Тенденции научных подходов к управлению конкурентоспособностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции научных подходов к управлению конкурентоспособностью



Родоначальником классической теории конкуренции считается А. Смит. Именно он придал конкуренции научное и идеологическое значение, сделав её ключом экономического анализа, и описав её как силу, принуждающую служить общему благу предпринимателей, действующих в своих корыстных целях [17, с. 6].

Однако классическая школа не оставила ясной и целостной концепции конкуренции. Причём проблематика конкуренции была поставлена столь широко, что послужила основой для создания взаимоисключающих трактовок конкуренции.

Марксистская теория конкуренции тесно связана с классической традицией. Но интерпретация природы, содержания и роли конкуренции в ней существенно отличается. Сам Маркс отводил конкуренции важнейшее место и планировал создание специального учения о конкуренции [12, с. 254], но не реализовал задуманное. Поэтому марксистскую теорию конкуренции исследователи не считают целостной и завершённой. Но именно в ней вскрыты все значимые проблемы, ставшие впоследствии объектом специальных экономических исследований.

Неоклассическая теория конкуренции является наиболее разработанной, но это не свидетельствует о её целостности и завершённости. Единственное, что объединяет её исследователей, так это аспект анализа - исследование условий, определяющих поведение конкурентов.

Неоклассическая теория конкуренции опирается на концепцию «экономического человека» Смита. Для сторонников данной теории причина существования конкуренции - это редкость благ. Методологическая особенность неоклассического подхода заключается в том, что он выстроен на базе отношений между продуктом и приобретающим его человеком. О. Курно, У. Джевонс, Ф. Эджуорт являются родоначальниками неоклассического анализа.

Главным достоинством эволюционного подхода является то, что он рассматривает экономические явления в динамике и как организмы, развивающиеся по законам эволюции, т. е. проходящие в своём жизненном цикле этапы становления, развития и упадка. В эволюционной концепции конкуренция предстаёт как открытый и необратимый процесс. Суть конкурентного процесса сводится к тому, что он обеспечивает эволюцию конкурентных условий и конкурентов одновременно. Эволюция конкуренции выражается в создании новых правил конкурентного соперничества под влиянием рыночных, нерыночных и случайных факторов.

Заключительным этапом формирования теории конкуренции является концепция «новой конкуренции». Майкл Х. Бест выдвинул положение, что «новая конкуренция» - это модель конкурентной системы, где фирмы [4, с. 213]:

- конкурируют стратегически, самостоятельно определяя сферу конкурентного соперничества;

- конкурируют как самообучающиеся организации, создающие новые производственные услуги благодаря командной работе;

- конкурируют, сотрудничая между собой.

В последнее время условия конкуренции весьма ужесточились. В связи с этим начались активные поиски новых подходов к управлению конкурентоспособностью. Далее будут рассмотрены наиболее популярные подходы к управлению конкурентоспособностью предприятия.

При использовании системного подхода объекты рассматриваются как многокомпонентные системы, образующие совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, влияющих на результат функционирования объекта.

Необходимость применения системного подхода при изучении объектов, состоящих из взаимосвязанных элементов, обусловлена тем, что в таких объектах действует принцип эмерджентности, то есть совокупный объект обладает качествами, не присущими каждому из составляющих его частей, рассматриваемых по отдельности, изолированно друг от друга. Объединение этих частей в единый объект приводит к появлению синергетического эффекта, порождаемого взаимосвязью и совместным действием элементов объекта.

Сущность инновационного подхода к управлению конкурентоспособностью заключается в направлении развития производства на активизацию инновационной деятельности, в области базовых наукоёмких технологий, являющихся двигателями развития производственной системы [13, с. 19]. Факторы производства и инвестиции - это средства научно обоснованной инновационной деятельности, а не её цель.

Сущность комплексного подхода к управлению конкурентоспособностью компании заключается в том, что должны учитываться все аспекты управления и их взаимосвязи: технические, экологические, экономические, организационные, социальные и психологические. Если не учесть какой-то из данных аспектов, то проблема может остаться нерешённой.

Глобальный подход осуществляется через развитие информационных технологий, которое позволяет существенно упростить интеграцию и кооперацию. При этом решение большинства управленческих проблем должно отвечать следующим требованиям: системность, логичность, комплексность. Глобальный подход в настоящее время используется при международной стандартизации, метрологии и сертификации.

Маркетинговый подход ориентирован на потребителя. При применении данного подхода приоритетами будут такие критерии, как повышение качества объекта в соответствии с требованиями клиентов, экономия потребительских ресурсов за счёт повышения качества продукции, пред- и послепродажного сервиса, экономия ресурсов, используемых в производстве.

При внедрении эксклюзивного подхода к управлению конкурентоспособностью субъект управления приобретает исключительное право на использование по своему усмотрению новшеств в любой сфере деятельности или конкурентных преимуществ. Конкурентное преимущество - высокая компетентность предприятия в какой-либо области, дающая наилучшие возможности преодоления силы конкуренции. Объекты реализации эксклюзивного подхода - конкурентный персонал, патент, торговая марка, информационные технологи и др. Эксклюзивная ценность также формируется за счёт применения современных научных подходов, методов и технологий.

В процессном подходе функции управления рассматриваются как взаимосвязанные. К их числу относятся: планирование, организация процессов, учёт и контроль, мотивация и регулирование.

Планирование - анализ ситуаций и факторов внешней среды, прогноз и оценка альтернативных вариантов достижения целей.

Организация процессов - комплекс производственных и управленческих процессов по осуществлению планов, установлению связей, организации взаимодействия и согласованности работы элементов системы.

Учёт и контроль - фиксация ресурсов на всех этапах управления и обеспечение реализации управленческих решений.

Мотивация - процесс побуждения к деятельности для достижения целей компании.

Регулирование - изучение изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на эффективность менеджмента.

Структурный подход заключается в определении значимости приоритетов среди факторов конкурентоспособности с целью установления оптимальности соотношения и повышения эффективности распределения ресурсов. Перед применением структурного подхода требуется проведение структуризации проблемы и выявление элементов, которые образуют данную структуру.

Ситуационный подход реализуется через применение различных методов управления определённой ситуацией.

Целью поведенческого подхода является повышение конкурентоспособности организации за счёт увеличения эффективности человеческих ресурсов.

Для обеспечения конкурентоспособности используется всё разнообразие научных подходов. Внедрение какого-либо из перечисленных подходов или сочетание нескольких из них действительно способствует увеличению эффективности деятельности предприятия и повышению его конкурентоспособности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.251.51 (0.035 с.)