Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение «На приеме у психолога». ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Это проверка домашнего задания в виде упражнения. Все участники по мере психологической готовности выбирают из группы «психолога» - значимого другого, и, представив, что пришли к нему на прием со своей проблемой, которая мешает нормальному общению или дома, или на работе и т. д., рассказывают ему о том, что их, собственно, мучает. В качестве психолога может выступать и вся группа, если тот, к кому обратился человек со своей проблемой, не смог дать квалифицированную консультацию». Основное упражнение этого занятия, которое в работе группы последнее, называется «Чемодан». Один из участников выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему в дальнюю дорогу “чемодан” (ведь действительно скоро расставание. И нужно помочь человеку в его дальнейшей жизни среди людей). В этот «чемодан» набирается то, что, по мнению группы, помогает человеку в общении с людьми, да и все остальные положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем. Но обязательно указывается и то, что мешает этому человеку, в чем его отрицательные проявления, с чем ему необходимо активно поработать. Как правило, эта отрицательная часть «чемодана» собирается с трудом, в этом случае могут помочь листы с описанием слабых сторон личности каждого участника, которые есть у руководителя, так как они были собраны на пятом занятии. Практически это делается обычно таким образом: выбирается «секретарь», он берет лист бумаги, делит его вертикальной чертой пополам, на одной стороне вверху ставит знак «+», на второй знак «-». Под знаком «+» группа собирает все положительное, а секретарь записывает, под знаком «-», все отрицательное. Мнение должно быть поддержано большинством группы, если есть возражения, сомнения, лучше воздержаться от записи спорного качества. Для хорошего «чемодана» нужно не менее 6-7 характеристик и с той и с другой стороны. Затем участнику, который выходил и все время, пока группа собирала ему “чемодан”, оставался в коридоре, зачитывается и передается этот список. У него есть право на один вопрос, если что-то уж очень непонятно. Выходит следующий участник (по мере психологической готовности), и вся процедура повторяется. И так пока все члены группы не получат свой «чемодан». Работа трудная. но очень нужная для всех участников, и ее необходимо сделать.
После выполнения упражнения «Чемодан» нужна небольшая музыкальная пауза. Затем члены группы составляют соглашение (контракт) с самим собой, отвечая на следующие вопросы: 1. Что нового о себе я узнал во время занятий группы? ______________________________________ ______________________________________________________________________________________ 2. Что нового я узнал о других людях?_____________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ 3. Что я хотел бы изменить в себе по итогам работы? _______________________________________ ______________________________________________________________________________________ 4. Каким образом я собираюсь это сделать? _______________________________________________ ______________________________________________________________________________________
Составленные соглашения складываются в заранее заготовленные конверты, на которых указывается точный почтовый адрес подписавшего этот «контракт» с самим собой. Все конверты сдаются руководителю. Ом через месяц вышлет их по указанным адресам. И у участников будет еще одна возможность «встретить» самого себя таким, каким каждый из них видит себя сейчас, в конце работы группы. Руководитель проводит последнее анкетирование и обращается к группе: «У нас последняя возможность выяснить то, что особенно мучает и тревожит каждого... Это действительно последний круг в таком составе... Если вы хотите что-то сказать, говорите, группа вас слушает... Каждый может обратиться к любому в группе, руководителю, группе в целом... Успехов и счастья вам в этой жизни среди людей! Если идея таких занятий покажется вам интересной, если проведенные занятия не охладили ваш пыл и ни удовлетворили ваших потребностей, вы можете сами продолжить разработку таких занятий. У нас есть просьба к преподавателю ведущему эти занятия. Попробуйте описать, как проходили ваши встречи, а главное - оцените эффективность занятий, что дали они для развития социально-психологической компетентности участников. Автор был бы рад получить от вас обратную связь. Напишите о своей работе, недостатках, которые вы заметили в наших рекомендациях во время занятий. Будем вам весьма признательны.
