Библейские представления о здоровье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Библейские представления о здоровье



В наше время под здоровьем понимается в основном физическое благосостояние, хотя иногда это слово используется в более широком смысле — в частности, в таком словосочетании, как «душевное здоровье», или когда употребляется в переносном смысле. Даже душевное здоровье или душевная болезнь все чаще воспринимаются как реакция на биохимические процессы внутри организма. Подобное суживание понятия «здоровье» до чисто физического благосостояния чуждо библейскому пониманию.

В целом современное общество считает, что здоровье и забота о нем — это прерогатива нации, которая, в свою очередь, обращает внимание преимущественно на физиологические процессы и описывает здоровье как природную, естественную функцию. Методы, которые современной наукой считаются действенными, применяются при лечении человеческого организма таким образом, чтобы это соответствовало канонам современной научной мысли, обычно исключающей любые сверхъестественные факторы. Современная медицина признает, что эмоциональная и социальная среда оказывают воздействие на здоровье человека, но первичным считается природа и физиология, а потому ключи к исцелению различных недугов пытаются найти в лабораториях и современной фармацевтике. В отличие от такого подхода Библия не только признает Божественное участие в исцелении выше природы, но и ставит целительную силу Бога во главу угла.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это «состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или недомогания». Хотя это определение допускает определенную широту, тем не менее оно не поднимается до уровня библейской полноты, поскольку, будучи светским определением, упускает из виду главенствующую роль Бога.

Священное Писание понимает здоровье как нечто абсолютно целостное. С библейской точки зрения здоровье выходит за рамки чисто физических аспектов жизни и деятельности, будучи гармоничной составляющей жизни человека, объединяющей телесную, эмоциональную, духовную и социальную сферы. Подобного рода определение не требует полной свободы от болезни и не отрицает нормального старения, которое ослабляет физическую выносливость. Но оно требует учета всех факторов.

Здоровье в Библии, особенно в том виде, в каком это понятие развивается в Ветхом Завете, вытекает из непрерывных взаимоотношений между Богом и падшим человечеством. Последствия грехопадения суровы не только в смысле физической разлуки с Богом, но и в смысле изменения основополагающих мотивов людей, из–за чего они становятся эгоцентричными и по природе стремящимися к злу. «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9). «И сердце сынов человеческих исполнено зла» (Еккл. 9:3). Борьба Павла со злом, которое жило внутри него, дает нам пример того, как грех влияет на суждение и нравственные ценности даже посвященного христианина (Рим. 7:15–20).

Здоровье в Ветхом Завете соприкасается с четырьмя категориями: (1) состояние целостности и чувство удовлетворения, (2) согласие с Богом и Его законом, (3) праведность, подразумевающая правильные взаимоотношения с Богом и ближними, и (4) физическая сила, способность к достижениям, которая реализуется в течение длительной жизни. О первой категории мы поговорим в следующем разделе (См. I. Д.). В некоторых местах Ветхого Завета здоровье описано как состояние согласия с волей Божьей, особенно выраженной в Его Законе (тора). Верность закону несет человеку здоровье (Пс. 118:165; Иер. 7:23). Согласие с Божьим Законом дает защиту от болезней (Исх. 15:26; 23:20–26; Втор. 7:12–15; Притч. 3:7, 8). И, напротив, непослушание навлекает на человека суд (Лев. 26:14–16; Втор. 28:59), как в случае со змеями (Чис. 21:4–8) и в случаях с Мариам (Чис. 12:1–15) и Геезием (4 Цар. 5:27). В других местах Библия приравнивает здоровье к праведности (евр. седек или седаках) в смысле подчинения Божественным нормам. Фундаментальной нормой является характер Бога; поэтому благоговейное отношение к Божьему характеру приносит шалом (Ис. 32:17). Вместе с этим в Ветхом Завете здоровье приравнивается к силе и благополучию. Давид — это доблестный муж, являвший пример хорошего здоровья. Моисей умирает с хорошим зрением и физически крепким (Втор. 34:7), а Иосиф доживает до 110 лет (Быт. 50:26). Все эти люди служат примером отменного здоровья. В этих текстах имеется в виду не только физическая бодрость, но и абсолютно целостное внутреннее естество как следствие верности Богу. Помимо крепости и силы, здоровье, с точки зрения Ветхого Завета, это также долголетие, которое особенно наглядно проявлялось в эпоху патриархов (Быт. 5). Сила и крепость — это дар Бога (Пс. 27:7–9; 29:7–9), но смысл этого понятия выходит за рамки чисто физического состояния и охватывает все сферы жизни. Долгая жизнь обещана послушным людям (Втор. 6:2; 30:20; 3 Цар. 3:14; Пс. 33:12–14). Можно сделать вывод, что слабое здоровье — это немощь, которая становится предпосылкой для развития недугов и болезней.

