XIV. Структура и динамика самости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XIV. Структура и динамика самости



347 Приведенных в предыдущей главе примеров должно быть достаточно для описания прогрессирующей ассимиляции и усиления архетипа, лежащего в основе эго-сознания. Вместо того, чтобы без необходимости увеличивать их число, я попытаюсь просуммировать их, дабы в результате получилась некая общая картина. Из различных намеков, рассеянных у Ипполита, несомненно видно, что многие из гностиков были своего рода психологами. Так, он передает их высказывания о том, что " душу трудно отыскать и постичь ", 1 и что столь же трудным является познание целостного человека. " Ибо познание человека есть начало целостности (teXeicoaiq), но познание Бога есть совершенная целостность (апцртюцеуц теХеиоак <!--[if!vml]--> <!--[endif]-->)". Климент Александрийский говорит в Paedagogus (III, 1): "Следовательно, представляется, что познать самого себя есть величайшее научение; ибо когда человек знает себя, он знает Бога". А Моноим пишет в письме к Феофрасту: " Ищи его, исходя из себя, и узнай, кто завладевает всем в тебе, говоря: мой бог, мой дух, мое разумение, моя душа, мое тело; и узнай, откуда приходят горе и радость, и любовь и ненависть, и бодрствование, когда ты его не хочешь, и сон, хотя ты его не хотел бы, и гнев, когда ты не хотел бы гневаться, и влюбленность, хотя ты и не хочешь влюбляться. Если ты вблизи рассмотришь все это, то найдешь Его в себе, — Единое и Многое, подобное сей малой точке [керша]; ибо в тебе он берет происхождение и получает избавление ". 2
348 Читая этот текст, нельзя не вспомнить индийское представление о Самости как брахмане и атмане, встречающееся, например, в Кена-Упанишаде: " Чьей волею направляется летящий ум? По чьему повелению происходит первый вдох? Кто посылает нам дар речи, коим мы здесь пользуемся? Что за бог направляет глаз и ухо? Способность уха слышать, способность ума мыслить, свойство речи быть произносимой... То, чего речь не может выразить, то, в чем сама речь получает выражение... то, чего ум не в состоянии помыслить, то, посредством чего мыслит ум, — знай, что сие и есть Брахман ". 3
349 Яджнавалкйя дает соответствующему понятию косвенное определение в Брихадараньяка-Упанишаде: " Он, обитающий во всех существах, но отдельный от всех существ, неведомый ни единому существу, он, чье тело — во всех существах, тот, кто изнутри руководит всеми существами, — он есть твоя Самость, внутренне направляющая тебя, бессмертная... Нет другого видящего, кроме него, другого слышащего, кроме него, другого воспринимающего, кроме него, другого знающего, кроме него. Он — твоя Самость, внутренне направляющая тебя, бессмертная. Все прочее — одна лишь печаль ". 4
350 Нет ничего невозможного в присутствии индийских влияний у Моноима, которого называли "арабом". Его высказывание немаловажно, ибо оно свидетельствует о то, что уже во II веке 5 эго рассматривалось в качестве представителя всеобъемлющей целостности, Самости: мысль, даже в наши дни далеко не для всех психологов ставшая привычной. На Ближнем Востоке и в Индии подобные прозрения являлись продуктом интенсивной интроспекции, которую можно характеризовать только как психологическую. Гносис, несомненно, представляет собой психологическое знание, содержание коего производно от бессознательного. Его прозрения достигались концентрацией на "субъективном факторе", 6 эмпирически состоящем во вполне доказуемом влиянии коллективного бессознательного на сознательную психику. Так можно объяснить озадачивающий параллелизм между гностической символикой и открытиями психологии бессознательного.
351 Мне хотелось бы проиллюстрировать этот параллелизм суммарным обзором обсуждавшихся выше символов. Для осуществления такой цели нам прежде всего необходимо будет вкратце рассмотреть факты, заставившие психологов предположить существование архетипа целостности, то есть самости. Прежде всего, это — сны и видения; на втором месте идут продукты активного воображения, в которых возникают символы целостности. Важнейшими из них являются геометрические структуры, содержащие элементы круга или кватерниона; 7 это, с одной стороны, круговые и сферические формы, могущие выступать в чисто геометрическом виде или в качестве каких-либо объектов; с другой стороны, это — квадратные фигуры, поделенные на четыре части или приобретающие форму креста. Эта также могут быть четыре объекта или лица, соотносящиеся друг с другом либо по значению, либо по способу упорядочения. Число "восемь" наделено тем же значением, будучи удвоением