М.В. Павлуцких, А.У. Есембекова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М.В. Павлуцких, А.У. Есембекова



М.В. Павлуцких, А.У. Есембекова

 

Бухгалтерский учет и анализ. теория экономического

Анализа

 

 

Лесниково

2016


М.В. Павлуцких, А.У. Есембекова

 

Бухгалтерский учет и анализ. теория экономического

Анализа

 

Учебное пособие для самостоятельной работы студентов

направления 38.03.01 Экономика

 

Лесниково

2016


УДК 657.6(075.8)

ББК 65.05373

Г 98

Павлуцких М.В., Есембекова А.У. Бухгалтерский учет и анализ. Теория экономического анализа: учебное пособие для самостоятельной работы студентов направления 38.03.01 Экономика. – Лесниково: Изд-во КГСХА, 2016. – 82 с.

 

Рецензент кандидат экономических наук, доцент Васильева Н.В.

 

 

Учебное пособие для самостоятельной работы студентов подготовлено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом направления 38.03.01 Экономика и учебной программой дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ».

В учебном пособии изложены роль, содержание, информационное обеспечение, методика и методология экономического анализа. Рассмотрена система поиска резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности, методики анализа основных показателей хозяйственной деятельности.

Пособие рассмотрено и одобрено на заседании кафедры экономической безопасности, анализа и статистики (протокол № 4 от 10.11.2016), утверждены и рекомендованы к изданию методической комиссией экономического факультета (протокол № 4 от 29.12.2016).

 

© ФГБОУ ВО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т. С. Мальцева», 2016

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение Тема 1. Роль и содержание экономического анализа 1.1 Содержание и задачи экономического анализа 1.2 Предмет, объекты и субъекты экономического анализа 1.3 Классификация видов анализа 1.4 Взаимосвязь экономического анализа с другими науками Вопросы для самоконтроля Тест для самоконтроля Тема 2. Информационное обеспечение экономического анализа 2.1 Информационная база экономического анализа 2.2 Формирование внутренней и внешней информации о субъекте хозяйствования 2.3 Категории пользователей экономической информации 2.4 Аналитическая обработка информации и формирование системы показателей экономического анализа Вопросы для самоконтроля Тест для самоконтроля Тема 3. Методология и методика экономического анализа 3.1 Понятие приема, способа и метода экономического анализа 3.2 Традиционные способы обработки экономического анализа 3.3 Способы детерминированного факторного анализа 3.4 Способы стохастического факторного анализа 3.5 Способы оптимизации показателей экономического анализа Вопросы для самоконтроля Задания для самостоятельного решения Тема 4. Система поиска резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности 4.1 Понятие и классификация хозяйственных резервов 4.2 Методика выявления и подсчета резервов Вопросы для самоконтроля Задания для самостоятельного решения Тест для самоконтроля Тема 5. Методология комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности 5.1 Анализ организационно-технического уровня производства и оценка качества управления предприятием 5.2 Анализ использования производственных фондов и ресурсов 5.3 Анализ объема производства и реализации продукции 5.4 Анализ затрат на производство и анализ себестоимости продукции 5.5 Анализ финансовых результатов 5.6 Анализ финансового состояния предприятия Вопросы для самоконтроля Тест для самоконтроля Список рекомендуемой литературы          

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях, характеризующихся функционированием организаций в условиях ограниченности ресурсов, дефицита источников финансирования деятельности, высокой конкуренции и риска возникновения финансового кризиса знание основ экономического анализа становится необходимым фундаментом в формировании профессионального уровня современного экономиста, бухгалтера, финансиста и аудитора.

Учебное пособие предназначено для самостоятельного изучения студентами направления 38.03.01 Экономика дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ. Теория экономического анализа». Данная дисциплина служит основой для освоения курсов «Комплексный экономический анализ», «Анализ финансовой отчетности», «Финансовый менеджмент» и др.

Цель учебного пособия – подготовка студентов к более глубокому и осмысленному изучению комплексного экономического анализа, формирование у них комплексных знаний научного аналитического инструментария, умения использовать его для обоснования управленческих решений.

