В современном мире деньги вновь стали двухкомпонентными: налично - счетными по своей технологии, бумажно - электронными по характеру носителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В современном мире деньги вновь стали двухкомпонентными: налично - счетными по своей технологии, бумажно - электронными по характеру носителя.



Историческое обоснование

Деньги с момента своего возникновения прошли длительный путь своего развития. Возникли они сначала в виде местных средств обмена, в качестве денежных элементов использовались различные местные предметы (шкурки, раковины, животные и т.п.). Следующим этапом развития денег стали единые универсальные деньги в виде золотых или серебряных монет, в которых номиналом стоимости стала стоимость производства самого денежного элемента.

Следующим типом денег стали бумажные деньги. В системе бумажных денег номинал стоимости не связан со стоимостью производства самого денежного элемента и устанавливается на государственном уровне или в процессе самой финансово - экономической деятельности.
Последней формой денег стали счетные (безналичные) деньги, в которых отсутствуют сами денежные элементы как таковые и деньги функционируют в обществе в качестве записей (счетов) в специальных финансовых учреждениях (банках).

 

Процесс развития денег состоит в том, что деньги возникают в виде однокомпонентной денежной системы, основанной на одной форме денег, например, чисто золотые деньги. В ходе дальнейшего развития появляется вторая денежная компонента, например, бумажная, которая является сначала побочной вспомогательной формой денег. По мере дальнейшего нарастания роли второй побочной компоненты она занимает все большее и большее место в денежном обороте. И наступает кризис между реальной ролью вторичной компоненты и ее правовым положением как вспомогательных денег. Этот кризис преодолевается трансформацией денежной системы, при которой главная компонента отбрасывается, а вторичная компонента становится главными государственными деньгами.

 

При этом первичная компонента не сразу полностью уходит из денежного обращения, а некоторое время продолжает выполнять некоторые вспомогательные финансовые функции. Трансформация денежной системы происходит во время некоторой глобальной цивилизационной катастрофы.

 

Трансформация золотобумажной системы произошла в ходе такой цивилизационной катастрофы, каковой явилась Первая мировая война, которая, в свою очередь, возникла из кризиса денежной системы, приведшего к общецивилизационному кризису начала двадцатого века.

 

Именно в ходе Первой мировой войны золотые деньги были сброшены в качестве главных денег и бумажные деньги получили статус главных государственных денег. Золото при этом не ушло полностью из сферы финансов, а стало выполнять некоторые побочные финансовые функции (банковских резервов). В настоящее время эта функция золота все больше и больше отмирает.

 

После перехода на чисто бумажные деньги после Первой мировой войны начался бурный рост новой формы денег - счетных денег. Создание компьютерной техники дало этой форме денег особый носитель - электронный носитель.

 

Наличные деньги и платежный кризис

 

Наличные деньги являются главной причиной жестокого платежного кризиса в России. Активная денежная база в России состоит из примерно 150 миллиардов наличных денег и всего около 20 миллиардов безналичных.

 

Отметим, что потребность легального налично - денежного оборота физических лиц в России в условиях неразвитости форм безналичного оборота физических лиц составляет величину порядка 50 миллиардов рублей. Очевидно, что остальная наличие - денежная масса обслуживает криминальную и теневую экономику, является так называемым "черным налом", используемым в качестве средства уклонения от налогов, как средство тезаврации криминальных капиталов и т.д.

 

Результатом такого платежного кризиса является бартеризация и суррогатизация сферы финансового общения экономических субъектов, которая достигает фантастической величины в 80 процентов от общего стоимостного оборота российской экономической системы.

А это в свою очередь обусловливает и налоговый кризис, так как система бартерных и квазиденежных операций практически недоступна для налогообложения.

 

При столь резкой нехватке счетных денежных ресурсов одновременно является невозможной и эмиссия этих ресурсов ввиду того, что в условиях существующего валютного регулирования эти эмиссионные средства моментально уходят на валютный рынок, создавая давление на него в сторону понижения валютного курса рубля, для поддержания какового золотовалютных резервов Банка России недостаточно и приходится прибегать к внешним заимствованиям и прежде всего у МВФ. Таким образом, налицо кризисная ситуация, которая не может быть преодолена в рамках существующей денежной системы.