Г. Шалом

Библия не разделяет форму и содержание. В жизнь вовлечена вся личность, неразделенная, характеризующаяся еврейским словом шалом. Хотя в настоящее время это слово используется в значении «мир», в Библии его смысл гораздо шире и указывает на благополучие всех составляющих личности. Как и родственный термин шалем, слово шалом передает такое понятие, как «здоровье» или «целостность». Шалом встречается в Библии почти 240 раз (а вместе с производными от него словами — более 350 раз). Особенно часто оно употребляется в псалмах, книгах Исайи и Иеремии. Из многочисленных случаев его употребления лишь 38 раз оно обозначает мир как нечто противоположное войне.

Лексикографы также упоминают такие его значения, как полнота, доброе здравие, благополучие, благосостояние, процветание, согласие между группами людей и внутренняя гармония. В корне этого слова лежит идея целостности, полноты или всеобщего благоденствия. Его основной смысл хорошо передается в таком популярном приветствии, как «здравствуйте», которое в более широком понимании означает: «пусть все в твоей жизни приносит удовлетворение». В этом понятии заложена идея целостности, единства и достаточности; оно указывает на динамичное условие благополучия, в том числе и на современное понятие «здоровья», хотя его смысл гораздо шире. В Библии шалом вмещает в себя все стороны жизни, включая физическое, умственное, духовное и общественное благополучие отдельного человека, группы людей или целого народа (Быт. 29:6; 43:27, 28).

В противовес современному представлению о «мире» как состоянии пассивного бездействия, отсутствии каких–либо движений, в еврейском языке понятие шалом означает деятельную, динамичную целостность и довольство, которые вытесняют свои негативные противоположности. Слово шалом может выражать спокойное состояние рассудка, безмятежность от сознания примиренности с Богом (Лев. 26:6); но этот мир достигается нелегко, ибо он несовместим со склонностью человеческого сердца идти на компромисс со злом. В конечном итоге, шалом указывает на вселенскую полноту, окончательное воссоединение всех и вся в полном согласии с волей Творца.

Физическая сторона человеческой жизни также включается в это понятие. В самый первый раз слово шалом употребляется в Библии в контексте здоровья, когда Иаков интересуется благополучием (шалом) Лавана, сына Нахора (Быт. 29:5,6). Оно также встречается в связи с болезнью и выздоровлением Езекии (Ис. 38:17). А в Притч. 3:2 послушание Божьему Закону тесно увязывается с долголетием и термином шалом. Поскольку библейское слово шалом имеет такое широкое значение, понятие здоровья в Библии, включая в себя физическое самочувствие, охватывает также все стороны человеческого бытия. Только Бог может дать шалом, поскольку именно Он сотворил полное и совершенное благоденствие в самом начале. Несмотря на вторжение греха, Он предлагает завет шалом всем тем, кто служит Ему (Чис. 25:12; Ис. 54:10; Иер. 32:40; Иез. 34:25). Однако нет мира (шалом) нечестивому, ибо такой человек идет наперекор Богу (Ис. 48:22; 57:21; 59:8).

Уходя корнями в Писания Ветхого Завета, весть мира (шалом) стала основой христианской веры, которая основана на истине о том, что Христос примиряет нас с Богом на основе истинного мира. Как сказал Иисус, «мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14:27). Павел подхватывает эту тему: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1). «Ибо Он есть мир наш» (Еф. 2:14). Если определять здоровье через призму еврейского понятия шалом, то это полнота всего, целостность личности, все стороны жизни которой находятся в совершенном согласии друг с другом. Внутреннее довольство, проистекающее из мира с Богом, другими людьми и окружающей средой, в сочетании с прекрасным физическим самочувствием становится источником истинного благополучия.

