В. Понятие налогового потенциала и методы его расчета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Понятие налогового потенциала и методы его расчета



 Под налоговым потенциалом региона понимается максимально возможная сумма начисленных налогов и сборов в условиях действующего налогового законодательства.

Согласно этой трактовке налогового потенциала определяются его аддитивные свойства, т.е. «слагаемость»: общий налоговый потенциал региона складывается из потенциалов отдельных налогов в этом регионе.

Под налоговым потенциалом конкретного налога понимается максимально возможная за определенный период сумма поступлений по данному налогу, исходя из установленных налоговым законодательством налоговой базы и налоговой ставки (ставок).

Налоговый потенциал региона рассматривают в двух различных аспектах:

- с точки зрения налоговой компетенции различных уровней власти, когда ставится вопрос о региональном потенциале налогов, устанавливаемом федеральными (региональными, местными) органами власти;

- с точки зрения фактического поступления налоговых платежей в бюджеты различных уровней, когда речь идет о потенциале налогов (или их распределяемых долей) в качестве источника дохода конкретных бюджетных звеньев на территории данного региона.

Налоговый потенциал i-того региона (НПРi) страны представляет собой сумму налогового потенциала федерального бюджета по i-тому региону (НПР налогового потенциала i-того регионального бюджета (НПРРбi) и налоговых потенциалов муниципальных образований, входящих в i-тый регион:

НПРi = НПРФбi + НПРРбi + (НПРМб1 + НПРМб2 +... + НПРМбj)

где: j — порядковый номер муниципального образования в i-том субъекте РФ;

НПРМбj — налоговый потенциал j-того муниципального образования i-того субъекта РФ.

Налоговый потенциал региона рассматривается за календарный год как и суммарный налоговый потенциал по всем налогам, собираемым в регионе, так как анализ межбюджетных отношений неизбежно требует сопоставлений налогового потенциала регионального бюдждета (НПРРбi) с общим потенциалом региона (НПРi). Тем самым выявляется специфичность отношений федерального центра с конкретными регионами как в целом по году, так и в течение календарного года.

Существуют следующие методы оценки налогового потенциала региона:

1. На основе показателей формирования налоговых доходов:

- аддитивный метод (на основе фактически собранных в регионе налоговых доходов);

- построение репрезентативной налоговой системы (РНС);

- упрощенные методы.

2. На основе показателей экономической активности региона:

- показатели валового регионального продукта (ВРП);

- показатели дохода на душу населения;

- совокупные налоговые ресурсы.

Методы оценки налогового потенциала региона, основанные на показателях формирования налоговых доходов, являются прямыми, так как предполагают включение в расчет налогового потенциала показателей, характеризующих его реализацию.

 

 


Методы, основанные на показателях экономической активности региона, являются косвенными, так как они предполагают определение величины налогового потенциала как производной от какого-либо показателя.

Методы оценки налогового потенциала, основанные на фактических показателях налоговых поступлений, могут быть применены при оценке налогового потенциала региона с той периодичностью, с которой формируется отчетность налоговых органов, и широко применяться в работе финансовых и налоговых органов.

В налоговой практике зарубежных стран (США, Канады) и России широко применяется метод оценки налогового потенциала региона на основе репрезентативной налоговой системы (РНС). Оценка налогового потенциала регионов осуществляется, как правило, на основе расчетного и регрессионного методов РНС.

Суть расчетного метода РНС состоит в расчете объема бюджетных платежей, которые могут быть собраны в регионе при условии среднего уровня налоговых усилий и при одинаковом составе налогов и налоговых ставок во всех регионах.

Для применения этого метода определения налогового потенциала региона необходимо иметь данные по фактическим поступлениям налогов и сборов и по налоговым базам. Это позволяет рассчитать объем поступлений по региону. Именно эта величина и принимается за меру налогового потенциала региона.

НПРi = (НБ1 * НС1 + НБ2 * НС2 +... + НБk * НСk): 100%

где: НПРi - налоговый потенциал i-того региона страны;

 

 

НБk - налоговая база k-того налогового дохода i-того региона страны;

НСk - репрезентативная (средняя) налоговая ставка по k-тому налоговому доходу i-того региона страны, %.

Регрессионный метод РНС. Его преимуществом считается сокращение потребности в данных для измерения налогового потенциала, так как достаточно лишь информации о совокупных доходах по региону и небольшого набора переменных для косвенных измерителей налоговых баз регионов. При использовании регрессионного метода отпадает необходимость в группировке доходных статей по налоговым компонентам и создании собственной налоговой базы для каждого компонента системы налогов и сборов. Включение большего количества переменных повышает точность регрессионного варианта РНС за счет более эффективного анализа данных.

