Упражнение «На приеме у психолога». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «На приеме у психолога».



Это проверка домашнего задания в виде упражнения. Все участники по мере психологической готовности выбирают из группы «психолога» - значимого другого, и, представив, что пришли к нему на прием со своей проблемой, которая мешает нормальному общению или дома, или на работе и т. д., рассказывают ему о том, что их, собственно, мучает. В качестве психолога может выступать и вся группа, если тот, к кому обратился человек со своей проблемой, не смог дать квалифицированную консультацию».

Основное упражнение этого занятия, которое в работе группы последнее, называется «Чемодан».

Один из участников выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему в дальнюю дорогу “чемодан” (ведь действительно скоро расставание. И нужно помочь человеку в его дальнейшей жизни среди людей). В этот «чемодан» набирается то, что, по мнению группы, помогает человеку в общении с людьми, да и все остальные положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем. Но обязательно указывается и то, что мешает этому человеку, в чем его отрицательные проявления, с чем ему необходимо активно поработать.

Как правило, эта отрицательная часть «чемодана» собирается с трудом, в этом случае могут помочь листы с описанием слабых сторон личности каждого участника, которые есть у руководителя, так как они были собраны на пятом занятии.

Практически это делается обычно таким образом: выбирается «секретарь», он берет лист бумаги, делит его вертикальной чертой пополам, на одной стороне вверху ставит знак «+», на второй знак «-». Под знаком «+» группа собирает все положительное, а секретарь записывает, под знаком «-», все отрицательное.

 Мнение должно быть поддержано большинством группы, если есть возражения, сомнения, лучше воздержаться от записи спорного качества. Для хорошего «чемодана» нужно не менее 6-7 характеристик и с той и с другой стороны.

Затем участнику, который выходил и все время, пока группа собирала ему “чемодан”, оставался в коридоре, зачитывается и передается этот список. У него есть право на один вопрос, если что-то уж очень непонятно.

Выходит следующий участник (по мере психологической готовности), и вся процедура повторяется. И так пока все члены группы не получат свой «чемодан». Работа трудная. но очень нужная для всех участников, и ее необходимо сделать.

После выполнения упражнения «Чемодан» нужна небольшая музыкальная пауза. Затем члены группы составляют соглашение (контракт) с самим собой, отвечая на следующие вопросы:

1. Что нового о себе я узнал во время занятий группы? ______________________________________

______________________________________________________________________________________

2. Что нового я узнал о других людях?_____________________________________________________

______________________________________________________________________________________

3. Что я хотел бы изменить в себе по итогам работы? _______________________________________

______________________________________________________________________________________

4. Каким образом я собираюсь это сделать? _______________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

Составленные соглашения складываются в заранее заготовленные конверты, на которых указывается точный почтовый адрес подписавшего этот «контракт» с самим собой. Все конверты сдаются руководителю. Ом через месяц вышлет их по указанным адресам. И у участников будет еще одна возможность «встретить» самого себя таким, каким каждый из них видит себя сейчас, в конце работы группы.

Руководитель проводит последнее анкетирование и обращается к группе: «У нас последняя возможность выяснить то, что особенно мучает и тревожит каждого... Это действительно последний круг в таком составе... Если вы хотите что-то сказать, говорите, группа вас слушает... Каждый может обратиться к любому в группе, руководителю, группе в целом...

Успехов и счастья вам в этой жизни среди людей! Если идея таких занятий покажется вам интересной, если проведенные занятия не охладили ваш пыл и ни удовлетворили ваших потребностей, вы можете сами продолжить разработку таких занятий.

У нас есть просьба к преподавателю ведущему эти занятия. Попробуйте описать, как проходили ваши встречи, а главное - оцените эффективность занятий, что дали они для развития социально-психологической компетентности участников. Автор был бы рад получить от вас обратную связь. Напишите о своей работе, недостатках, которые вы заметили в наших рекомендациях во время занятий.

 Будем вам весьма признательны.

 

Словарь терминов, используемых в практике активного социально-психологического обучения.

Барьеры психологические - психическое состояние проявляющееся в неадекватном поведении субъекта, что препятствует выполнению им определенных действий, например, барьеры в общении, проявляющиеся в отсутствии эмпатии, гибкости межличностных социальных установок.

Вентиляция чувств - процесс, освобождающий индивида или группу от эмоциональных зажимов, защитных установок в той или иной области жизненного опыта.

Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, рождающий их взаимную обусловленность и связь.

