Лопе де вега. «фуентеовехуна или звезда севильи». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лопе де вега. «фуентеовехуна или звезда севильи».



«Звезда Севильи» (исп. «La Estrella de Sevilla») — трагедия Лопе де Вега, написанная в 1623 году.

Драма связана с идеей ограничения абсолютистско — деспотической власти. Автор поставил вопрос об этико -политической природе абсолютизма, который вступает в конфликт с принципами человеческой справедливости и благородства простых людей. Действие пьесы происходит во времена правления кастильского короля Санчо IV (1284—1295). Драматическую коллизию, возникающую из страсти короля к Эстрелье, Лопе де Вега вставил в рамки столкновения деспотической власти с муниципальной демократией, придав индивидуальным конфликтам драмы широкую социально — политическую обобщенность. Общеевропейский успех драма получила с 1817 г., когда лорд Голланд познакомил с ней английскую публику. В 1800 г. В период начавшегося подъема оппозиционных настроений испанской передовой общественности по отношению к феодально — абсолютистской монархии, «Звезда Севильи» имела большой успех на испанских сценах в переработке драматурга Кандидо Мария Тригерос под названием «Санчо Ортис де лас Роелас». Последующие издания Тикнора и Х. Артсенбуча делались с учетом текста Тригероса. В 1920 г. Французский испанист Р. Фуше — Дельбоск выпустил критическое издание «Звезды Севильи», основанное на тщательном анализе обоих известных её текстов.

Текст «Звезды Севильи» дошел до нас в двух вариантах, которые отличаются друг от друга количеством стихов и рядом существенных разночтений. Первый из них представлен отдельным изданием, выпущенным без указания места и года напечатания, он относится к периоду 1625—1634 гг., второй — в виде вырезки из неизвестного сборника комедий, изданного в середине XVII века. Автором в заголовках обоих изданий указывается Лопе де Вега, также он упоминается и в заключительных стихах отдельного издания. Но в финальной реплике Клариндо во втором из текстов «Звезды Севильи» в качестве автора упоминается Карденьо. Этот псевдоним мог взять испанский драматург XVII века, который занимался обработкой оригинального текста Лопе де Вега. Существует предположение, что таким драматургом был Андрес де Кларамонте (? — 1626). Возникали не раз сомнения в авторстве Лопе де Вега (эту точку зрения поддерживал французский испанист Фуше — Дельбоск). Но на основе стилистического анализа автором трагедии «Звезда Севильи» бесспорно является Лопе де Вега.

Трагедия «Звезда Севильи» посвящена образу короля и его нравственному облику. Конфликт развивается между королём, не считающимся с достоинством других людей, и жителями старой Испании, которые хранят традиции и живут по законам высокой чести. Развитие конфликта определяют два понятия чести, которые воплощаются в центральном персонаже — Санчо Ортисе. Королю понравилась Эстрелья, прозванная народом «Звезда Севильи» за необычайную красоту. Он хочет овладеть красавицей, но на его пути встает брат девушки — Бусто Табера. Застав короля в своем доме, он бросается на него со шпагой. Монарх решает убить Бусто, используя благородного Санчо Ортиса, жениха Эстрельи. Король играет на честности Санчо. Сперва он выводит Санчо на откровенный разговор о преданности королю и берет с него слово выполнять все приказы господина беспрекословно и после отдает приказ об убийстве Бусто Таберы. Король вручает Санчо бумагу, которая оправдывает все последующие действия юноши, но он рвет её. Монарх отдает письменный приказ с именем жертвы и тут же удаляется с репликой, свидетельствующей о полном равнодушии к судьбам своих подчиненных: Прочтите после и узнайте, Кого вам предстоит убить. Хоть имя может вас смутить, Но вы уже не отступайте… Санчо узнал, что должен убить Бусто Табера, своего лучшего друга и брата своей возлюбленной. Он стоит перед выбором: выполнить приказ короля или отказаться. В обоих случаях он — заложник чести. Санчо убивает Бусто Таберу и навсегда теряет Эстрелью. В произошедшем виновна королевская власть. Вершиной спора о чести станет сцена суда. Санчо откажется назвать имя человека, отдавшего приказ об убийстве. На дерзкие вопросы короля Санчо отвечает: Письменный приказ имел я. Король От кого? Дон Санчо Когда б бумага Говорить могла, она Вам ответ дала бы ясный, Но разорвана бумага — И клочков не подобрать. Что ж могу теперь сказать вам? Что во исполненье клятвы Человека я убил, Хоть он был мне лучшим другом. Король в результате не выдерживает нравственного поединка. Обращаясь к людям Севильи, он признается, что виновен в смерти Бусто Таберы и объявляет о невиновности Санчо Ортиса. Король удивлен благородством людей, живущих в Севилье, чтобы загладить свою вину, он решает найти супругов для Эстрельи и Санчо. Акцентируя особое внимание на вопросах чести и традициях старой Испании, Лопе де Вега подчеркивал, что воспитанный в духе этих традиций, Санчо Ортис становится их заложником, оказавшись орудием в руках короля.

