ТОП 10:

Покровская церковь села Святогорское (Красногорского)



Первая церковь построена на средства прихожан из пожертвованной и перевезённой из с. Юкаменское в 1838 году из старой деревянной церкви, освящена 12 ноября 1838 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Каменная церковь построена в 1890–1900 гг. на средства прихожан и по инициативе священника Иоанна Авраамова. Автор проекта – архитектор В.М. Дружинин, по проектам которого построено немало храмов Вятской губернии. В церкви два престола: средний освящён 14 февраля 1900 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый освящён 3 февраля 1909 г. в честь Святого Благоверного князя Александра Невского. Роспись храма была выполнена в неорусском академическом стиле – ее фрагмент «Возвращение блудного сына» сохранена во время реставрации храма в 1990-х годах. В числе первых священников в середине XIX века здесь работал один из представителей рода Васнецовых – большой семьи вятских священнослужителей, из которой также вышли известные русские художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы.

При церкви 12 октября 1875 г. открыто церковно-приходское попечительство. В 1902 г.- церковно-приходская школа. Старая деревянная Покровская церковь, после завершения строительства каменного храма в 1902 г., передана единоверцам. Покровская церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совете УАССР от 29 мая 1939 г. Здание передано под клуб, затем здесь размещался кинотеатр. Колокольня и паперть были разрушены.

Старое здание церкви в с. Святогорье было отдано старообрядцам, закрыта в 1936 г., там был клуб, затем почта, а в 1983 году здание снесли.

Священники храма, известные по архивным документам: Иоанн Флоров (служил с 1837 по 1862 годы), Илья Ефимович Покровский (с 1843 г.), Александр Гаврилович Чесноков (с 1862 г.) Василий Капитонович Амморейский (с 1864 г.), Николай Иоаннович Герасимов (с 1872), Николай Федорович Дьяконов (с 1874 г.), Иоанн Алексеевич Васнецов (около 1874 г.), Михаил Николаевич Аммосов (1877 г.), Иоанн Иоаннович Авраамов (1888 г.), Николай Петрович Филиммонов (1893 г.), Михаил Александрович Ардашев (1902 г.), Иоанн Николаевич Аммосов (1900-е годы). Трагически сложилась судьба Иоанна Блинова (убит при подавлении Святогорского восстания в 1918 году)[26].

Итак в 1837 году образовался Святогорский приход. Святогорский священник Иван Иванович Фролов ходатайствует перед Вятской епархией об открытии здесь церкви, епископ Вятский Неофит подписывает грамоту, разрешающую строительство в селе Святогорье деревянной церкви во имя Покрова пресвятой Богородицы. В том же 1837 году, здание церкви из Юкаменска перевозится в Святогорье.( В селе Юкаменское эта церковь простояла с 1827 по 1837 год).

Иван Иванович Фролов – первый священник Святогорской церкви, он сын священника, окончил Богословский курс Вятской семинарии в 1832 году. Прибыл он к нам 24 сентября 1837 года. Иван Иванович Фролов сразу занялся перевозом церкви. Непосредственно обеспечил перевозку здания Слободской мещанин Иван Афанасьевич Карпов. За перевозку церкви и за строительство ее на новом месте ( как говорится в договоре- поставить во всей исправности) Иван Афанасьевич Карпов порядился за 525 пудов хлебе и 900 рублей серебром. В декабре здание было перевезено, а 12 ноября 1838 года, храм был уже освящен протоиреем Петром Меншиковым.

В феврале 1838 года сюда был направлен дьякон Василий Васильевич Капачинский. В приход приезжают дьячок Евлампий Герасимов. Направляется к нам пономарь Семен Петрович Короваев. В 1844 году церкви отвели 135 десятин земли. В 1883 году при храме открывается школа, в которую учителем назначается Василий Иванович Ливанов, а в августе того же года настоятелем церкви становится Иван Алексеевич Васнецов. (Есть основания полагать, что он один из династии художников Васнецовых, а некоторые росписи в церкви принадлежали его кисти)

В 1890 году в Святогорье построена церковь в кирпичном исполнении. Строилась она 10 лет. Глину для кирпичей брали здесь же, в районе нынешней улицы Пушкинской. Строительству церкви очень противодействовали раскольники. Они говорили: «Где вам построить новую церковь, коли старая-то у вас валится. Ведь и раньше делали не один раз кирпич, да он у вас так и изгнил, вот и этот кирпич также изгниет». Священник о. Василий Маракулин нашел места с хорошей глиной.

