Сми в РФ как элемент защиты прав и свобод человека и гражданина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сми в РФ как элемент защиты прав и свобод человека и гражданина



Обеспечивая прямое участие граждан в демократическом управлении обществом путем реализации права свободно высказывать свое мнение, СМИ выполняют одну из важнейших функций в условиях гражданского общества. СМИ существенно обогащают механизм выработки и принятия социально-политических решений, сложившийся в правовых и законодательных институтах, придавая им дополнительную гуманистическую направленность, представляя весь спектр мнений граждан, свободно выраженных в различных СМИ.

3. В законодательстве Российской Федерации на конституционном уровне сформулированы необходимые гарантии свободы слова и доступа к информации. Конституционные положения частично развиты в федеральных законах. Вместе с тем в законодательстве сохраняется значительное число пробелов, препятствующих или затрудняющих реализацию гражданами права на свободу слова и доступа к информации. Формулировки законов, устанавливающих пределы свободы слова и информации, особенно в том, что касается безопасности, являются чрезмерно широкими, недостаточно определенными, допускают расширительное толкование и тем самым служат основанием для неоправданных ограничений. Демократические нормы Конституции и федеральных законов подвергаются серьезной деформации в подзаконных актах, зачастую перечеркивающих смысл Конституции. В первую очередь это относится к регулированию доступа к общественно значимой информации. Существующие нормы и механизмы не обеспечивают эффективной и своевременной защиты и восстановления нарушенных прав в сфере получения и распространения информации.

4. В РФ регулирование информационных общественных отношений осуществляется юридическими нормами правовых актов, принадлежащих различным отраслям права, объединенных общим предметом правового регулирования и базирующихся на строго определенных принципах, что позволяет говорить о возможности и необходимости выделения данных норм в комплексную отрасль права, имеющую интеграционный характер.

Характеристика 2 основных способов взаимодействия прокуратуры и СМИ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина

А) прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов СМИ

Изучая учредительные документы СМИ, прокуроры выясняют:

законно ли создано и действует конкретное СМИ; не содержит ли

его устав нормы, противоречащие Конституции РФ, иным феде-

ральным законам; не выходит ли деятельность СМИ за пределы

целей и задач, определенных уставом (например, незаконное

занятие коммерческой деятельностью и т.д.). В случае отказа

в регистрации следует проверить, соблюдены ли требования

ст. 13 Закона о СМИ и не произведен ли отказ в регистрации по

надуманным основаниям.

2. Несколько иной алгоритм действий прокурора наблюдает-

ся при проведении проверок нарушений законов, допускаемых

СМИ и журналистами. К наиболее распространенному в насто-

ящее время нарушению, имеющему сложный состав, относится

унижение чести, достоинства и деловой репутации. Отдельными

СМИ систематически публикуются спорные, непроверенные,

а также не соответствующие действительности факты (иногда это объясняется редакторской политикой издания, позиционирую-

щей себя разоблачителем власти и пренебрегающей при этом не

только этическими, но и правовыми нормами). При этом в целях

ограждения от возможных судебных исков такая информация

распространяется в СМИ либо на правах заявления учредителя,

либо от имени читателей как их письма.

При проверках по обращениям о нарушении конституционно-

го права граждан на неприкосновенность частной жизни и иных

неимущественных прав следует иметь в виду, что в соответствии

с гражданским законодательством журналистам предписано по-

лучать согласие на распространение в СМИ сведений о личной

жизни от самого гражданина или от его законных представите-

лей. Исключение составляют случаи, когда разглашение таких

сведений необходимо для защиты общественных интересов.

Проверяя нарушения регистрационных и лицензионных пра-

вил со стороны СМИ, следует выяснить, соответствуют ли дейс-

твительности сведения, указанные в момент регистрации и ли-

цензирования.