 

В то же время ликвидация налично - денежной компоненты приведет к тому, что все 150 миллиардов наличных денег окажутся размещенными в банках, что увеличит на эту величину счетную денежную базу. А эта денежная база, в свою очередь, приведет к появлению кредитных банковских ресурсов на сумму не менее одного триллиона рублей. Появление такого громадного объема кредитных ресурсов приведет к резкому падению кредитных ставок, которые опустятся ниже нормы прибыли в экономике, что позволит использовать кредитные средства экономическим субъектам для исполнения своих обязательств в денежной форме. Этим самым платежный кризис будет преодолен или, по крайней мере, острота его будет значительно снижена.

 

Резкая деньгизация финансового общения экономических субъектов одновременно увеличит собираемость налогов в несколько раз, что будет способствовать и ослаблению или полной ликвидации и налогового кризиса.

 

Этим самым ослабляется и кризис государственности, которым характеризуется ситуация в России.

 

3. Ограничение или ликвидация наличных денег?

Криминогенность наличных денег широко известна. Потому во всем мире, в том числе и в России, принимаются меры по ограничению использования наличности.

Однако опыт показал, что в России это оказалось малоэффективным. Связано это прежде всего с общим ослаблением государственности. Но кроме того имеет и более фундаментальные причины.

 

Ограничение использования государственных денег, даже осуществляемое по законам, строго говоря, не является правовым, так как, с одной стороны, является ущемлением естественных прав физических и юридических лиц использовать конституциированные государственные деньги в своей деятельности.

 

Кроме того, государство, принуждая использовать счетные денежные средства одновременно не дает этим денежным средствам государственной гарантии, так как они не являются государственными средствами, в результате чего пользователи принуждаются к использованию рискованной институции без того, чтобы государство принимало на себя риск от этого.

Ясно, что такая позиция государства более чем уязвима и с точки зрения естественного права недопустима.

 

Фактически, это есть государственное насилие, противодействие каковому субъекты этого насилия не могут не воспринимать как моральное и допустимое.

Только полная ликвидация самой институции наличных денег и объявление счетных денег государственными позволит эффективно включить безналичное обращение в ранг допустимого, естественного и нормального. Естественно, при этом должны быть предприняты некоторые мероприятия по государственной защите этих денежных средств от их исчезновения в результате каких-то действий отдельных лиц и организаций.

 

Именно поэтому в данном Законе проблема государственного обеспечения сохранности счетных денежных средств физических лиц решается на самом высоком уровне. Решение проблемы сохранности денежных счетных средств юридических лиц должна решаться уже в других законах.

 

Однако ликвидация наличных денег как институции вовсе не означает физической ликвидации самих этих денег. В данном Законе наличность переводится в разряд государственно конституированных эрзац - денег ограниченного использования.

Для эрзац - денег ограничение использования есть обычная практика и никак не воспринимается как ограничение прав человека или вообще субъекта финансовых отношений.

 

Действительно, мы же не можем использовать в ресторане такие эрзац - деньги, как жетоны метро, телефонные карточки, казначейскими обязательствами или векселями мы не может расплатиться там, где нам это хочется.

 

Но если мы ликвидировали наличную денежную компоненту, то это означает не изменение этой функции, а просто отмирание ее, причем она никакому иному органу государства не перепоручается. Это не может рассматриваться как нарушение закона.