числа "четыре". Особым вариантом мотива четырехсоставности оказывается дилемма 3+1. Число "двенадцать" (3x4) представляется входящим в тот же ряд в качестве разрешения дилеммы и символа целостности (зодиак, год). Число "три" можно считать относительной целостностью, поскольку обычно им представлена либо духовная целостность, являющаяся порождением мысли — как, например, Троица 8, — либо целостность инстинктивная, хтоническая, подобная триадической природе богов подземного мира — "нижней триаде". Однако в психологическом плане число "три" — если контекст указывает на его связь с самостью — следует понимать как неполный кватернион либо как средство, ступень на пути к нему. 9 Эмпирическим дополнением к триаде является троичность противоположного характера. Дополнением к четырем является единство. 10
352 Производным от мотивов круга и кватерниона выступает символ геометрически сформированного кристалла и чудодейственного камня. Отсюда, аналогия ведет к городу, 11 замку, церкви, 12 дому, 13 и сосуду 14. Еще один вариант символа — колесо (wta). Первый из указанных мотивов подчеркивает включенность эго в самость с большим числом измерений, второй из них акцентирует вращение, проявляющееся также и в виде ритуального хождения по кругу. Психологически, вращение обозначает сконцентрированность на центре и особый интерес к нему, при том, что центр понимается как центр круга и, поэтому, формулируется как точка. Отсюда нетрудно прийти к связи с небесным Полюсом и звездным кубком неба, вращающимся вокруг него. Параллелью служит гороскоп, в качестве "колеса рождений".
353 Образы города, дома и сосуда привлекают наше внимание к их содержимому: к обитателю города или дома, к воде, налитой в сосуд. Обитатель дома или города, в свою очередь, соотносится с кватернионом, а также с пятым элементом как единством четырех. Вода в современных снах и видениях выступает в виде голубой поверхности, в которой отражается небо, в виде озера, четырех рек (например Швейцария как сердце Европы, с реками Рейном, Тичино, Роной и Инном, или же — сад Эдема, с реками Тихоном, Писоном, Хиддекелем и Евфратом), в виде исцеляющей воды, освященной воды и т.д. Иногда вода ассоциируется с огнем или даже комбинируется с ним, как огненная вода (вино, алкоголь).
354 От обитателя квадратного пространства путь ведет к человеческой фигуре. Наряду с геометрическими и арифметическими символами, она — распространеннейший символ самости. Это либо — бог, либо — богоподобное человеческое существо, князь, священник, великий человек, историческая личность, возлюбленный отец, обожаемый пример и образец, преуспевающий старший брат, — короче говоря, фигура, выходящая за рамки эго-личности сновидца. Соответствующие персонажи женского пола присутствуют и в психологии женщины.
355 Как крут контрастирует с квадратом, так и кватернион контрастирует с мотивом 3 + 1, а позитивная, прекрасная, добрая, достойная любви и восхищения человеческая фигура — с демоническим, незаконорожденным существом, негативным, уродливым, злым, достойным презрения и служащим объектом страха. Самость, наравне со всеми архетипами, обладает парадоксальным, антиномичным характером. Она — и мужчина, и женщина, и старец, и дитя, она и сильна, и беспомощна, и велика, и мала. Самость представляет собой подлинное "complexio oppositorum" 15, хотя это не означает, что в ней самой содержится что-либо противоречивое. Вполне может оказаться, что кажущийся парадокс — не более чем отражение энантиодромических перемен, происходящих в сознательно занимаемой позиции и способных благоприятно или неблагоприятно повлиять на целое. То же самое верно и для бессознательного вообще; ибо его устрашающие фигуры могут быть вызваны к жизни именно тем страхом, который сознание испытывает перед бессознательным. Не следует недооценивать важность сознания; а потому, рекомендуется хотя бы в некоторой степени устанавливать причинную связь противоречивых проявлений бессознательного с сознательной позицией. Однако же, сознание не следует и переоценивать, поскольку опыт дает в наше распоряжение слишком многие неопровержимые доказательства автономности компенсаторных бессознательных процессов, лишающие нас права искать источник подобных антиномий исключительно в сознании. Между сознанием и бессознательным имеется своего рода "соотношение неопределенности", ибо наблюдатель неотделим от предмета наблюдения и всегда вносит в него возмущения самим действием своего наблюдения. Иными словами, строгое наблюдение за бессознательным наносит ущерб наблюдению за сознанием; столь же верно и обратное.