Пристальное внимание прокурорами должно уделяться ис-

полнению Закона о рекламе, а именно: соблюдению установ-

ленных ограничений при рекламе отдельных видов товаров (ал-

когольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его

основе, финансовых услуг и др.), а также при отдельных способах

распространения рекламы (в периодических печатных издани- ях, в радиопрограммах и радиопередачах и др.). Производство

и распространение рекламной продукции — один из самых

прибыльных и конкурентных, а потому, по оценкам аналитиков

Фонда защиты гласности, конфликтогенных и уже криминализи-

рованных видов бизнеса, в которых участвуют СМИ. Учитывая

значимость рекламного законодательства, а также то, что для

СМИ реклама является важнейшим источником финансового

жизнеобеспечения, прокуроры должны внимательнее подходить

к рассмотрению каждого конфликта в этой специфической сфе-

ре информационной деятельности, с особой ответственностью

разрешать существующие здесь проблемы.

Большой блок вопросов подлежит выяснению прокурорами

в ходе проверок исполнения СМИ законов о выборах и референ-

думе при проведении предвыборной агитации, информировании электорального корпуса. Как свидетельствуют материалы над-

зорной практики прокуратуры, допускаемые в кипении предвы-

борных страстей подобного рода внеправовые инциденты, как

правило, связаны с досрочной агитацией в СМИ, необеспечени-

ем равноправия кандидатов, распространением недостоверных

и иных недопустимых сведений.

Особую значимость имеют нарушения экстремистской на-

правленности, При проведении проверок прокурорам необходимо также

акцентировать внимание на такие вопросы, как: дублирование

печатных изданий СМИ; превышение заявленного тиража газет

и журналов над действительным; рост выпуска газет-однодне-

вок, особенно во время проведения избирательных кампаний;

нарушение законодательства в части завышения использова-

ния печатной площади под рекламу; завуалированная, скрытая

пропаганда наркотиков.

Б) прокуратура защищает права и свободы представителей СМИ

В соответствии с материалами практики прокурорского над-

зора нарушения прав СМИ и журналистов зачастую допуска-

ются при принятии региональными органами законодательной

(представительной) и исполнительный власти, органами местно-

го самоуправления нормативных правовых актов. В частности,

распространены случаи незаконного вмешательства в деятель-

ность СМИ через возложение в программных документах орга-

нов власти обязанности подготовки публикаций определенной

тематики для обеспечения пропаганды предпринимаемых мер

Изучая нормативные акты на предмет их соответствия тре-

бованиям действующих законов о СМИ, прокуроры выясняют:

издавались ли незаконные нормативные акты, лишающие СМИ самостоятельности; не наблюдались ли случаи принуждения их

к смене учредителей или введения соучредительства (что может

привести к изменению редакционной политики в интересах мес-

тных представительных органов власти или недопущению в ка-

честве учредителей неугодных лиц); не происходило ли прину-

дительное объединение нескольких СМИ в новое образование

(информационные центры и т.д.) по решениям местных органов

власти (монополизация СМИ).

Отказ в различных его проявлениях или ограничение досту-

па журналистов и СМИ к информации также является частым

явлением. Причем особо скрывается информация о реальных

событиях и конкретных делах, которую журналистам приходится

искать и получать из других, менее осведомленных, источников.

Зачастую это выражается в ограничении их стремления присутс-

твовать в органах государственной власти, на предприятиях,

в учреждениях, организациях, на территориях; присутствовать

на пресс-конференциях или задавать вопросы; производить ау-

дио- и видеозаписи; необоснованном отказе в предоставлении

запрашиваемой информации; ограничении доступа к материа-

лам; нарушениях, связанных с аккредитацией.

Декларируя свободу массовой информации, отдельные пред-

ставители власти постоянно и настойчиво ее нарушают, пытаясь

определить рамки дозволенной информированности общества.

