Банк России отстраняется от какой бы то ни было деятельности в области налично - платежной системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Банк России отстраняется от какой бы то ни было деятельности в области налично - платежной системы.



Статья 5. Права и обязанности Министерства финансов по управлению налично - платежной системой

 

К исключительной прерогативе Министерства финансов относится:

1. Эмиссия, изготовление, или размещение на изготовление у специзготовителей, уничтожение и транспортировка в регионы налично - платежных средств.

 

2. Разработка форматов платежных билетов и платежных жетонов.

 

3. Разработка правил и инструкций по работе с налично - платежными средствами.

 

4. Отбор уполномоченных финансовых учреждений, заключение с ними агентских договоров.

 

5. Разработка систем отчетности уполномоченных финансовых учреждений, сбор этой отчетности и контроль за их деятельностью.

 

6. Лицензирование юридических лиц, имеющих право на использование налично - платежных средств в своей финансовой деятельности.

7. Сертификация лицензированных юридических лиц по объемам использования налично - платежных средств и условиям их хранения и охраны.

 

8. Разработка программ обучения кассовых работников, их обучение или лицензирование учебных учреждений, производящих такое обучение, разработка правил допуска кассовых работников к работе с налично - платежными средствами.

 

9. Установление единых для всей страны размеров маржи при продаже налично - платежных средств физическим лицам и дисконта при покупке их у физических и лицензированных юридических лиц.
10. Установление предельных норм продажи налично - платежных средств физическим лицам и покупки от них.

 

11. Установление процента с оборота налично - платежных средств, остающегося у уполномоченных финансовых учреждений в возмещение своих затрат и получения прибыли.

 

Для руководства налично - денежной системой на местном уровне создается система местных представительств Министерства финансов.

 

Нормативы в налично - платежной системы должны предусматривать самоокупаемость ее и получение от нее бюджетных поступлений, а также подавление преступности, связанной с оборотом наличных денежных средств.

 

Стратегической целью деятельности Министерства финансов в области управления налично - платежной системой является сокращение наличного оборота в стране до уровня 0,1 - 0,5 процента от общего платежного оборота (2 - 5 процентов от оборота физических лиц), всемерное стимулирование использования физическими лицами денежного (безналичного) обращения.

Статья 6. Уполномоченные финансовые учреждения в налично - платежной системе

Уполномоченные финансовые учреждения по работе в налично - платежной системе являются агентами (брокерами) Министерства финансов по распространению налично - платежных средств. Деятельность их определяется данным Законом и агентскими договорами с Министерством финансов.

 

Первичные агенты Министерства финансов осуществляют хранение налично - платежных средств в регионе и обеспечивают вторичных агентов налично - платежными средствами.

 

Вторичные и третичные агенты осуществляют непосредственную работу с населением и юридическими лицами.

 

В качестве первичных агентов Министерство финансов использует республиканские банки и областные отделения Банка России (но не сам Банк России).

 

В качестве вторичных агентов используются избранные коммерческие банки для работы исключительно с юридическими лицами.

 

В качестве третичных агентов используются отделения Сбербанка России, работающие преимущественно с физическими лицами.

 

Минфин заключает агентские договоры с отделениями Сбербанка России, но не с самим Сбербанком.

Первичные агенты Минфина выполняют функции оптовых баз снабжения налично - платежными средствами других агентов, а также собирают информацию о движении этих средств и о финансовых результатах их деятельности. В первичных агентах Минфина открываются только счета типа "Депо", отражающие движение налично - платежных средств.

 

Во вторичных и третичных агентах открывается внебалансовый счет "Депо", отражающий движение налично - платежных средств, и пассивный балансовый счет Минфина, по которому производится учет финансовых результатов торговли этими средствами.

 

Вторичные агенты осуществляют исключительно покупку налично - платежных средств, третичные агенты - преимущественно продажу, но осуществляют и их покупку.

 

Обмен налично - платежными средствами между вторичными и третичными агентами осуществляется через первичных агентов, которые ведут централизованный учет этих перемещений.

 

Продажа и покупка налично - платежных средств физическими лицами осуществляется через расчетный счет физического лица в одном из отделений Сбербанка, причем этот счет должен быть единственен.

Продажа налично - платежных средств юридическим лицам может осуществляться через собственный расчетный счет, который должен быть единственен, либо через текущие приходные счета, количество которых не ограничивается.

 

При покупке налично - платежных средств сумма платежа перемещается с соответствующего расчетного счета на счет Минфина. При продаже налично - платежных средств сумма продажи перемещается со счета Минфина на счет продавца.

Вторичные и третичные агенты используют установленные Министерством финансов единые для всей страны курсы покупки и продажи.

Курсы покупки от физических и от юридических лиц могут быть различны.

 

Отделения Сбербанка, осуществляющие обслуживание физических лиц, обязаны строго соблюдать установленные предельные нормы продажи и покупки налично - платежных средств на одно физическое лицо.

Нарушение предельных норм продажи и покупки является должностным преступлением, влекущим уголовную ответственность в соответствии с Федеральным законом о преступлениях в сфере налично - денежного обращения.

