Сущность и способы оценки международной конкурентоспособности страны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и способы оценки международной конкурентоспособности страны



На современном этапе развития мировая экономика характеризуется высокой степенью разделения труда, адаптивности к условиям внешней среды посредством установления равновесного спроса и предложения, а также господством принципов саморегуляции рыночных отношений. На сформировавшемся под воздействием мировых тенденций рынке в условиях ограниченности ресурсов происходит столкновение интересов экономических субъектов, что неизбежно ведет к конкуренции.

Категория «конкуренция» исследователями определяется как стремление получить то, чего в тот же момент добивается кто-то другой. Под влиянием конкуренции субъекты экономической деятельности принимают решения, ориентированные не только на собственные возможности и ресурсы, но и в определенной степени учитывают потребности других субъектов.

Понятие «конкуренция» тесно связано с категорией «конкурентоспособность». В экономической литературе не существует единого подхода к определению конкурентоспособности. Каждый автор по-своему определяет данную категорию, привнося определенную конкретику и уточнения в термин. На сегодняшний день даны различные трактовки, некоторые из них представлены в таблице 1.

Таблица 1

Определения термина «конкурентоспособность»

Автор Определение конкурентоспособности
М. Портер Свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений (Портер, 1985. С.24)
 М. Гельвановский Обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования (Гельвановский, 1998. С. 34)
П. Завьялов Концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны, которые реализуются в товарах и услугах, успешно противостоящим конкурирующим аналогам как на внутреннем, так и на внешнем рынке (Завьялов, 1995. С. 25)
В. Е. Хруцкий И. В. Корнеева Способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг (Хруцкий, 2005. С. 187)

Источник: составлено автором.

 

 На данном этапе экономического развития термин «конкурентоспособность» используют для характеристики категорий различного уровня. Выделяют следующие уровни: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли, региона и страны. Для наглядного представления о взаимозависимости различных уровней рассмотрим схему, представляющую собой «пирамиду конкурентоспособности» (рисунок 1).

Источник: Философова, 2012. С. 58.

Рисунок 1 Пирамида конкурентоспособности

Между уровнями конкурентоспособности, нашедшими отражение в данной пирамиде, существует тесная связь и зависимость. Так, конкурентоспособность отрасли, экономики и страны в конечном итоге зависит от способности конкретных фирм производить конкурентоспособные продукты. Но в то же время производство товара, максимально удовлетворяющего потребности и ожидания покупателей, может осуществляться в условиях, которые созданы для производителей и фирм в отрасли и в стране в целом. То есть конкурентоспособность объектов каждого нижестоящего уровня является фактором конкурентоспособности объектов всех вышестоящих уровней. В свою очередь, объекты вышестоящих уровней создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на нижних уровнях (Мокроносов, 2014. С. 43).

В то же время, между данными категориями существуют принципиальные различия. Хотя каждое из них и объясняет способность успешного ведения хозяйственной деятельности субъектом рыночных отношений в условиях конкуренции, эти уровни характеризуются различными аспектами.

Учитывая свойства многоуровневости категории, можно составить таблицу понятий конкурентоспособности субъектов рынка (таблица 2).

Таблица 2

Иерархия категорий конкурентоспособности субъектов рынка

Уровень иерархии Понятие конкурентоспособности
Конкурентоспособность страны Способность страны выпускать отвечающие требованиям мирового рынка товары и услуги и создавать условия, позволяющие наращивать государственные ресурсы с такой скоростью, которая сможет позволить обеспечение устойчивых темпов роста ВВП и качество жизни населения на уровне мировых значений
Конкурентоспособность региона Способность региона производить отвечающие требованиям мирового и внутреннего рынка товары и

 

Продолжение таблицы 2

Источник: составлено автором по: Мокроносов, 2014. С. 45.

В рамках данной работы конкурентоспособность рассматривается в аспекте международного уровня. На основе изучения данной категории исследуем положения о том, что представляет собой международная конкурентоспособность страны.

Решая задачу достижения высокой международной конкурентоспособности страны, в первую очередь необходимо знать методы ее оценки для понимания экономической ситуации, складывающейся в данной стране. Наиболее часто при исследовании конкурентоспособности страны используют три подхода:

1. Оценка эффективности использования через сопоставление затрат и цен;

2. Анализ реализованных конкурентных преимуществ по данным о внешнеторговой деятельности страны через показатели экспортной, внешнеторговой квот;

3. Составление рейтингов конкурентоспособности специалистами Всемирного экономического форума (ВЭФ) и экспертами швейцарского Международного института развития менеджмента (IMD) (Медушевская, 2008).