Командор ордена Калатравы Фернан Гомес де Гусман приезжал в Альмагро к магистру ордена дона Родриго Тельєса Хирона. Магистр молодой возрасту и лишь недавно унаследовал эту высокую должность от своего отца. Поэтому командор, увенчанный боевой славой, относится к нему с некоторым недоверием и пренебрежением, однако вынужден соблюдать должного уважения. Командор приехал к магистру поведать о вражде, характерную для Испании XV века. После смерти кастильского короля дона Энрике на его корону притязают король Альфонсо Португальский - именно его права считают несомненными родные командора и его сторонники, а также - через Ісавелу, свою жену, - дон Фернандо, принц Арагонский. Командор настойчиво советует магистру немедленно объявить сбор рыцарей ордена Калатравы и с боем взять Сьюдад Реаль, расположенный на границе Андалусии и Кастилии и король Кастилии считает своей собственностью. Командор предлагает магистру своих солдат: их не очень много, однако они воинственны, а в селении под названием Фуэнте Овехуна, где обосновался командор, люди способны лишь пасти скот, но никак не способны воевать. Магистр обещает немедленно собрать войско и проучить противника.

В Фуэнте Овехуні крестьяне не в силах дождаться отъезда командора: он не заручился их любовью и поддержкой главным образом из-за того, что, пользуясь властью, преследует девушек и красивых женщин - одних привлекают его любовные уговоры, других пугают угрозы и возможная месть командора в случае их неповиновения. Так, его последнее увлечение - дочь алькальда Фуэнте Овехуна Лауренсья; он не дает девушке возможности свободно выбирать. Лауренсья любит Фрондосо, простого крестьянина, и отвергает богатые подарки командора, которые тот посылает ей со своими слугами Ортуньо и Флоресом, теми, кто, как правило, помогает хозяину добива-лись привязанности крестьянок.

Борьба за Сьюдад Реаль заканчивается победой магистра ордена Калатравы: он сломил оборону города, казнил всех подстрекателей восстания из местной знати, а простых людей приказал отхлестать. Магистр остается в городе, а командор со своими солдатами возвращается в Фуэнте Овехуна, где крестьяне поют торжественной песни в его честь, алькальд приветствует от имени всех жителей, а к дому командора подъезжают повозки, доверху наполненные глиняной посудой, курами, солониной, овечьими шкурами и т.д. Однако командору нужно не это - ему нужны Лауренсья и ее подруга Паскуала, поэтому Фернандо с Ортуньо пытаются то хитростью, то силой заставить девушек войти в дом командора, но последние чувствуют опасность.