Словарь терминов, используемых в практике активного социально-психологического обучения. Барьеры психологические - психическое состояние проявляющееся в неадекватном поведении субъекта, что препятствует выполнению им определенных действий, например, барьеры в общении, проявляющиеся в отсутствии эмпатии, гибкости межличностных социальных установок. Вентиляция чувств - процесс, освобождающий индивида или группу от эмоциональных зажимов, защитных установок в той или иной области жизненного опыта. Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, рождающий их взаимную обусловленность и связь. Влияние - процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т. д. в ходе взанмодействия с ним. Восприятие межличностное - восприятие, понимание и оценка человека человеком. Важной особенностью является не столько восприятие качеств человека, сколько восориятне его во взаимодействии с другими людьми. Важнейшие механизмы межличностного восприятия. Идентификация - понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним. Социально-психологическая рефлексия - понимание другого путем размышления за него. Эмпатия - понимание другого человека путем эмоционального вчуствования в его переживания. Стереотипизация - восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы. Групповая динамика - совокупность внутри групповых социально-психологических процессов и явлений; к ним относятся принятие групповых решений, выработка групповых правил и ценностей, сплочение, конфликты, групповое давление и другие способы регулирования индивидуального поведения и т.д. Групповое чувство - осознание членами группы того, что они составляют особую социальную единицу, в чем-то отличающуюся от других. Защита психологическая - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение и сведение до минимума чувства тревоги, сзязанного с осознанием конфликта. 3начимый другой - лицо, которому непосредственно подражают и которое тем самым служит моделью для интерпритации норм. Конформность - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок. Контакт - установление возможности доверительного общения, характеризующееся отказом от защитных, социальных масок: возможен только как обоюдный процесс. Личность - системное качество индивида, определяемое включенностью в общественные отношения и формирующееся в совместной деятельности и общении. Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общении. Обратная связь - искреннее предъявление информации о своем отношении к другому человеку. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Презентами - процесс и способы представления, ”подачи себя” окружающим людям. Проблема - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации средствами наличного знания и опыта. Разминка - процесс создания доброжелательной атмосферы для подготовки участников к ролевым играм и упражнениям, способствует снятию настороженности и установлению доверия. Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; выступает в форме осознания действующим субъектом - лицом или общностью - того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Роль - социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Ролевой обмен - обмен участников при выполнении заданий и упражнений теми ролями, которые они разыгрывают. Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Самораскрытие - передача достоверной информации о собственной личности другим людях. Сопереживание - уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или социальной группы). Социально-психологическая компетентность - способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.
ЛИТЕРАТУРА. Арутюнин М.Ю.,Петровская Л.А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком //Психология межличностного сознания.- М.,1981. Атвагер И. Я вас слушаю.- М.,1985. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология.- Пг.,1922 Богомолова Н.Н.,Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению //Общение и деятельность.- Прага,1981 Богомолова Н.Н.,Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг - предпосылка развития общения учителя с учениками //Психологические и педагогические проблеммы взаимодействия учителя и учащихся.-М.,1980 Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.-М.,1982 Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций).-М.,1984 Гиппиус С.В. Гимнастика чувств.Тренинг творческой психотехники.- М.- Л.,1967 Групповая психотерапия. Под.ред.Б.Д.Карвасарского,С.Ледера.- М.,1990 Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.-Л.,1985
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.- Мн.,1976 Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах.- Киев,1982 Ковалев Г.А. Механизмы и эффекты процесса активного социального обучения //Вопросы психологии межличностного познания и общения.- Краснодар,1983 Лоос В.Г. Об активных методах в психологической подготовке руководителей и педагогов //Психологический журнал.- 1982.-Т.З.- №5 Межличностное восприятие в группе //Под ред. Г.М.Андресвой,А.И.Донцова.- М.,1981 Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшекласникам о них самих: Книга для учащихся.- М.,1990 Основы педагогического мастерства //Под ред. И.Я.Зязюна.- М.,1989 Петровская Л.А. Компетенция в общении: Социально-психологический тренинг.- М.,1989 Петровская Л.А.,Спиваковская А.С. Воспитание как общение - диалог //Вопросы психологии.- 1982.-№5 Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика. Пер. с англ. //Общ.ред. и вступ.ст.Л.А.Петровской.- М.,1990 Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (Комплексная психологическая коррекция).- М.,1988 Форверг М.,Альберг Т. Характеристика Социально-психологического тренинга поведения //Психологический журнал.- 1984.- №4 Цзен Н.В.,Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте.- М.,1985 Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация. Под.ред. А.А.Бодалева,Г.А.Ковалева.- М.,1983 Пректный рисунок как вспомогательная методика при групповом обучении общению //Вопросы психологии межличностного познания и общения.- Краснодар,1983
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.017 с.) |