Обеспечения социальной безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечения социальной безопасности



Коренные изменения в различных сферах жизни, произошедшие в России на рубеже веков, потребовали переоценки сложившихся ранее подходов к обеспечению ее безопасности. В российском обществе возникло понимание того, что сложность современных преобразований фокусируются в комплексной задаче обеспечения национальной безопасности, являясь одновременно и условием, и фактором, и одной из целей его реформирования.

При этом обеспечение национальной безопасности – не самоцель, а одно из важнейших условий развития личности, общества и государства, наиболее полного и всестороннего удовлетворения интересов и потребностей социума. Эта диалектика личного, общественного и государственного весьма ярко проявляется в господствующих в обществе моральных принципах, нормах и отношениях, которые в свою очередь влияют на поведение людей, призванных обеспечивать национальную безопасность, и в то же время на отношение граждан к этим людям и их деятельности.

Прежнее осознание безопасности как совокупности мер исключительно силового, ограничительного характера привело к такому пониманию роли государства, которое отождествляло его силу, власть с правом на произвол. В связи с этим сформировалась определенная социальная среда, которая характеризуется высокой вероятностью использования преимущественно насильственных форм разрешения конфликтов.

К сожалению, интересы обеспечения безопасности не могут обойтись без насилия. Однако в современных условиях речь идет о формировании более цивилизованных форм его применения, расширения арсенала средств и методов, оптимизации путем большей избирательности действий.

В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, – отмечается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, – Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности.

Основными направлениями ее обеспечения являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.

В этом контексте особое значение приобретает обеспечение различных аспектов безопасности, в том числе и социальной, нормативно-правовая база научного анализа которых, является предметом рассмотрения данной главы исследования.

§1. Законодательство и нормативные акты Российской Федерации

о современном комплексе проблем обеспечения

социальной безопасности

 

Для научного анализа опасностей и угроз, определения их источников, при­чин обострения, а также для определения основных направлений и способов обеспечения безопасности в различных сферах жизнедеятельности принципиальное значение имеют законодательные и нормативные акты.

Правовую основу обеспечения безопасности Российской Федерации составляют ее Конституция, Федеральный закон «О безопасности», другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты ее субъектов, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

Кроме указанных нормативно-правовых актов, в РФ действует ряд офици­альных документов, которые не являются таковыми, не содержат прямых предписаний непосредственного действия, но играют большую роль в регулировании отношений в области безопасности: ежегодные Послания Президента РФ Федеральному Со­бранию, Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года, Концепция внешней политики РФ, Военная доктрина РФ, Морская доктрина РФ, Доктрина инфор­мационной безопасности РФ, Основы пограничной политики РФ и др.

На территории Российской Федерации действуют также принципы и нормы международного права, отражающие проблемы безопасности. Так, в Конституции РФ подчеркивается: «Общепризнан­ные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные пра­вила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международ­ного договора».

Рассмотрим наиболее важные законодательные и нормативные акты, а также иные документы, регламентирующие правоотношения в различных сферах обеспечения безопасности.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, закрепляет права и свободы человека и гражданина, в том числе на труд, вознаграждение за труд без дискриминации, на юридическую защиту чести и достоинства, обеспечение безопасности в различных сферах их жизнедеятельности.

Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной и экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности РФ.

Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ (в ред. от 8 декабря 2011 года № 40-ФЗ) определяет назначение, состав, правовые основы, принципы и направления деятельности федеральной службы безопасности, полномочия, силы и средства ее органов, а также порядок контроля и надзора за их деятельностью.

Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ (в ред. от 8 декабря 2011 года от № 424-ФЗ) определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан в области обороны, силы и средства, привлекаемые для ее обеспечения, ответственность за нарушение оборонного законодательства РФ и т.д.

Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ, определяет принципы деятельности полиции, ее обязанности и права, правовое положение сотрудника полиции, гарантии его социальной защиты, контроль и надзор за деятельностью полиции и т.д.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в ред. от 1 апреля 2012 года № 23-ФЗ) формулирует общие положения, определяющие сущность ЧС и защиту от их последствий, раскрывает структура и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), принципы защиты, полномочия федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ, а также права, обязанности, порядок подготовки граждан, финансирования и материального обеспечения мероприятий в области защиты от ЧС.

Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ (в ред. от 23 декабря 2010 года № 377-ФЗ) определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти ее субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июня 2002 года № 114-ФЗ определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливает ответственность за ее осуществление, формулирует ее основные понятия, принципы, направления и меры профилактики,.

Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ (в ред. от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ0), формулирует принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы его профилактики и борьбы с ним.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ) даны основные понятия, определяющие сущность и содержание социального обслуживания населения.

Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ определяет порядок введения на территории РФ чрезвычайного положения, применяемого для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ.

Федеральный конституционный закон «О военном положении»от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ определяет сущность понятия «военное положение», порядок его введения и содержание деятельности органов власти и управления различного уровня в его условиях.

Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 года № 146, является одним из основных документов стратегического планирования в РФ и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту РФ.

Концепция противодействию терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 5 октября 2009 года, определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 года № 236 определяет ее основные положения, направленные на обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных отношений, охрану среды обитания человека, решение глобальных проблем экологических проблем.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года разработанная по поручению Президента РФ, иутвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 № 1662-р (в ред. от 08.08.2009) своей целью имеет определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

Основным инструментом обеспечения безопасности современной России является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537, которая сохраняет преемственность принятых политических установок, уточняет современную государственную политику в области обеспечения национальной безопасности, увязанную по целям и задачам с социально-экономическим развитием России. В нем сформулированы главные направления и задачи развития системы обеспечения национальной безопасности России, а также стратегические национальные приоритеты и меры в области внутренней и внешней политики. Стратегия исходит из фундаментального положения о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого развития государства и обеспечения национальной безопасности.

Постановление Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 мая 2007 года № 304 (в редакции, которое определяет единый подход к оценке ЧС природного и техногенного характера, определения границ зон ЧС и адекватного реагирования на них.

Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30 декабря 2003 года № 794 (с изм. от 18 апреля 2012 года N 340) утвердило изменения в Положение, определяющее порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного само-управления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Таков далеко не исчерпывающийся перечень нормативно-правовых документов, регулирующий современный комплекс проблем в сфере обеспечения социальной безопасности.

 

§2. Методологическое значение правового регулирования

для научного анализа деятельности по обеспечению

социальной безопасности

 

Научный анализ представленной выше законодательной и нормативной базы обеспечения безопасности позволяет констатировать, что эти документы, во-первых, создают правовую основу деятельности по обеспечению безопасности и исследованиям в этой сфере. Так, Федеральный за­кон «О безопасности» декре­тирует необходимость выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества, государства. В Военной доктрине РФ в числе основных принципов обеспечения военной безопасности названы эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на них. В практическом плане проблемы обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях возложены РСЧС, основными задачами которой являются разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС, а также сбор, обработка, обмен и выдача информации в этой обла­сти[1].

Во-вторых, в них определено государственное видение рассматривае­мых в отчете феноменов и сформулированы официальные идеи и взгляды, относящиеся к ним. Таковы, например, положения о суверени­тете РФ, который распространяется на всю ее террито­рию, о необходимости обеспечения целостности и неприкосновенности ее территории, об угрозах, в случае которых возможно введение на территории РФ или в отдельных ее местностях военного положения либо чрезвычайного положения и т.д.

К сожалению, и в официальных документах порою встречаются не точно расставленные акценты. Так, например, всем вполне понятен смысл ст.2 Конституции РФ, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина ­обязанность государства. Однако оговоренная в ст.55.3 возможность ограничения прав и свобод человека и граждани­на в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоро­вья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, по сути, декларирует ценности еще более высокого порядка. Но даже в том случае, когда реальная практика научный поиск приводят к выводам, требующим новых решений, иных интерпретация, они не могут разрабатываться без учета действующих нормативных установок.

В-третьих, в государственно-правовых актах содержится весьма широ­кий список опасностей и угроз личности, обществу и госу­дарству. Так, Концепция национальной безопасности, утвержденная Указом Президента РФ № 24 от 10 января 2000 года констатирует: «Состояние отече­ственной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация рос­сийского общества и криминализация общественных отношений, рост орга­низованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнацио-нальных и осложнение международных отношений создают широ­кий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны». Иначе говоря, здесь конкретно перечисляются угрозы в различных сферах жизни общества, как они виделись в 2000 году.

