ТОП 10:

Покровский женский монастырь



Первый за Уралом женский монастырь был открыт в Верхотурье в 1621 году. Основан Сибирским митрополитом Киприаном, когда он направлялся из Москвы в Тобольск через Верхотурье. Расположен примерно в 500-700 метрах от кремля – на левом берегу Туры в устье реки Дернейки.

Первоначально все постройки Покровского (или Свято-Покровского) монастыря были деревянными, но после серии пожаров в XVIII веке выстроили в камне.

Первая каменная церковь – Покровская – была заложена в 1744 году, освящена в 1753 году. Архитектурный стиль – барокко со сдержанным декоративным убранством. Церковь отличается довольно редкой для Урала композицией с большим восьмериком. Строилась на средства верхотурского купца, будущего заводчика М.М. Походяшина. В наши дни церковь сохранилась, но пребывает в руинах.

По соседству на средства того же верхотурского купца и заводовладельца Максима Походяшина была построена Иоанно-Предтеченская церковь. Строительство шло долго: с 1754 по 1776 год. Известно, что одно время над церковью работали соликамские мастера Григорий и Иван Татариновы. В народе ее прозвали «походяшинской».

Иоанно-Предтеченская церковь. Дореволюционное фото

Кирпичная церковь была двухэтажной (нижний этаж освящен в 1768, а верхний – в 1776 году), представляла собой храм «кораблем». Вверху помещался Предтеченский престол, внизу Варваринский. Построена в стиле североуральского барокко с богатым декором. Особенно красивой была колокольня. Церковь занимала значительную роль в панораме Верхотурья.

В 1920-е годы церковь закрыли, а в 1940-е годы частично разобрали. Уцелел только первый этаж здания, в здании размещался гараж скорой помощи.

Иоанно-Предтеченская церковь в наши дни

В 1764 году Покровский монастырь был упразднен. По вышедшему в то время закону на одну губернию должен был приходиться лишь один женский монастырь. В 1853 году на месте бывшей обители основали богадельню. В 1896 году богадельня была преобразована в Покровскую общину. Поскольку Покровский и Иоанно-Предтеченский храмы теперь являлись приходскими, в 1898-1902 годы община построила каменную Ново-Покровскую церковь (действует в наши дни). В убранстве церкви просматриваются черты романской архитектуры.

Покровский женский монастырь был вновь открыт в 1907 году по соседству с территорией прежнего монастыря. Таким образом, он имел две территории: старую и новую. В 1914 году в монастыре останавливалась княгиня Елизавета Федоровна Романова, к тому времени подавшаяся в религию.

Интересно, что в 1619-21 годы в еще не оформившейся официально обители содержалась в ссылке Мария Хлопотова – невеста первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича. Ее сослали по сговору в ближнем окружении царя, поскольку девушка была хоть и красивая, но из простого рода – по их мнению не годилась в царицы. А в 1740-42 годах в Покровском монастыре томилась княжна Анна Долгорукая.

После революции, в 1922 году, монашки оформились в артель «Надежда», но это не помогло – в 1926 году монастырь закрыли. Игуменью Таисию арестовали, а в 1930-е годы большинство бывших монашек репрессировали. В монастырские здания въехали различные ведомства, а в Ново-Покровской церкви разместилась баня. Колокольня в то время была разобрана (сейчас построена заново). В 1990-е годы монастырь вернули РПЦ, сейчас он действует. Как и в Николаевском монастыре, тут тоже есть святые мощи – юродивого Косьмы Верхотурского. Косьма участвовал в перенесении мощей Симеона из Меркушино в Верхотурье. Поскольку у него были больные ноги, рассказывали, что он полз на коленях. Также он был страстным богомольцем. Когда Косьма умер, его похоронили на территории кремля близ Свято-Троицкого собора. В начале XX века на его могиле построили часовню, утраченную в советское время. После революции останки юродивого монахи тайно перезахоронили на кладбище рядом с Успенским храмом, а в 1995 году откопали и перенесли в монастырь как святыню.

Гражданская застройка

В городе представляет интерес и гражданская застройка. То тут, то там видны старенькие домики. Здания XIX – начала XX веков сконцентрированы в историческом центре города. Интерес представляют здания общественного собрания, уездной больницы, бывшего народного дома, женской гимназии, реального училища, казенного винного склада, лавки и купеческие дома. Имеют статус памятников архитектуры и некоторые жилые деревянные дома. А близ перекрестка улиц Советской и Комсомольской сохранился каменный мост XIX века через речку Дернейку.