 

В то же время перевод наличности в разряд суррогатных денег автоматически исключает управление этой системой Банком России, ибо ему поручено управление исключительно денежной си

Проект Федерального закона n 98106967-2 'О трансформации денежной системы Российской Федерации' (ред., внесенная в ГД ФС РФ)»

Проект Федерального закона n 98106967-2 "О трансформации денежной системы Российской Федерации" (ред., внесенная в ГД ФС РФ)

 

Проект
N 98106967-2
Внесен депутатами
Государственной Думы
В.В. Жириновским, С.В. Скурихиным


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТРАНСФОРМАЦИИ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ

Статья 1. Термины и определения

Деньги - универсальные платежные средства, конституциированные государством для всеобщего и неограниченного использования.
Наличные деньги - деньги, имеющие физическую форму бумажных купюр или монет, денежные транзакции, с помощью которых сводятся к физическому перемещению их от одного финансового лица к другому.

Счетные деньги - деньги, не имеющие физического образа и представляющие записи (счета) в специальных финансовых учреждениях - банках. Денежные транзакции счетных денег сводятся к изменению банковских счетов.

Суррогатные деньги - заменитель денег с ограниченной сферой использования. Эмитентом суррогатных денег могут быть государственные и негосударственные учреждения.

Денежная система - система функционирования денег в стране и финансовых учреждений, осуществляющих их функционирование.
Однокомпонентная денежная система - денежная система, в которой используются деньги одного вида. Примеры однокомпонентных денежных систем: золото - монетная денежная система, бумажно - наличная денежная система.

Двухкомпонентная денежная система - денежная система, в которой используются деньги двух типов с различным характером их физических носителей. Примеры: золото - бумажная, налично - счетная денежные системы. В настоящее время во всем мире, в том числе и в России, используются двухкомпонентные (налично - счетные) денежные системы.

Банк - главное финансовое учреждение в современной денежной системе, в котором ведутся счета финансовых лиц, и который осуществляет счетные денежные транзакции, а также кредитные и иные функции. В налично - счетной системе банк аккумулирует излишки наличных средств и обеспечивает ими своих клиентов.

 

Статья 2. Содержание Закона

Данный Закон конституциирует денежную систему Российской Федерации.

 

Статья 3. Цель Закона

Целью данного законопроекта является создание денежной системы России, отвечающей новейшему этапу мирового развития в области денежных и финансовых технологий.
Результаты, достигаемые данным законопроектом:

1. Существенное уменьшение общественных и государственных затрат на функционирование денежной системы.

2. Повышение прозрачности и контролируемости финансовой деятельности физических и юридических лиц и государственных учреждений.

3. Подавление наиболее опасных видов преступности, связанных с использованием крупных сумм наличных денег - коррупции, наркобизнеса, торговли людьми, оружием и антиквариатом, вымогательства, ограбления банков и иных учреждений с большими запасами наличности, уклонения от налогов и др.

 

4. Повышение собираемости налогов.

 

5. Подавление нелегальной экономической деятельности.

 

6. Уменьшение нелегальной иммиграции.

 

7. Стимулирование внедрения в Российской Федерации наиболее современных денежных технологий, связанных с электронизацией денежной сферы.

 

8. Увеличение кредитных ресурсов банковской системы.

 

9. Увеличение денежной массы в платежной системе, ликвидацию бартерных операций и операций с суррогатными деньгами между экономическими субъектами, расшивка кризиса неплатежей.

 

10. Создание условий для урегулирования взаимоотношений Российской Федерации с Чеченской республикой (Ичкерией).

 

Глава 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Статья 1. Трансформация денежной системы России

С целью приспособления денежной системы России к новейшим тенденциям в мировом финансовом развитии произвести трансформацию денежной системы России путем преобразования ее из двухкомпонентной денежной системы в однокомпонентную.

 

Статья 2. Государственные деньги Российской Федерации

Государственными деньгами Российской Федерации объявляются исключительно счетные деньги. Денежной системе Российской Федерации присвоить название "однокомпонентная счетная денежная система".

 

Статья 3. Наличные деньги

 

Наличные деньги Российской Федерации выводятся из состава государственных денег.
Существующим наличным денежным средствам придается финансовый статус суррогатных денег, которым присваивается название "налично - платежные средства".

Бумажным элементам платежа присвоить название "платежные билеты", а деньгам в монетной форме - "платежные жетоны".