356 Итак, самость способна выступать во всех формах, от высочайшей до наинижайшей, при условии, что эти формы будут, в виде некоего даймониона, выходить за рамки эго-личности, трансцендировать ее. Незачем и говорить, что самость также обладает собственным териоморфным символизмом. Насколько мне подсказывает опыт, наиболее распространенные образы такого рода в современных сновидениях — слон, лошадь бык, медведь, белая и черная птицы, рыбы и змеи. Иногда попадаются также черепахи, улитки, пауки и жуки. Основными растительными символами оказываются цветок и дерево. Из числа неорганических объектов, наиболее распространены гора и озеро.
357 При наличии недооценки сексуальности, самость символизируется фаллосом. Недооценка здесь может состоять как в обычном подавлении, так и в открытой девальвации. У определенным образом дифференцированных индивидов к таким же следствиям может вести чисто биологическая интерпретация и оценка сексуальности. Все концепции подобного рода проходят мимо духовных и "мистических" аспектов, подразумеваемых сексуальным инстинктом. 16 Как психические факты, эти аспекты существуют и существовали с незапамятных времен; однако, они постоянно подвергаются недооценке по рационалистическим либо философским соображениям. Во всех таких случаях можно, в виде компенсации, ожидать появления бессознательного фаллоцентризма. Хорошим примером может послужить большей частью сексуализированный подход к психе, который обнаруживается у Фрейда.
358 Если теперь мы перейдем к гностическим символам самости, то увидим, что наассены, чье учение описано у Ипполита, сильнее всего акцентировали человеческие образы; из геометрических же и арифметических символов важнейшими выступали кватернион, огдоада, троица и единство. В основном, мы уделим здесь внимание четверичному символу целостности, и прежде всего, упомянутому в 6 разделе предыдущей главы символу, который я, для краткости, буду называть кватернионом Моисея. Затем мы рассмотрим второй кватернион наас-сенов, в который входят четыре реки Рая и который я буду называть Райским кватернионом. Хотя два эти кватерниона составлены по-разному, оба они выражают приблизительно одну и ту же идею, и в последующем изложении я постараюсь не только психологически соотнести из друг с другом, но и выявить их связь с позднейшими (алхимическими) четверными структурами. В ходе такого исследования мы увидим, насколько характерны два указанных кватерниона для гностической эпохи и в какой мере их можно соотносить с архетипической историей человеческой психики в христианскую эру.

359 Четырехсоставность кватерниона Моисея, 17 очевидно, конструируется по следующей схеме:

 

 

Рис 1 Кватернион Моисея (к XIV главе)

360 "Низший Адам" соответствует обыкновенному смертном человеку, Моисей — культурному герою и законодателю и, таким образом, "отцу" на личностном уровне; Зигатора, в качестве дочери царя и священнослужителя, соответствует "высшей матери". Для обычного человека, эти двое репрезентируют "царственную пару", 18 которая для Моисея соответствует, с одной стороны, его "высшему человеку", с другой — его аниме, то есть Мириам. "Высший" человек синонимичен "духовному, внутреннему" человеку, в кватернионе представленному Иофором. Таково значение кватерниона, если посмотреть на него из положения, занимаемого Моисеем. Но, поскольку Моисей соотносится с Иофором так же, как низший
Адам, или обыкновенный человек, соотносится с Моисеем, кватернион нельзя понимать просто как структуру личности Моисея; его следует рассмотреть также, исходя из позиции, занимаемой нижним Адамом. Тогда мы получим следующий кватернион:

МОИСЕЙ --------------------------------------------- ЗИППОРА
(Как культурный герой) (как высшая мать)
НИЗШИЙ АДАМ ----------------------------------ЕВА
(как обычный человек) (как обычная женщина)