Подземные ходы Верхотурья

В Верхотурье есть свои подземные тайны. В 1980-е – начале 1990-х годов в Верхотурье работало несколько экспедиций Уральской архитектурно-художественной академии. Искали подземные ходы.

В книге В.М. Слукина «Тайны уральских подземелий» приводятся результаты исследований и свидетельства очевидцев. В качестве примера один из них - от Ивана Михайловича Добрынина. Всеволод Слукин так описывал слова старожилы:

«Вход в подземелье обнаружили рабочие-реставраторы, приводившие в порядок Троицкий собор. Среди них был сын Добрынина, который и пригласил отца спуститься под землю. Они прошли довольно большое расстояние по широкой и сухой галерее. Галерея имела сводчатое перекрытие, стены выложены кирпичом, проходить по ней можно было не нагибаясь. На всем протяжении галерею не исследовали, так как наспех приготовленные фонарики давали быстро слабеющий свет… Об этом ходе знали и раньше: трое рабочих из бригады реставраторов пришли по нему до самого Николаевского монастыря».

Схема подземных ходов на территории Верхотурского кремля
(из книги В.М. Слукина "Тайны уральских подземелий")

Подземные ходы расходились от Свято-Троицкого собора верхотурского кремля. С помощью приборов исследователи обнаружили аномалию между собором и воеводским домом, а также от собора к зданию канцелярии. Также возможные пустоты были выявлены от Свято-Троицкого собора в сторону Воскресенской церкви и гостиного двора. Выявлена аномалия и в направлении «торговой стороны», но по показателям было ясно, что этот ход в полузасыпанном состоянии.

Был выявлен и возможный ход от кремля к речке Свияге. О провале, который вел в загадочный тоннель, укрепленный лиственничными плахами, сообщал исследователям и местный житель. Возможно, один из ходов вел в некогда густой Калачинский лес.

Один из ходов показал краеведу Слукину верхотурец Владимир Копылов. Вертикальный лаз уходил вниз во внутристенном ходе кремля, но ход был завален мусором.

По свидетельствам очевидцев, были подземные ходы и под территорией Николаевского монастыря (помимо того, что вел в кремль). Над старинными ходами часто случались провалы, хотя обычно натыкались на остатки старой дренажной системы. Данные геофизиков подтвердили наличие пустот на территории монастыря.

Схема подземных ходов под Николаевским монастырем
(из книги В.М. Слукина "Тайны уральских подземелий")

По легендам по подземным ходам и вовсе можно было дойти от Николаевского мужского монастыря до кремля и далее – до Покровского женского монастыря. Однако последнее маловероятно. Хотя, по всей видимости, свои подземные ходы существовали и в женском монастыре. Свидетельств о подземельях на территории старого монастыря немного, не было обнаружено заметных аномалий и геофизическими методами. Зато точно существовали подземные ходы между постройками на новой территории монастыря. На них неоднократно натыкались строители, местные жители и сотрудники размещавшихся тут в советское время организаций. Подтвердили наличие подземных ходов и геофизики с помощью приборных исследований.

Схема подземных ходов под Покровским монастырем
(из книги В.М. Слукина "Тайны уральских подземелий")

Окрестности Верхотурья

Во время поездки можно посетить и достопримечательности в окрестностях этого города. В 8 километрах западнее в поселке Актай на одноименной реке действует монастырский скит Николаевского монастыря. Здесь бьет так называемый Живоносный источник, вода которого считается целебной. Оборудована купальня. Интересно, что Больше-Актайский скит в 1909 году посещал и известный фотограф С.М. Прокудин-Горский. Здесь он сфотографировал монаха Николаевского монастыря – старца Макария, которого называл своим наставником Григорий Распутин.

В селе Костылево действует Свято-Косминская пустынь. Монахи производят варенье из сосновых шишек и сушат иван-чай.

Едут туристы и в село Меркушино, расположенное в 50 километрах от Верхотурья. Именно здесь жил Симеон Верхотурский, прославившийся после смерти, когда его гроб под действием грунтовых вод «выплыл» на поверхность. Сейчас за водой из Меркушинского источника приезжают многие паломники. В Меркушино построен храм Михаила Архангела, а на въезде в село – храм во имя Всех святых, близ которого стоит большой поклонный крест.

Проехав еще дальше, можно попасть к Кордюковскому водопаду на речке Рогозинке. Неподалеку от него расположен Богородицкий источник.







Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.215.196 (0.008 с.)