Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оврядовые похороны животных и предметов
Похороны животных, предметов и др. — волховское действо, воспроизводящее погребальный обряд. Имеет охранительный или «отгонный», реже — продуцирующий характер. Объектом таких похорон могут быть чучела Морены, Масленицы, Зимы, Смерти, Костромы, Ярилы (или Яруна) а в эпоху двоеверия — Кузьмы-Демьяна, святого Германа и др.; широко распространены похороны животных, птиц и насекомых — кукушки, соловушки, воробья; мух, пауков, тараканов, клопов, вшей; лягушки, рака, ужа и др.; символических предметов, например, стрелы и др. В ритуалах этих похорон имитируются основные действия и элементы погребального обряда: смерть (убиение, умерщвление, в том числе сжигание, потопление и повешение кукол, чучел, птиц, насекомых, животных; разыгрывание смерти участником обряда, изображающим Масленицу, Кострому, Кузьму-Демьяна и т.п.); обряжение в смертную одежду; прощание с покойником, отпевание, оплакивание, голошение; похоронная процессия, рытьё могилы, собственно погребение (закалывание в землю), поминки. В них воспроизводятся также основные действующие лица и прочие составляющие погребального обряда: покойник (соломенная, тряпичная, глиняная и т.п. кукла, чучело; деревце, трава, веник, живой человек, исполняющий роль покойника; убитый зверёк, птица, насекомое; символический предмет — лента, шпилька, монета, букетик цветов); саван (рогожа, лоскут), гроб (корыто, ящик, коробка, носилки), могильная лопата (палка), могила (ямка), кладбище (огород, поле), поминальная еда. В Полесье во время засухи, чтобы вызвать дождь, ловили и убивали лягушку, обряжали её, т.е. заворачивали в какой-нибудь лоскут, клали в спичечный коробок, голосили по ней, как по покойнику: «Ой, жабка наша померла, ой, ой!» Причём нужно было по-настоящему плакать, лить слёзы. На Ровенщине хоронили рака: ловили рака, выкапывали ямку — «могилу», ставили над ней крестик, плели веночки и голосили: «Наш раченьку, да наш батеньку, да наш соколеньку, да як мы тебе хоронимо...». С той же целью вызывания дождя убивали ужа, гадюку или насекомое (медведку) и подвешивали на забор или на ветку, иногда поливали водой и т.д. В Калужской губернии «хоронили Масленицу»: делали из соломы большую куклу, надевали на неё рубаху и сарафан, на голову повязывали платок; женщины, одна из которых изображала попа с кадилом, вели её под руки по деревне, а затем сажали на носилки и накрывали пелёнкой. Пройдя до конца деревни, участники процессии раздевали куклу, разрывали её на части и разбрасывали солому; «поп» размахивал кадилом, кричал: «Аллилуйя!», а похоронная процессия пела песни.
Отпускание» священных предметов Старые, обветшалые Чуры, стоявшие на Капище, вышитые либо рисованные Свята и священную утварь принято не выбрасывать вместе с мусором, а хоронить — «отпускать» по воде или по огню, зарывать в землю, уносить в лес и т.д. Старые Чуры, изображающие Светлых Богов- Сварожичей, обычно кладут на Краду и совершают над ними обряд огненного погребения, как над людьми. Изображения Богинь (как правило, это не гоеподобные[70] Чуры, а вышитые Свята) обычно «отпускают» по воде или зарывают в землю. Литература Агапкина ТА. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. - М., 2002. Агапкина ТА. Этнографические связи календарных песен. — М., 2000. Азадовский М. Ленские причитания. — Чита, 1922. Афанасьев А.Н. Заметки о загробной жизни по славянским преданиям // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. Кн. 3. — М., 1861. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу,- М., 1865. Т.1; 1868. Т.2; 1869. Т.З. Байбурин А.К., Левинтон ГА. Похороны и свадьба // Исследования в области балто-славянкой духовной культуры: Погребальный обряд. — М., 1990. 70 Фаллоподобные. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. — А., 1990. Балов А. Сон и сновидения в народных верованиях. Из этнографических наблюдений, собранных в Ярославской губернии // Живая старина. Вып. 4, 1891. Белорусы // Народы и культуры. — М., 1998. Бурдин Е. Причитания по покойнику в Кунгурском уезде // Пермский сборник. Кн. 2. — М., 1860. Виноградова Л.Н. Мифологический аспект полесской русальной традиции // Славянский и балканский фольклор: Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. — М., 1986. Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифоритуальная традиция славян. — М., 2000. Виноградова Л.Н. Чтобы покойник не ходил: комплекс мер в составе погребального обряда // Истоки русской культуры (Археология и лингвистика): Тезисы докладов конференции. — М., 1993.