361 На его основании видно, что кватернион наассенов в некотором смысле асимметричен, поскольку ведет к появлению шестерного построения (сенария, гексады) с исключительно верхней направленностью: Иофор и Мириам должны добавляться к указанным выше четырем персонажам как бы в качестве третьего этажа, будучи дополнениями высшего порядка к Моисею и Зиппоре. Таким образом, мы получаем градуальную прогрессию или серию ступеней, ведущих от нижнего Адама к верхнему. Очевидно, именно такая психология стоит за усложненным перечнем сизигий у валентиниан. Следовательно, и низший Адам, или телесный человек, выступает самой нижней изо всех ступеней, с которой может начинаться только путь восхождения. Но, как мы видели выше, четыре персонажа кватерниона наассенов подобраны столь искусно, что в нем остается место не только для мотива инцеста [Иофор-Мириам], в коем никогда не бывает недостатка внутри брачного кватерниона, но и для расширения психической структуры обычного человека вниз, в направлении темной, злой, до-человеческой стороны, представительницей которой является тень. А именно: Моисей женится на "эфио-пянке", а Мириам, пророчица и мать-сестра, покрывается "проказой" — очевидное доказательство того, что ее отношение к Моисею приняло негативный оборот. Далее это подтверждается тем фактом, что Мириам "высказалась против" Моисея и даже стала подстрекать против него его брата Аарона. Соответственно, мы получаем следующий сенарий:

НИЗШИЙ АДАМ---------------------------------ЕВА
МОИСЕЙ-----------------------------------------ЖЕНЩИНА ЭФИОПЯНКА
ИОФОР,
небесный жрец ------------------- МИРИАМ, "белая" прокаженная

362 Хотя библейская история не сообщает ничего отрицательного об Иофоре, "великом мудреце", тем не менее он, будучи мадиамским священником, не служил Яхве и не принадлежал к избранному народу, но ушел от этого народа "в землю свою". 19 Кажется, он также носил имя Регуэль ("друг Бога"), и помог Моисею обрести высшую мудрость. Соответственно, он является нуминозной личностью, воплощением архетипа, по всей видимости — архетипа "мудрого старца", в мифах и фольклоре персонифицирующего дух. Как я показал в другой моей работе, 20 дух имеет двойственную природу. Как Моисей в данном случае реализует репрезентацию собственной тени, взяв в жены чернокожую дочь земли, так и Иофор, в своем качестве небесного жреца и чужестранца, должен включаться в кватернион на правах "нижнего" аспекта самого себя, обретая при этом магическое, зловещее значение (хотя оно и не задается текстом). 21

363 Я уже объяснял, что кватернион Моисея представляет собой индивидуалъный вариант обычного брачного кватерниона, встречающегося в фольклоре. 22 Следовательно, его с тем же правом можно заполнить и другими мифологическими именами. Базовая схема кросс-кузенного брака такова:

МУЖ ------------------------ КУЗИНА В КАЧЕСТВЕ ЖЕНЫ
│ │
СЕСТРА МУЖА ------------------- БРАТ ЖЕНЫ

У схемы имеется множество вариантов; например, сестра может заменяться матерью, а брат жены — фигурой, играющей роль отца. Однако характернейшей чертой остается мотив инцеста. Поскольку схема, приведенная здесь, является исходной, характеризующей психологию как любовных отношений, так и переноса, она, подобно всем характерологическим схемам, будет проявлять себя и в "благоприятной", и в "неблагоприятной" формах, ибо такую же амбивалентность демонстрируют и сами эти отношения: все, что человек делает, имеет позитивный и негативный аспекты.
364 А потому, читателю не стоит поддаваться отвращению,.которое могут у него вызвать несколько шутовские имена, используемые гностиками. Имена эти случайны, но схема обладает универсальной значимость. То же самое верно и для "кватерниона тени", где я сохраняю все те же имена, поскольку в биографии Моисея присутствуют определенные черты, весьма подходящие для иллюстрации тени.

