Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие прокуратуры со СМИ.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Взаимодействие прокуратуры со СМИ. СМИ в РФ как элемент защиты прав и свобод человека и гражданина Обеспечивая прямое участие граждан в демократическом управлении обществом путем реализации права свободно высказывать свое мнение, СМИ выполняют одну из важнейших функций в условиях гражданского общества. СМИ существенно обогащают механизм выработки и принятия социально-политических решений, сложившийся в правовых и законодательных институтах, придавая им дополнительную гуманистическую направленность, представляя весь спектр мнений граждан, свободно выраженных в различных СМИ. 3. В законодательстве Российской Федерации на конституционном уровне сформулированы необходимые гарантии свободы слова и доступа к информации. Конституционные положения частично развиты в федеральных законах. Вместе с тем в законодательстве сохраняется значительное число пробелов, препятствующих или затрудняющих реализацию гражданами права на свободу слова и доступа к информации. Формулировки законов, устанавливающих пределы свободы слова и информации, особенно в том, что касается безопасности, являются чрезмерно широкими, недостаточно определенными, допускают расширительное толкование и тем самым служат основанием для неоправданных ограничений. Демократические нормы Конституции и федеральных законов подвергаются серьезной деформации в подзаконных актах, зачастую перечеркивающих смысл Конституции. В первую очередь это относится к регулированию доступа к общественно значимой информации. Существующие нормы и механизмы не обеспечивают эффективной и своевременной защиты и восстановления нарушенных прав в сфере получения и распространения информации. 4. В РФ регулирование информационных общественных отношений осуществляется юридическими нормами правовых актов, принадлежащих различным отраслям права, объединенных общим предметом правового регулирования и базирующихся на строго определенных принципах, что позволяет говорить о возможности и необходимости выделения данных норм в комплексную отрасль права, имеющую интеграционный характер. Характеристика 2 основных способов взаимодействия прокуратуры и СМИ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина
А) прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов СМИ Изучая учредительные документы СМИ, прокуроры выясняют: законно ли создано и действует конкретное СМИ; не содержит ли его устав нормы, противоречащие Конституции РФ, иным феде- ральным законам; не выходит ли деятельность СМИ за пределы целей и задач, определенных уставом (например, незаконное занятие коммерческой деятельностью и т.д.). В случае отказа в регистрации следует проверить, соблюдены ли требования ст. 13 Закона о СМИ и не произведен ли отказ в регистрации по надуманным основаниям. 2. Несколько иной алгоритм действий прокурора наблюдает- ся при проведении проверок нарушений законов, допускаемых СМИ и журналистами. К наиболее распространенному в насто- ящее время нарушению, имеющему сложный состав, относится унижение чести, достоинства и деловой репутации. Отдельными СМИ систематически публикуются спорные, непроверенные, а также не соответствующие действительности факты (иногда это объясняется редакторской политикой издания, позиционирую- щей себя разоблачителем власти и пренебрегающей при этом не только этическими, но и правовыми нормами). При этом в целях ограждения от возможных судебных исков такая информация распространяется в СМИ либо на правах заявления учредителя, либо от имени читателей как их письма. При проверках по обращениям о нарушении конституционно- го права граждан на неприкосновенность частной жизни и иных неимущественных прав следует иметь в виду, что в соответствии с гражданским законодательством журналистам предписано по- лучать согласие на распространение в СМИ сведений о личной жизни от самого гражданина или от его законных представите- лей. Исключение составляют случаи, когда разглашение таких сведений необходимо для защиты общественных интересов. Проверяя нарушения регистрационных и лицензионных пра- вил со стороны СМИ, следует выяснить, соответствуют ли дейс- твительности сведения, указанные в момент регистрации и ли- цензирования. Пристальное внимание прокурорами должно уделяться ис-
полнению Закона о рекламе, а именно: соблюдению установ- ленных ограничений при рекламе отдельных видов товаров (ал- когольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, финансовых услуг и др.), а также при отдельных способах распространения рекламы (в периодических печатных издани- ях, в радиопрограммах и радиопередачах и др.). Производство и распространение рекламной продукции — один из самых прибыльных и конкурентных, а потому, по оценкам аналитиков Фонда защиты гласности, конфликтогенных и уже криминализи- рованных видов бизнеса, в которых участвуют СМИ. Учитывая значимость рекламного законодательства, а также то, что для СМИ реклама является важнейшим источником финансового жизнеобеспечения, прокуроры должны внимательнее подходить к рассмотрению каждого конфликта в этой специфической сфе- ре информационной деятельности, с особой ответственностью разрешать существующие здесь проблемы. Большой блок вопросов подлежит выяснению прокурорами в ходе проверок исполнения СМИ законов о выборах и референ- думе при проведении предвыборной агитации, информировании электорального корпуса. Как свидетельствуют материалы над- зорной практики прокуратуры, допускаемые в кипении предвы- борных страстей подобного рода внеправовые инциденты, как правило, связаны с досрочной агитацией в СМИ, необеспечени- ем равноправия кандидатов, распространением недостоверных и иных недопустимых сведений. Особую значимость имеют нарушения экстремистской на- правленности, При проведении проверок прокурорам необходимо также акцентировать внимание на такие вопросы, как: дублирование печатных изданий СМИ; превышение заявленного тиража газет и журналов над действительным; рост выпуска газет-однодне- вок, особенно во время проведения избирательных кампаний; нарушение законодательства в части завышения использова- ния печатной площади под рекламу; завуалированная, скрытая пропаганда наркотиков. Б) прокуратура защищает права и свободы представителей СМИ В соответствии с материалами практики прокурорского над- зора нарушения прав СМИ и журналистов зачастую допуска- ются при принятии региональными органами законодательной (представительной) и исполнительный власти, органами местно- го самоуправления нормативных правовых актов. В частности, распространены случаи незаконного вмешательства в деятель- ность СМИ через возложение в программных документах орга- нов власти обязанности подготовки публикаций определенной тематики для обеспечения пропаганды предпринимаемых мер Изучая нормативные акты на предмет их соответствия тре- бованиям действующих законов о СМИ, прокуроры выясняют: издавались ли незаконные нормативные акты, лишающие СМИ самостоятельности; не наблюдались ли случаи принуждения их к смене учредителей или введения соучредительства (что может привести к изменению редакционной политики в интересах мес- тных представительных органов власти или недопущению в ка- честве учредителей неугодных лиц); не происходило ли прину- дительное объединение нескольких СМИ в новое образование (информационные центры и т.д.) по решениям местных органов власти (монополизация СМИ).