Власова М. Русские суеверия. — С-Пб., 1998. Генерозов Я. Русские народные представления о загробной жизни. — Саратов, 1883. Гнатюк В.М. Останки передхристиянського релгшного свпчэгляду наших предгав // Украшцг. Нар од Hi в1рування, пов1р'я, демонолопя. — Кшв, 1991. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. — М., 1997. Дерунов С. Материалы для народного снотолкователя. III. Ярославской губернии // Этнографическое обозрение. — М., 1898. № 1. Елеонская Е.Н. Представление «того света» в русской народной сказке Ц Этнографическое обозрение. - М., 1913. № 3-4. Живая старина. - М., 2000. № 1. Живая старина. — М., 2006. № 2. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. — М., 1991. Зеленин Д.К. Древнерусский языческий культ «заложных» покойников // Зеленин Д.К. Избранные труды: Статьи по духовной культуре. 1917- 1934. - М., 1999. Зеленин Д.К. К вопросу о русалках: Культ покойников, умерших неестественной смертью // Живая старина, 1912. Вып. 3-4. Зеленин Д.К. Народный обычай «греть покойников» // Сборник Харьковского историко-филологического общества. Т. 18. — Харьков, 1909. Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Вып. 1. Умершие неестественной смертью и русалки. - Пг., 1916. Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. — М., 1990. Круглый год // Сост. А. Ф. Некрылова. — М., 1989. Ляцкий Е. Болезнь и смерть по представлениям белорусов // Этнографическое обозрение. — М., 1892. № 2-3. Малаховская А. Наследие Бабы-Яги: Религиозные представления, отражённые в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX-XX вв. — С-Пб., 2006. Малиновский А. Похоронные причети в Перской вол. Устюженского у. Новгородской губ. // Живая старина, 1909. Вып. 1. Невская Л.Г. Балто-славянское причитание. — М., 1993. Никитина А.В. Русская демонология. — С-Пб., 2006. Пахаваннг Памшкг Галашэнш. — Мшск,1986. Плотникова А.А. Дух вон //Русская речь, № 4. — М., 1993. Плотникова А.А. Предметный код погребальной обрядности (вещи в гробу усопшего) // Истоки русской культуры. — М., 1994. Причитанья Северного края, собранные Е.В. Барсовым. - М., 1872. Т.1; 1882. Т.2; 1885. Т.З (Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. Ч. 3, 4). Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л., 1986. Романов Е. Опыт белорусского народного снотолкователя // Этнографическое обозрение. — М., 1889. № 3. Русские // Народы и культуры. — М., 1997. Русские плачи Карелии // Подг. текстов и примеч. Михайлова М.М. Вступит, ст. Виноградова Г. С. и Михайлова М.М. — Петрозаводск, 1940. Русские плачи (причитания) // Вступ. ст. Андреева Н.П. и Виноградова Г.С. Ред. текстов и примеч. Виноградова Г.С. — Д., 1937. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. — М., 1998. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. — М., 1981. Рязанская традиционная культура первой половины XX века. Шацкий этнодиалектный словарь. / Авт.-сост. Морозов И.А., Слепцова И.С., Гилярова Н.Н., Чижиков а А.Н. // Рязанский этнографический вестник № 28. — Рязань, 2001. Седакова О.А. Поминальные дни и статья Д.К. Зеленина «Древнерусский языческий культ заложных покойников» // Проблемы славянской этнографии. - Л., 1979. Седакова О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. — М., 2004.
Село Суйсарь: история, быт, культура. — Петрозаводск, 1997. Славянские древности: Этнолингвистический словарь // Под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 1. — М., 1995. Славянские древности: Этнолингвистический словарь // Под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 2. — М., 1999. Славянские древности: Этнолингвистический словарь // Под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 3. — М., 2004. Смирнов В.И. Народные похороны и причита- пия в Костромском крае // Второй этнографический сборник Костромского научного общества по изучению местного края. — Кострома, 1920. Смоленский музыкально-этнографический сборник. Т. 2. Похоронный обряд. Плачи и поминальные стихи. — М., 2003. Соболев А.Н. Загробный мир по древнерусским представлениям. — Сергиев Посад, 1913. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. — М., 1979. Соколова В.К. Об историко-этнографическом значении народной поэтической образности: Образ «свадьбы-смерти» в славянском фольклоре //Фольклор и этнография: Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. — Л., 1977. Суворовский А. Вопли Новгородской губернии Ц Этнографическое обозрение, 1907. № 3. Терновская О. А. Бабочка в народной демонологии славян: «душа-предок» и «демон» // Материалы к VI Международному конгрессу по изучению стран юго-восточной Европы. — М., 1989. Толстая С.М. Полесский народный календарь: Материалы к этнодиалектному словарю (Деды) // Славянское и балканское языкознание: Проблемы диалектологии. — М., 1986. Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. — М., 2003. Толстой Н.И. Переворачивание предметов в славянском погребальном обряде // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. — М., 1990. Толстые Н.И. и С.М. О жанре «обмирания» (посещения «того света») // Вторичные моделирующие системы. — Тарту, 1979. Топоров В.Н. Заметки о похоронной обрядности //Балто-славянские исследования. 1985. — М., 1987. Украинцы Ц Народы и культуры. — М., 2000. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. — М., 1982. Шайжин Н. С. Похоронные причитания Олонецкого края (новая запись) // Памятная книжка Олонецкой губ. на 1910 год. — Петрозаводск, 1910. Шайжин Н.С. Олонецкий фольклор. Похоронные причитания вопленицы Н.С. Богдановой // Памятная книжка Олонецкой губ. на 1911 год. — Петрозаводск, 1911. Шейн П.В. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, легендах и т.п. — С Пб., 1900. Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. — М., 1987.