В результате самостоятельного изучения дисциплины студенты должны:

· знать основные понятия, принципы комплексного и системного анализа, основные показатели, используемые при экономическом анализе, приемы, методы проведения экономических расчетов;

· уметь правильно формулировать задачи исследования, корректно интерпретировать полученные расчеты, оценивать существующие и перспективные направления развития предприятия в условиях рыночной среды;

· иметь представления о предметных взаимосвязях теории экономического анализа с экономическими (экономика, статистика, бухгалтерский учет, финансы и др.) и неэкономическими (математика, технология и др.) дисциплинами;

· владеть навыками проведения экономического анализа, аналитической обработки деловой информации, обобщения данных количественными методами и построения логически выдержанных заключений по результатам проведенного анализа.

Предлагаемое учебное пособие предполагает самостоятельное изучение дисциплины и служит дополнением к основному курсу лекционного и практического материалов. Для этого каждая тема содержит вопросы и тесты для самоконтроля, позволяющие закрепить полученные знания. Темы, посвященные методам и методикам экономического анализа, включают также задачи, решение которых дает возможность самостоятельно реализовать изученные основы аналитических исследований.

Тема 1. Роль и содержание экономического анализа

 

 

Содержание и задачи экономического анализа

 

Изучение явлений природы и общественной жизни, составной частью которой является и экономическая деятельность человеческого общества, невозможно без анализа. Человек познает мир в ходе практической деятельности, поэтому предметы и явления действительности воспринимаются им как нечто целое, единое. Однако такая картина восприятия не дает полного представления о предмете познания. Чтобы изучить предмет, его нужно разложить на составные части, выделить отдельные свойства, следовательно, осмысление научных фактов начинается с анализа, поскольку термин «анализ» в переводе с греческого означает разделение (расчленение) изучаемого объекта на части.

В зависимости от характера исследуемого объекта, сложности его структуры и способов их реализации анализ выступает в разных формах. Например, математический анализ, спектральный анализ, химический анализ, физический анализ, статистический анализ и т.д.

Экономический анализ – это система специальных знаний, которые связаны с исследованием экономических явлений и процессов, формирующихся под воздействием экономических законов, а также факторов субъективного характера.

В широком смысле экономический анализ охватывает всю экономику – от мирового хозяйства до отдельных звеньев глобальной экономики, а также является составной частью всех экономических наук от экономической теории до конкретно-экономических наук.

Действенность анализа во многом зависит от четкого, глубокого понимания его содержания, присущей ему внутренней логики, системы его внутренней организации.

Содержание экономического анализа включает такие элементы, которые в упорядоченной совокупности обеспечивают выполнение анализом своей роли. Взаимосвязь основных элементов анализа представлена на рисунке 1.

Как и любое проводимое исследование, анализ необходимо начинать с определения цели и формулировки задач, которые нужно решить для достижения поставленной цели. Основной целью экономического анализа можно назвать подготовку информации для принятия оптимальных управленческих решений и обоснования текущих и перспективных планов, которые направлены на достижение краткосрочных и долгосрочных целей предприятия.

Чтобы достичь данной цели, необходимо провести оценку сложившейся ситуации, спрогнозировать ее развитие и разработать пути достижения желаемых результатов наиболее эффективными способами.

Другими словами можно сказать, что в результате анализа должны быть выявлены резервы, разработаны мероприятия по их мобилизации, что и позволит в итоге улучшить деятельность предприятия.

 

Рисунок 1 – Состав и взаимосвязь элементов анализа

 

При определении задач, стоящих перед анализом, необходимо учитывать, что они зависят от социально-экономического уклада общества, формы собственности, системы государственного управления, экономической политики государства, сложившейся системы учета и отчетности и многих других факторов. В качестве основных задач, решаемых в ходе анализа деятельности предприятий, можно выделить следующие:

· изучение состояния и тенденций экономического развития предприятия за прошлые периоды;

· прогнозирование результатов деятельности на основе сложившихся тенденций развития и предполагаемых изменений в перспективе;

· определение базовых показателей для разработки текущих и перспективных планов;

· повышение научно-экономической обоснованности планов и нормативов;

· контроль за выполнением планов и управленческих решений;

· оценка эффективности использования экономического потенциала предприятия;

· изучение влияния объективных и субъективных факторов на результаты хозяйственной деятельности;

· оценка результатов деятельности предприятия по достижению поставленных целей;

· поиск резервов повышения эффективности деятельности на основе изучения передового опыта и достижений науки;

· оценка уровня финансовых и операционных рисков и выработка внутренних механизмов управления ими с целью укрепления рыночных позиций;

· обоснование мероприятий по устранению выявленных недостатков и освоению резервов повышения эффективности функционирования предприятия с целью повышения его конкурентных преимуществ.