Рис 2 Кватернион тени

365 Нижний сенарий достигает надира не в "низшем Адаме", а в его темной, териоморфной предвестнице — змее, созданной прежде человека, или гностической Наас. Сообразно этому, получаем структуры, изображенные на следующей странице.
366 Данная схема — отнюдь не пустая салонная игра, поскольку тексты не оставляют сомнения в том, что гностикам были знакомы темные аспекты их метафизических фигур, причем настолько, что именно это знакомство и выглядело наиболее раздражающим. (Достаточно лишь вспомнить об отождествлении доброго Бога с Приапом, 23 а Антропоса — с итифаллическим Гермесом). Более того, именно гностики задались целью исчерпывающего обсуждения проблемы зла "откуда берется зло?" Змееподобная форма, которую приобретают Нус и Агатодаймон, не означает, что змея имеет один только благой аспект. Как змея Апофис была традиционным врагом египетского солнечного бога, так и дьявол, "древний змий", 24 выступает врагом Христа — "novus Sol" (новое солнце). Доброму, совершенному, духовному Богу противостоит несовершенный, тщеславный, невежественный и некомпетентный демиург. Имелись некие Силы ("архонты"), давшие человечеству испорченное "chirographum" ("рукописание") от которого Христос должен был теперь избавлять его 25.
367 С началом второго тысячелетия, акцент стал все более смещаться в направлении темной стороны. Демиург превратился в дьявола, создавшего мир, а немногим позже алхимия начала разрабатывать свою концепцию Меркурия как отчасти материального, отчасти нематериального духа, пронизывающего собой и поддерживающего все объекты, от камней и металлов до наиболее высокоразвитых живых организмов. В облике змеи, он обитает внутри земли, имеет тело, душу и дух; считалось, что он также имеет человеческую форму — как гомункулус или homo altusr (высокий человек) при этом на него смотрели как на хтонического Бога. 26 Отсюда ясно видно, что змея была либо предшественницей человека, либо отдаленным подобием Антропоса; видно также, насколько оправданным является приравнивание Наас=Нус=Логос=Христос=Высший Адам. Как я уже говорил, средневековое распространение этого уравнения на теневую сторону уже было подготовлено гностическим параллелизмом. Подобное распространение появляется не позднее XV века, в алхимическом Codex Ashburnham 1166, 27 а в XVI веке Меркурий был отождествлен с килленийским Гермесом. 28

