Утверждающие тезисы, которые необходимо обосновать 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Утверждающие тезисы, которые необходимо обосновать



РУССКИЙ ЯЗЫК

 

В. Н. Александров

о. и. Александрова

Энциклопедия аргументов

Год

Создавая эту книжку, мы хотели помочь ученикам успешно сдать единый государственный экзамен по русскому языку. В процессе подготовки к сочинению выяснилось на первый взгляд странное обстоятельство: многие старшеклассники не могут обосновать тот или иной тезис какими - либо примерами. Теле­видение, книги, газеты, сведения из школьных учебников ­ весь этот могучий поток информации должен как будто бы снабдить ученика необходимым материалом. Почему же рука пишущего сочинения беспомощно застывает на том месте, где нужно аргументировать личностную позицию?

Проблемы, которые испытывает ученик, когда пытается обосновать то или иное утверждение, вызваны скорее не тем, что он не знает каких-то сведений, а тем, что известные ему сведения он не может нужным образом применить. Нет аргу­ментов «от рождения», высказывание приобретает функцию аргумента, когда оно доказывает или опровергает истинность или ложность тезиса. Аргумент в сочинении на ЕГЭ по русскому языку выступает как определенная смысловая часть, которая сле­дует после некоторого утверждения (всем известна логика любо­го доказательства: теорема - обоснование - вывод),

В узком смысле - применительно к сочинению на ЕГЭ ­ аргументом следует считать пример, который определенным образом оформлен и занимает соответствующее место в ком­позиции текста.

Пример - это факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения или для подкрепления сделанного обобщения.

Пример представляет собой не просто факт, а типический факт, т.е, факт, обнаруживающий определенную тенденцию, служащий основанием для некоего обобщения. Типизирую­щая функция примера объясняет широкое его использование в процессах аргументации.

Чтобы пример воспринимался не как обособленное выска­зывание, представляющее некую информацию, а как аргумент, его необходимо композиционно оформить: он должен занимать подчинительное положение в смысловой иерархии по отноше­нию к утверждаемому, служить материалом для выводимых положений.

Наша энциклопедия аргументов содержит несколько те­матических рубрик, каждая из которых делится на следующие разделы:

  1. Проблемы

Утверждающие тезисы, которые необходимо обосновать

3. Цитаты (они могут использоваться как для развертывания вступления, так и для создания финальной части сочине­ния)

Примеры, которые могут быть использованы для аргументации генерального тезиса.

Возможно, кого-то смутит очевид­ное тождество аргументов из разных тематических рубрик. Но ведь любая общественная проблема, в конечном счете, сводится к обнаженному противостоянию добра и зла, жизни и смерти, а эти универсальные категории втягивают в свою орбиту все многообразие человеческих проявлений. Поэтому, говоря, например, о необходимости беречь природу, мы должны гово­рить и о любви к родине, и о нравственных качествах человека.

Рубрика N 1. «Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!»

 

Проблемы

1. Нравственные качества настоящего человека

2. Судьба человека

3.Гуманное отношение к человеку

4. Милосердие и сострадание

 

Утверждающие тезисы

1. Несите миру свет и добро!

2. Любить человека - вот главный принцип гуманизма.

3. Мы несем ответственность за чужую жизнь.

4. Помоги, утешь, поддержи - и мир станет чуточку добрее.

Цитаты

1. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М.Монтень, французский философ-гуманист).

2. Если жизни жизнь твоя не пробудит, в вечной смене бытия мир тебя забудет (И.Гете, немецкий писатель).

3. Единственная заповедь: «Гори» (М. Волошин, русский поэт).

4.Светя другим, сгораю (Ван Тюльп, Голландский медик).

5. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро (А. Чехов, русский писатель).

 

Аргументы

Проблемы

1. Человек и родина

2. Связь человека со своим народом

Утверждающие тезисы

1.Люби, цени и защищай свою отчизну.

2. Любовь к родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что тебя окружает.

3. Каждый из нас - живая частица реки времени, которая из прошлого течет в будущее

 

Цитаты

1. Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сер­дца (К. Паустовский).

2. Потомство мое прошу брать мой пример: до издыхания быть верным отечеству (А. Суворов).

3. Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством (В. Белинский).