Yj = X1j * B1 + X2j * B2 +... + Xnj * Bn + ej

где: Yj — фактически собранные в регионе платежи в бюджет;

Xnj — показатели налоговой базы, косвенно или непосредственно отражающие величину совокупной налоговой базы j-того региона или отдельных ее компонентов;

Bn — влияние случайных факторов;

n — число рассматриваемых регионов;

ej — случайная ошибка измерений.

Преимуществом регрессионного метода РНС является его меньшая трудоемкость в сравнении с расчетным методом РНС и большая объективность, поскольку с помощью регрессионного уравнения в ходе процедуры статистической оценки можно получить информацию о зависимостях между фактическими поступлениями и налоговыми базами, а основным недостатком метода считается его сложность.

Регрессионный метод РНС считается особенно эффективным для среднесрочного и долгосрочного прогнозирования, поскольку он представляет собой модификацию расчетного метода РНС для случаев, когда не представляется возможным оценить в полной мере совокупность налоговых ресурсов и налоговых баз по каждому из налогов, принимаемых во внимание при расчете потенциала.

Метод прямого счета. Этот метод оценки налогового потенциала, технологически близкий расчетному методу РНС, основан на аддитивном свойстве налогового потенциала, согласно которому налоговый потенциал региона (НПРi) равен сумме потенциалов отдельных налогов и может рассчитываться по формуле:

НПРi = (НБН1 * R1 + НБН2 * R2 +... + НБНk * Rk): 100%

где: НПРi - налоговый потенциал i-того региона страны;

НБНk - налоговая база налога k-того вида;

Rk - предельная налоговая ставка k-того налога, %;

k — число налогов.

По методу прямого счета непосредственно исчисляются и складываются потенциалы всех налогов требуемого уровня. В обобщенном виде данная формула представляет сумму всех налогов, поступающих во все бюджеты данной территории. Эта универсальная формула легко трансформируется в расчет налогового потенциала федерального и регионального бюжетов, а далее — в налоговый потенциал бюджетов муниципальных образований. Для этого k, НБНk и R k должны принять соответствующие значения.

 

   17в. Понятие и виды налогового контроля.

 

  Налоговый контроль – это совокупная система действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнение фискально обязанными лицами (в первую очередь налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства РФ. Порядок осуществления налогового контроля, формы его проведения, а также права и обязанности участников мероприятий налогового контроля, регулируются положениями гл.14 НК РФ.

Налоговый контроль направлен на обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного влияния налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды.

Целями мероприятий налогового контроля являются:

- выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений;

- предупреждение их в совершении в будущем;

- обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности.

Виды налогового контроля

Классификации видов налогового контроля полностью определяться характеристикой того элемента налогового контроля, который будет являться основой для классификации.

По времени проведения:

- Предварительный налоговый контроль – предшествует совершению проверяемых финансово-хозяйственных операций.

- Текущий или оперативный контроль – осуществляется налоговыми органами в процессе осуществления налогоплательщиками финансово-хозяйственных операций и представляет собой проверку правильности их отражения в бухгалтерском (налоговом) учете.

- Последующий контроль – сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период времени.

По объекту:

- Комплексный контроль – охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности.

- Тематический контроль – ограничивается проверкой правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов, применения льгот.

По характеру контрольных мероприятий:

- Плановый контроль – подчинен определённому планированию.

- Внеплановый (внезапный) контроль – осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости.

По методу проверки документов:

- Сплошной контроль – основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета за продолжительный период времени.

- Выборочный контроль – предусматривает проверку первичных документов за один или несколько месяцев.

По месту проведения:

- Камеральный контроль – проводится по месту нахождения налогового органа.

- Выездной контроль – осуществляется по месту нахождения налогоплательщика.

 

 


По источнику данных:

- Документальный контроль – основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах.

- Фактический контроль – учитывает все источники информации и доказательства, в том числе показания свидетелей, результаты обследования, заключения экспертов и т.д.

По периодичности проведения:

Первоначальными следует признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые в течение календарного года.

Повторность же возникает в том случае, когда за этот период осуществляются две и более выездных налоговых проверок по одним тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.

Рассмотрим подробнее классификацию видов налогового контроля различающихся по месту проведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.019 с.)