Если цель и задачи при проведении анализа не были достигнуты, то производится разработка новых решений. Если же цель и задачи достигнуты, это свидетельствует об успешно проведенном анализе, но не об его завершении. Вот почему достижение одной цели предполагает выбор новой. Поэтому анализ постоянно развивается и непрерывно совершенствуется.

 

 

Классификация видов анализа

 

Классификация видов экономического анализа имеет значение для правильного понимания его цели, задач, содержания и способов проведения.

В основе классификации лежат различные признаки, исходя из которых, экономический анализ подразделяется:

1. По отраслевому признаку различают:

· межотраслевой анализ – теория экономического анализа, являющаяся теоретической и методологической основой анализа хозяйственной деятельности во всех отраслях национальной экономики;

· отраслевой анализ – экономический анализ в отраслях (промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, торговле и т.д.), методика которого учитывает специфику отраслей.

2. По функциональному признаку, роли и задачам, которые выполняет экономический анализ, выделяют:

· финансовый анализ – это внутрихозяйственный и внешний анализ, проводимый с целью оценки финансового состояния предприятия и финансовых результатов его деятельности на основе данных бухгалтерского учета и отчетности;

· управленческий анализ – это внутрихозяйственный производственный и финансовый анализ, проводимый всеми службами предприятия на основе внутренней информации, с целью предоставления руководству данных, необходимых для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер и его результаты являются коммерческой тайной;

· технико-экономический – это составная часть управленческого анализа, его проводят технические службы предприятия в целях изучения взаимосвязи и взаимодействия технических и экономических условий и установления их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;

· аудиторский анализ – это финансовый анализ, проводимый аудиторскими фирмами (экспертиза, диагностика финансового здоровья предприятия);

· социально-экономический анализ заключается в изучении взаимосвязи социальных и экономических процессов, их влияния друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;

· экономико-правовой анализ проводят юридические службы предприятий и объединений;

· экономико-статистический анализ проводят статистические органы для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления (предприятия, отрасли, региона);

· экономико-экологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;

· маркетинговый анализ проводят службы маркетинга предприятий или объединений для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, ценовой политики, разработки стратегии и тактики маркетинговой деятельности;

· инвестиционный анализ проводится для оценки инвестиционной привлекательности инвестиционного проекта, оценки эффективности инвестиционной деятельности субъекта хозяйствования;

· функционально-стоимостной анализ исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия и т.д.;

3. По признаку времени различают:

· перспективный (предварительный) анализ, который проводят до осуществления хозяйственных операций с прогнозными целями. Перспективный анализ в зависимости от временного промежутка подразделяется на краткосрочный (охватывает период одного года) и долгосрочный (охватывает период более одного года);

· ретроспективный (последующий) анализ проводится после совершения хозяйственных операций. Ретроспективный анализ в свою очередь подразделяется на оперативный (проводится сразу после совершения хозяйственных операций за короткие отрезки времени) и итоговый (проводится за отчетный период времени: месяц, квартал, год).

4. По пространственному признаку выделяют:

· внутрифирменный анализ, изучающий деятельность только исследуемого предприятия и его подразделений;

· межфирменный анализ, изучающий деятельность ряда предприятий (двух и более), что позволяет дать более обоснованную оценку их работе.

5. По методике изучения объектов анализа выделяют:

· количественный анализ, основанный на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов в количественном измерении (денежном, натуральном, относительном);

· качественный анализ, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых процессов и явлений;

· факторный анализ, направленный на измерение воздействия факторов на величину результативного показателя;

· сравнительный анализ, основанный на сравнении анализируемых экономических показателей с соответствующими показателями плана, данными прошлых периодов, конкурентов, передовых предприятий, средними данными в отрасли;

· диагностический анализ (экспресс-анализ), основанный на установлении характера нарушения нормального хода работы экономического механизма по типичным признакам, характерным для данного нарушения;

· фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений и процессов с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария;

· маржинальный анализ (анализ безубыточности) – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании исследования причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли, а так же деления затрат на постоянные и переменные.

6. По субъектам (пользователям) анализа различают:

· внутренний анализ, который проводится непосредственно на хозяйствующем субъекте для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления;

· внешний анализ проводится на основании финансовой, бухгалтерской и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, контрагентами, инвесторами, акционерами, финансовыми органами.

7. По степени охвата изучаемых объектов анализ делится:

· на сплошной анализ, который заключается в исследовании всех без исключения объектов;

· выборочный анализ, заключающийся в исследовании только части объектов, что ускоряет аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.