 

Аргументы

Проблемы

1. Проблемы 1. Смысл человеческой жизни 2. Верность своему призванию 3. Поиск жизненного пути 4. Истинные и ложные ценности 5. Счастье \ 6. Свобода     П. Утверждающие тезисы 1. Смысл человеческой жизни заключается в самореализа­ции. 2. Любовь делает человека счастливым. 3. Высокая цель, служение идеалам позволяет человеку раскрыть заложенные в нем силы. 4. Служить делу жизни - вот главная цель человека. 5. Человека нельзя лишать свободы. 6. Нельзя насильно сделать человека счастливым. 111. Цитаты 1. Непреодолимого на свете нет ничего (А. В. Суворов, полко­водец). 2. Только труд дает право на наслаждение (Н. Добролюбов, литературный критик). 3. Чтоб жить честно, надо рваться путаться, биться, ошибать­ся, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная под­лость (Л. Толстой, писатель). 4. В чем жизнь? В чем ее смысл? В чем цель? Ответ только один: в самой жизни (В. Вересаев, писатель). 5. И не светятся больше ночами два крыла у меня за плечами (А. Тарковский, поэт). 6. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (А.Маклин, английский писатель). 7. Смысл жизни не в том, чтобы удов.i1етворить свои желания, а в том, чтобы их иметь (М. Зощенко, русский писатель). 8. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (Д.Ору­ ЭМ, английский писатель). 9. Не существует больших талантов без большой воли (О. Баль­зак, французский писатель). 10. Думать и творить, творить и думать - вот основа всякой мудрости (И. Гете, немецкий писатель). 11. Человек рожден, чтобы жить или в конвульсиях беспокой­ства или в летаргии скуки (Вольтер, французский писатель). 12. Человек, выбравший зло, в определенной степени лучше того, кого принудили к Добру (Э. Берджес, английский писатель). IV. Аргументы Самореализация человека. Жизнь как борьба за счастье 1) Давайте представим, что какой-то добрый волшебник или какие-то высокоразвитые инопланетяне решили облагоде­тельствовать человечество: они избавили людей от необходи­мости трудиться, возложив всю работу на умные машины. Что стало бы тогда с нами, с нашей вековой мечтой о праздной и веселой жизни? Человек бы утратил радость преодоления, и жизнь превратилась бы в мучительное существование. 2) Из крошечного яблоневого семечка, брошенного в зем­лю, со временем вырастет дерево, которое будет давать слад­кие, сочные плоды. Так и человек должен реализовать зало­женные в нем природой силы, прорасти, чтобы плодами своих трудов радовать людей. 3) Жизненная драма Евгения Онегина, человека незауряд­ного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному ­ терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось в безрадостное существова­ние «без слез, без жизни, без любви». 4) Колонисты Северной Америки сгоняли коренных жите­лей-индейцев в специальные поселения - резервации. Белые люди желали индейцам блага: они строили им жилища, обеспечивали их пищей, одеждой. Но странное дело: индейцы, ли­шенные необходимости своим трудом добывать себе пищу, стали вымирать. Вероятно, труд, опасности, жизненные невзгоды нужны человеку так же, как воздух, свет и вода. 5) Самореализация - одна из важнейших потребностей че­ловека. С точки зрения мещанина, считающего спокойную сытость высшим благом, поступок декабристов кажется вер­хом безумия, каким-то нелепым чудачеством. Ведь почти все они выходцы из богатых семей, довольно успешно делали ка­рьеру, были известны. Но жизнь противоречила их убеждени­ям, их идеалам, и они променяли роскошь на кандалы каторж­ников ради своей цели. 6) Некоторые туристические фирмы в CШA предлагают сво­им клиентам странные виды отдыха: пребывание в плену, по­ бег из плена. Расчет верный, потому что люди, уставшие от скуки, от унылой повседневности, готовы платить огромные деньги, чтобы оказаться в экстремальных условиях. Человек нуждается в трудностях, нуждается в борьбе с лишениями и опасностями. 7) Один талантливый изобретатель придумал тару, в кото­рой не билась посуда, придумал особые тележки для транспор­тировки древесины. Но его изобретения никого не заинтересо­вали. Тогда он стал делать фальшивые деньги. Его поймали и посадили в тюрьму. Горько сознавать, что общество не сумело создать условия для того, чтобы этот человек смог реализовать свой незаурядный талант. 