Предмет, объекты и субъекты экономического анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, объекты и субъекты экономического анализа



 

В отечественной науке экономический анализ традиционно трактуется как самостоятельная отрасль научных знаний, так как имеет собственный предмет исследования, разрабатывает собственный понятийный аппарат и методы исследования, изучает закономерности развития экономических явлений и процессов, разрабатывает новые теоретические положения.

Определение предмета и объекта имеет принципиальное значение для обоснования самостоятельности той или иной отрасли знаний.

Под объектом, как правило, понимают то, на что направлена познавательная деятельность. Предмет науки подразумевает отдельные стороны, свойства, отношения в объекте, которые изучаются только данной наукой. Следовательно, один и тот же объект может быть предметом исследования различных наук.

Что же составляет предмет экономического анализа как науки? На этот вопрос следует искать ответ в теории управления, которая выделяет основные и общие функции управления, присущие управлению любым объектом, и специфические функции, связанные с особенностями управления разными объектами.

Общие функции экономической деятельности можно определить как:

· информационное обеспечение управления (сбор, обработка, упорядочение информации об экономических явлениях и процессах);

· анализ или аналитическое обеспечение управления (обоснование наиболее оптимальных решений в конкретных условиях);

· планирование (прогнозирование, перспективное и текущее планирование) экономической системы;

· организация оперативного управления (организация и регулирование эффективного функционирования тех или иных элементов хозяйственного механизма в целях оптимизации использования трудовых, материальных и денежных ресурсов экономической системы);

· контроль (контроль хода выполнения бизнес-планов и управленческих решений, оценка экономической эффективности деятельности).

Таким образом, можно сказать, что предметом экономического анализа как науки является одна из основных функций управления, отражающая технологический этап процесса принятия решений и сводящаяся к аналитическому обеспечению управленческих решений.

Объектом экономического анализа является хозяйственная деятельность предприятий как совокупность производственных отношений, рассматриваемая во взаимодействии с технической стороной производства, а так же с социальными и природными условиями.

При организации анализа необходимо определить его субъекты (координаторов, организаторов и исполнителей).

Пользователь, или заказчик, как правило, выступает координатором проведения анализа. Внутренними пользователями являются менеджеры различного уровня. В качестве внешних пользователей анализа могут выступать собственники с преобладающим числом акций, представители крупных инвесторов и кредиторов и др.

Координатор назначает или нанимает по договору организатора (руководителя группы) анализа. При внутреннем анализе он выбирается, как правило, из числа работников предприятия. Однако может быть приглашен и независимый организатор. Руководителем группы аналитиков чаще всего является начальник аналитической службы, главный бухгалтер предприятия, финансовый или коммерческий директор. Если анализ проводится в интересах внешних пользователей, то организатором может быть руководитель отдела кредитования банка, независимый финансовый аналитик и др.

Руководители создают группу исполнителей, формируют программу анализа, устанавливают сроки выполнения программы, определяют формы представления результатов проделанной работы.

 

 

Классификация видов анализа

 

Классификация видов экономического анализа имеет значение для правильного понимания его цели, задач, содержания и способов проведения.

В основе классификации лежат различные признаки, исходя из которых, экономический анализ подразделяется:

1. По отраслевому признаку различают:

· межотраслевой анализ – теория экономического анализа, являющаяся теоретической и методологической основой анализа хозяйственной деятельности во всех отраслях национальной экономики;

· отраслевой анализ – экономический анализ в отраслях (промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, торговле и т.д.), методика которого учитывает специфику отраслей.

