ТОП 10:

Советский графический дизайн



 

Прежде, чем говорить о революционных изменениях в русском графическом дизайне начала XX века, обусловленных революционными изменениями в жизни нашей страны в целом, необходимо заметить, что эстетический перелом в российском плакатном искусстве наступил после активного обращения к этому жанру художников, входивших в объединение «Мир искусства». Художники «Мира искусства» не были настроены революционно, напротив, они дистанцировались от современной им социальной жизни, находя вдохновение в наиболее утонченно- романтических эпохах прошлого. Однако графические методы художников данного объединения были современны, лаконичны и основаны на стилистике модерна. Рекламное плакатное творчество Льва Самойловича Бакста (1866-1924), Евгения Евгеньевича Лансере (1875-1946), Николая Владимировича Ремизова (Ре-ми, 1887-1975), Михаила Александровича Врубеля (1856-1910) было значительным шагом вперед, к дизайну как таковому, по сравнению с китчевым торгово-промышленным плакатом. [13, c. 63]

Если кратко охарактеризовать художественную жизнь России 1917-1930 годов, то эксперимент по созданию нового общества, ожидание новой жизни, бедность народа и бурное развитие промышленности, отсутствие строгой государственной системы и цензуры, огромное количество идей по реконструкции общества привели к следующему. Художники отрицали каноны прошлого и чувствовали особую свободу, активно участвовали в создании нового общества, создавали новое, революционное искусство. Задачей большей части художников стало формирование новой жизненной среды - «жизнестроение», что осуществлялось через внедрение искусства в быт. Активно развивались авангардные течения. [6, c. 94]

На формирование графического дизайна в нашей стране оказали влияние следующие авангардные течения.

Абстракционизм, течение, изобретенное Василием Васильевичем Кандинским (1866-1944). Суть абстракционизма: высшая и самая духовная форма искусства - это беспредметное искусство, выражающее посредством абстрактных форм, линий и пятен внутреннее состояние художника. Каждая форма (например, треугольник) и каждый цвет обладает собственным духовным содержанием, поэтому для живописи художнику не требуется ничего из грубого предметного мира. Эти идеи Кандинского имеют огромную значимость для дизайна, так как открывают путь для индексального (абстрактно-знакового) выражения любого содержания. [6, c. 132]

Супрематизм, течение, изобретенное Казимиром Севериновичем Малевичем (1878-1935). Суть супрематизма в визуальном поиске философских и логических категорий. Через изображение абстрактных фигур, парящих в «белой бездне», ведется поиск универсальных закономерностей бытия. Супрематист Эль (Лазарь Маркович) Лисицкий (1890-1941) создавал так называемые «проуны» (Проекты утверждения Нового) - абстрактные композиции из фигур, которые впоследствии стали основой для фотоколлажей, выражающих новый взгляд на искусство. [6, c. 143]

Конструктивизм, течение, изобретенное Владимиром Евграфовичем Татлиным (1885-1953). Суть конструктивизма - в отказе от любыххарактеристик предмета, кроме конструкции, каркаса, который и является сущностью предмета, основой конструирования.

Серьезное влияние на плакатный дизайн в нашей стране оказали Окна РОСТА - серия плакатов, созданная в 1919-1921 годах советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты. Необходимость «Окон РОСТА» была вызвана отсутствием других средств массовой информации, доступных большой части населения в тот период. Плакаты выполнялись и размножались с использованием трафарета до 150 и более экземпляров, а затем выставлялись в витринах в столице и других городах. В «Окнах РОСТА» активно использовались традиции лубка. [18, c. 79]

Техника рисунка в «Окнах РОСТА» отличалась акцентированной простотой и лаконизмом используемых изобразительных средств (раскраска в 2-3 цвета, выразительность силуэтов). Первое «Окно РОСТА» исполнил в октябре 1919 Михаил Михайлович Черемных (1890-1962). Впоследствии к нему присоединились Владимир Владимирович Маяковский, создававший как рисунки, так и подписи. А также Дмитрий Стахиевич Моор, Иван Андреевич Малютин, Амшей Маркович Нюренберг, Михаил Давыдович Вольпин, Павел Петрович Соколов-Скаля, Борис Николаевич Тимофеев и др. Аналогичные «окна» выпускались также в Петрограде, в Саратове, Баку и других городах. [18, c. 90]