Влияние - процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т. д. в ходе взанмодействия с ним.

Восприятие межличностное - восприятие, понимание и оценка человека человеком. Важной особенностью является не столько восприятие качеств человека, сколько восориятне его во взаимодействии с другими людьми. Важнейшие механизмы межличностного восприятия.

Идентификация - понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним.

Социально-психологическая рефлексия - понимание другого путем размышления за него.

Эмпатия - понимание другого человека путем эмоционального вчуствования в его переживания.

Стереотипизация - восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы.

Групповая динамика - совокупность внутри групповых социально-психологических процессов и явлений; к ним относятся принятие групповых решений, выработка групповых правил и ценностей, сплочение, конфликты, групповое давление и другие способы регулирования индивидуального поведения и т.д.

Групповое чувство - осознание членами группы того, что они составляют особую социальную единицу, в чем-то отличающуюся от других.

Защита психологическая - специальная  регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение и сведение до минимума чувства тревоги, сзязанного с осознанием конфликта.

3начимый другой - лицо, которому непосредственно подражают и которое тем самым служит моделью для интерпритации норм.

Конформность - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок.

Контакт - установление возможности доверительного общения, характеризующееся отказом от защитных, социальных масок: возможен только как обоюдный процесс.

Личность - системное качество индивида, определяемое включенностью в общественные отношения и формирующееся в совместной деятельности и общении.

Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе  совместной деятельности и общении.

Обратная связь - искреннее предъявление информации о своем отношении к другому человеку.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Презентами - процесс и способы представления, ”подачи себя” окружающим людям.

Проблема - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации средствами наличного знания и опыта.

Разминка - процесс создания доброжелательной атмосферы для подготовки участников к ролевым играм  и упражнениям, способствует снятию настороженности и установлению доверия.

Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; выступает в  форме осознания действующим субъектом - лицом или общностью - того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями.

Роль - социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Ролевой обмен - обмен участников при выполнении заданий и упражнений теми ролями, которые они разыгрывают.

Самоактуализация - стремление человека к  возможно более полному выявлению и развитию своих  личностных возможностей.

Самораскрытие - передача достоверной информации о собственной личности другим людях.  

Сопереживание - уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или социальной группы). 

Социально-психологическая компетентность - способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

Арутюнин М.Ю.,Петровская Л.А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком //Психология межличностного сознания.- М.,1981.

Атвагер И. Я вас слушаю.- М.,1985.

Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология.- Пг.,1922

Богомолова Н.Н.,Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению //Общение и деятельность.- Прага,1981

Богомолова Н.Н.,Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг - предпосылка развития общения учителя с учениками //Психологические и педагогические проблеммы взаимодействия учителя и учащихся.-М.,1980

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.-М.,1982

Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций).-М.,1984

Гиппиус С.В. Гимнастика чувств.Тренинг творческой психотехники.- М.- Л.,1967

Групповая психотерапия. Под.ред.Б.Д.Карвасарского,С.Ледера.- М.,1990

Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.-Л.,1985

Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.- Мн.,1976

Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах.- Киев,1982

Ковалев Г.А. Механизмы и эффекты процесса активного социального обучения //Вопросы психологии межличностного познания и общения.- Краснодар,1983

Лоос В.Г. Об активных методах в психологической подготовке руководителей и педагогов //Психологический журнал.- 1982.-Т.З.- №5

Межличностное восприятие в группе //Под ред. Г.М.Андресвой,А.И.Донцова.- М.,1981

Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшекласникам о них самих: Книга для учащихся.- М.,1990

Основы педагогического мастерства //Под ред. И.Я.Зязюна.- М.,1989

Петровская Л.А. Компетенция в общении: Социально-психологический тренинг.- М.,1989

Петровская Л.А.,Спиваковская А.С. Воспитание как общение - диалог //Вопросы психологии.- 1982.-№5

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика. Пер. с англ. //Общ.ред. и вступ.ст.Л.А.Петровской.- М.,1990

Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (Комплексная психологическая коррекция).- М.,1988

Форверг М.,Альберг Т. Характеристика Социально-психологического тренинга поведения //Психологический журнал.- 1984.- №4

Цзен Н.В.,Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте.- М.,1985

Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация. Под.ред. А.А.Бодалева,Г.А.Ковалева.- М.,1983

Пректный рисунок как вспомогательная методика при групповом обучении общению //Вопросы психологии межличностного познания и общения.- Краснодар,1983

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.017 с.)