По проекту инженера Дружинина, а в последствии с изменениями в проекте архитектором Чарушиным, строительство здания началось и успешно завершилось. За проект церкви Дружинин получил всего 75 рублей. Он был губернским архитектором, довольно известным в Вятской епархии. По его проекту построены церкви в с. Васильевское, в с.Большой Селег, Святогорье. А вот Курьинскую церковь проектировал Чарушин (1908 год) , так как Дружинин уже тогда не работал.

По своей величине село Святогорье было небольшим. Согласно переписи населения в 1859-1873 годах в нем насчитывалось семь дворов, в которых проживало 20 мужчин и 25 женщин. Основным занятием было земледелие. Из пахотных орудий использовались: косуля вятского типа, соха двумя сошниками, наиболее пригодная для неглубокой вспашки на лесных почвах. Сеяли морозоустойчивые зерновые культуры – рожь, овес, ячмень. Урожай собирался серпом. Зерно мололи а ручных жерновах и водяных мельницах. Выращивали коноплю и лен. Огородничество играло очень незначительную роль, а животноводство не служило существенным дополнением к земледелию. Жители занимались рыболовством, охотой, бортнчеством, позднее пчеловодством. В послужном архивном списке нашего храма, земли по качеству оценивались как «неплодородные». При церкви были школы и училища. В 1861 году были училища: - в доме дьякона Василия Капачинского обучались 1 мужчина и 1 женщина; - в доме дьячка Николая Огнева обучалось трое мужчин. Школы: - церковно-приходская женская школа в селе Святогорье с 36 учащимися, открытая в 1902 году. Заведующим и законоучителем с 1902 года состоял священник Михаил Ардашев, а учителями с 1906 года: Василий Павлов и Анна Артемьевна Мусихина; -братская Святителя и Чудотворца Николая школа, открытая в 1887 году в деревне Клабуки с 25 учащимися. С 1904 года заведовал ею священник Александр Васнецов а учительницей было Александра Тимофеевна Завалина; - церковно –приходская школа, открытая в 1900 году в деревне Кеновай с 20 учащимися. Заведовал ею с 1904 года священник Александр Васнецов, а учителем с 1906 года был Анатолий Васильевич Сретенский; - земская, открытая в селе в 1887 году со 112 учащимися, Законоучителем был с 1904 года Александр Васнецов, а учителем крестьянин Иван Васильевич Цыкин. Она располагалась в доме Тараканского сельского общества. Вот что говорится в характеристиках об умении говорить с единоверцами священниками-учителями Михаилом Александровичем Ардашевым, Александром Ивановичем Васнецовым, Петром Ивановичем Кардемским, Александром Александровичем Кардемским, Верой Александровной Бессоновой и другими: - разговорную речь инородцев понимают, но сами малость говорят, только отдельные фразы; - или : инородную речь изучает. В Святогорской волости до революции бала развернута промышленность: в селе были два завода- кирпичный и льняной, в Кокмане- винокуренный и стекольный, в Валамазе-стекольный. На 1 ноября 1896 года село Святогорье считалось уже достаточно развитым населенным пунктом уезда, стало волостным центром Глазовского уезда Вятскойепархии Поломского благочиния. Уездно –волостное территориальное деление существовало до 1929 года, а состояло оно из Глазовского, Ижевского и Можгинского уездов и 34 волостей.

Еще до реставрации данной церкви в 1970 г., в период обучения в Университете на художественном факультете изучая историю искусств, меня интересовала храмовая архитектура Красногорского р-она. Особенно поразила храмовая роспись Покровской церкви. Мои исследования росписей купола церкви до реставрации показали что, они были сделаны по эскизам В.М. Васнецова, которые он создал во Владимирском соборе в Киеве, в частности центральная композиция купола Христос Вседержитель.