368 Знаменателен тот факт, что гностическая философия нашла свое продолжение в алхимии. 29 Mater Alchimia — одна из прародительниц современной науки; современная же наука дала в наше распоряжение беспрецедентные знания о "темной" стороне материи. Наука проникла также в секреты физиологии и эволюции и сделала объектом изучения самые корни жизни. Так человеческий ум оказался глубоко погруженным в подлунный мир материи, повторив гностический миф, в котором Нус рассматривавший свое отражение в расположенных под ним глубинах, погрузился в них и был поглощен объятиями физис. Вершина этого развития отмечена в XVIII веке французской революцией, в XIX веке — научным материализмом, а в XX веке — политическим и социальным "реализмом", повянувшим колесо истории на полных два тысячелетия назад и заставившем нас вновь увидеть рецидивы деспотизма, ущемление индивидуальных прав, жестокость, унижение человеческого достоинства и рабство дохристианского мира, в котором "проблема рабочей силы" решалась с помощью лагеря для каторжников. "Переоценка всех ценностей" происходит прямо у нас перед глазами.
369 Вкратце очерченный здесь ход развития, кажется, предвосхищался в средневековом гностическом символизме, так же как приход Антихриста — в Новом Завете. Далее я постараюсь описать, как это произошло. Мы видели, что как высший Адам соответствует низшему, так и низший Адам соответствует змее. С точки зрения ментальности Средних веков и поздней античности, первой из двух двойных пирамид — кватернионом Антро-пос — представлен мир духа или метафизики, тогда как вторая пирамида, кватернион тени, репрезентирует природу подлунного мира, в частности, инстинктивные склонности человека, "плоть" (как она именуется в гностико-христианских терминах), корни которой залегают в животном царстве, точнее — в царстве теплокровных животных. Точку надира в этой системе занимает холоднокровное позвоночное, змея, 30 ибо на змее заканчивается психический контакт, достижимый практически со всеми теплокровными животными. То, что змея, против всех ожиданий, способна выступать аналогом Антропоса, подтверждается тем особо значимым для Средневековья фактом, что она, с одной стороны, представляет собой широко известную аллегорию Христа, а с другой — считается наделенной даром мудрости и высшей духовности. 31 Как сообщает Ипполит, гностики отождествляли змею со спинным мозгом и мозжечком. Это — синонимы функций рефлексов.
370 Второй из двух указанных кватернионов является негативным дополнением к первому, его тенью. Под "тенью" я имею в виду низшую личность, самые низменные уровни которой неотличимы от инстинктивной жизни животного. Подобные взгляды можно встретить уже в очень раннее время, в виде идеи яроафищ \\fv%r\, "отростка души" 32 у Исидора. 33 Эту идею встречаем и у Ори-гена, который говорит о животных, содержащихся в человеке. 34 Поскольку тень сама по себе бессознательна у большинства людей, змея должна соответствовать тому, что совершенно не осознается и не может быть осознано, но что, в качестве коллективного бессознательного и в качестве инстинкта, представляет наделенным своей особенной мудростью и знанием, вызывающими зачастую ощущение чего-то сверхъестественного. Это нечто — сокровище, охраняемое змеей (или драконом), а также — причина, по которой змея обозначает, с одной стороны, зло и тьму, а с другой — мудрость. Независимость змеи, ее холоднокровность и опасность, исходящая от нее, выражают инстинктивность, с грубой безжалостностью навязывающую свою волю, идущую вразрез со всеми моральными соображениями и прочими желаниями человека, тем самым оказывая воздействие, столь же зачаровывающее и устрашающее, как и внезапный взгляд ядовитой змеи.
371 В алхимии, змея является символом Mercurius поп vulgi (меркурий не принадлежащий толпе) который ставился в один ряд с богом раскрытия тайн Гермесом. Оба они обладают пневматической природой. Serpens Mercurit (змей меркурия) — хтонический дух, живущий в материи, в особенности же в той частице первоначального хаоса, что сокрыта в творении: massa confusa или globosa (нерасчлененныая (или шарообразная) масса). Алхимический символ змеи служит указанием на исторически более ранние образы. Поскольку opus понималось алхимиками как повторение или имитация сотворения мира, змея Меркурия — этого хитрого, обманчивого бога — напоминала им о змее сада Эдема, то есть о дьяволе — искусителе, по их собственному признанию, проделывавшем с ними всевозможные трюки в ходе их трудов. Мефистофель, "Племянник змеи", представляет собой гетев-скую версию близкого знакомца алхимии, Меркурия. Подобно дракону, Меркурий оказывается скользким, неуловимым, ядовитым и опасным предшественником гермафродита и, по этой причине, он должен быть преодолен.
372 У наассенов Рай представлял собой кватернион, параллельный кватерниону Моисея и подобный ему по значению. Его четырехсоставная природа представлена четырьмя реками: Пи-соном, Тихоном, Хиддекелем и Фратом. 35 Змей книги Бытия является иллюстрацией персонифицированного древесного божества; поэтому, его традиционно изображают либо на дереве, либо обвившимся вокруг дерева. В версии Лютера, именно голос дерева убедил Еву, что "х орошо будет отведать от древа, и приятно будет увидеть, что это — древо сладострастия ". В сказке о "Духе в бутылке" Меркурия также можно интерпретировать как древесное божество". 36 В "Свитке" Рипли, Меркурий предстает как змея, в облике Мелюзины спускающаяся с верхушки Философского древа ("древа познания"). 37 Дерево означает развитие фазы процесса трансформации, 38 а его плоды либо цветы обозначают завершение делания. 39 В сказке Меркурий спрятан в корнях большого дуба, то есть в земле. Именно во внутренней части земли обитает змея Меркурия.