8. По содержанию программы анализ может быть:

· комплексным анализом, целью которого является всестороннее изучение деятельности предприятия;

· локальным анализом, при котором изучается деятельность отдельных подразделений предприятия;

· тематическим анализом, при котором анализируется отдельные стороны деятельности предприятия.

9. По периодичности проведения анализ делится:

· на периодический анализ (годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный);

· непериодический анализ.

Каждая из названных форм анализа своеобразна по содержанию, организации и методике проведения. На практике отдельные виды экономического анализа в чистом виде используются редко, но знание важнейших принципов их организации и методов необходимо.

Вопросы для самоконтроля

1 Раскройте содержание экономического анализа как общенаучного метода познания.

2 Перечислите задачи экономического анализа.

3 Дайте определение предмета экономического анализа.

4 Назовите объекты экономического анализа.

5 Назовите субъекты экономического анализа.

6 Перечислите виды экономического анализа.

7 Дайте краткую характеристику видов анализа.

8 Поясните, в чем заключается связь анализа с другими экономическими науками.

 

Тест для самоконтроля

1 Анализ представляет собой:

а) общенаучный метод познания;

б) специальную отрасль экономических знаний;

в) вид практической деятельности;

г) все утверждения верны.

2 Системный подход при изучении экономических явлений и процессов заключается:

а) во всестороннем изучении объекта, в тесном взаимодействии представителей различных наук;

б) в изучении объекта как целого образования, состоящего из множества взаимосвязанных элементов;

в) ни один из перечисленных ответов не верен.

3 Конкретно-экономический анализ осуществляется:

а) на макроуровне;

б) на микроуровне;

в) оба утверждения верны.

4 Каково соотношение понятий «объект» и «предмет науки»:

а) это равнозначные понятия;

б) между этими понятиями не существует никакой взаимосвязи;

в) один и тот же объект может рассматривается различными науками, а под предметом науки понимается какая-то часть или сторона объективной действительности, которая изучается только данной наукой.

5 По признаку времени выделяют:

а) прогнозный и ретроспективный анализ;

б) отраслевой и межотраслевой анализ;

в) внутрифирменный и межфирменный;

г) ни один из перечисленных ответов не верен.

6 Какой анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений и процессов с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария:

а) маржинальный анализ;

б) экспресс-анализ;

в) экономико-математический анализ;

г) фундаментальный анализ.

7 Предметом экономического анализа являются:

а) результаты хозяйственной деятельности организации;

б) экономические процессы и явления;

в) одна из основных функций управления, отражающая технологический этап процесса принятия решений и сводящаяся к аналитическому обеспечению управленческих решений;

г) все ответы верны.

8 Объектами экономического анализа являются:

а) исследование финансового состояния предприятия и финансовых результатов его деятельности;

б) хозяйственная деятельность предприятий как совокупность производственных отношений, рассматриваемая во взаимодействии с технической стороной производства;

в) исследования эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

г) все вышеперечисленное.

9 Какая наука создает базу для всех экономических наук и тесно связана с экономическим анализом:

а) экономическая теория;

б) бухгалтерский учет;

в) статистика;

г) математика.

10 Предметом изучения маржинального анализа выступает:

а) финансовая устойчивость предприятия;

б) платежеспособность предприятия;

в) фондоотдача;

г) безубыточность.

 

Экономического анализа

 

 

О субъекте хозяйствования

 

Экономическая информация может классифицироваться по различным признакам. Одним из таких признаков является разделение экономической информации по отношению к объекту исследования. В данном случае, вся информация подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя информация возникает внутри объекта. Ведущая роль в формировании внутренней информации принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, так как в них наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы и их результаты.

Блок бухгалтерской информации состоит из первичных документов, регистров, внутренней и бухгалтерской отчетности. Данные первых двух групп имеют ограничения по доступу к ним, поэтому перечисленные документы могут использовать лишь для формирования информационной базы, на основе которой проводится внутренний анализ в интересах управленческого персонала предприятия.

Внутренняя система информации дает возможность ориентировочно определить высшую и низшую границы продажных цен, установить зону коммерческого риска, линию финансового равновесия, уровень финансовой устойчивости.

По объему сведений, включаемых во внутренние отчеты, различают:

· частную отчетность, которая включает информацию о работе отдельных звеньев организации;

· общую отчетность, которая характеризует финансово-хозяйственную деятельность организации в целом.