В-четвертых, международные и внутригосударственные правовые акты содержат опыт классификацию опасностей и угроз, методологическое значение которого состоит в том, что само понятие «опасно­сть» осмыслено, а целенаправленная деятельность по обеспечению безопасности возможна лишь постольку, поскольку выделен некоторый класс «обеспечиваемых» ситуаций. Именно в этой «полосе дея­тельности» и разворачиваются работы по обеспечению безопасности[2]. Клас­сификации, содержащиеся в них, в зависимости от контекста строится на различных основаниях, Однако, вряд ли будет правильным считать, что официальные документы предназначены для разработки и изложения концептуально стройной, всесторонней и завер­шенной типологизации опасностей и угроз, а также выработки способов обеспечения безопасности. Это – задача науки, решение которой как раз и облегчается наличием уже апробированных практикой и закрепленных в законах подходов.

Действующие в РФ нормативно-правовые акты определяют права и обязанности должностных лиц, организаций, государственных органов и граждан по обеспечению безопасности и ее различных аспектов.

Необходимо отметить, что с момента образования Российской Федерации как суверенного государства значительная часть его законодательных и нормативно-правовых актов в области социальной безопасности, в том числе и функционирования органов ее обеспечения, была приведена в соответствии с Конституцией РФ.

Создание нормативно-правовой базы в этой области ведется по многим направлениям, основными из которых являются:

- разработка концептуальных основ правового регулирования проблем социальной безопасности;

- правовое регулирование организации процессов обеспечения безопасности в социальной сфере и управления ими;

- правовое регулирование вопросов социальной безопасности в условиях ЧС различного происхождения;

- решение правовых аспектов социальной защиты и охраны здоровья населения, окружающей среды;

- определение правовой компетенции органов контроля и надзора за деятельностью функциональных элементов системы социальной безопасности.

Рассмотрим указанные направления создания нормативно-правовой базы обеспечения социальной безопасности.

1. Разработка концептуальных основ правового регулирования

проблем социальной безопасности прежде всего связана с принятием 12 декабря 1993 года новой Конституции Российской Федерации, в которой закрепляются права и свободы человека и гражданина, в том числе на труд, вознаграждение за труд без дискриминации, на юридическую защиту чести и достоинства, обеспечение безопасности в различных сферах жизнедеятельности.

В Конституции отмечается, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Одна из важнейших задач социального государства – обеспечение в обществе социального равенства всех его членов. Социальная политика России и социальная безопасность как средство ее реализации базируются на установлениях и гарантиях, провозглашенных в Конституции РФ и конкретизированных в законодательстве и нормативно-правовых актах РФ.

Конституция РФ наделена высшей юридической силой, в связи с чем является основой текущего законодательства, в котором закреплены:

- права и свободы человека;

- основы государственного и общественного устройства;

- важнейшие нормы, регулирующие общественные отношения.

Фундаментальную правовую основу обеспечения социальной безопасности, его различных слоев и групп составляют зафиксированные в Конституции РФ права, свободы и обязанности граждан.

Правовой статус гражданина РФ предусматривает равные для всех субъективные права и свободы человека и гражданина (политические, экономические, социальные, личные) и одновременно их юридические обязанности.

Важную роль в разработке концептуальных основ правового регулирования проблем социальной безопасности сыграло принятие в 1992 году Закона Российской Федерации «О безопасности», который закреплял правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определял систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

В соответствии с данным законом, ведущим субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Ведущая роль государства состоит в том, что оно в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина, как на территории РФ, так и находящимся за ее пределами.

Согласно закону, основными принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности. При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, непосредственно предусмотренных законом.

В законе подчеркивалось, что для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью, т.е. создается система безопасности РФ, которая призвана выполнять определенные функции, изложенные в данном документе.

Следующим шагом в разработке концептуальных основ правового регулирования проблем социальной безопасности стала Концепция

национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года № 1300 (с изменениями и дополнениями от 10 января 2000 г. № 24), понимаемая как система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Методологическое значение Концепции заключаются в том, что в ней впервые были сформулированы основные категории, раскрывающие ее содержание, такие как национальная безопасность РФ; национальные интересы России; интересы личности, общества, государства; национальные интересы во внутриполитической, социальной, духовной, международной, военной, информационной, экологической и других сферах.

«Важнейшими составляющими национальных интересов России, – подчеркивается в Концепции, – являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий».