Д. Целостность

Библейская весть представляет всю действительность взаимосвязанной в единое многогранное целое, средоточием которого является Бог. Таким образом, не может быть речи о светской, фрагментарной космологии. Несмотря на то, что некоторые Божьи творения восстали против своего Творца, Библия не знает такого, чтобы отдельные элементы или сущности могли жить независимо от Творца. Что–то или кто–то может быть священным или оскверненным, но это не может существовать независимо от Бога. В этом контексте человечество выходит из рук Бога как новый, ни на что не похожий род творения, отличный и отделенный от животных (Быт. 1:26, 27, 31). В свете такого представления люди на протяжении всей библейской истории являются и считаются едиными и абсолютно целостными личностями (Быт. 5:1, 2; Пс. 8:4–6; 138:13–17; 1 Кор. 6:15; 3 Ин. 2; 2 Петр. 1:3,4).

Подобное единство проявляется в форме и предназначении человеческого тела с его сложным строением и физиологией, которая при правильном функционировании обеспечивает хорошее здоровье. Подобная целостность важна как для хорошего самочувствия, так и для исцеления, поскольку она создает библейское основание для поддержания тела в добром здравии и для восстановительной терапии. Человек имеет как физическое, так и эмоциональное, духовное измерения, которые, взаимодействуя с телом, образуют единое целое. Взгляд на каждого человека в этом широком контексте не только согласуется с библейским пониманием, но и создает уникальный, христианский подход к исцелению, отличающийся от современной медицины, которая ограничивается лечением тела. Во всем Священном Писании человек рассматривается как единое целое, без какого бы то ни было противопоставления души и тела.

Е. Этиология болезни

Возникновение болезни

Ветхий Завет начинается с описания высокого уровня жизни, созданного Творцом. Он дал людям изобилие и благополучие, чтобы они наслаждались жизнью. Возможно, остаточные блага, являющиеся следствием этого изначального блаженства, отражаются в том факте, что Ветхий Завет больше говорит о здоровье, тогда как в Новом Завете акцент делается на исцелении. Иисус и апостолы жили среди людей, на которых наложили отпечаток несколько тысячелетий развития греха на земле.

Библейское упоминание о первых патриархах — это биографические, сжатые рассказы о людях, живших в период между грехопадением и исходом. Хотя в повествование включены сотни подробностей, ни слова не сказано о болезнях среди жителей допотопного мира и потомков Иакова накануне исхода. Рассказчик то и дело использует формулу: «Всех же дней такого–то человека было… и он умер». В этих исчерпывающих хрониках содержится мало упоминаний о смертельных болезнях или физической нетрудоспособности, из чего вытекает, что или рассказчик был совершенно не заинтересован в этих вопросах, или проблема тяжелой и продолжительной болезни не стояла так остро. Хотя это свидетельство может кому–то показаться не столь убедительным, оно вполне согласуется с предположением, что природная сила людей постепенно убывала из поколения в поколение. Это предположение также подтверждается указанием на возраст, до которого доживали патриархи.

О каком виде физических недугов говорится в Ветхом Завете? Самыми распространенными были офтальмологические болезни, особенно слепота, о которой упоминается несколько раз. Слепота иногда была Божьей карой (Исх. 4:11; 4 Цар. 6:18), но не всегда. Интересно, что в Пятикнижии не описано никаких гигиенических процедур для глаз, хотя общие гигиенические процедуры предписываются достаточно строго. Мы также читаем о некоторых болезнях слуха и дефектах речи, которые проявились после Исхода. Любопытно, что во время поселения Израиля в Палестине леворукость считалась проявлением неполноценности (Суд. 3:15; 20:16; в Септуагинте амфотеродеиос), на которую Бог, тем не менее, не обратил внимание, чтобы избавить Израиль от Моава (Суд. 3:15–30).

Сообщается также о кожных заболеваниях, включая чесотку (Лев. 13:30, 39), нарывы (Исх. 9:9–11), коросту (Лев. 21:20; Втор. 28:27) и проказу (Лев. 13), которая сегодня уже не считается болезнью Хансена. Несколько раз говорится о язвах (евр. маггефах, в Септуагинте — сунан–тема); например, о египетских язвах (Исх. 9:14) и о язвах среди филистимлян (1 Цар. 6:4); однако обобщенное значение этого термина расширяет его применение.