Что касается первого подхода, то универсальным показателем конкурентоспособности страны принято считать показатель удельной оплаты труда (УОТ), который является функцией производительности труда, валютного курса и заработной платы.

Повышение конкурентоспособности страны можно обеспечить двумя способами: путем повышения производительности труда или за счет низкой заработной платы. Однако, подобным способом возможно оценить лишь ценовую конкурентоспособность, что в современных условиях является недостаточным для объективной оценки. Ценового фактора явно недостаточно для формирования устойчивого преимущества. Кроме того, экономика США достаточно конкурентоспособна за счет опережающего роста производительности труда даже при устойчивом росте заработной платы, в то время как в России низкая заработная плата является причиной стабильного оттока квалифицированных специалистов – так называемой «утечки умов» – что существенно тормозит экономический рост и внедрение инновационных технологий.

Второй подход, оценивающий международную конкурентоспособность страны – оценка структуры внешнеторгового оборота. На основании анализа показателей экспортной и внешнеторговой квот определяется уровень конкурентоспособности страны на мировом рынке. Однако данный подход можно так же считать ограниченным. По данным платежного баланса России можно сделать вывод о благоприятной позиции экономики с точки зрения международной конкурентоспособности, хотя на самом деле на мировом рынке обладают конкурентоспособностью лишь сырьевые товары с низкой добавленной стоимостью – металлы, энергоносители и другие продукты первичной переработки. Ввозятся в страну наукоемкие и высокотехнологичные товары, что является свидетельством неэквивалентного обмена.

Третий подход к оценке международной конкурентоспособности страны – составление рейтингов конкурентоспособности. Они рассчитываются как средневзвешенных от определенного числа показателей, которые характеризуют эффективность национальной экономики в целом. Данные рейтинги публикуются Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) и Международным институтом развития менеджмента (IMD).

ВЭФ – швейцарская организация неправительственного характера, известная своими ежегодными встречами. На них приглашаются представители бизнеса, политики и журналисты. Членами ВЭФ являются крупные компании и организации, в том числе и из России. До 1987 Всемирный экономический форум существовал под именем Европейского форума менеджмента.

Ежегодно выпускается отчет «О глобальной конкурентоспособности». Ценность данных исследований состоит в том, что проводится детальная оценка конкурентоспособности стран по почти 400 показателям, разбитым по следующим восьми блокам: открытость, государство, финансы, инфраструктура, технология, управление, труд, институты. Отчет о глобальной конкурентоспособности, выпускаемый ВЭФ, считается главным источником о преимуществах и недостатках экономик более чем 100 стран, на которые приходится большая часть мирового ВВП.

В данном отчете приведены два индекса, на основе которых составляется рейтинг конкурентоспособности. Это Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI), который оценивает глобальную конкурентоспособность страны при помощи наиболее важных макроэкономических показателей, свидетельствующих о наличии или отсутствии экономического роста. Второй – Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI), на микроуровне оценивающий конкурентоспособность стран при помощи таких факторов как качество бизнес-среды, производительность компаний, увеличение их операционной эффективности (Морозенкова, 2010. С. 13).

IMD – ведущий европейский институт менеджмента, базирующийся в Швейцарии. Его ежегодные работы представляют собой аналитическую работу в области исследований проблем конкурентоспособности страны мира, которые в ряде стран являются базой для разработки направлений внутренней политики. В 2015 году исследование проводится на базе 61 страны. Все эти государства оцениваются на основе 333 критериев по четырем показателям: состояние экономики, эффективность правительства, состояние деловой среды и состояние инфраструктуры. По критерию «бизнес-климат» страны ранжируются методом экспертных оценок, рейтингование производится при следующем Таким образом, под международной конкурентоспособностью страны будем понимать способность ее фирм, отраслей и секторов экономики опережать субъектов других стран мира по макроэкономическим показателям, выгодно отличаться от них за счет конкурентных преимуществ, а также завоевывать и укреплять позиции на мировом рынке. Для оценки международной конкурентоспособности страны экономисты используют три основных метода, из них наиболее универсальным является составление рейтингов конкурентоспособности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 1210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.163.120 (0.022 с.)