По словам старожилов, ее выполняла артель братьев Васнецовых. Данная версия имеет определенную основу, многие артели в то время использовали для росписи храмов эскизы Виктора Михайловича Васнецова и их в народе называли «Васнецовскими».

Село Укан Спасская церковь (1811). В середине 19 века в обоих храмах села Укан работали Алексей, Василий, Иоанн и Михаил Васнецовы (из семейства Васнецовых). Они преподавали в местных школах.

«С появлением Спасской церкви в селе Укан постепенно развивалось образование. В 1838 году в селе Укан стараниями настоятеля прихода священника Ивана Васнецова была открыта церковно-приходская школа. Она располагалась в каменном здании при Спасской церкви, имела собственного учителя, который жил при ней и получал вознаграждение из личных средств священника»[25].

В данной церкви поражают фрагменты росписи, которые частично остались на стенах церкви. Они выполнены в «неорусском- васнецовском» стиле. По словам старожилов, ее выполнили знаменитые братья Васнецовы.

Мои исследования показали, что данную церковь скорее всего расписывали «Васнецовские» артели, которые использовали эскизы В.М.Васнецова. Вторая версия по данной церкви заключается в том, что росписи часто заказывали служители церкви, в данном случае заказчиками были Васнецовы и они сами предлагали варианты эскизов росписи. Они предложили росписать храм по эскизам В.М. Васнецова. Третья версия заключается в том, что В.М. Васнецов мог общаться с родственниками из Укана и давать советы по использовании своих эскизов росписи или быть у них в гостях? Вероятно, что и это могло быть…
Село Пышкет. Церковь Иоанна Предтечи (1891-1902)Возводили этот храм больше 11 лет. В 1902 году церковь была готова. Храм получился на удивление красивый: золоченый иконостас, паркетный пол и колокола, чей звон слышался на 15 верст вокруг. В народе говорили, что в церкви постоянно поддерживался одинаковый температурный режим: и зимой, и летом. И здесь никогда не было душно. Потому что строители с удивительной точностью смогли просчитать каждую деталь. Но всегда главной гордостью прихожан была настенная роспись. По словам старожилов, ее выполнили знаменитые братья Васнецовы. В 1861 году работал здесь в этой церкви заштатным дьяконом Васнецов Андрей Исидорович, оказывается, он был родным дядей двух знаменитых братьев Васнецовых Виктора Михайловича и Апполинария Михайловича, – рассказывает, жительница села Тамара Невоструева.
У ученых же на этот счет свое мнение. Аполлинарий Васнецов – храмы не расписывал – он пейзажист. А вот Виктор Васнецов, действительно, кроме того, что рисовал сказочные сюжеты, расписывал и храмы. Например, более 10 лет он работал во Владимирском соборе в Киеве. После чего и получил Всемирную известность. Его начали приглашать в Варшаву, Софию. Поэтому, по словам искусствоведов, в маленькое село, он вряд ли бы приехал. "Росписями Васнецовы на территории вятской губернии в целом никогда не занимались", – уверяет кандидат искусствоведения, доктор исторических наук Евгений Шумилов.

Но вот еще один парадокс. Росписи сделанные Васнецовым во Владимирском храме, что в Киеве, и работа неизвестного мастера, трудившегося в Пышкете – похожи друг на друга как две капли воды. Те же самые ангелы, библия, и даже буквы, разворот страниц одинаков. "Ну это очень хорошие копии, сделанные уже, когда Виктор Васнецов расписал во Владимирском соборе в Киеве и мода пошла на Васнецова, до этого столетиями расписывали в византийском стиле. Всемирно известный художник не мог он приехать и, например, за неделю расписать этот храм, какой бы ты гениальный не был, надо расписывать не менее двух лет", - утверждает иконописец, заслуженный деятель искусств Удмуртии Василий Мрозов[24].

Моя версия по данной церкви заключается в том, что священник – дядя В.М. Веснецова заказал артели художников расписать храм по эскизам своего племянника В.М. Васнецова. Вероятнее всего росписи выполняла артель Иосифа Ивановича Трубникова.







Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.007 с.)