8) Некоторые ученые продолжают утверждать, что не чело­век произошел от обезьяны, а напротив, обезьяна произошла от людей, которые в результате деградации превратились в животных. 10) В журналах рассказывали о любопытном эксперименте ученых: возле норы, ИЗ которой доносились угрожающие зву­ки. Они поставили клетку с крысами. Зверьки осторожно стали подкрадываться к норке, заглядывать в нее, а потом, поборов страх, полезли вовнутрь. Что же заставило животных лезть туда? Корм у них был! Никакой физиологической потребностью не­возможно объяснить такое «любопытство»! Следовательно, животным тоже присущ инстинкт познания. Есть какая-то могучая сила, которая заставляет нас открывать что-то новое, расширять границы уже познанного. Неугасимая любознатель­ность, неиссякаемая жажда истины - это неотъемлемые каче­ства всего живого. 11) Акула, ecли перестает двигать плавниками, камнем пой­ дет на дно, птица, если перестанет махать крыльями, упадет на землю. Так и человек, если в нем угаснут стремления, жела­ния, цели, рухнет на дно жизни, его затянет густая трясина серой обыденности. 12) Река, которая перестает течь, превращается в зловонное болото. Так и человек, который перестает искать, думать, рвать­ся, утрачивает «души прекрасные порывы», постепенно дегради­рует, его жизнь становится бесцельным, жалким прозябанием. 13) Всех героев Л. Толстого правильнее делить не на плохих и хороших, а на тех, кто изменяется, и тех, кто утратил способ­ность к духовному саморазвитию. Нравственное движение, неустанный поиск самого себя, вечная неудовлетворенность ­ это и есть, по мнению Толстого, наиболее полное проявление человечности. 14) А.Чехов в своих произведениях показывает, как умные, полные сил люди постепенно утрачивают свои «крылья,>, как в них угасают высокие чувства, как они медленно погружаются в болото обыденности. «Никогда не сдавайся!», - этот призыв звучит почти в каждом произведении писателя. 15) Н. Гоголь, обличитель человеческих пороков, настойчи­во ищет живую человеческую ДУШУ. Изображая Плюшкина, который стал «прорехой на теле человечества,>, он страстно призывает читателя, выходящего во взрослую жизнь, забирать с собой все «человеческие движения», не терять их на жизненной дороге. 16) Образ Обломова - это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей... Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами. 17) М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же. 18) Газеты рассказывали о молодом человеке, который пос­ле операции на позвоночник стал калекой. У него появилась уйма свободного времени, которое он не знал, на что тратить. Он признавался, что самый счастливый момент в его жизни наступил тогда, когда друг попросил его переписать конспекты лекций. Больной понял, что и в таком положении он может быть нужен людям. После этого он освоил компьютер, стал размешать в Интернете объявления, в которых искал спонсо­ров для детей, нуждающихся в срочной операции. Будучи при­ кованным к инвалидному креслу, он спас десятки человечес­ких жизней. 19) Однажды в Андах произошла авиакатастрофа: в ущелье рухнул самолет. Часть пассажиров чудом уцелела. Но как вы­ жить среди вечных снегов, вдали от человеческого жилья.? Кто­ - то стал пассивно ждать помощи, кто-то пал духом, готовясь к смерти. Но были те, кто не сдался. Они, проваливаясь в снег, срываясь в пропасти, пошли на поиски людей. Израненные, едва живые, они все-таки выбрались к горной деревушке. Вскоре спасатели вызволили из беды оставшихся в живых. 21) Средневековые рыцари совершали многочисленные под­виги, надеясь на то, что самый достойный из них увидит свя­щенную чашу Грааля. Когда же самого достойного призвали в храм, чтобы он смог увидеть священный сосуд, то счастливчик испытал самое горькое разочарование в жизни: что же делать потом? Неужели конец всем поискам, опасностям, сражени­ям, неужели больше не нужны подвиги? 22) Преодоление трудностей, напряженная борьба, неустан­ный поиск - это необходимые условия для становления чело­ века. Вспомним известную притчу про бабочку. Однажды че­ловек увидел, как через маленькую щель в коконе пытается выбраться бабочка. Он долго стоял и наблюдал за безуспешны­ми попытками несчастного существа выбраться на свет. Серд­це человека наполнилось жалостью, и он ножиком раздвинул края кокона. Наружу выбралось хилое насекомое, которое с трудом волочило беспомощные крылья. Человек не знал, что бабочка, разрывая оболочку кокона, укрепляет свои крылья, развивает необходимые мышцы. А он своей жалостью обрек ее на верную смерть. 