373 Для алхимиков Рай был излюбленным символом albedo 40 в состояния возвращенной невинности, а источник райских рек — символом aqua permanens .41 Для Отцов Церкви этим источником выступает Христос, 42 а Рай обозначает почву души, из которой пробивается наружу четырехкратная река Логоса. 43 Тот же символ находим у алхимика и мистика Джона Пордеджа: божественная Мудрость есть " Новая Земля, небесная Страна... Ибо из этой Земли выросли все Деревья жизни... Так Рай... возник из Сердца и Центра этой Новой Земли, и так утраченный Сад Эдема расцвел в зелени ". 44
374 Символ змеи подводит нас к образам Рая, дерева и земли. Это равнозначно эволюционной регрессии от животного царства назад к растениям и неорганической природе, в алхимии сокращенно представляемой в виде секрета материи, lapis. Здесь lapis понимается не как конечный продукт opus, но скорее как исходный материал. Сокровенную субстанцию алхимики также называли lapis. Описываемый нами сейчас символизм может быть отображен на диаграмме как еще один кватернион или двойная пирамида.

Рис. 3 Кватернион

375 Lapis мыслился как единство, а потому он часто выступает представителемprima materia вообще. Но поскольку последняя является частью первоначального хаоса, считаясь скрывающейся где-то в металлах, в частности в ртути, и сама по себе она — отнюдь не простая вещь (что доказывается названием massa confusa), то и lapis состоит из четырех элементов или должен быть составлен из них. 45 В хаосе элементы не соединены, они просто сосуществуют в нем и подлежат объединению посредством алхимической процедуры. Они даже враждебны друг другу и не могут соединиться сами по себе. Таким образом, ими представлено исходное состояние конфликта и взаимоотталкивания. Данный образ служит иллюстрацией раскола первоначального единства или его развертывания в множественность видимого мира. Посредством opus, из состояния расколотой кватерности воссоздается единство lapis в неорганическом царстве. В своем качестве filius macrocosmi и живого существа, lapis представляет собой не просто аллегорию, но и прямую параллель Христу 46 и высшему Адаму, равно как и небесному Первоначальному Человеку, и второму Адаму (Христу), а также и змее. Следовательно, надир этого кватерниона служит еще одним дополнением для Антропоса.
376 Как уже указывалось, состав lapis опирается на единство четырех элементов, 47 коими, в свою очередь, представлено неведомое исходное состояние хаоса. Это — prima materia, сокровенное вещество, у Парацельса и его последователей именуемое increatum (несотворенная) и считающееся совечным Богу — точная интерпретация "Тоху" (Tehom)(символ первой бесформенной материи. В сефер Ецира – линия извивающаяся вокруг мира) в Книге Бытия, 1, 2: " [несотворенная] Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою ". Эта первичная субстанция кругла (massa globosa, tvtundum, axoixeiov arpoyyuXov) подобно миру и мировой душе фактически, она — одновременно и мировая душа, и мировая субстанция. Это — "камень, имеющий душу", говоря современным языком, элементарнейший строительный кирпичик в архитектонике материи, атом, представляющий собой интеллектуальную модель. Алхимики описывают "круглый элемент" то как первоначальную воду, то как первозданный огонь, то как пневму, или как первоначальную землю, или "corpusculum nostrae sapientiae", "малое тело нашей мудрости". 49 В качестве воды или огня, это — универсальный растворитель; в качестве камня и металла — нечто подлежащее растворению и преобразованию в воздух (пневму, дух).
377 Подобную символику lapis можно визуализировать в виде еще одной двойной пирамиды:

 

 

Рис. 3 (а) Кватернион lapis

Зосима называет rotundum "элементом омега", что, вероятно, означает голову. 50 В сабейском трактате "Platonic liber quartonum" 51 также упоминается череп как сосуд преобразования, а "Философы" именуют себя "детьми золотой головы"; 52 по всей видимости, это синонимично "filii sapintiae". Vas (сосуд) часто бывает синонимом lapis, так что исчезает различие между сосудом и его содержимым; иными словами, речь идет о все той же тайне. 53 Согласно древним воззрениям, душа кругла, 54 и сосуд также должен быть круглым, как небеса или мир. 55 Кругла и форма Первоначального Человека. Соответственно, Дорн говорит, что сосуд "должен создаваться своего рода квадратурой круга, дабы дух и душа нашего материала, будучи отделены от его тела, могли увлечь тело с собой к высотам их собственного неба". 56 Анонимный автор комментариев к "Tractatus aureus" также пишет о квадратуре круга и приводит изображение квадрата, углы которого образованы четырьмя элементами. В центре его находится небольшой круг. Автор замечает: "Сведи свой камень к четырем элементам, очисть их и соедини в одно, и получишь полнейшее мастерство. Это Единое, к коему должны быть сведены элементы, и есть небольшой круг посредине нашего квадрата. Это — посредник, примиряющий врагов, то есть элементы". 57 В одной из последующих глав он изображает сосуд, "истинного философского Пеликана", 58 изображенного ниже. 59

