Вопрос 27. Двигательный навык и его компоненты (вегетативные, сенсорные, двигательные и центральные). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 27. Двигательный навык и его компоненты (вегетативные, сенсорные, двигательные и центральные).



Двигательные умения и навыки – составные части технического мастерства спортсмена. Они формируются в процессе тренировки и оказывают значительное влияние на спортивный результат. Двигательные умения – способность на моторном уровне справляться с новыми задачами поведения. Двигательные навыки – освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться автоматически (без участия сознания), обеспечивая оптимальное решение двигательной задачи. В процессе обучения двигательному навыку формируется функциональная система, включающая сенсорные, двигательные, вегетативные и центральные компоненты. Двигательные компоненты обеспечивают определенную технику выполнения движения, вегетативные –вегетативное обеспечение со стороны дыхательной, кровеносной, эндокринной, выделительной и др. систем при выполнении разнообразных движений. Сенсорный компонент участвует в афферентном синтезе и формировании обратных связей, центральный компонент обеспечивает формирование двигательного навыка на всех этапах и стадиях. Двигательные и вегетативные компоненты двигательного навыка формируются не одновременно. В навыках с относительно простыми движениями раньше заканчивается формирование двигательных компонентов, а в навыках со сложными движениями – формирование вегетативных компонентов.

 

Вопрос 28. Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков (системная организация двигательных навыков).

Любые двигательные навыки (в том числе спортивные) осуществляются специальной функциональной системой нервных центров. Деятельность этой системы при формировании двигательного навыка включает следующие процессы: 1) Синтез афферентных раздражений. Афферентный синтез – анализ сенсорной информации (П.К. Анохин), включает сбор нужной обстановочной информации, ее осмысление, на основании чего в двигательную память вносятся коррекции, создается модель предстоящего движения и принимаются решения ее выполнения. 2) Учет доминирующей мотивации – определение действий, наиболее предпочтительных в данной ситуации. 3) Использование памятного следа – извлечение и использование фрагментов прошлого опыта, полезных для формирования будущего действия. 4) Формирование моторной (эффекторной) программы действия скелетных мышц. 5) Формирование образа результата действия – нейрогенной модели движения. 6) Выполнение этого движения (действия). 7) Коррекция программы действия сенсорными системами (органами чувств), если результат не достигнут. Порядок возбуждения в доминирующих нервных центрах закрепляется в систему условных и безусловных рефлексов (и сопровождающих их вегетативных реакций), образуя динамический стереотип, который обеспечивает определенную последовательность отдельных компонентов и фаз движения.

 

Вопрос 29. Роль функциональной системы нервных центров (П.К. Анохин) в формировании двигательных навыков. Обратные связи (внешние и внутренние), программирование двигательного акта, экстраполяция в двигательных навыках.

Синтез афферентных раздражений. Афферентный синтез – анализ сенсорной информации (П.К. Анохин), включает сбор нужной обстановочной информации, ее осмысление, на основании чего в двигательную память вносятся коррекции, создается модель предстоящего движения и принимаются решения ее выполнения. По П.К.Анохину, афферентный синтез происходит при взаимодействии четырех основных факторов: мотивации, памяти, обстановочной информации и пусковой информации (выстрел, звук, свисток, голосовая команда) Коррекция программы действия сенсорными системами (органами чувств), если результат не достигнут. Она осуществляется на основе обратных связей – сигналов, поступающих в ЦНС от управляемых органов и внешней среды до, в процессе и после окончания движения. Различают внутренние и внешние обратные связи. Внутренние – сигнализируют о характере работы мышц, сердца и других систем организма; внешние – несут информацию из внешней среды. В системе обратных связей на первых этапах освоения двигательного навыка большую роль играет информация, идущая в ЦНС по «внешнему контуру» – от органов зрения и слуха, поэтому в начале обучения так важен показ и объяснение. При закреплении навыка информация поступает по «внутреннему контуру» – от рецепторов мышц и сухожилий, обеспечивая автоматизацию движения. Созданная в ЦНС функциональная система становится доминантной. Она обеспечивает готовность организма к новой деятельности при торможении посторонних нервных центров, а значит – лишних двигательных действий. В результате этого движения выполняются более экономно: включаются только необходимые мышечные группы и только в моменты, нужные для осуществления движения, происходит экономизация энерготрат.

 

Вопрос 30. Стадии формирования двигательных навыков (генерализация, концентрация и стабилизация) и их физиологическая характеристика. Дезавтоматизация. Особенности формирования двигательного навыка у детей.

Процесс обучения двигательному навыку начинается с мотивации (побуждения) к действию, которая задается подкорковыми и корковыми зонами головного мозга. На первом этапе образования двигательного навыка возникает замысел действия, осуществляемый ассоциативными зонами коры больших полушарий. В результате этого: формируется план осуществления движения, включающий представление о двигательной задаче на основе показа тренера, речевого описания, самоинструкции; создается наглядно-образная модель движения в пространстве и времени, моторная память. Второй этап обучения двигательному навыку связан с непосредственным выполнением разучиваемого упражнения. Включает три стадии: 1-я стадия – генерализации (попытками освоения движения, продолжительным напряжением и сокращением большого числа, сниженной координацией движений, выраженными энерготратами и вегетативными реакциями)скелетных мышц (генерализация)); 2-я стадия – концентрации(концентрацией возбуждения только в определенных корковых зонах, развитием внутреннего (дифференцированного) торможения в других зонах коры; улучшением двигательной координации; снижением рабочих энерготрат); 3-я стадия – стабилизации и автоматизации освоения двигательного навыка(повышением помехоустойчивости рабочей доминанты; появлением стабильности и надежности навыка; снижением сознательного самоконтроля за элементами навыка; возникновением его автоматизация). Спортсмен может и утратить приобретенный навык (навыки) –дезавтоматизация. Причинами -переутомление и перетренированность; заболевания спортсмена; эмоциональный стресс; кислородное голодание; алкогольное опьянение и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 1101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.005 с.)