Проблема мотивации в психологии деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема мотивации в психологии деятельности



ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, имеющая определенный объем (постоянный и актуальный) и представленная (прямо или косвенно) психически, в форме эмоций, желаний, стремлений и т.д.

 

Механизм развития потребностей состоит в процессе их опредмечивания.

Опредмечивание – это тот момент, когда потребность находит свой предмет

 

 

До акта опредмечивания После акта опредмечивания
1. Общая ненаправленная активность Пример: животное с неудовлетворенной потребностью бывает высоко активно, но активность его не имеет направления (кошка в проблемной клетке Торндайка носится по клетке, это активность, но не деятельность, она не направлена)   2. Широкий спектр возможных благ при наличие ключевых раздражителей Примеры: - эксперимент Лоренца - для подростка сначала любой сверстник может стать другом   3. Наличие фрустрации (негативное эмоциональное состояние) 1. Активность приобретает направление. Направленная активность – это деятельность                          НА = Д     2. Резкое сужение возможных благ Пример: когда подросток находит себе друга, потенциально все остальные тоже друзья, но психологически уже нет.   3. Аффективное закрепление предмета потребности

Мотив – это аффективно закрепленный предмет потребности, который направляет деятельность

Функции мотива. Смыслообразование как основа ситуативного развития мотивации

 

Мотив находится как бы на пересечении потребностной сферы и направленной активности 

П – М – Д

 

Поэтому у него две функции:

 

1) Побуждающая функция мотива, которая связывает мотивы с потребностью (П-М). Первоначально побуждает потребность, то есть активность связана с потребностью. Но когда у потребности возникает предмет, она как бы передает свою функцию мотиву. Побуждает теперь мотив.

 

2) Смыслообразующая функция мотива, связывает мотив с деятельностью (М-Д).

 

Деятельность состоит из действий. Мотивы относятся только к деятельности, а каждое действие в составе деятельности не имеет собственного мотива.

 

 Но каждое действие имеет смысл. Мотив наделяет смыслом действия, и даже условия в которых они выполняются.

 

Смысл - значение, которое приобретают средства, условия, промежуточные цели (цели действий)

 

Смыслообразование - процесс, в результате которого мотивы как бы одалживают свое значение, в частности, промежуточным целям.

Обычно, человеческая деятельность является полимотивированной, то есть регулируемой одновременно несколькими мотивами.

 

Эти мотивы находятся в иерархических отношениях, отношениях взаимного обусловливания и соподчинения.

 

Ведущие, смыслообразующие мотивы – мотивы, которые

побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл.

 

Мотивы-стимулы – мотивы, которые выполняют роль дополнительных побуждающих факторов – положительных или отрицательных

 

 

Эта иерархия мотивов и есть ядро личности. Ее формирование сложный и длительный процесс.

 

 

 

 

ТЕМА: ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Проблемы выделения базовой мотивации

Понятие базовой мотивации подразумевает в своей основе следующие критерии:

1) Базовая – первичная, не сводимая к чему-то другому, исходная для анализа.

2) Она считается врожденной, данной субъекту по природе.

3) Если есть базовая или первичная мотивация, значит, есть и вторичная, а также механизм преобразования базовой во вторичную, производную.

 

 

Психоаналитические концепции

 

Классики психоанализа, З.Фрейд и его ученики, задавались проблемой первичных мотивов, проблемой бессознательной мотивации. Эти мотивы именуются инстинктами,первичными влечениями.

 

Зигмунд Фрейд

 

Считал, что любая активность человека определяется инстинктами.

Источник влечения или инстинкта - либидозная энергия

 

Фрейд выделяет 4 компонента влечений или инстинктов:

Источник инстинкта - тело или часть тела или, возможно, химическая реакция в мозгу, порождающая потребность. Возникая в теле, инстинкт проникает в сознание и вызывает напряжение, которое в действительности является потребностью в удовлетворении инстинкта.

Цель каждой инстинктивной потребности – снизить это напряжение.

Инстинктивный импульс – это количество энергии, необходимое для удовлетворения влечения.

Объект инстинкта - стимул, который позволяет достичь цели.

 

Существует три класса инстинктов:

- сексуальные инстинкты (инстинкт жизни),

- инстинкт смерти,

- инстинкты самосохранения.

 

Антогонистические отношения сексуального инстинкта и инстинкта смерти – основа фундаментального, биологического внутреннего конфликта ( в бессознательном).

 

Фрейд рассматривал мотивацию как нарастание или снижение инстинктивного возбуждения, охватывающего человеческий разум.

 

Согласно Фрейду, осознавание мотивов происходит тогда, когда они проникают в сознание из предсознательного или бессознательного. В качества примера Фрейд приводит метафору с двумя комнатами.

 

Фрейд показывает два механизма преобразования инстинктов или влечений:

Катексис – это помещение либидозной энергии в определенный объект, фиксация этой энергии на определенном объекте. В результате первичная энергия теряет свою подвижность.

Сублимация – высвобождения первичной энергии или перенаправления природной энергии в культурное русло путем «прорытия канала».

Альфред Адлер

Считал изначальным для анализа социальное чувствочувство общности (или общественный интерес).

 

Карл Густав Юнг

 

Структура личности по Юнгу включает:

- сознание,

- индивидуальное бессознательное (эти 2 части - чисто

личностные прижизненные приобретения),

- коллективное бессознательное (своего рода «память

поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок  

появляется на свет).

 

Источником, движущей силой развития личности является либидозная энергия, которая принимает различные формы и канализирует опыт человека через врожденные архетипы.

Коллективное бессознательное– это совокупность универсальных личностных проблем, которые могут возникать перед человеком во все времена.