По периодам, охватываемым отчетностью, различают:

· периодические отчеты, составляющиеся регулярно, через определенные промежутки времени (ежедневная, еженедельная, месячная, квартальная и полугодовая отчетность);

· годовую отчетность, составляющуюся в обязательном порядке по итогам года.

Таким образом, на основе современной отчетности и пояснений к ней становится возможным получить достаточно широкую информацию, необходимую для анализа и оценки эффективности деятельности организации.

Если информация поступает извне, т.е. берется за пределами хозяйствующего субъекта, то такая информация называется внешней. К внешней информации относится:

· информация, характеризующая экономическую политику государства в период проведения анализа и намечаемые ее изменения;

· официальные документы, которыми обязано руководствоваться предприятие в своей деятельности (законы, указы президента, постановления правительства, финансовых, банковских органов, решения собрания акционеров и т.д.);

· научно-техническая и технологическая информация;

· хозяйственно-правовые документы (договоры, соглашения, решения судебных органов и др.);

· материалы специальных обследований;

· информация об основных контрагентах (поставщиках и потребителях);

· данные о конкурентах;

· данные о состоянии рынка ресурсов, товаров и услуг;

· сведения о состоянии финансовых рынков (ставки рефинансирования, официальные курсы валют, ставки коммерческих банков по кредитам, цены спроса и предложения по основным видам ценных бумаг, сводные индексы динамики цен на фондовом рынке и т.д.);

· данные об изменении макроэкономической ситуации в стране.

Комплексное использование всех источников информации и правильное их сочетание позволяют всесторонне изучить деятельность предприятия в процессе проведения анализа и выявить резервы повышения ее эффективности.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1 Дайте определение понятия «информация».

2 Что представляет собой «экономическая информация»?

3 Требования, предъявляемые к экономической информации.

4 Перечислите источники данных для экономического анализа.

5 Как формируется и что в себя включает внутренняя информация?

6 Какую информацию можно отнести к внешней информации?

7 Кто относится к внутренним пользователям экономической информацией?

8 Кого относят к внешним пользователям экономической информации?

9 В чем заключается аналитическая обработка информации?

10 Систему каких показателей формируют при проведении экономического анализа?

 

Тест для самоконтроля

1 Под информацией обычно понимают:

а) упорядоченные сообщения о процессах и явлениях, происходящих во внешнем мире;

б) совокупность каких-либо знаний, данных, но не любых данных, а лишь тех, которые раскрывают объект с неизвестной стороны;

в) данные, собранные, обработанные, сгруппированные и пригодные для использования в управлении;

г) все утверждения верны.

2 Экономическая информация представляет собой:

а) систему сведений о производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и другой экономической деятельности предприятия;

б) систему сведений о производственной деятельности предприятия;

в) систему сведений о сбытовой деятельности предприятия;

г) систему сведений о снабженческой и финансовой деятельности предприятия.

3 К информации предъявляются следующие требования:

а) аналитичность, достоверность и оперативность;

б) сопоставимость и полнота данных;

в) перспективность и эффективность;

г) все перечисленные требования.

4 К планово-нормативным источникам информации относят:

а) данные бухгалтерского, оперативного и статистического учетов;

б) нормативные материалы, сметы, расценки, тарифные ставки;

в) первичную учетную документацию;

г) документы, регулирующие хозяйственную деятельность.

5 Документы бухгалтерского, оперативного и статистического учета, а также виды отчетности и первичная учетная документация – это:

а) внеучетные источники информации;

б) планово-нормативные источники информации;

в) источники информации учетного характера;

г) нет правильного ответа.

6 По отношению к объекту исследования информация подразделяется:

а) на внешнюю и внутреннюю;

б) на постоянную и переменную;

в) на комплексную и тематическую;

г) на все перечисленное верно.

7 Внешней информацией для проведения экономического анализа деятельности предприятия не являются:

а) данные о конкурентах;

б) данные о состоянии рынка ресурсов, товаров и услуг;

в) данные бухгалтерской отчетности предприятия

г) все перечисленные ответы верны.

8 Управленческий персонал предприятия, бухгалтеры и экономисты предприятия относятся к пользователям:

а) внешним;

б) внутренним;

в) сторонним;

г) нет правильного ответа.

9 Какую информацию для проведения анализа используют внешние пользователи:

а) информацию из официальных источников внутренних пользователей;

б) бухгалтерскую отчетность;

в) статистическую отчетность;

г) все перечисленное верно.

