Методика и инструментарий мониторинга социализации обучающихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика и инструментарий мониторинга социализации обучающихся



Поскольку предметом деятельности и главным субъектом Программы социализации является становящийся человек во всей его многомерности (личностно-индивидуальной, гражданской, социально-культурной и мн.др.), то мониторингу, в идеале, подлежат его жизнедеятельностные проявления в каждом из этих измерений. Эти проявления суть не что иное, как система его отношений к самому себе, обществу и природе. В интегрированном виде эта система отношений предстает перед воспитателями (учителями, родителями) и просто «чужими людьми» в виде поведения человека в различных ситуациях.

Это очень важный момент: гражданская и личностная зрелость человека не имеет и не может иметь собственной, «независимой», шкалы оценок: оценивание всегда происходит в той системе норм, которая принята в данном сообществе. Отсюда – всё многообразие таких систем: они свои у разных этносов, конфессий, и т.д. Они разные и у разных людей.

Поэтому так важно при разработке Программы социализации условиться об исходной поведенческой матрице, которую участники образовательного процесса принимают в качестве некоторого стандарта приемлемости, своего рода ватерлинии, переход которой будет означать выход индивидуального поведения за пределы одобряемой общественным мнением легитимности. Речь идет фактически об установлении изначальных «правил игры» и об их доведении до главных ее субъектов – до самих обучающихся. Они должны не только знать и понимать мотивацию организуемого образовательным учреждением процесса их социализации, но и (сразу или постепенно) принять ее как свою собственную. Без субъектной включенности подростков в Программу, без становления их в качестве экспертов по мониторингу изменений, происходящих в их собственной социальной сфере, Программа полностью обесценится, а ее «реализация» превратится в набор формальных мероприятий, ведущим к результатам, прямо противоположным задуманным и дискредитирующим идею.

Таким образом, ход мониторинга Программы (а равно ее результаты и эффекты) должны оценивать обе группы ее участников: и сами подростки, и взрослые (учителя, воспитатели, родители). При этом периодические открытые совместные обсуждения происходящих перемен (их глубины, характера, индивидуального и общественного значения и т.п.) следует рассматривать как важнейший элемент рефлексии программной деятельности. Собственно говоря, именно здесь и формулируются оценочные суждения, которые, по взаимному согласию, можно фиксировать либо в виде персональных характеристик, либо в качестве личных достижений для пополнения своего портфолио, либо в виде благодарностей, вынесенных не от имени администрации, а от имени всего детско-взрослого «программного сообщества». Разумеется, речь при этом может идти исключительно о качественном оценивании индивидуального «продвижения» каждого подростка относительно самого себя; никакие «баллы», «проценты» и другие подобные измерители считаются неприемлемыми.

Здесь важно сделать существенную оговорку относительно ограничений и рисков, относящихся к процессу мониторинга процесса социализации подростков.

Главная из объективных причин таких ограничений и рисков – уже упомянутая выше ограниченность и фрагментарность социального и социокультурного опыта подростков, порой их полное незнание или искаженное представление о многих важных процессах, явлениях и событиях «большой» истории и культуры, принципах и механизмах, действовавших и действующих во «взрослом мире».

Важно понимать, что социальное становление подростка происходит «здесь и сейчас», в его актуальном, реальном жизненном пространстве, общение с которым еще не обогатило его ни критическим опытом освоения этого пространства: о нем у него нет еще даже хотя бы тех элементарных знаний, которые школьники получают в старших классах. Их «заменяют», чаще всего, случайные, стихийно усваиваемые суждения родителей и друзей, образы, транслируемые СМИ, обывательские стереотипы и предрассудки.

Поэтому в ходе мониторинга Программы социализации необходим тщательный анализ этого «фона» – без его учета невозможно определить ни степень, ни качество продвижения. В противном случае неизбежен дисбаланс в деятельности многочисленных участников процесса социализации подростков и, как следствие, резкое снижение ее результативности и эффективности Программы в целом.

К ограничениям и рискам следует отнести также особенности психологии подростков на ступени основного общего образования: они взрослеют стремительно и неравномерно. В этом отношении, как известно, отмечаются существенные психологические, интеллектуально-познавательные и многие другие различия между возрастными группами 12-14 и 15-16 лет. Отсюда – требование к максимальной индивидуализации всех видов деятельности, предусматриваемых данной Программой, недопустимость предъявления подросткам завышенных ожиданий и общения с ними на еще недоступном им «языке».

При этом ясно, что, видя свой стратегический результат в социально активном, личностно ответственном, культурном и успешном члене общества, социализация детей и подростков не может осуществляться без непосредственного участия граждански мотивированных представителей местного сообщества (прежде всего родителей обучающихся). В этом смысле развитие общественного управления образованием на уровне общеобразовательного учреждения, муниципалитета и региона, формирование на каждом из них экспертного сообщества по проблемам социализации подрастающих поколений выступает еще одним категорически необходимым условием эффективности усилий в этой сфере.

