Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Актуальность богословского взгляда на современную психологию
Автор статьи – кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской Православной духовной семинарии, доцент философско-богословского факультета Православного института ап. Иоанна Богослова, декан факультета теологии и заведующий кафедрой Нравственного богословия и православной психологии Современного института управления Лагутов Николай Викторович. Своей статьей он отвечает на один из актуальнейших вопросов, стоящих перед Духовными школами: есть ли место психологии в системе высшего духовного образования? *** У каждого, наверное, в жизни создавалось иногда впечатление, будто время повторяется. Будто вдруг дается новый шанс для исправления прошлых ошибок, для формулирования каких-то практических жизненных выводов. Вот и сейчас, когда после почти 90-летнего вынужденного идеологического противостояния с Церковью психология возвращается в систему высшего духовного образования, вновь, как 150 лет тому назад, перед Духовной школой встают те же вопросы. Какие цели ставить перед преподаванием психологических дисциплин? 1. Взять из психологии все полезное, и снабдить будущих священников психологическими знаниями и умениями для пастырской практики; 2. Взять прежде всего информацию для апологетического (заметим, отстраненного) системного подхода к различным направлениям психологии с точки зрения христианской антропологии; 3. Создать собственное направление: "христианскую" (православную) психологию, которая будет занимать самостоятельную позицию в научном, мировоззренческом, методологическом поле психологической науки. А ведь, нужно отметить, 150 лет назад психология еще не считалась отдельной от философии наукой, и преподавали психологию в зарубежных и отечественных вузах профессора богословия. Первую позицию представлял преподаватель Киевской духовной академии архимандрит Феофан (Авсенев), который в порыве критики господствовавшего в умах интеллигенции атеизма существенно склонялся к мысли о близости христианству идеализма Платона, а соответственно, и наводнивших XIX век психологических идей сомнабулизма, ясновидения и магнетизма. При этом никто в Духовных школах как бы не обращал внимания на то, что платонизм в его религиозно-философской интерпретации был ненамного лучше атеизма. Он неоднократно рассматривался уже церковным сознанием – и был осужден: сначала в "оригенизме" VI века, а затем в метафизических и философских построениях византийских ученых и богословов, возрождавших "эллинские мифы", рассмотренных на Константинопольских Соборах XI-XV вв. [1].
Вторую позицию занимали все остальные представители так называемой умозрительной психологии, сложившейся в духовных школах к началу XIX столетия. Целью данного оригинального курса было соотнесение данных современной психологии с богословской наукой того времени. Однако постоянная апологетическая работа со все новыми возникающими психологическими идеями не могла не сформировать определенную зависимость "умозрительной психологии" от западной науки, что мы и видим в "фихте-гегелевском идеализме" профессоров Московской и Санкт-Петербургской духовных академий Ф. Голубинского и В. Карпова, ориентации на "архетипы коллективного бессознательного" в творчестве В. Снегирева и В. Несмелова, профессоров Казанской духовной академии и т.д. [2]. Поэтому святитель Феофан, Вышенский Затворник, бывший в то время профессором Санкт-Петербургской духовной академии, выражает глубокую убежденность в необходимости появления на свет собственно "христианской Психологии" [3]. Он четко различает научность богословско-теоретическую и богословско-практическую, причем последняя представляется ему нуждающейся в серьезной разработке. Как известно, в истории возобладала позиция "умозрительной психологии", размежевавшей пути психологии и богословия. То, что у психологии и богословия разные сферы научных интересов, стало общепринятой точкой зрения не только в Церкви, но и в светской науке. Но так ли верно было это решение? Не секрет, что психология до сих пор не имеет единого методологического решения фундаментальных вопросов, таких как способы научного объяснения и даже предмет психологии. Ведь области, которых касается психология, и о которых нет единого мнения в различных психологических системах, например: теории человеческой личности, определение в качестве предмета психологии "души" человека или ее энергий ("психики"), – представляют собой мировоззренческие вопросы, не решаемые только естественнонаучными, "объективными" методами.