В связи с этим указанными лицами нередко допускаются вме-

шательство в деятельность СМИ и нарушение их профессиональ-

ной самостоятельности. Часто это выражается в экономическом

или административном давлении на СМИ; принуждении к смене

учредителя или принудительному соучредительству; «монополи-

зации» СМИ; воспрепятствовании распространению продукции

СМИ посредством установления незаконных запретов и ограни-

чений, касающихся как розничной продажи продукции СМИ, так

и их вещания; незаконном прекращении деятельности СМИ.

3. Нормативно-правовое регулирование на федеральном уровне деятельности СМИ в России

Право на информацию является одним из фундаментальных

прав человека, обеспеченным в реализации деятельностью СМИ.

Конституция Российской Федерации провозглашает свободу

мысли и слова как естественное и неотъемлемое право, прина-

длежащее каждому человеку, — «каждый имеет право свободно

искать, получать, передавать, производить и распространять ин-

формацию любым законным способом»; не допускается агитация,

возбуждающая социальную, расовую, национальную или религи-

озную ненависть и вражду, пропаганда социального, расового,

национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 1,

2 и 4 ст. 29).

Среди конституционно установленных гарантий в этой сфе-

ре — запрет цензуры (ч. 5 ст. 29 Основного закона России); свобо-

да экономической деятельности и право частной собственности

(ст. 8, 34 и 35); принцип идеологического разнообразия, предус-

матривающий, что никакая идеология не может устанавливаться

в качестве государственной или обязательной (ст. 13); нормы,

определяющие общедоступность и открытость сведений об орга-

нах государственной власти и органах местного самоуправления,

в том числе устанавливающие ответственность должностных лиц

за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни

и здоровья людей (ч. 3 ст. 41, ч. 2 ст. 100), закрепляющие право

каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей

среды (ст. 42), свободу творчества и преподавания, охрану интел-

лектуальной собственности (ч. 1 ст. 44), открытость судопроиз-

водства (ч. 1 ст. 123) и т.д.

Отношения, возникающие при осуществлении СМИ поис-

ка, получения, передачи, производства и распространения ин-

формации, применении информационных технологий, а также

обеспечении защиты информации, регулируются Федеральным

законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информа-

ционных технологиях и о защите информации». В данном зако-

не среди прочего нормативно определены особенности доступа

к информации, дифференцируемой в зависимости от порядка ее

предоставления или распространения: свободно распространяе-

мую; предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соот-

ветствующих отношениях; которая в соответствии с федеральны-

ми законами подлежит предоставлению или распространению;

распространение которой в Российской Федерации ограничива-

ется или запрещается.

Непосредственно правовое регулирование отношений, свя-

занных с организацией и деятельностью СМИ, осуществляется

Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой

информации» (далее — Закон о СМИ), в котором дается толко вание основным терминам, используемым в данной сфере (на-

пример, массовая информация, СМИ, их продукция, редакции

СМИ, журналист и др.); определяются требования недопустимос-

ти цензуры и злоупотреблений свободой массовой информации;

раскрываются основные вопросы организации деятельности

СМИ (учреждение, регистрация и др.) и распространения мас-

совой информации; устанавливается правовой статус СМИ и их

представителей в отношениях с гражданами и организациями,

межгосударственное сотрудничество в сфере массовой инфор-

мации; формулируются общие правовые положения об ответс-

твенности за нарушения законодательства о СМИ.

Одним из наиболее значимых в рассматриваемой сфе-

ре событий последнего времени явилось вступление в силу

с 01.09.2012 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ

«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью

и развитию», которым определяются современные параметры

информационной безопасности детей — состояние защищен-

ности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причине-

нием распространяемой, в том числе через СМИ, информацией

вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовно-

му, нравственному развитию.

Одновременно правовое регулирование отношений с учас-

тием СМИ осуществляется и на подзаконном уровне норма-

тивными правовыми актами Президента РФ и Правительства

РФ. Высокое значение в современной правоприменительной

практике имеет Постановление Пленума Верховного суда РФ от

15.06.2010 № 16 «О практике применения судами Закона Рос-

сийской Федерации «О средствах массовой информации».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 1154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.195.162 (0.047 с.)