Совокупность перечисленных выше основных факторов позволяет оценить всю сложность и комплексность стоящих перед основной школой социально-педагогических целей и задач по социализации обучающихся и обозначить их.

Инструментарий мониторинга социализации состоит, таким образом, в отслеживании индивидуального и коллективного прогресса учащихся по всем направлениям и формам деятельности, очерченных выше в качестве общих ориентиров, которыми образовательное учреждение может руководствоваться при разработке своего главного стратегического документа – образовательной программы. Пафос деятельности по конструированию пространства социализации в том, что его освоение подростками должно раскрывать перед ними самими их возможное будущее, помочь им совершить в него осознанный и психологически подготовленный переход. В «обычном», традиционном, стихийно возникающем и никем целенаправленно не организуемом пространстве они чувствуют, но, как правило, крайне слабо осознают вызовы этого перехода и уж тем более не знают способов, которые для этого можно использовать. Образно говоря, они «застревают» в замкнутом мире собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, фактически проживают чужую жизнь, умаляя при этом важнейший и ценнейший период свой собственной. Отсюда – главный принцип настоящей Программы: принцип центрации социального воспитания (социализации) на развитии личности. Программа социализации призвана «навести мосты» между самоценностью проживаемого подростками возраста и своевременной социализацией, между их внутренним миром и внешним – с его нормами, требованиями и вызовами.. И сделать это нужно так, чтобы, с одной стороны, помочь подросткам избежать социально-психологических стрессов (и, по возможности, уврачевать уже полученные), а с другой – подготовить их к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми на следующих этапах жизни.

План работы по направлениям программы социализации

обучающихся на 2015-2016 уч. год.

 

Субъекты социализации Совместные мероприятия Сроки Ответственные
ДК «Октябрь» День Знаний (праздник для первоклассника) Сентябрь Кл.рук. 1-х кл.
КДН Заседание совета профилактики правонарушений Соц.педагог
КДН и РОВД Операция «Подросток» ЗВР и соц.педагог
ПЧ№51, погранзастава Месячник ГО Учитель ОБЖ
ММЦ Конкурс «Символика России» ЗВР
ДДТ№2 Ярмарка дополнительного образования ЗВР
ГИБДД Декада безопасности дорожного движения ЗВР
Совет ветеранов День пожилого человека. Октябрь ЗВР
Совет ветеранов, администрация города, военная часть 70-ая годовщина освобождения Заполярья ЗВР
КДН Заседание совета профилактики Соц.педагог
МЧС Неделя безопасности на воде и на льду. ЗВР
Совет ветеранов, военная часть, МЧС, ПЧ№51 Уроки мужества Ноябрь ЗВР, учитель ОБЖ
ДК «Октябрь» День Матери ЗВР
КДН Заседание совета профилактики Соц.педагог
ММЦ Декада «SOS» Декабрь ЗВР
ГИБДД Месячник по профилактике ДТТ ЗВР
Городская библиотека Конкурс чтецов «Я славлю тебя Россия» Учителя литературы
КДН Заседание совета профилактики Соц.педагог
ДК «Октябрь» Новый год ЗВР
КДН Рейды в семьи стоящих на ВШУ Январь Соц.педагог
КДН Заседание совета профилактики Соц.педагог
Совет ветеранов, военная часть, администрация города, ДК «Октябрь» День защитника Отечества Февраль ЗВР
Совет ветеранов Фестиваль военной песни ЗВР
КДН Заседание совета профилактики Соц.педагог
Школы города День открытых дверей Март ЗВР
КГМК Неделя профориентации ЗВР
КДН Заседание совета профилактики Соц.педагог
ЦРБ и СК «Дельфин» Тематические часы «В здоровом теле здоровый дух» Апрель ЗВР
Соц. защита Осуществление патронажей семей находящихся в трудной ситуации Соц.педагог
КДН Заседание совета профилактики Соц.педагог
Совет ветеранов, военная часть, администрация города, ДК «Октябрь» 9 мая Май ЗВР
КДН и РОВД Операция «Подросток» ЗВР и соц.педагог
ДК «Октябрь» День Детства ЗВР
ДК «Октябрь», администрация города и района, УО Последний звонок ЗВР
КДН Заседание совета профилактики Соц.педагог
Служба занятости, КГМК, соц.защита Летний трудовой лагерь Июнь Соц.педагог
Соц.защита Оздоровительный лагерь Соц.педагог
УО, администрация города и района Выпускные ЗВР

 

План реализации программы воспитания и социализации обучающихся

Цель воспитания и социализации личности учащегося основнойшколы – воспитание и развитие функционально грамотной личности культурного, порядочного, компетентного гражданина, осознающего собственную ответственность за судьбу Отечества и способного в соответствии с личными интересами и способностями планировать свою настоящую и будущую деятельность в социуме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.008 с.)