2. По функциональному признаку, роли и задачам, которые выполняет экономический анализ, выделяют:

· финансовый анализ – это внутрихозяйственный и внешний анализ, проводимый с целью оценки финансового состояния предприятия и финансовых результатов его деятельности на основе данных бухгалтерского учета и отчетности;

· управленческий анализ – это внутрихозяйственный производственный и финансовый анализ, проводимый всеми службами предприятия на основе внутренней информации, с целью предоставления руководству данных, необходимых для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер и его результаты являются коммерческой тайной;

· технико-экономический – это составная часть управленческого анализа, его проводят технические службы предприятия в целях изучения взаимосвязи и взаимодействия технических и экономических условий и установления их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;

· аудиторский анализ – это финансовый анализ, проводимый аудиторскими фирмами (экспертиза, диагностика финансового здоровья предприятия);

· социально-экономический анализ заключается в изучении взаимосвязи социальных и экономических процессов, их влияния друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;

· экономико-правовой анализ проводят юридические службы предприятий и объединений;

· экономико-статистический анализ проводят статистические органы для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления (предприятия, отрасли, региона);

· экономико-экологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;

· маркетинговый анализ проводят службы маркетинга предприятий или объединений для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, ценовой политики, разработки стратегии и тактики маркетинговой деятельности;

· инвестиционный анализ проводится для оценки инвестиционной привлекательности инвестиционного проекта, оценки эффективности инвестиционной деятельности субъекта хозяйствования;

· функционально-стоимостной анализ исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия и т.д.;

3. По признаку времени различают:

· перспективный (предварительный) анализ, который проводят до осуществления хозяйственных операций с прогнозными целями. Перспективный анализ в зависимости от временного промежутка подразделяется на краткосрочный (охватывает период одного года) и долгосрочный (охватывает период более одного года);

· ретроспективный (последующий) анализ проводится после совершения хозяйственных операций. Ретроспективный анализ в свою очередь подразделяется на оперативный (проводится сразу после совершения хозяйственных операций за короткие отрезки времени) и итоговый (проводится за отчетный период времени: месяц, квартал, год).

4. По пространственному признаку выделяют:

· внутрифирменный анализ, изучающий деятельность только исследуемого предприятия и его подразделений;

· межфирменный анализ, изучающий деятельность ряда предприятий (двух и более), что позволяет дать более обоснованную оценку их работе.

5. По методике изучения объектов анализа выделяют:

· количественный анализ, основанный на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов в количественном измерении (денежном, натуральном, относительном);

· качественный анализ, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых процессов и явлений;

· факторный анализ, направленный на измерение воздействия факторов на величину результативного показателя;

· сравнительный анализ, основанный на сравнении анализируемых экономических показателей с соответствующими показателями плана, данными прошлых периодов, конкурентов, передовых предприятий, средними данными в отрасли;

· диагностический анализ (экспресс-анализ), основанный на установлении характера нарушения нормального хода работы экономического механизма по типичным признакам, характерным для данного нарушения;

· фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений и процессов с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария;

· маржинальный анализ (анализ безубыточности) – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании исследования причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли, а так же деления затрат на постоянные и переменные.

6. По субъектам (пользователям) анализа различают:

· внутренний анализ, который проводится непосредственно на хозяйствующем субъекте для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления;

· внешний анализ проводится на основании финансовой, бухгалтерской и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, контрагентами, инвесторами, акционерами, финансовыми органами.

7. По степени охвата изучаемых объектов анализ делится:

· на сплошной анализ, который заключается в исследовании всех без исключения объектов;

· выборочный анализ, заключающийся в исследовании только части объектов, что ускоряет аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.

8. По содержанию программы анализ может быть:

· комплексным анализом, целью которого является всестороннее изучение деятельности предприятия;

· локальным анализом, при котором изучается деятельность отдельных подразделений предприятия;

· тематическим анализом, при котором анализируется отдельные стороны деятельности предприятия.

9. По периодичности проведения анализ делится:

· на периодический анализ (годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный);

· непериодический анализ.

Каждая из названных форм анализа своеобразна по содержанию, организации и методике проведения. На практике отдельные виды экономического анализа в чистом виде используются редко, но знание важнейших принципов их организации и методов необходимо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.77.59 (0.153 с.)