23) Какой-то американский миллиардер, видимо Рокфел­лер, одряхлел, и ему стало вредно волноваться. Читал же он всегда одну и ту же газету. Чтобы не волновать миллиардера разными биржевыми и прочими неприятностями, выпускали один особый экземпляр газеты и клали ему на стол. Таким образом, жизнь шла своим чередом, а миллиардер жил в дру­гом, иллюзорном, специально созданном для него мире.   Ложные ценности 1) И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» по­казал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что под­линное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не уз­нав, что такое жизнь. 2) Газеты рассказывали о судьбе преуспевающего менедже­ра, который увлекся ролевой игрой в бойцовском клубе. Его посвятили в сан рыцаря, дали новое имя, и придуманная жизнь так увлекла молодого человека, что он забыл о работе, о своей семье... Теперь у него другое имя, другая жизнь, и он жалеет только об одном, что нельзя навсегда уйти из реальной жизни в ту жизнь, которую он для себя придумал. 4) Имя простой крестьянской девушки Жанны д'Арк сегод­ня известно всем. 75 лет Франция вела безуспешную войну с английскими захватчиками. Жанна поверила, что именно ей суждено спасти Францию. Молодая крестьянка уговорила короля дать ей небольшой отряд и смогла сделать то, что не уда­валось умнейшим военачальникам: она зажгла своей неисто­вой верой людей. После многих лет позорных поражений фран­цузы, наконец, смогли победить захватчиков. Когда размышляешь над этим поистине чудесным событи­ем, то понимаешь, как важно, чтобы человеком руководила великая цель. 5) Маленькая девочка, занимаясь на трапеции, упала и раз­ била нос. Мать бросилась к дочери, но Илья Репин ее остано­вил, чтобы посмотреть на струящуюся из носа кровь, запом­нить ее цвет, характер движения. Художник в это время рабо­тал над полотном «Иван Грозный и сын его Иван». Этот факт, который большинство людей расценит как проявление безду­шия со стороны отца, говорит об особой природе художника. Он самоотверженно служит искусству, его правде, и жизнь ста­новится материалом для его творений. 6) Мало кто знает, что во время съемок известного фильма Н. Михалкова «Утомленные солнцем», испортилась погода, тем­пература понизилась до минус шести. А между тем по сцена­рию должно быть знойное лето. Актерам, изображавшим от­дыхающих, приходилось купаться в ледяной воде, лежать на холодной земле. Этот пример показывает, что искусство требу­ет от человека жертв, полной самоотдачи. 7) М. Горький, работая над одним из своих романов, опи­сывал сцену убийства женщины. Внезапно писатель вскрик­нул и упал без чувств. Приехавшие врачи обнаружили у писа­теля рану в том самом месте, куда ударили ножом героиню его произведения. Этот пример показывает, что подлинный писа­тель не просто выдумывает события, а пишет кровью своей души, все созданное он пропускает через свое сердце 8) Французский писатель Г. Флобер в романе «Госпожа Бо­вари» рассказывал о судьбе одинокой женщины, которая, за­ путавшись в жизненных противоречиях, решила отравиться. Писатель сам почувствовал признаки отравления и вынужден был обратиться за помощью. Не случайно потом он говорил: «Госпожа Бовари - это я». 9) Верность своему призванию не может не вызывать ува­жения. Народоволец Николай Кибальчич был приговорен к смерти за покушение на царя. Ожидая смерти, он работал над проектом реактивного двигателя. Больше, чем собственная жизнь, его заботила судьба изобретения. Когда за ним при­шли, чтобы отвести к месту казни, Кибальчич отдал жандарму чертежи космического аппарата и просил передать их ученым. «Трогательно, что человек перед страшной казнью имеет силы думать о человечестве!» - так писал об этом духовном подвиге К. Циолковский. 10) Восемь лет провел итальянский поэт и философ Д. Бру­но в застенках инквизиции. От него требовали, чтобы он от­рекся от своих убеждений, и обещали за это сохранить ему жизнь. Но Бруно не стал торговать своей правдой, своей верой. 