 

Системе движения и использования налично - платежных средств присвоить название "налично - платежная система Российской Федерации".

 

Налично - платежная система управляется государством.

Её функционирование определяется Федеральным Законом о налично - платежной системе Российской Федерации.

Статья 5. Права и обязанности Министерства финансов по управлению налично - платежной системой

 

К исключительной прерогативе Министерства финансов относится:

1. Эмиссия, изготовление, или размещение на изготовление у специзготовителей, уничтожение и транспортировка в регионы налично - платежных средств.

 

2. Разработка форматов платежных билетов и платежных жетонов.

 

3. Разработка правил и инструкций по работе с налично - платежными средствами.

 

4. Отбор уполномоченных финансовых учреждений, заключение с ними агентских договоров.

 

5. Разработка систем отчетности уполномоченных финансовых учреждений, сбор этой отчетности и контроль за их деятельностью.

 

6. Лицензирование юридических лиц, имеющих право на использование налично - платежных средств в своей финансовой деятельности.

7. Сертификация лицензированных юридических лиц по объемам использования налично - платежных средств и условиям их хранения и охраны.

 

8. Разработка программ обучения кассовых работников, их обучение или лицензирование учебных учреждений, производящих такое обучение, разработка правил допуска кассовых работников к работе с налично - платежными средствами.

 

9. Установление единых для всей страны размеров маржи при продаже налично - платежных средств физическим лицам и дисконта при покупке их у физических и лицензированных юридических лиц.
10. Установление предельных норм продажи налично - платежных средств физическим лицам и покупки от них.

 

11. Установление процента с оборота налично - платежных средств, остающегося у уполномоченных финансовых учреждений в возмещение своих затрат и получения прибыли.

 

Для руководства налично - денежной системой на местном уровне создается система местных представительств Министерства финансов.

 

Нормативы в налично - платежной системы должны предусматривать самоокупаемость ее и получение от нее бюджетных поступлений, а также подавление преступности, связанной с оборотом наличных денежных средств.

 

Стратегической целью деятельности Министерства финансов в области управления налично - платежной системой является сокращение наличного оборота в стране до уровня 0,1 - 0,5 процента от общего платежного оборота (2 - 5 процентов от оборота физических лиц), всемерное стимулирование использования физическими лицами денежного (безналичного) обращения.

Статья 6. Уполномоченные финансовые учреждения в налично - платежной системе

Уполномоченные финансовые учреждения по работе в налично - платежной системе являются агентами (брокерами) Министерства финансов по распространению налично - платежных средств. Деятельность их определяется данным Законом и агентскими договорами с Министерством финансов.

 

Первичные агенты Министерства финансов осуществляют хранение налично - платежных средств в регионе и обеспечивают вторичных агентов налично - платежными средствами.

 

Вторичные и третичные агенты осуществляют непосредственную работу с населением и юридическими лицами.

 

В качестве первичных агентов Министерство финансов использует республиканские банки и областные отделения Банка России (но не сам Банк России).

 

В качестве вторичных агентов используются избранные коммерческие банки для работы исключительно с юридическими лицами.

 

В качестве третичных агентов используются отделения Сбербанка России, работающие преимущественно с физическими лицами.

 

Минфин заключает агентские договоры с отделениями Сбербанка России, но не с самим Сбербанком.

Первичные агенты Минфина выполняют функции оптовых баз снабжения налично - платежными средствами других агентов, а также собирают информацию о движении этих средств и о финансовых результатах их деятельности. В первичных агентах Минфина открываются только счета типа "Депо", отражающие движение налично - платежных средств.

 

Во вторичных и третичных агентах открывается внебалансовый счет "Депо", отражающий движение налично - платежных средств, и пассивный балансовый счет Минфина, по которому производится учет финансовых результатов торговли этими средствами.

 

Вторичные агенты осуществляют исключительно покупку налично - платежных средств, третичные агенты - преимущественно продажу, но осуществляют и их покупку.