Вскоре после возвращения из военного похода командор, отправившись на охоту, встречает в безлюдном месте вблизи источника Лауренсью. У девушки там встреча с Фрондосо, но, увидев командора, она умоляет юношу спрятаться в кустах. Командор же, уверен, что они с Лауренсьєю вдвоем, ведет себя слишком решительно и, отложив в сторону самострел, стремится любой ценой достичь своей цели. Фрондосо, который оставляет место укрытия, хватает самострел и заставляет командора отступить, угрожая ему оружием. Командор поражен прочувствованным унижением и клянется, что жестоко отомстит. Об этом событии вскоре становится известно всему поселку, все с радостью воспринимают известие о том, что командор был вынужден уступить простому крестьянину. В свою очередь командор приходит к Естевана, алькальда и отца Лауренсьї с требованием прислать к нему дочь. Естеван, которого поддерживают все без исключения крестьяне, с достоинством отвечает, что у простых людей тоже есть своя честь и не нужно лишний раз ее трогать.

Тем временем к королю Кастилии дона Фернандо и к королеве донье Ісавель приходят два члена городского совета Сьюдад Реаля и, рассказав о том, какие бесчинства совершали магистр и командор ордена Калатравы, умоляют короля о защите. Они сообщают королю, что в городе остался только магистр, а командор со своими людьми отправился к Фуэнте Овехуна, где он, как правило, проживает и где, по слухам, властвует с самым большим произволом. Дон Фернандо тут же принимает решение направить в Сьюдад Реаля два полка под руководством магистра ордена Сантьяго, чтобы расправиться с бесчинством. Поход этот заканчивается успехом: город в осаде и магистр ордена Калатравы нуждается в немедленной помощи. Об этом командору сообщает вестник - только его появление спасает жителей Фуэнте Овехуна от беспощадной расправы и мести командора. Однако он не против прихватить в поход ради забавы красавицу Хасінту и приказывает своим людям высечь Менго, который вступился за нее.

При отсутствии командора Лауренсья и Фрондосо решают жениться - на радость своих родителей и всего поселка, которые давно ждали этого события. В разгар свадьбы и всеобщего празднования возвращается командор: разъяренный своей війсь-вой неудачей и памятуя свою обиду жителями поселка, он приказывает схватить Фрондосо и отвезти его в тюрьму. Отправляют под стражу и Лауренсью, что смогла заступиться за жениха. Жители поселка собираются на совет, и мнения расходятся: одни готовы хоть сейчас идти к дому командора и расправиться с жестоким правителем, другие предпочитают боязливому молчанию. В разгар спора прибегает Лауренсья. Вид ее ужасен: волосы взъерошены, сама она вся в синяках. Взволнованный рассказ девушки об унижениях и пытках, которым она была подвергнута, о том, что Фрондосо вот-вот должен быть убит, производит на всех присутствующих сильное впечатление. Последнее утверждение Лауренсья - если в поселке нет мужчин, то женщины сами сумеют отстоять свою честь, - не оставляет никого равнодушным. Все единодушно решают штурмовать дом командора. Последний сначала не верит, что жители Фуэнте Овехуна могли подняться на восстание, затем, осознав, что это правда, решает отпустить Фрондосо. Однако это уже не может ничего изменить в судьбе командора: чаша народного терпения переполнена. Убит, буквально разорван толпой на куски, сам командор, не спаслись и его слуги.

Только Флоресу удается чудом спастись, и, полуживой, он ищет защиты у дона Фернандо, короля Кастилии, пересказывая ему все, что произошло как бунт крестьян против власти. При этом он не говорит королеве, что жители Фуэнте Овехуна хотят, чтобы ими руководил сам король, и поэтому прибивают над домом командора герб дона Фернандо.

Король обещает, что расплата не заставит себя ждать; об этом же просит его и магистр ордена Калатравы, приехал к королю Кастилии с повинной и обещанием в будущем быть ему верным вассалом.

Дон Фернандо отправляет к Фуэнте Овехуна судью - наказать виновных и капитана, которому было приказано следить за порядком.

Жители поселка, хотя и поют торжественной песни в честь кастильских королей - дона Фернандо и доньи Ісавели, все же понимают, что монархи будут упорно разбираться в том, что произошло в Фуэнте Овехуні. Поэтому крестьяне решают принять меры и договариваются на все вопросы о том, кто убил командора, отвечать - «Фуэнте Овехуна».