11) Когда родился Сократ, его отец обратился к оракулу, чтобы узнать, как воспитывать сына. Оракул ответил, что маль­чик не нуждается ни в наставниках, ни в воспитателях: он уже избран на особый путь, и руководить им будет его дух-гений. Позже Сократ признавался, что часто слышал внутри себя ка­кой-то голос, который приказывал ему, что делать, куда идти, о чем думать. Эта полулегендарная история выражает веру в избранность великих людей, которые окликнуты жизнью для больших свершений. 12) Врач Н. И. Пирогов, наблюдая однажды за работой скульптора, пришел к мысли использовать при лечении больных гипсовую повязку. Использование гипсовой повязки стало под­линным открытием в хирургии и облегчило страдания многим людям. Этот случай говорит о том, что Пирогов был постоян­но поглощен своими мыслями о том, как лечить людей. 13) «Я всегда поражался безмерному трудолюбию и терпе­ливости Кирилла Лаврова, - вспоминает режиссёр Владимир Бортко о выдающемся актере: «Нам надо было отснять 22­ минутный разговор Иешуа с Понтием Пилатом, такие сцены снимаются по две недели. На съёмочной площадке Лавров, 80-летний человек, провёл 16 часов в нагрудных доспехах весом 12 кг, не сказав ни слова упрёка съёмочной группе». 14) Научный поиск требует самоотверженного служения. Древнегреческий философ Эмпедокл говорил современникам: «Ничто не рождается из ничего и никуда не исчезает, одно переходит в другое». Люди смеялись над бреднями безумца. Тогда Эмпедокл, чтобы доказать свою правоту, бросился в ог­недышащее жерло вулкана. Поступок философа заставил сограждан задуматься: может быть, на самом деле устами безумца говорила истина, которая не боится даже смерть. Не случайно идеи древнегреческого философа стали источником для научных прозрений в более поздние эпохи. 15) Майкл Фарадей однажды попал на лекцию к известному английскому химику Дэви. Молодой человек был околдован словами ученого и решил посвятить свою жизнь научному познанию. Чтобы иметь возможность с ним общаться, Фара­дей решил устроиться слугой в дом Дэви. Рубрика № 4. «Человек - ось мира» «Пред. - След.»
1. Проблемы 1. Смысл человеческой жизни 2. Верность своему призванию 3. Поиск жизненного пути 4. Истинные и ложные ценности 5. Счастье \ 6. Свобода     П. Утверждающие тезисы 1. Смысл человеческой жизни заключается в самореализа­ция. 2. Любовь делает человека счастливым. 3. Высокая цель, служение идеалам позволяет человеку раскрыть заложенные в нем силы. 4. Служить делу жизни - вот главная цель человека. 5. Человека нельзя лишать свободы. 6. Нельзя насильно сделать человека счастливым. 111. Цитаты 1. Непреодолимого на свете нет ничего (А. В. Суворов, полко­водец). 2. Только труд дает право на наслаждение (Н. Добролюбов, литературный критик). 3. Чтоб жить честно, надо рваться путаться, биться, ошибать­ся, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная под­лость (Л. Толстой, писатель). 4. В чем жизнь? В чем ее смысл? В чем цель? Ответ только один: в самой жизни (В. Вересаев, писатель). 5. И не светятся больше ночами два крыла у меня за плечами (А. Тарковский, поэт). 6. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (А.Маклин, английский писатель). 7. Смысл жизни не в том, чтобы удов.i1етворить свои желания, а в том, чтобы их иметь (М. Зощенко, русский писатель). 8. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (Д.Ору­ ЭМ, английский писатель). 9. Не существует больших талантов без большой воли (О. Баль­зак, французский писатель). 10. Думать и творить, творить и думать - вот основа всякой мудрости (И. Гете, немецкий писатель). 11. Человек рожден, чтобы жить или в конвульсиях беспокой­ства или в летаргии скуки (Вольтер, французский писатель). 12. Человек, выбравший зло, в определенной степени лучше того, кого принудили к Добру (Э. Берджес, английский писатель). IV. Аргументы Самореализация человека. Жизнь как борьба за счастье 1) Давайте представим, что какой-то добрый волшебник или какие-то высокоразвитые инопланетяне решили облагоде­тельствовать человечество: они избавили людей от необходи­мости трудиться, возложив всю работу на умные машины. Что стало бы тогда с нами, с нашей вековой мечтой о праздной и веселой жизни? Человек бы утратил радость преодоления, и жизнь превратилась бы в мучительное существование. 