 

Рис 4 сосуд истинного философского Пеликана

378 Комментарий к этому таков: " А" есть середина, как бы источник, из коего вытекают прочие буквы, а также и конечная цель, к которой вновь притекают все прочие, как реки впадают в океан или великое море ". Данного объяснения достаточно, чтобы показать, что сосуд есть не что иное, как мандала, символизирующая самость или высшего Адама, с его четырьмя эманациями (наподобие Гора с его четырьмя сыновьями). Автор называет это "Septenarius magicus occultus" ("тайное магическое число семь"). 60 Подобным же образом, Мария Пророчица говорит: " Философы учат всему, за исключением герметического сосуда, поскольку он есть нечто божественное, сокрытое от язычников Господней мудростью; и те, кто не знает его, не знают истинного метода, по причине своего неведения о сосуде Гермеса ". Теобальд де Хогеланд добавляет: "Старший говорит, что видение его следует добиваться более, чем знания Писания". Мария Пророчица говорит: " Это — сосуд Гермеса, который прятали стоики, и он — ничуть не сосуд черной магии, но мера твоего огня [mensura ignis f ". 61
379 На основании этих цитат становится ясно, что сосуд наделялся большим и необычным значением. Подводя итог бесчисленным синонимам Меркурия, Филалет говорит, что Меркурий является не только ключом к алхимическому искусству и " обоюдоострым мечом в руке херувима, стерегущего путь к древу жизни ", но также " нашим истинным скрытым сосудом, Философским садом, где восходит и заходит наше Солнце ". 63 Это более или менее помогает нам понять странный совет, даваемый Иоанном де Руперциссой: " Возьми сосуд, сделанный на манер херувима, каковой есть образ Божий, и шесть крыльев, на манер шести рук, поворачивающихся сами собой; над ними же будет круглая голова... и помести в этот сосуд вышеназванную пылающую воду " и т.д. 64 Определение херувима как "образа Божьего" подсказывает, что Руперцисса намекает здесь на видение Иезекииля, организованное таким образом, что, проведя его горизонтальное сечение, получим мандалу, разделенную на четыре части. Как я уже упоминал, она эквивалентна квадратуре круга, исходя из которой алхимический рецепт предписывает строить сосуд. Мандала означает человеческую или божественную самость, целостность видения Бога, в данном случае достаточно очевидную. Естественно, рецепт такого рода можно понимать лишь "философски", то есть психологически. Тогда он выглядит так: сделай из своей психической целостности Герметический сосуд и наполни его aqua permanens или aqua doctrinae, один из синонимов которой — vinum ardens (пылающее вино) (ср. "пылающую воду" Руперциссы). Здесь содержится намек на то, что адепт должен "внутренне переварить" и трансформировать себя посредством алхимической доктрины.
380 В данной связи можно понять также о чем подразумевается в Aurora consurgens (Часть II), когда о vas naturale (природный сосуд) говорится как о matrix: (природа, первопричина) этот сосуд — "Единое, в коем имеется три вещи, а именно, вода, воздух и огонь. Они суть три стеклянных перегонных куба, в которых зарождается сын Философов. Посему, они назвали его тинктурой, кровью и яйцом". 65 Три перегонных куба представляют собой намек на Троицу. В этом можно убедиться, взглянув на иллюстрацию на с.249 издания "Пандоры" 1588 г., где рядом с тремя перегонными кубами, погруженными в огромный кухонный горшок, поставлена фигура Христа, у которого течет кровь из раны от копья на груди ("flumina de ventre Christi!") 66 Круглый герметический сосуд, в котором совершается трансформация — не что иное, как сам Бог, (платоновская) мировая душа и собственная целостность человека. Следовательно, Антропос и здесь получает еще одно соответствие, вместе с тем соответствующее вселенной в ее мельчайшей, наиболее материальной форме. Таким образом нетрудно понять, почему первые попытки построить модель атома исходили из планетарной системы как из прототипа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.035 с.)