Судья допрашивает крестьян с необычайной требовательностью; никому нет пощады: ни женщинам, ни старикам, ни детям. Чтобы выяснить истину, он применяет самые жестокие пытки, включая дыбу. Но все, как один, на вопрос о том, кто виноват в смерти командора, отвечают: «Фуэнте Овехуна». Поэтому судья вынужден вернуться к королю с таким выводом: он использовал все возможные средства, допросил триста человек, но не нашел ни одного намека на участие крестьян в этом деле. Чтобы подтвердить справедливость его слов, жители поселка сами пришли к королю. Они рассказали ему об издевательствах и унижениях, которые им пришлось терпеть от ко-мандора, и заверили короля и королеву в своей верности - Фуэнте Овехуна хочет жить, подчиняясь только власти королей Кастилии, их справедливому суду. Король, выслушав крестьян, выносит свой приговор: поскольку нет доказательств неповиновения, жителей Фуэнте Овехуна следует простить, а поселок пусть остается за ним, пока не найдется другой командор.

О нравственности короля Лопе де Вега рассуждает в драме «Звезда Севильи». Конфликт в произведении разворачивается между королем, который попирает человеческое достоинство, и старой Испанией, что сохраняет традиции и живет по законам высокой чести.

Пьесы частно-бытового характера составляют наиболее многочисленную и одновременно наиболее известную часть наследия драматурга. Господствующее место здесь занимают пьесы из современного быта - так называемая «придворная комедия», «комедия интриги», «комедия плутовська» и т.д. Эти названия - произведение театральной традиции - далеки от того, чтобы исчерпывающе характеризовать каждый из раВНОвидностей огромного репертуара, в котором главную роль играют вопросы чести, добродетели, любви и жизненной премудрости.

«Придворная комедия», как правило, изображает жизнь аристократии, придворных. Во многих из них говорится о сложных взаимоотношениях, которые возникают между аристократами и плебеями, о любовные коллизии, вызванные принадлежностью влюбленных разных социальных слоев. Чаще всего имеют счастливый финал. Одной из таких комедий есть «Собака на сене».

В комедии любовь трактуется как мощная социальная сила, которая уравнивает секретаря и графиню.

Диана де Бельфлор - главная героиня комедии. В основе сюжета - любовь Дианы, «высокородной графины» де Бельфлор, к ее секретаря Теодоро. Гордая и неприступная Диана влюбляется за ревности, узнав о любви Теодоро к служанке Марселе. Однако Диана не может быть счастливой со своим избранником. Любовь, что рождается, борется в Диане с чувством чести, которое присуще ей как представительнице высшего общественного слоя. Отсюда постоянная двойственность в его поведении: Диана то признается в любви к своему секретарю, то смеется над ним, то поощряет его, то поддерживает. Помеха, которая мешает влюбленным, преодолевается благодаря кмітливій выдумке слуги Тристана, который выдает Теодоро за пропавшего в детстве сына графа Лудовіко. Устранено различие делает возможной счастливую развязку пьесы, которая заканчивается свадьбой главных героев.

Все черты характера героини отчетливо напоминают основные мифологические характеристики богини Дианы, именем которой она не случайно названа. В пьесе Диана прямо отождествляется с античной богиней луны: «она небесная Диана, луна, и женщина, и призрак...». Подобно мифологической богини, Диана принципиально двойственна: она влюблена и равнодушна, хитра и откровенная, жестокая и благосклонна т.д. Эта двойная природа Дианы символизируется двойным именем героини: Диана - луна, Бельфлор - прекрасный цветок. В комедии Диана постоянно сравнивается то с луной, то с солнцем. С образом Дианы связана интерпретация двух основных тем комедии Лопе де Веги - темы любви и темы чести. Любовная игра Дианы составляет основное действие пьесы, ее поступки, сомнения и порывы создают сложные сюжетные перипетии комедии. Любовь всесильно, оно способно преодолевать любые преграды: недовольство соперников, сословное неравенство по-любимых.