2) Из крошечного яблоневого семечка, брошенного в зем­лю, со временем вырастет дерево, которое будет давать слад­кие, сочные плоды. Так и человек должен реализовать зало­женные в нем природой силы, прорасти, чтобы плодами своих трудов радовать людей. 3) Жизненная драма Евгения Онегина, человека незауряд­ного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному ­ терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось в безрадостное существова­ние «без слез, без жизни, без любви». 4) Колонисты Северной Америки сгоняли коренных жите­лей-индейцев в специальные поселения - резервации. Белые люди желали индейцам блага: они строили им жилища, обеспечивали их пищей, одеждой. Но странное дело: индейцы, ли­шенные необходимости своим трудом добывать себе пищу, стали вымирать. Вероятно, труд, опасности, жизненные невзгоды нужны человеку так же, как воздух, свет и вода. 5) Самореализация - одна из важнейших потребностей че­ловека. С точки зрения мещанина, считающего спокойную сытость высшим благом, поступок декабристов кажется вер­хом безумия, каким-то нелепым чудачеством. Ведь почти все они выходцы из богатых семей, довольно успешно делали ка­рьеру, были известны. Но жизнь противоречила их убеждени­ям, их идеалам, и они променяли роскошь на кандалы каторж­ников ради своей цели. 6) Некоторые туристические фирмы в CШA предлагают сво­им клиентам странные виды отдыха: пребывание в плену, по­ бег из плена. Расчет верный, потому что люди, уставшие от скуки, от унылой повседневности, готовы платить огромные деньги, чтобы оказаться в экстремальных условиях. Человек нуждается в трудностях, нуждается в борьбе с лишениями и опасностями. 7) Один талантливый изобретатель придумал тару, в кото­рой не билась посуда, придумал особые тележки для транспор­тировки древесины. Но его изобретения никого не заинтересо­вали. Тогда он стал делать фальшивые деньги. Его поймали и посадили в тюрьму. Горько сознавать, что общество не сумело создать условия для того, чтобы этот человек смог реализовать свой незаурядный талант. 8) Некоторые ученые продолжают утверждать, что не чело­век произошел от обезьяны, а напротив, обезьяна произошла от людей, которые в результате деградации превратились в животных. 10) В журналах рассказывали о любопытном эксперименте ученых: возле норы, ИЗ которой доносились угрожающие зву­ки. Они поставили клетку с крысами. Зверьки осторожно стали подкрадываться к норке, заглядывать в нее, а потом, поборов страх, полезли вовнутрь. Что же заставило животных лезть туда? Корм у них был! Никакой физиологической потребностью не­возможно объяснить такое «любопытство»! Следовательно, животным тоже присущ инстинкт познания. Есть какая-то могучая сила, которая заставляет нас открывать что-то новое, расширять границы уже познанного. Неугасимая любознатель­ность, неиссякаемая жажда истины - это неотъемлемые каче­ства всего живого. 11) Акула, ecли перестает двигать плавниками, камнем пой­ дет на дно, птица, если перестанет махать крыльями, упадет на землю. Так и человек, если в нем угаснут стремления, жела­ния, цели, рухнет на дно жизни, его затянет густая трясина серой обыденности. 12) Река, которая перестает течь, превращается в зловонное болото. Так и человек, который перестает искать, думать, рвать­ся, утрачивает «души прекрасные порывы», постепенно дегради­рует, его жизнь становится бесцельным, жалким прозябанием. 13) Всех героев Л. Толстого правильнее делить не на плохих и хороших, а на тех, кто изменяется, и тех, кто утратил способ­ность к духовному саморазвитию. Нравственное движение, неустанный поиск самого себя, вечная неудовлетворенность ­ это и есть, по мнению Толстого, наиболее полное проявление человечности. 14) А.Чехов в своих произведениях показывает, как умные, полные сил люди постепенно утрачивают свои «крылья,>, как в них угасают высокие чувства, как они медленно погружаются в болото обыденности. «Никогда не сдавайся!», - этот призыв звучит почти в каждом произведении писателя. 15) Н. Гоголь, обличитель человеческих пороков, настойчи­во ищет живую человеческую ДУШУ. Изображая Плюшкина, который стал «прорехой на теле человечества,>, он страстно призывает читателя, выходящего во взрослую жизнь, забирать с собой все «человеческие движения», не терять их на жизненной дороге. 