 

Архетип (древний тип, исходный тип) – это единица коллективного бессознательного. Архетип обладает всеми признаками базовой черты, исходной для анализа.

 

Основные архетипы взаимодействуют друг с другом, то есть наличествует определенный мотивационный конфликт. Именно он является исходным для развития личности.

 

Юнг метафорически представлял строение личности так:

 

Архетип «Я» («Эго») - само представление человека о себе – это центральный элемент личного сознания, и оно должно быть построено за его жизнь.

 

Архетип тени – центр личного бессознательного, вытесненные желания, которыми трудно управлять.

 

Архетип персона или маска. Если человек столкнулся со своей тенью, ему нужен еще один архетип, ему нужна защита от тени. Тогда образуется сознательный архетип – персона или маска.

 

Архетип анима (у мужчины) или анимус (у женщины) – это те части души, которые отражают представления о противоположном поле.

 

Архетип самость - центральный архетип всей личности, «архетип порядка и целостности личности». Он соединяет сознательную и бессознательную части так, чтобы они дополняли друг друга.

 

Основная идея Юнга – идея динамического равновесия: «единство сознательного и бессознательного» - это и есть Самость. В процессе развития личность обретает все большую целостность.

 

Процесс развития личности – процесс индивидуации. Предел процесса индивидуации – Самость. Индивидуация – путь к себе, к Самости, а на самом деле – путь к коллективному или общечеловеческому бессознательному.

Мак Клелланд

  Мотив достижения – это стремление повышать свои способности и умения или поддерживать их на возможно более высоком уровне, в тех видах деятельности, для которых достижение является обязательным, например, спорт, учение (то есть в них можно иметь либо успех, либо неудачу).

МакКлелланд считал, что мотив достижения успеха находится в состоянии покоя до тех пор, пока его не активизирует соответствующий стимул. Чтобы оценить мотив достижений, нужен тест, который активизировал бы его. Для этого была адаптирована проективная методика ТАТ, разработанную Г. Мюрреем.

 

 

Испытуемый должен составить рассказ по картинке. При этом ему надо ответить на ряд вопросов

Отразится ли в рассказе тема достижения, зависит от того, насколько силен скрытый «мотив достижения успеха», а также от побуждения, вызванного картинкой.

 

 «Мотив достижения» МакКлелландом был поставлен рядом с «мотивом избегания неудач». Качественное различие этих двух мотивов проявляется в том, как испытуемый относится к выполняемой деятельности. Он может принимать задачу, активно участвовать в ее решении и тем самым стремиться к успеху. А может избегать решения задачи, отказываться от постановки цели. В крайнем варианте «избегание неудачи» – это страх действия.

 

 

Закон Йеркса-Додсона можно сформулировать следующим образом: «С увеличением трудности задачи интенсивность наказания, определяющая оптимальную скорость научения, должна приближаться к пороговой величине».

 

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, имеющая определенный объем (постоянный и актуальный) и представленная (прямо или косвенно) психически, в форме эмоций, желаний, стремлений и т.д.

 

Механизм развития потребностей состоит в процессе их опредмечивания.

Опредмечивание – это тот момент, когда потребность находит свой предмет

 

 

До акта опредмечивания После акта опредмечивания
1. Общая ненаправленная активность Пример: животное с неудовлетворенной потребностью бывает высоко активно, но активность его не имеет направления (кошка в проблемной клетке Торндайка носится по клетке, это активность, но не деятельность, она не направлена)   2. Широкий спектр возможных благ при наличие ключевых раздражителей Примеры: - эксперимент Лоренца - для подростка сначала любой сверстник может стать другом   3. Наличие фрустрации (негативное эмоциональное состояние) 1. Активность приобретает направление. Направленная активность – это деятельность                          НА = Д     2. Резкое сужение возможных благ Пример: когда подросток находит себе друга, потенциально все остальные тоже друзья, но психологически уже нет.   3. Аффективное закрепление предмета потребности

Мотив – это аффективно закрепленный предмет потребности, который направляет деятельность

Функции мотива. Смыслообразование как основа ситуативного развития мотивации

 

Мотив находится как бы на пересечении потребностной сферы и направленной активности 

П – М – Д

 

Поэтому у него две функции:

 

1) Побуждающая функция мотива, которая связывает мотивы с потребностью (П-М). Первоначально побуждает потребность, то есть активность связана с потребностью. Но когда у потребности возникает предмет, она как бы передает свою функцию мотиву. Побуждает теперь мотив.

 

2) Смыслообразующая функция мотива, связывает мотив с деятельностью (М-Д).

 

Деятельность состоит из действий. Мотивы относятся только к деятельности, а каждое действие в составе деятельности не имеет собственного мотива.

 

 Но каждое действие имеет смысл. Мотив наделяет смыслом действия, и даже условия в которых они выполняются.

 

Смысл - значение, которое приобретают средства, условия, промежуточные цели (цели действий)

 

Смыслообразование - процесс, в результате которого мотивы как бы одалживают свое значение, в частности, промежуточным целям.

Обычно, человеческая деятельность является полимотивированной, то есть регулируемой одновременно несколькими мотивами.

 

Эти мотивы находятся в иерархических отношениях, отношениях взаимного обусловливания и соподчинения.

 

Ведущие, смыслообразующие мотивы – мотивы, которые

побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл.

 

Мотивы-стимулы – мотивы, которые выполняют роль дополнительных побуждающих факторов – положительных или отрицательных

 

 

Эта иерархия мотивов и есть ядро личности. Ее формирование сложный и длительный процесс.

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.62.45 (0.063 с.)