10 По применяемым измерителям все показатели группируются:

а) как обобщающие и частные;

б) как количественные и качественные;

в) как абсолютные и относительные;

г) как объективные и субъективные.

 

Экономического анализа

 

 

Решение

Составляется двухфакторная мультипликативная модель, где численность рабочих — это количественный фактор, и поэтому в модели он идет первым, а выработка — качественный фактор, и он находится за количественным.

(16)

Рассчитываются плановое, фактическое и условное значения объема производства:

тыс.р.

тыс.р.

тыс.р.

Далее определяется общее отклонение объема производства:

тыс.р.

Вывод: За анализируемый период объем производства увеличился на 1210 тыс.р.

Определяется влияние численности работников и среднегодовой выработки на объем производства:

- влияние численности работников определяется по формуле:

тыс.р.

Вывод: При увеличении численности работников объем производства возрастет на 400 тыс.р.

- влияние среднегодовой выработки определяется по формуле:

тыс.р.

Вывод: Увеличение среднегодовой выработки одного рабочего привело к повышению объема производства на 810 тыс.р.

Проверка:

 

2. Способ абсолютных разниц. Как и способ цепной подстановки, он применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе, но только в мультипликативных и мультипликативно-аддитивных моделях. Его использование ограничено, но, благодаря своей простоте, он получил широкое применение в экономическом анализе. Особенно эффективно применяется этот способ в том случае, если исходные данные уже содержат абсолютные отклонения по факторным показателям.

При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели.

Рассмотрим алгоритм расчета длямультипликативной факторной модели типа:

, (17)

где а – количественный фактор;

в – качественный фактор.

 

Анализ начинают с того, что рассчитывают:

(18)

(19)

Далее определяют общее изменение результата (У):

(20)

Определяют влияние факторов:

- количественного фактора по формуле

(21)

- качественного фактора по формуле

(22)

Проверка:

(23)

Как видно из приведенной схемы, расчет строится на последовательной замене плановых значений факторных показателей на их отклонения, а затем на фактический уровень этих показателей.

Рассмотрим методику расчета влияния факторов этим способом для четырехфакторной мультипликативной модели валовой продукции.

 

Пример 2. По исходным данным таблицы 2 определите отклонение валовой продукции в целом и за счет влияния факторов.

 

Таблица 2 – Исходные данные для факторного анализа

Показатель Плановое значение Фактическое значение
Среднегодовая численность рабочих, чел.    
Количество дней, отработанных одним рабочим за год, дн    
Средняя продолжительность рабочего дня, ч 8,0 7,6
Среднечасовая выработка, тыс.р.    

Решение:

Составляется четырехфакторная мультипликативная модель:

 

(24)

 

Сначала рассчитываются плановое и фактическое значение выпуска продукции:

млн.р.

млн.р.

Далее определяется общее отклонение выпуска продукции:

млн.р.

Вывод: За анализируемый период выпуск продукции увеличился на 734,7 млн.р.

Определяется влияние каждого фактора исходной модели на изменение выпуска продукции:

- влияние численности рабочих на выпуск продукции рассчитывается по формуле

млн.р.

Вывод: При увеличении численности работников выпуск продукции возрастет на 320 млн.р.

- влияние количества дней, отработанных одним рабочим за год, на выпуск продукции определяется по формуле

млн.р.

Вывод: Увеличение числа дней, отработанных одним работником за год, привело к повышению выпуска продукции на 46,1 млн.р.

- влияние средней продолжительности рабочего дня на выпуск продукции определяется по формуле:

млн.р.

Вывод: Сокращение продолжительности рабочего дня привело к снижению выпуска продукции на 98,3 млн.р.

- влияние среднечасовой выработки на выпуск продукции определяется по формуле:

млн.р.

Вывод: При увеличении среднечасовой выработки выпуск продукции возрастет на 466,9 млн.р.

Проверка:

 

3. Способ относительных разниц. Применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя только в мультипликативных и аддитивно-мультипликативных моделях типа. Он значительно проще цепных подстановок, что при определенных обстоятельствах делает его очень эффективным. Это, прежде всего, касается тех случаев, когда исходные данные содержат уже определенные ранее относительные приросты факторных показателей в процентах или коэффициентах.

Рассмотрим методику расчета влияния факторов этим способом для мультипликативных моделей типа:

, (25)

где а – количественный фактор;

в – качественный фактор.

 

Анализ начинают с того, что рассчитывают:

(26)

(27)

Далее определяют общее изменение результата (У):

(28)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.241 с.)