 

Обмен налично - платежными средствами между вторичными и третичными агентами осуществляется через первичных агентов, которые ведут централизованный учет этих перемещений.

 

Продажа и покупка налично - платежных средств физическими лицами осуществляется через расчетный счет физического лица в одном из отделений Сбербанка, причем этот счет должен быть единственен.

Продажа налично - платежных средств юридическим лицам может осуществляться через собственный расчетный счет, который должен быть единственен, либо через текущие приходные счета, количество которых не ограничивается.

 

При покупке налично - платежных средств сумма платежа перемещается с соответствующего расчетного счета на счет Минфина. При продаже налично - платежных средств сумма продажи перемещается со счета Минфина на счет продавца.

Вторичные и третичные агенты используют установленные Министерством финансов единые для всей страны курсы покупки и продажи.

Курсы покупки от физических и от юридических лиц могут быть различны.

 

Отделения Сбербанка, осуществляющие обслуживание физических лиц, обязаны строго соблюдать установленные предельные нормы продажи и покупки налично - платежных средств на одно физическое лицо.

Нарушение предельных норм продажи и покупки является должностным преступлением, влекущим уголовную ответственность в соответствии с Федеральным законом о преступлениях в сфере налично - денежного обращения.

 

Банки, работающие с юридическими лицами, обязаны контролировать поступление наличных платежных средств от своих клиентов в соответствии с сертификатом предельного объема таких средств, выданного соответствующему юридическому лицу.

 

Статья 7. Лицензированные юридические лица в налично - платежной системе

Юридические лица могут использовать налично - платежные средства лишь при наличии лицензии Минфина на такое использование. Лицензии Минфина выдаются исключительно предприятиям, обслуживающим физических лиц - предприятиям торговли, бытового обслуживания населения и т.д.

 

Устанавливается предельная величина стоимости товара или услуги, которые могут быть проданы или оказаны через наличный платеж. Она не может превышать величины предельной месячной квоты покупки налично - платежных средств. Товары или услуги, стоимость которых выше этой предельной величины, могут продаваться только по безналичному расчету.

Лицензии на осуществление операций в налично - платежной системе выдает Минфин. Лицензированное предприятие не может продавать товары или оказывать услуги, не допустимые для продажи через налично - платежные средства.

 

Не имеют права на получение лицензии предприятия, торгующие дорогими товарами: автомобилями, недвижимостью, дорогими предметами роскоши, например, дорогостоящими ювелирными изделиями, одеждой высокой моды (бутики), туристические агентства, предлагающие зарубежные туры, высококлассные гостиницы и т.п.

Любое предприятие, в том числе и лицензированное, имеет право принимать безналичные платежи. Допускается использование различных цен для наличных и безналичных платежей.

 

Лицензированные предприятия сертифицируются по объему наличного оборота на три класса. Первый класс - предприятия с малым наличным оборотом, второй класс - со средним наличным оборотом, третий класс - с большим наличным оборотом.

 

В соответствии с классом лицензии предприятие должно быть оборудовано системами хранения и защиты налично - платежных средств. Нормативы хранения и защиты утверждаются Министерством финансов.

 

В предприятиях второго и третьего класса работу с наличностью должны осуществлять дипломированные кассовые работники. Работой с налично - платежными средствами в таких учреждениях руководит сотрудник, имеющий статус не ниже заместителя руководителя предприятия по работе с налично - платежными средствами, который несет всю полноту ответственности, вплоть до уголовной.

 

В этих предприятиях бухгалтерия отстраняется от работы с налично - платежными средствами, а учет финансовой деятельности осуществляет на основе представляемых ей соответствующей службой отчетов о движении налично - платежных средств.

 

Налично - платежные средства хранятся после окончания рабочего дня в сейфах. В каждом сейфе должен храниться и документ, подтверждающий сумму хранимых в сейфе средств за подписью ответственного лица.

 

Министерство финансов имеет право проверять условия хранения, содержимое сейфов и соответствие сумм хранимых средств с соответствующим документом в любое время.