Тем не менее, несмотря на отсутствие научного фундамента, психология успешно развивается, разрастается множеством направлений, не обязательно естественнонаучных, и сегодня представляет собой вовсе не ту психологию, с которой сталкивалась "умозрительная психология". Но если психология – это все же "учение о душе" (а ничто не препятствует ее так охарактеризовать), то она не может быть просто "научной", безрелигиозной. Учение о душе вообще не может быть чисто теоретическим. Оно всегда практическое. Если ты признаешь душу, то ты действуешь одним образом. Если не признаешь – ты действуешь совершенно по-другому. В короткой истории "научной психологии" XX века сформировались такие основные научные направления, как бихевиоризм, психоанализ, экзистенциализм, гуманистическая и трансперсональная психология. Даже беглый многофакторный анализ "религиозности" данных психологических систем приводит исследователя к весьма любопытным и порой неожиданным выводам. Представленное исследование учитывает такие существенные для психологической концепции факторы, как: 1. Представление о Боге, мире, вечности, об отношении человека к трансцендентному, т.е. к Абсолюту, Божеству (теология); 2. Учение о душе и психике, структуре личности, учение о духе (пневматология) и прямые религиозные влияния на психологическое направление; 3. Вопрос эсхатологии, т.е. представление о конечной цели бытия (что будет со мной и миром, в конце концов); 4. Вопрос сотериологии ("спасения" индивида и общества перед лицом экзистенциальных трудностей), т.е. какова "мишень" воздействия данного психологического направления; 5. Конкретная реализация сотериологии (Сакраментология, Экклесиология), т.е. вопрос о способах решения психологических проблем и об "обществе спасения", где человек обретает "спасение" или самоидентичность; 6. Практический эффект от психологических методик, т.е. что конкретно за практическую психологию предлагает нам та или иная школа [4]. И что мы видим? Экспериментальная психология В. Вундта и бихевиоризм существенно коррелируют с протестантским и магическим мировидением. В этом нет ничего удивительного, учитывая то, что и В. Вундт, и Д. Уотсон были протестантами (последний – магистр баптистской теологии). Магическое же мировидение также не является нонсенсом, поскольку позитивизм и предполагал жесткий детерминизм в мире, в том числе отрицание у человека свободы воли (т.е. возможность на него влиять, как мы видим и в другом позитивистском направлении – психоанализе). Кстати, на заре реформации наук английский эмпирик, кальвинист Ф. Бэкон в "Великом восстановлении наук" предложил заменить "теологию" именно "практической магией", а в его известном романе "Новая Атлантида" наука и ученые предстают в виде жрецов, ответственных за развитие и управление обществом (мечта Д. Уотсона). Что касается психоанализа, то корреляция с ним Восточных учений, оккультизма и гностицизма не была новостью даже для самого З. Фрейда: он отзывается об оккультизме как "вовсе не обязательно" заключающем "опасность для психоанализа. Мы должны, напротив, быть готовы к тому, что между первым и вторым обнаружится взаимная симпатия... Союз и сотрудничество между психоаналитиками и оккультистами может, таким образом, оказаться допустимым и многообещающим" [5].
Экзистенциализм и гуманистическая психология соответствуют "светскому мистицизму", а трансперсональная возвращает в психологию реальные "духовные практики" (йогу, медитацию, шаманизм). Поразительно, что растет процент корреляции психологических направлений прежде всего с восточной религиозностью и оккультизмом [6]. Процент же корреляции с христианством (даже в форме протестантизма) существенно снижается [7] (с православием он и вовсе нигде не коррелирует [8]). Вот и получается, что радоваться о введенном в научный оборот гуманистической психологией термине "духовность" православным ученым преждевременно, поскольку, как ни парадоксально, "психология без души" бихевиоризма оказывается гораздо ближе к христианству, нежели упомянутая "духовность". Думается, что после сказанного не вызывает сомнений факт наличия в наши дни реально существующей проблемы применения самого предмета психологии к богословской специфике. Это и неудивительно, ведь учебники психологии, как правило, освещают предмет с заведомо гуманистических или атеистических позиций, из-за чего зачастую психологические знания выглядят неким инородным балластом на фоне фундаментального богословского образования. Следовательно, в процессе преподавания (или исследования) психологии в духовных школах, хорошо было бы сначала провести ее богословский анализ, а потом уже предлагать: - изучение теоретико-методологических основ психологии, задач, функций, методов психологических исследований; - приобретение понятийного аппарата психологической науки; - ознакомление с богословским взглядом на основные стратегии и техники психологии и психотерапии; - получение представления о задачах и методах православного аскетизма как психологии религиозного подвига; - освоение элементарных практических навыков психологического консультирования и самокоррекции в рамках православной психологии. Хотелось бы еще раз отметить, что попытка разделить "научную психологию" как самостоятельный предмет исследования и "христианскую антропологию" как "дополнение" к "научной психологии" профессиональных психологов грозит привести богословскую науку вновь к размежеванию с психологией, как это произошло 100 лет назад.
