, лес ник, ле совод, лес оруб, лес овичок, лес ной, лес истый;


-лис-: лис онька, лис ица, лис ята, лис ёнок, лис ий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.039 с.)