 

Лицензированное предприятие обязано регулярно сдавать наличную выручку в уполномоченное финансовое учреждение, за которым оно закреплено, не допуская превышение сумм хранения предельному значению, установленному сертификатом.

 

При регулярном превышении оборота, на который сертифицировано данное предприятие, оно обязано поставить об этом в известность представительство Минфина и свой банк и приступить к процессу получения сертификата на более высокую сумму наличного оборота.

 

Статья 8. Права и обязанности физических лиц в области налично - платежного оборота

Физические лица имеют право беспрепятственной покупки и продажи налично - платежных средств с ограничениями, указанными в данном Законе, а также беспрепятственно использовать их в финансовом общении между собою, а также для оплаты товаров и услуг в торговых предприятиях и предприятиях бытового и иного обслуживания, имеющих лицензию на такого рода деятельность.

Физические лица покупают и продают налично - платежные средства в банке, в котором находится их расчетный счет.

Размер месячной квоты покупки и продажи налично - платежных средств на одно физическое лицо устанавливается Министерством финансов на первое время из такого расчета, чтобы не менее половины физических лиц могло использовать все свои месячные доходы в форме налично - платежных средств. Перенос неиспользованной квоты покупки и продажи на следующие месяцы не допускается.

 

В случае, если данный расчетный счет используется для всей семьи, то квота увеличивается пропорционально количеству членов семьи. Количество членов семьи фиксируется на основе документов. Члены семьи, имеющие собственные расчетные счета, исключаются из расчета квоты.

Устанавливается также квота хранения налично - платежных средств.

 

Хранение сверхквотного количества налично - платежных средств является административным правонарушением, которое наказывается конфискацией излишков этих средств.

Лица, имеющие регулярный заработок в виде налично - платежных средств за счет надомного производства, мелкой розничной торговли, личным обслуживанием других людей, например, сексуальным и т.п., превышающий размер квоты продажи, должны зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей с получением специального коммерческого счета, через который они могут переводить на свой счет суммы наличности, большие квоты физического лица.

 

Ведение счета индивидуального предпринимателя регулируется Законом об индивидуальном предпринимательстве.

 

Глава 4. О БАНКОВСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Историческое обоснование

Деньги с момента своего возникновения прошли длительный путь своего развития. Возникли они сначала в виде местных средств обмена, в качестве денежных элементов использовались различные местные предметы (шкурки, раковины, животные и т.п.). Следующим этапом развития денег стали единые универсальные деньги в виде золотых или серебряных монет, в которых номиналом стоимости стала стоимость производства самого денежного элемента.

Следующим типом денег стали бумажные деньги. В системе бумажных денег номинал стоимости не связан со стоимостью производства самого денежного элемента и устанавливается на государственном уровне или в процессе самой финансово - экономической деятельности.
Последней формой денег стали счетные (безналичные) деньги, в которых отсутствуют сами денежные элементы как таковые и деньги функционируют в обществе в качестве записей (счетов) в специальных финансовых учреждениях (банках).

 

Процесс развития денег состоит в том, что деньги возникают в виде однокомпонентной денежной системы, основанной на одной форме денег, например, чисто золотые деньги. В ходе дальнейшего развития появляется вторая денежная компонента, например, бумажная, которая является сначала побочной вспомогательной формой денег. По мере дальнейшего нарастания роли второй побочной компоненты она занимает все большее и большее место в денежном обороте. И наступает кризис между реальной ролью вторичной компоненты и ее правовым положением как вспомогательных денег. Этот кризис преодолевается трансформацией денежной системы, при которой главная компонента отбрасывается, а вторичная компонента становится главными государственными деньгами.

 

При этом первичная компонента не сразу полностью уходит из денежного обращения, а некоторое время продолжает выполнять некоторые вспомогательные финансовые функции. Трансформация денежной системы происходит во время некоторой глобальной цивилизационной катастрофы.