Отказ в различных его проявлениях или ограничение досту- па журналистов и СМИ к информации также является частым явлением. Причем особо скрывается информация о реальных событиях и конкретных делах, которую журналистам приходится искать и получать из других, менее осведомленных, источников. Зачастую это выражается в ограничении их стремления присутс- твовать в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, организациях, на территориях; присутствовать на пресс-конференциях или задавать вопросы; производить ау- дио- и видеозаписи; необоснованном отказе в предоставлении запрашиваемой информации; ограничении доступа к материа- лам; нарушениях, связанных с аккредитацией. Декларируя свободу массовой информации, отдельные пред- ставители власти постоянно и настойчиво ее нарушают, пытаясь определить рамки дозволенной информированности общества. В связи с этим указанными лицами нередко допускаются вме- шательство в деятельность СМИ и нарушение их профессиональ- ной самостоятельности. Часто это выражается в экономическом или административном давлении на СМИ; принуждении к смене учредителя или принудительному соучредительству; «монополи- зации» СМИ; воспрепятствовании распространению продукции СМИ посредством установления незаконных запретов и ограни- чений, касающихся как розничной продажи продукции СМИ, так и их вещания; незаконном прекращении деятельности СМИ. 3. Нормативно-правовое регулирование на федеральном уровне деятельности СМИ в России Право на информацию является одним из фундаментальных прав человека, обеспеченным в реализации деятельностью СМИ. Конституция Российской Федерации провозглашает свободу мысли и слова как естественное и неотъемлемое право, прина- длежащее каждому человеку, — «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять ин- формацию любым законным способом»; не допускается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религи- озную ненависть и вражду, пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 1, 2 и 4 ст. 29). Среди конституционно установленных гарантий в этой сфе- ре — запрет цензуры (ч. 5 ст. 29 Основного закона России); свобо- да экономической деятельности и право частной собственности (ст. 8, 34 и 35); принцип идеологического разнообразия, предус-
матривающий, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13); нормы, определяющие общедоступность и открытость сведений об орга- нах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе устанавливающие ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41, ч. 2 ст. 100), закрепляющие право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42), свободу творчества и преподавания, охрану интел- лектуальной собственности (ч. 1 ст. 44), открытость судопроиз- водства (ч. 1 ст. 123) и т.д. Отношения, возникающие при осуществлении СМИ поис- ка, получения, передачи, производства и распространения ин- формации, применении информационных технологий, а также обеспечении защиты информации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информа- ционных технологиях и о защите информации». В данном зако- не среди прочего нормативно определены особенности доступа к информации, дифференцируемой в зависимости от порядка ее предоставления или распространения: свободно распространяе- мую; предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соот- ветствующих отношениях; которая в соответствии с федеральны- ми законами подлежит предоставлению или распространению; распространение которой в Российской Федерации ограничива- ется или запрещается. Непосредственно правовое регулирование отношений, свя- занных с организацией и деятельностью СМИ, осуществляется Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон о СМИ), в котором дается толко вание основным терминам, используемым в данной сфере (на- пример, массовая информация, СМИ, их продукция, редакции СМИ, журналист и др.); определяются требования недопустимос- ти цензуры и злоупотреблений свободой массовой информации; раскрываются основные вопросы организации деятельности СМИ (учреждение, регистрация и др.) и распространения мас- совой информации; устанавливается правовой статус СМИ и их представителей в отношениях с гражданами и организациями, межгосударственное сотрудничество в сфере массовой инфор- мации; формулируются общие правовые положения об ответс- твенности за нарушения законодательства о СМИ. Одним из наиболее значимых в рассматриваемой сфе- ре событий последнего времени явилось вступление в силу с 01.09.2012 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», которым определяются современные параметры информационной безопасности детей — состояние защищен- ности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причине- нием распространяемой, в том числе через СМИ, информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовно- му, нравственному развитию. Одновременно правовое регулирование отношений с учас-
тием СМИ осуществляется и на подзаконном уровне норма- тивными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. Высокое значение в современной правоприменительной практике имеет Постановление Пленума Верховного суда РФ от 15.06.2010 № 16 «О практике применения судами Закона Рос- сийской Федерации «О средствах массовой информации». Примеры типичных нарушений Каждый работник должен писать по 2-3 статьи в квартал – областной сайт, местный сайт, местная газета. Необходимо освящать свое направление надзорной деятельности. Так же каждый прокурорский работник обязывается проводить горячи линии, встречи с редакторами. Организация взаимодействия со СМИ во многом определяется как обстановкой в конкретном регионе, так и инициативой прокуроров. Например, в Республике Татарстан заключено соглашение о сотрудничестве между горрайпрокуратурами и ОАО «Татмедиа», объединяющим все ведущие СМИ региона. Ряд прокуратур начал использовать интернет-порталы районных и городских администраций, открывая на них свои страницы. Взаимодействие прокуратуры со СМИ.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.056 с.) |