16) Образ Обломова - это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей... Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами. 17) М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же. 18) Газеты рассказывали о молодом человеке, который пос­ле операции на позвоночник стал калекой. У него появилась уйма свободного времени, которое он не знал, на что тратить. Он признавался, что самый счастливый момент в его жизни наступил тогда, когда друг попросил его переписать конспекты лекций. Больной понял, что и в таком положении он может быть нужен людям. После этого он освоил компьютер, стал размешать в Интернете объявления, в которых искал спонсо­ров для детей, нуждающихся в срочной операции. Будучи при­ кованным к инвалидному креслу, он спас десятки человечес­ких жизней. 19) Однажды в Андах произошла авиакатастрофа: в ущелье рухнул самолет. Часть пассажиров чудом уцелела. Но как вы­ жить среди вечных снегов, вдали от человеческого жилья.? Кто­ - то стал пассивно ждать помощи, кто-то пал духом, готовясь к смерти. Но были те, кто не сдался. Они, проваливаясь в снег, срываясь в пропасти, пошли на поиски людей. Израненные, едва живые, они все-таки выбрались к горной деревушке. Вскоре спасатели вызволили из беды оставшихся в живых. 21) Средневековые рыцари совершали многочисленные под­виги, надеясь на то, что самый достойный из них увидит свя­щенную чашу Грааля. Когда же самого достойного призвали в храм, чтобы он смог увидеть священный сосуд, то счастливчик испытал самое горькое разочарование в жизни: что же делать потом? Неужели конец всем поискам, опасностям, сражени­ям, неужели больше не нужны подвиги? 22) Преодоление трудностей, напряженная борьба, неустан­ный поиск - это необходимые условия для становления чело­ века. Вспомним известную притчу про бабочку. Однажды че­ловек увидел, как через маленькую щель в коконе пытается выбраться бабочка. Он долго стоял и наблюдал за безуспешны­ми попытками несчастного существа выбраться на свет. Серд­це человека наполнилось жалостью, и он ножиком раздвинул края кокона. Наружу выбралось хилое насекомое, которое с трудом волочило беспомощные крылья. Человек не знал, что бабочка, разрывая оболочку кокона, укрепляет свои крылья, развивает необходимые мышцы. А он своей жалостью обрек ее на верную смерть. 23) Какой-то американский миллиардер, видимо Рокфел­лер, одряхлел, и ему стало вредно волноваться. Читал же он всегда одну и ту же газету. Чтобы не волновать миллиардера разными биржевыми и прочими неприятностями, выпускали один особый экземпляр газеты и клали ему на стол. Таким образом, жизнь шла своим чередом, а миллиардер жил в дру­гом, иллюзорном, специально созданном для него мире.   Ложные ценности 1) И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» по­казал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что под­линное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не уз­нав, что такое жизнь. 2) Газеты рассказывали о судьбе преуспевающего менедже­ра, который увлекся ролевой игрой в бойцовском клубе. Его посвятили в сан рыцаря, дали новое имя, и придуманная жизнь так увлекла молодого человека, что он забыл о работе, о своей семье... Теперь у него другое имя, другая жизнь, и он жалеет только об одном, что нельзя навсегда уйти из реальной жизни в ту жизнь, которую он для себя придумал. 4) Имя простой крестьянской девушки Жанны д'Арк сегод­ня известно всем. 75 лет Франция вела безуспешную войну с английскими захватчиками. Жанна поверила, что именно ей суждено спасти Францию. Молодая крестьянка уговорила короля дать ей небольшой отряд и смогла сделать то, что не уда­валось умнейшим военачальникам: она зажгла своей неисто­вой верой людей. После многих лет позорных поражений фран­цузы, наконец, смогли победить захватчиков. Когда размышляешь над этим поистине чудесным событи­ем, то понимаешь, как важно, чтобы человеком руководила великая цель. 5) Маленькая девочка, занимаясь на трапеции, упала и раз­ била нос. Мать бросилась к дочери, но Илья Репин ее остано­вил, чтобы посмотреть на струящуюся из носа кровь, запом­нить ее цвет, характер движения. Художник в это время рабо­тал над полотном «Иван Грозный и сын его Иван». Этот факт, который большинство людей расценит как проявление безду­шия со стороны отца, говорит об особой природе художника. Он самоотверженно служит искусству, его правде, и жизнь ста­новится материалом для его творений. 