 

Трансформация золотобумажной системы произошла в ходе такой цивилизационной катастрофы, каковой явилась Первая мировая война, которая, в свою очередь, возникла из кризиса денежной системы, приведшего к общецивилизационному кризису начала двадцатого века.

 

Именно в ходе Первой мировой войны золотые деньги были сброшены в качестве главных денег и бумажные деньги получили статус главных государственных денег. Золото при этом не ушло полностью из сферы финансов, а стало выполнять некоторые побочные финансовые функции (банковских резервов). В настоящее время эта функция золота все больше и больше отмирает.

 

После перехода на чисто бумажные деньги после Первой мировой войны начался бурный рост новой формы денег - счетных денег. Создание компьютерной техники дало этой форме денег особый носитель - электронный носитель.

 

В современном мире деньги вновь стали двухкомпонентными: налично - счетными по своей технологии, бумажно - электронными по характеру носителя.

 

И вновь современный мир вступил в полосу денежного кризиса, который вызывает общецивилизационный кризис. Главными государственными деньгами являются бумажные деньги, но большую часть денежных функций исполняют в настоящее время именно безналичные, счетные деньги, правовое обоснование которых является весьма шатким. До сих пор де-факто счетные деньги являются не государственными деньгами, а частными деньгами, деньгами банков, государство не несет ответственности за эти деньги. Крах банков ведет к исчезновению и денег, что, конечно, недопустимо для государственно конституированных денег.

 

Поэтому в настоящее время мир стоит перед новой трансформацией денежной системы, связанной с ликвидацией наличной компоненты и переходом на однокомпонентные деньги - чисто счетные (электронные) деньги. При этом некоторое время наличная компонента может сохранять свои финансовые функции в качестве эрзац - денег, в качестве платежного средства для мелко- и даже среднерозничной торговли.

Все объективные условия для такой трансформации денег в современном мире наличествуют. Счетные деньги по объему использования во много раз превышают объем использования наличных денег. Имеется налицо мировой денежный кризис, проявления которого хорошо известны. Последним проявлением этого кризиса является финансовый кризис в Юго - Тихоокеанском регионе, ввергший в деструктивное состояние целые государства, финансовый кризис в России, ранее такого рода кризисы потрясали Латинскую Америку.

 

Технические средства для такой трансформации также полностью наличествуют.

 

Наконец, ситуация в России и многих странах бывшего СССР не может быть охарактеризована иначе как цивилизационная катастрофа.
Таким образом, все предпосылки для трансформации денег имеются. На Диаграмме 1 показана динамика исторического развития денежных систем, из которой необходимость трансформации денег вытекает с полной неизбежностью.

 

2. Крах налично - счетной денежной системы в России

Более подробно опишем связь между крахом налично - денежной системы и общим цивилизационным кризисом в России.

 

2.1. Криминогенность наличных денег

В настоящее время наличные деньги являются наиболее криминогенной институцией. Подавляющая часть преступности использует именно наличные деньги. Такие преступления как коррупция, торговля наркотиками, оружием и людьми, вымогательство осуществляются исключительно с использованием наличных денег. Уклонение от налогов также использует наличное денежное обращение.

 

В системе счетного денежного обращения эти преступления либо невозможны, либо чрезвычайно затруднены и имеют малую надежность от их раскрытия.

 

Эта особенность наличных денег органично связана с формой денежных транзакций в системе наличного денежного обращения. Эти транзакции являются существенно бинарными и происходят между плательщиком и платежеполучателем и не требуют наличия третьих лиц. Счетные транзакции обязательно включают третьи лица - один или даже несколько банков.

Таким образом, ликвидация наличных денег будет иметь своим эффектом резкую декриминализацию экономической и общественной жизни. Станет почти невозможной существование серьезного наркобизнеса, невозможным станет похищение людей с целью выкупа, исчезает коррупция как серьезное общественное явление, взяточничество может осуществляться в сравнительно малоопасной для общества и ненадежной по отношению к раскрытию форме натуральных (вещественных) взяток.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.204.117.206 (0.15 с.)