Большое значение в методологическом плане имеет выделение в Концепции угроз национальной безопасности в различных сферах, в том числе и социальной, основных направлений ее обеспечения

Вместе с тем, данная Концепция имела ряд недостатков, таких как отсутствие ее целостности, недооценка отдельных направлений обеспечения безопасности (научной и образовательных систем, системы здравоохранения, духовно-культурных ценностей), нечеткое представление о механизмах и способах защиты, ориентация на функционирование системы безопасности в оперативном режиме, отсутствие четко сформулированных целей ее стратегического развития и др. Эти недостатки имели под собой объективные причины, обусловленные разрушением советской системы безопасности, нарастанием серьезных противоречий в ходе общественного переустройства, в силу чего государство вынуждено было устранять очаги напряженности в ускоренном режиме.

Указанные недостатки были учтены в ныне действующей Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, принятой в 2009 году, которая, как уже отмечалось, являясь основным инструментом системы обеспечения национальной безопасности, сохраняет преемственность принятых ранее политических установок, в первую очередь Концепции национальной безопасности РФ, и уточняет государственную политику в этот области на долгосрочную перспективу, увязанную по целям и задачам с социально-экономическим развитием РФ.

Под стратегией национальной безопасности РФ, согласно принятому документу, понимается официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

Особенность документа в его социальной и социально-политической направленности, которая состоит в том, что национальная безопасность обеспечивается исходя из принципа «безопасность – через приоритеты устойчивого развития», через достижение стратегических национальных приоритетов.

Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности РФ, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов РФ и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности РФ являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан РФ, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.

Основная задача Стратегии состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасностивнутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов.

Важное методологическое значение имеют используемые в документе основные понятия: национальная безопасность, национальные интересы, угроза национальной безопасности, стратегические национальные приоритеты, система обеспечения национальной безопасности, силы и средства обеспечения национальной безопасности.

Согласно Стратегии, национальные интересы РФ на долгосрочную перспективу заключаются:

- в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

- в обеспечении незыблемости конституционного строя, территори-альной целостности и суверенитета РФ;

- в превращении РФ в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

В Стратегии отмечается, что внутренние и внешние суверенные потребности государства в обеспечении национальной безопасности реали- зуются через стратегические национальные приоритеты.

Основными приоритетами национальной безопасности РФ определяются:

- национальная оборона;

- государственная и общественная безопасность.

Для обеспечения национальной безопасности РФ, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:

- повышение качества жизни российских граждан путем гарантиро-вания личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

- экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в челове-ческий капитал;

- наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

- экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

- стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Принципиальное методологическое значение имеют сформулированные в Стратегии основные характеристики оценки состояния национальной безопасности, перечень которых уточняется по результатам мониторинга.

Реализация Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимо-зависимости Стратегии национальной безопасности РФ и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, целью которой является определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. В соответствии с этой целью в сформулированы цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере.

«Стратегической целью, – подчеркивается в документе, – является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан».

Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к 2020 году.

В Концепции определяются направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, важнейшим из которых является развитие человеческого потенциала России, включающее системные преобразования двух типов:

1) направленные на повышение конкурентоспособности кадрового

потенциала, рабочей силы и социальных секторов экономики;

2) улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей.

Указанные системные преобразования охватывают среднесрочные

и долгосрочные цели, приоритеты и основные направления демографической политики, политики модернизации здравоохранения и образования, развития пенсионной сферы и социальной помощи, развития культуры, формирования эффективных рынков труда и жилья.

Создание комфортной и безопасной социальной среды также связано со значительным снижением уровня преступности, повышением эффективности системы защиты граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая принятие необходимых технических регламентов в этой сфере, а также развитие системы страхования гражданской ответственности в сфере функционирования потенциально опасных объектов.

Принятие Стратегии национальной безопасности РФ вызвало необходимость принятия в декабре 2010 года нового Федерального закона «О безопасности», который с позиций современных реалий определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности РФ.

Принципы обеспечения безопасности, определенные в Федеральном законе несколько отличаются от принципов, изложенных в Законе РФ «О безопасности» 1992 года. В новой трактовке основными принципами обеспечения безопасности являются:

1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Содержанием деятельности по обеспечению безопасности является:

1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

4) разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

6) разработка, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

7) организация научной деятельности в области обеспечения безопасности;

8) координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

«Государственная политика в области обеспечения безопасности, – отмечается в Законе, – является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер».

Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации.

Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.

Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности.

Правовую основу обеспечения безопасности составляют:

- Конституция РФ;

- общепризнанные принципы и нормы международного права;

- международные договоры Российской Федерации;

- федеральные конституционные законы;

- Федеральный закон «О безопасности»;

- другие федеральные



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 1386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.086 с.)