Ведь вместе с признанием определенного психологического направления меняются и методы исследования. Даже ориентированная на христианскую антропологию светская психология будет содержать в себе некие "нехристианские" клише, которые рано или поздно дадут о себе знать. Как относиться, например, к тому, что православный психоаналитик (вполне в духе психоанализа) будет на лекциях называть плод чрева матери "паразитом тела", а гуманистический психолог определит личность как "инструмент самосознания"? Мало того, что в результате попытки согласовать эту "терминологию" с теорией и практикой богословия мировоззрение будущих священников испытает самую настоящую встряску, так еще и произойдет прямое противоречие данной психологии с практическими выводами святых отцов в таких важнейших методологических вопросах, как стратегии, техники и цели лечения духовно-психологических заболеваний, неврозов. Действительно: как лечить – через восстановление единой целостной личности или посредством "союза различных субличностей" в человеке? В человеке, как его понимает христианская богословско-аскетическая психология, просто не может быть несколько "личностей" как источников (а не инструментов) самосознания. Даже когда подобное встречается, речь идет прежде всего о психической болезни, расколотости сознания индивида (шизофрении), сопровождающейся, быть может, инвазией (одержимостью), но никогда – уничтожением (или "растворением") самого субъекта (личности) самосознания. Но хотелось бы верить, что настоящее время – это время возрождения психологии в духовных школах как самостоятельной науки, в основе которой, безусловно, должно быть поставлено практическое православное богословие, истинная "психология христианского подвига", как справедливо называет аскетику святитель Игнатий (Брянчанинов). Это "наука из наук", которая "доставляет – выразимся языком ученых мира сего – самые подробные, основательные, глубокие и высокие познания в экспериментальной психологии и богословии, то есть деятельное, живое познание человека и Бога, насколько это познание доступно человеку" [9]. Более того: по мысли митр. Иерофея (Влахоса), православие и есть прежде всего медицинская наука, "психотерапия" – наука об исцелении души от страстей и душевных болезней. "Возможно, – пишет он, – следовало бы основать специальную кафедру для изучения аскетики и исихазма, которое основывалось бы на текстах Добротолюбия" [10]. Николай Лагутов Использованная литература и примечения 1. См.: Акты Константинопольского собора 1076 г. (Первый Собор на Итала), 1117 г., 1166-1170 гг., 1351 г. (против Варлаама и Акиндина); Иерей Олег Давыденков. Сommunicatio idiomatum как важнейшая часть православного учения о Лице Искупителя. ПСТБИ, Москва. http://www.pravlib.ru/communicatio.txt. 2. Гаврюшин Н.К. Самопознание как таинство (предисловие). // Русская религиозная антропология. Т.1: Антология. –М.: МДА, 1997. -С.24-32. 3. Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. -М. Правило веры, 1998. -С. 7. 4. См. приложение. 5. Цит по: Григулевич И. Пророки новой истины. -М., 1983. -С.200; См.: Фрейд З. Новые лекции по введению в психоанализ. // Pierre Sabourin. Ferenezi. Paris. ed. Universitaircs. 1985. 6. От 36% в бихевиоризме до 92,5% (!) в "духовных практиках" трансперсональной психологии. 7. С 71% бихевиоризма и 56% экзистенциализма до средних 36% психоанализа и 36-22% гуманистической и трансперсональной психологии. 8. 14-50%. 9. Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т.I. -М., 2001. -С.445. 10. Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. - С. 340-341.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.013 с.) |