Внебиблейские источники, например, Папирус Эберса (20 метров в длину с 877 прописями в 10 столбцах), содержат важные сведения о болезнях и их лечении в Египте как до Моисея, так и при Моисее. На самом деле многие современные методики, используемые в рациональной западной медицине, уходят корнями в египетскую практику, датируемую третьим тысячелетием до нашей эры, которая в период птоломеев стала перениматься греческими врачами. В одном из первых обетовании Своему народу Господь обещал избавить его от болезней египетских в случае послушания (Исх. 15:26) и угрожал поразить его болезнью в случае непослушания (Втор. 28:60).

Описывая деятельность Иисуса из Назарета, евангелисты упоминают множество существовавших в то время болезней. Среди наиболее известных можно отметить слепоту (Мк. 8:22–26; 10:46–52), проказу (Мф. 8:2, 3; Мк. 1:40; Лк. 4:27), паралич (Мф. 9:2; Мк. 2:3; Лк. 5:18 — слово паралелуменос, вероятно, указывает на парализованное состояние) и многократные случаи демонической активности (см. П.Г.). Значительная часть служения Иисуса была посвящена лечению болезней.

В древнем языческом мире болезнь приписывалась сверхъестественным причинам, с которыми обычно боролись с помощью магии и волшебства. В противовес этим представлениям Священное Писание говорит о нескольких основных причинах болезни: (1) Божья кара (Втор. 28:27–29), (2) враждебные действия сатаны (Иов 2:7; Мк. 9:17), (3) дряхление в силу возраста (Быт. 27:1; 1 Цар. 3:2; 4:15) и (4) несчастные случаи (2 Цар. 4:4; 4 Цар. 1:2; 4:18–20).

Библия не поддерживает чисто натуралистическую теорию болезней. Поскольку здоровье и болезнь воздействуют на всю личность, а не только на тело, библейское понимание усматривает духовную составляющую в тех болезнях, которые современная наука объявляет естественной патологией. Бог есть великий Врач–Целитель (Втор. 32:39). Выздоровление следует искать у Него; следовательно, сотрудничество с Богом ведет к здоровью духа и тела (Исх. 15:26).

В соответствии с распространенным в древности обычаем, конкретным органам символически приписывались конкретные функции: например, сердце считалось вместилищем чувств и эмоций, а также ценностных суждений. Вот почему Господь говорит о полномасштабном исцелении с точки зрения пересадки «нового сердца» (Иез. 18:31). Однако в Священном Писании отсутствует классическая египетско–греческая гуморальная теория о причинах и диагностике заболеваний. Хотя мы слышим о голове и разуме, мозг как орган никогда не упоминается в Библии, несмотря на то, что египетская медицина была хорошо с ним знакома. Детские болезни лишь формально упоминаются в Библии, хотя можно найти и исключения (4 Цар. 12:15; 3 Цар. 17:17; 4 Цар. 4:18–37). Самое систематическое описание болезней и лечения в Библии мы находим в Лев. 13.

Бог как причина болезни

В Священном Писании неоднократно говорится о том, что Бог является причиной болезни (Лев. 26:14–16; Чис. 12:9–15; Втор. 28:20–22, 27, 29, 35, 59–61; 1 Цар. 5:6–12; 25:37, 38; 2 Цар. 12:15; 3 Цар. 13:4; 4 Цар. 5:27; Иов 5:17, 18; Пс. 37:2–9; 105:15; Ис. 10:16; 30:26; Иер. 16:3, 4; Ос. 5:13–6:2). Поскольку в данной статье говорится о том, что болезнь — это следствие греха (см. I.Б), читателю порой бывает трудно примирить между собой эти два факта. Однако проблема предстает в новом свете, если признать, что ни одно событие, согласно Библии, не происходит без ведома Бога. С этой точки зрения все, что случается с людьми, в природе или где–то еще, нужно рассматривать в свете Божьего присутствия, хотя это ни в коем случае не означает, что Бог является инициатором всех событий.

С этой точки зрения библейские писатели могут приписывать Богу те вещи, которые происходят в Его владении, даже если эти события вызваны действиями бесов, существовать которым Он позволяет до последнего суда (Откр. 20:7–10). Сказать, что Бог допускает эту деятельность или высвобождает те силы, которые несут зло, значит однобоко освещать суть происходящего. Не умаляя всевластия Божьего, библейские писатели также приписывают всякого рода зло его родоначальникам: сатане и падшим ангелам. Например, в случае с Иовом Бог определенно сохраняет доминирующее положение, но сатана также действует в той мере, которую ему отвел Бог (Иов 1:6–12; 2:1–7).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.223 (0.014 с.)