6) Мало кто знает, что во время съемок известного фильма Н. Михалкова «Утомленные солнцем», испортилась погода, тем­пература понизилась до минус шести. А между тем по сцена­рию должно быть знойное лето. Актерам, изображавшим от­дыхающих, приходилось купаться в ледяной воде, лежать на холодной земле. Этот пример показывает, что искусство требу­ет от человека жертв, полной самоотдачи. 7) М. Горький, работая над одним из своих романов, опи­сывал сцену убийства женщины. Внезапно писатель вскрик­нул и упал без чувств. Приехавшие врачи обнаружили у писа­теля рану в том самом месте, куда ударили ножом героиню его произведения. Этот пример показывает, что подлинный писа­тель не просто выдумывает события, а пишет кровью своей души, все созданное он пропускает через свое сердце 8) Французский писатель Г. Флобер в романе «Госпожа Бо­вари» рассказывал о судьбе одинокой женщины, которая, за­ путавшись в жизненных противоречиях, решила отравиться. Писатель сам почувствовал признаки отравления и вынужден был обратиться за помощью. Не случайно потом он говорил: «Госпожа Бовари - это я». 9) Верность своему призванию не может не вызывать ува­жения. Народоволец Николай Кибальчич был приговорен к смерти за покушение на царя. Ожидая смерти, он работал над проектом реактивного двигателя. Больше, чем собственная жизнь, его заботила судьба изобретения. Когда за ним при­шли, чтобы отвести к месту казни, Кибальчич отдал жандарму чертежи космического аппарата и просил передать их ученым. «Трогательно, что человек перед страшной казнью имеет силы думать о человечестве!» - так писал об этом духовном подвиге К. Циолковский. 10) Восемь лет провел итальянский поэт и философ Д. Бру­но в застенках инквизиции. От него требовали, чтобы он от­рекся от своих убеждений, и обещали за это сохранить ему жизнь. Но Бруно не стал торговать своей правдой, своей верой. 11) Когда родился Сократ, его отец обратился к оракулу, чтобы узнать, как воспитывать сына. Оракул ответил, что маль­чик не нуждается ни в наставниках, ни в воспитателях: он уже избран на особый путь, и руководить им будет его дух-гений. Позже Сократ признавался, что часто слышал внутри себя ка­кой-то голос, который приказывал ему, что делать, куда идти, о чем думать. Эта полулегендарная история выражает веру в избранность великих людей, которые окликнуты жизнью для больших свершений. 12) Врач Н. И. Пирогов, наблюдая однажды за работой скульптора, пришел к мысли использовать при лечении больных гипсовую повязку. Использование гипсовой повязки стало под­линным открытием в хирургии и облегчило страдания многим людям. Этот случай говорит о том, что Пирогов был постоян­но поглощен своими мыслями о том, как лечить людей. 13) «Я всегда поражался безмерному трудолюбию и терпе­ливости Кирилла Лаврова, - вспоминает режиссёр Владимир Бортко о выдающемся актере: «Нам надо было отснять 22­ минутный разговор Иешуа с Понтием Пилатом, такие сцены снимаются по две недели. На съёмочной площадке Лавров, 80-летний человек, провёл 16 часов в нагрудных доспехах весом 12 кг, не сказав ни слова упрёка съёмочной группе». 14) Научный поиск требует самоотверженного служения. Древнегреческий философ Эмпедокл говорил современникам: «Ничто не рождается из ничего и никуда не исчезает, одно переходит в другое». Люди смеялись над бреднями безумца. Тогда Эмпедокл, чтобы доказать свою правоту, бросился в ог­недышащее жерло вулкана. Поступок философа заставил сограждан задуматься: может быть, на самом деле устами безумца говорила истина, которая не боится даже смерть. Не случайно идеи древнегреческого философа стали источником для научных прозрений в более поздние эпохи. 15) Майкл Фарадей однажды попал на лекцию к известному английскому химику Дэви. Молодой человек был околдован словами ученого и решил посвятить свою жизнь научному познанию. Чтобы иметь возможность с ним общаться, Фара­дей решил устроиться слугой в дом Дэви. Рубрика № 4. «Человек - ось мира»
     

 

     

 

1. Нравственная ответственность человека (художника, ученого) за судьбу мира

Роль личности в истории



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 23.22.236.90 (0.016 с.)