Ведущую роль в формировании советского дизайна сыграли высшие учебные заведения ВХ ТЕМАС и ВХУТЕИН, деятельность которых приходится на 1920-1930 года. Реорганизация системы художественного образования после революции привела к устранению Академии Художеств и созданию Свободных государственных художественных мастерских (СГХМ). В 1920 году они были объединены во ВХ ТЕМАС (Высшие художественно- технические мастерские), а в 1927 году реорганизованы во ВХ ТЕИН (Высший художественно-технический институт). [15, c. 140]

Александр Михайлович Родченко сыграл огромную роль в развитии советского дизайна. Он создал огромное количество рекламных плакатов, среди которых реклама сосок, кино, пива, «Моссельпрома», «Резинотреста», часового магазина «Мозер» в Г Ме, широко известная реклама книг «Ленгиза» с фотографией Лили Брик. А. М. Родченко работал совместно с В.В. Маяковским, рекламные слоганы которого до сих пор являются образцом остроумия в рекламных текстах. [14, c. 130]

Большое значение имеет творчество А.М. Родченко для фото-дизайна. А.М. Родченко принадлежит идея создания серии фотографий: художник утверждал, что с возникновением фотодокументов не может быть и речи о едином портрете, человек - это сумма противоположных состояний. А.М. Родченко открыл городскую индустриальную среду как тему для фотографирования, причем он открыл эстетику близких и дальних ракурсов, неожиданных ракурсов (Дом на Мясницкой, Пожарная лестница, 1925), приближенной съемки предметов. А.М. Родченко понял фотографию как специфический жанр, способный раскрыть красоту техники и науки при помощи совершенно новых средств. Фотография, по мнению А.М. Родченко, в силу своего действенного характера, служит преобразованию реальности, а не ее пассивному восприятию.

Эль (Лазарь Маркович) Лисицкий также занимался фотографией (Бегун в городе, 1926), фотоколлажем (Татлин за работой, 192 1-1922), фотомонтажом (Конструктор. Автопортрет, 1924), коллажными иллюстрациями и плакатами («Все для фронта, все для победы!»). [13, c. 198]

Фотомонтаж становится основным средством художественного выражения в 10-20-е годы. В соединениях супрематических фигур и фотографических изображений фотография играла дезориентирующую роль, с другой стороны, обеспечивала связь с реальным миром. [15, c. 132]

Основоположниками советского политического плаката стали Виктор Николаевич Дени (Денисов, 1893-1946), Д. Моор (Дмитрий Стахиевич Орлов, 1883-1946), - автор плаката «Ты записался добровольцем?», Ираклий Моисеевич Тоидзе (1902-1985), автор плаката «Родина-Мать зовет!».

В 60е годы были пересмотрены многие стандарты. Пристальное внимание было обращено на функциональные и эстетические качества предметов народного потребления. Пожалуй, можно сказать, что именно в то время дизайн получил самый массовый заказ за весь период своего существования в нашей стране. В связи с этим расширилось поле деятельности и для рекламы. Развивается система специализированных изданий: "Книжное обозрение", "Рекламное приложение" к "Вечерней Москве", "Новые товары". [19, c. 105]

Значительно изменился внешний вид периодических изданий. Во многом этот процесс происходит под влиянием западноевропейской школы графического дизайна. Белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности, малогарнитурный набор признаком стиля. [14, c. 56]

В конце 80х начале 90х годов появление предприятий частных форм собственности, развитие отношений конкуренции, с одной стороны, и коммерциализация прессы, с другой, возродили российскую рекламу как одно из важнейших средств массовой коммуникации. Появились чисто рекламные издания("Центр Plus", "Экстра М" и др.) и многочисленные рекламные агентства.

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.38.146 (0.005 с.)