Теодоро - один из главных персонажей комедии. Секретарь графини влюбляется в свою госпожа, узнав о ее чувствах к нему. Любовь Дианы дарит ему надежду на счастье и неожиданное повышение общественными ступеньками. Увлеченный своими мечтами, Теодоро сразу же расстается с Марселою. Изменения в настроении графини заставляют Теодоро протяжении всего действия комедии то мечтать о счастье с графиней, то искать утешения в любви Марселе. Выдумка его слуги Тристана оказывается тем счастливым мгновением фортуны, которая позволяет влюбленным соединиться. По своим основным характеристикам Теодоро вполне соответствует такому типу персонажа испанской комедии XVII века, как галан (исп. галан в переводе - «кавалер»). Теодоро молодой и красивый, изысканный и благородный, умный и образованный, однако - и это вообще характерно для персонажа данного типа - его способность к действию небольшая. Он часто бывает зависим от поступков других действующих лиц, и, прежде всего, от дамы. Так и Теодоро в основном лишь реагирует на капризы и выходки Дианы. Только однажды он принимает самостоятельное решение - это его отказ воспользоваться выдумкой Тристана. Решение Теодоро поехать в Испанию-за невозможности быть с любимой и сцена прощания героев представляет собой пример «обманчивого финала», что возникает перед окончательной счастливой развязкой и усиливает напряжение зрителя.

Стоит упомянуть о довольно распространенный жанр тогдашней комедии - «комедию плаща и шпаги». Свое название эта жанровая раВНОвидность комедии получил через обязательную атрибутику. Действие таких пьес, как правило, происходит в современной драматургу обстановке. Соответствующие комедии имеют собственные закономерности построения: параллель между влюбленной парой и парой слуг; взаимоотношения часто дублируются, усиливая комизм того, что происходит. Залогом успеха подобных комедий является утверждение мысли, что главным в жизни является любовь как живительная сила, что раскрывает в человеке все его способности.

Великий мастер комедий почти неизвестен современному читателю как непревзойденный лирик.

 

Решиться, млеть, быть злым,

Жестоким и нежным, сильным и бессильным,

Вдохновенным, смертным, мертвым и живым,

Неверным, вечным, робким и смелым.

Без отдыха жить лишь одним: казаться скромным и высокомерным,

Оскорбленным, веселым и грустным,

Удовлетворенным, сердитым, посмутнілим.

Из разочарований бежать на свободу,

Яд пить, языков напитки пьяные,

Забыв пользу, полюбить вред;

Поверить, что в аду - место рая,

Жизнь и душу - дать все омане, -

Это любить. Кто любил, тот знает.

(Ф. Лопе де Вега)

 

Вывод. Главное преимущество комедий Лопе де Вега - их жизнеутверждающая сила. Любовь выступает как всепобеждающая сила, даже если она возникает из ревности или пренебрежение. Конечно, в комедиях много утопического во взгляде на человека, но в драматургии «чудеса природы» отразились лучшие ренессансные традиции в время кризиса гуманистического мировоззрения.

 

В «Звезде Севильи» разрабатывается ряд сложных в идейном и психологическом отношении проблем. Эти проблемы находят своё отображение в внутренних, идейных и нравственных конфликтах у основных персонажей драмы. У Бусто Табера эти конфликты выражаются в столкновении высокого понимания сана государя с злоупотреблением этим саном в действительности — злоупотреблением, приводящим к оскорблению его личной и семейной чести. Санчо Ортис переживает конфликт между своей преданностью королю, дружбой с Бусто и любовью к Эстрелье. В душе Эстрельи идет борьба между любовью к Санчо, как к жениху, и ненавистью к нему, как к убийце её брата. На фоне этих психологических конфликтов образ короля представлен в крайне невыгодном свете. Санчо IV предстает как король-деспот, приносящий в жертву жизнь, честь, доброе имя своих подданных ради своей прихоти, как король-тиран, способный на незаконное, прикрываемое мнимым «государственным интересом» убийство. Его фаворит дон Ариас представляет собой отрицательную в моральном отношении фигуру льстеца, подчиняющего своим преступным внушениям волю короля. «Звезда Севильи» остается в испанской литературе XVII века едва ли не самым ярким обличением существовавшего социально-политического режима и одним из самых глубоких анализов природы абсолютистского деспотизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 1607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.036 с.)