Тема 2. Сущность, понятие и система прав и свобод человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Сущность, понятие и система прав и свобод человека.



Человек – высшая ступень развития живых организмов на земле, субъект исторического прогресса, развития материальной и духовной куль­туры, биосоциальное существо. Ценность человека и его жизни.

Достоинство человека – фундаментальная основа его прав и свобод. Личность и государственная власть. Обусловленность юридических воз­можностей личности уровнем развития различных сфер общественной жизни в государстве.

Понятие и содержание прав человека. Их социально-юридическая характеристика. Права человека как комплекс юридических возможностей человека, как средство удовлетворения его важнейших интересов и по­требностей, как средство защиты от насилия и произвола, угрожающих глобальных катастроф. Неотъемлемость, неотчуждаемость, неприкосновенность фундаментальных прав и свобод человека. Свободы – особая категория прав. Их специфика.

Основополагающие принципы прав и свобод человека, гуманизм свобода, равноправие, справедливость, гарантированность, взаимосвязь с юридическими обязанностями, сочетание личных и общественных интересов и др.

Гражданин как человек в его принадлежности к конкретному государству. Права и обязанности гражданина. Общее и отличительное между правами человека и правами гражданина. Их взаимосвязь и взаимовлияние. Возможность приоритета одних над другими.

Права человека и его объективно обусловленные юридические обязанности. Их неразрывная взаимосвязь. Неотъемлемая обязанность каждого уважать права и свободы других людей. Запреты как специфические обязанности (пассивные обязанности). Общепризнанные запреты, пропаганды войны, дискриминации, жестокого обращения и др.

Сущность и практическое значение систематизации прав и свобод человека. Ее основные критерии. Систематизация в зависимости от нали­чия у человека гражданства, права и свободы гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства. Деление прав и свобод исходя из разнообразия благ, лежащих в их основе: гражданские (личные), политические, экономические, социальные, культурные. Недопустимость умаления ценности какого-либо из названных видов и их неразрывная взаимосвязь.

План изучения темы: семинар – 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа.

   

Цель занятия: уяснить сущность прав и свобод человека, механизмы их классификации, источники их закрепления; уяснить понятие и структурные элементы правового статуса личности.

Задачи занятия: Разъяснить, что конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина – база правового положения личности в государстве. Высокая стабильность их регламентации, фундаментальность содержания, особая значимость опосредуемых ими благ для индивида и общества в целом (жизнь, собственность, индивидуальная свобода, политическое многообразие и др.). Проблема прямого действия конституционных прав и свобод. Раскрыть основные международные и внутригосударственные источники прав и свобод личности. Обеспечения прав и свобод личности как один из обязательных признаков правового и социального государства

Вопросы, выносимые на семинарское занятие:

1. Сущность и понятие прав и свобод человека.

2. Классификация прав и свобод человека.

3. Понятие и структура правого статуса личности.

4. Конституционные принципы правового статуса личности.

5. Общая характеристика гражданских (личных) и политических прав и свобод человека и гражданина в России.

6. Общая характеристика экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина в России.

7. Общая характеристика основных обязанностей человека и гражданина в России.

Темы докладов:

 

1. Деликтоспособность и юридическая ответственность как элементы правового статуса личности.

2. Основные конституционные принципы правового статуса личности.

3. Сущность принципа неотъемлемости прав человека и принципа неотчуждаемости прав человека.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Какие внутригосударственные и международные источники прав и свобод личности вам известны?

2. Назовите основные классификации прав человека.

3. Раскройте теорию четырех поколений прав человека.

 

Контрольные вопросы по теме 2

1. Теория происхождения прав человека.

2. Международные и внутригосударственные источники прав человека.

3. Всеобщая декларация прав человека и ее значение.

4. Международный пакт о гражданских и политических правах.

5.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

6. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Рекомендуемая литература

1. Экштайн К. Основные права и свободы. М., 2004. С.44

2. Государство и индивид (В.Е. Чиркин, "Гражданин и право", N 12, декабрь 2006 г.)

3. Личность, гражданское общество, правовое государство (К.А. Симаков, "Гражданин и право", N 4, апрель 2007 г.)

4. Право на жизнь в системе естественных прав человека и гражданина (Н.В. Тюменева, "Гражданин и право", N 12, декабрь 2007 г.)

5. Правовая свобода личности в гражданском обществе (О.В. Орлова, "Журнал российского права", N 5, май 2007 г.)

6. Новые подходы к обеспечению свободы совести и свободы вероисповедания (Е.В. Тихонова, "Гражданин и право", N 1 январь 2007 г.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.6 (0.006 с.)