 

Банки, работающие с юридическими лицами, обязаны контролировать поступление наличных платежных средств от своих клиентов в соответствии с сертификатом предельного объема таких средств, выданного соответствующему юридическому лицу.

 

Статья 7. Лицензированные юридические лица в налично - платежной системе

Юридические лица могут использовать налично - платежные средства лишь при наличии лицензии Минфина на такое использование. Лицензии Минфина выдаются исключительно предприятиям, обслуживающим физических лиц - предприятиям торговли, бытового обслуживания населения и т.д.

 

Устанавливается предельная величина стоимости товара или услуги, которые могут быть проданы или оказаны через наличный платеж. Она не может превышать величины предельной месячной квоты покупки налично - платежных средств. Товары или услуги, стоимость которых выше этой предельной величины, могут продаваться только по безналичному расчету.

Лицензии на осуществление операций в налично - платежной системе выдает Минфин. Лицензированное предприятие не может продавать товары или оказывать услуги, не допустимые для продажи через налично - платежные средства.

 

Не имеют права на получение лицензии предприятия, торгующие дорогими товарами: автомобилями, недвижимостью, дорогими предметами роскоши, например, дорогостоящими ювелирными изделиями, одеждой высокой моды (бутики), туристические агентства, предлагающие зарубежные туры, высококлассные гостиницы и т.п.

Любое предприятие, в том числе и лицензированное, имеет право принимать безналичные платежи. Допускается использование различных цен для наличных и безналичных платежей.

 

Лицензированные предприятия сертифицируются по объему наличного оборота на три класса. Первый класс - предприятия с малым наличным оборотом, второй класс - со средним наличным оборотом, третий класс - с большим наличным оборотом.

 

В соответствии с классом лицензии предприятие должно быть оборудовано системами хранения и защиты налично - платежных средств. Нормативы хранения и защиты утверждаются Министерством финансов.

 

В предприятиях второго и третьего класса работу с наличностью должны осуществлять дипломированные кассовые работники. Работой с налично - платежными средствами в таких учреждениях руководит сотрудник, имеющий статус не ниже заместителя руководителя предприятия по работе с налично - платежными средствами, который несет всю полноту ответственности, вплоть до уголовной.

 

В этих предприятиях бухгалтерия отстраняется от работы с налично - платежными средствами, а учет финансовой деятельности осуществляет на основе представляемых ей соответствующей службой отчетов о движении налично - платежных средств.

 

Налично - платежные средства хранятся после окончания рабочего дня в сейфах. В каждом сейфе должен храниться и документ, подтверждающий сумму хранимых в сейфе средств за подписью ответственного лица.

 

Министерство финансов имеет право проверять условия хранения, содержимое сейфов и соответствие сумм хранимых средств с соответствующим документом в любое время.

 

Лицензированное предприятие обязано регулярно сдавать наличную выручку в уполномоченное финансовое учреждение, за которым оно закреплено, не допуская превышение сумм хранения предельному значению, установленному сертификатом.

 

При регулярном превышении оборота, на который сертифицировано данное предприятие, оно обязано поставить об этом в известность представительство Минфина и свой банк и приступить к процессу получения сертификата на более высокую сумму наличного оборота.

 

Статья 8. Права и обязанности физических лиц в области налично - платежного оборота

Физические лица имеют право беспрепятственной покупки и продажи налично - платежных средств с ограничениями, указанными в данном Законе, а также беспрепятственно использовать их в финансовом общении между собою, а также для оплаты товаров и услуг в торговых предприятиях и предприятиях бытового и иного обслуживания, имеющих лицензию на такого рода деятельность.

Физические лица покупают и продают налично - платежные средства в банке, в котором находится их расчетный счет.

Размер месячной квоты покупки и продажи налично - платежных средств на одно физическое лицо устанавливается Министерством финансов на первое время из такого расчета, чтобы не менее половины физических лиц могло использовать все свои месячные доходы в форме налично - платежных средств. Перенос неиспользованной квоты покупки и продажи на следующие месяцы не допускается.

 

В случае, если данный расчетный счет используется для всей семьи, то квота увеличивается пропорционально количеству членов семьи. Количество членов семьи фиксируется на основе документов. Члены семьи, имеющие собственные расчетные счета, исключаются из расчета квоты.

Устанавливается также квота хранения налично - платежных средств.

 

Хранение сверхквотного количества налично - платежных средств является административным правонарушением, которое наказывается конфискацией излишков этих средств.

Лица, имеющие регулярный заработок в виде налично - платежных средств за счет надомного производства, мелкой розничной торговли, личным обслуживанием других людей, например, сексуальным и т.п., превышающий размер квоты продажи, должны зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей с получением специального коммерческого счета, через который они могут переводить на свой счет суммы наличности, большие квоты физического лица.

 

Ведение счета индивидуального предпринимателя регулируется Законом об индивидуальном предпринимательстве.

 

Глава 4. О БАНКОВСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.174 (0.022 с.)