Издания «Велесова Круга»: Влх. Богумил. Книга оберегов. — Обнинск, 2006. Влх. Богумил, влх. Велеслав. Малый Велесов Сонник. Короб снов. — М., 2005. Влх. Велеслав и др. Мара. — М., 2004. Влх. Велеслав и др. Ярило. — М., 2004. Влх. Велеслав. Вещий Словник. Славления Родных Богов. — М., 2005. Влх. Велеслав. Книга Мудрости Вещего (Из «Белой Книги»). — Обнинск-Москва, 2006. Влх. Велеслав. Кологод. — М., 2004. Влх. Велеслав. Книга Велесовых Сказов. Русские Веды: Голубиная Книга. — М., 2005. Влх. Велеслав. Обрядник. Кологод. — М., 2006. Влх. Велеслав. Шуйный Путь: Книга Нави. — Обнинск-Москва, 2006. Оллвл Роду! Вещие речения о смерти
«Аще кто умряше, творяху трызну надъ нимъ, и посемъ творяху краду велику, и възложахутъ и на краду мертвеца сожжаху, а посем собравши кости, вложаху въ судину малу и поставяху на столпе на путехъ, еже творятъ Вятичи и ныне». (Несторова летопись) 1. Человек умирает — вроде Солнышко за облака закатается: с Земли не видать, а на Небесах — как было. 2. Не можно Мару-Смерть накормить ни пиром, ни миром, ни добрыми людьми. 3. Егда выйдет душа из стенящих уст, возлетит она на Древо Живое, воспорхнёт по ветвям его — не поймаешь, не догонишь, обратно не воротишь. 4. По древлему обычаю славянскому, везут хоронить покойника не на телеге, а на санях, даже если сие приходится на летнюю пору. Ибо сани — земное отображение Месяца ясного, Ладьи Велесовой, на коей плывут по хлябям синим души не живых, но мёртвых, а тако же ещё не рождённых. Колёса же телеги — знаки Солнца Трисветлого, 5. жизнь дающего, Явь освещающего, а в Нави меркнущего, потому негоже их до Мары катить. 6. В доме усопшего, на окне, ставят посудину с чистой водой: «чтобы душа умершего обмылась». 7. Родные покойника не несут домовину на кладбище: «чтобы душа умершего не подумала, что они рады его смерти». 8. Негоже сородича на чужбине хоронить. О сём в народе говорят: «Кладбище — Родительское место. Хорошо лечь рядом с предками». 9. Справляют поминки в третины, в девятины, в полусороковины, в сороковины, в годовщину, а затем на Дедовы дни ежегодно. На поминки приносят Богам требы за покойного на Капище, совершают тризны на его могиле, поминают умершего за столом, с кутьёй, блинами и киселём (тремя непременными составляющими поминальной стравы). О поминках говорят: «Свято дело — помянуть трудника Родной Земли за общим столом». 10. Живых сородичей — уважай, а мёртвых — поминай. 11. От лона Живы до серпа Мары — и долог, и короток путь. Все по нему идут, а один другому не верит: всяк сам по себе его мерит. 12. Одного не знаю, другого не вижу, третьего не помню. О чём тут речь? О смерти, о возрасте и о рождении. 13. Кто делает — не для себя, кто покупает — тому не нужно, а кому нужно — тот не ведает. О чём тут речь? О домовине. 14. Стоит дуб без ветвия и без корения, и придёт к нему Некто без ног, и возьмёт его без рук, и зарежет его без ножа, и съест его без зубов. О чём тут речь? О человеке и Маре-Смерти. 15. На смерть, как и на Солнце, всеми глазами не взглянешь.
16. Речено: «Раньше срока смерть не зови, когда смерть придёт — её не гони, и никогда смерти не бойся». 17. Двум смертям не бывать, а одной не миновать. 18. Страхов много, а смерть одна. 19. Живущий по Прави — смерти не устрашится.
Слава Роду! [2004] Приметы о смерти
1. Аще приснится, что выпал зуб - к смерти близкого человека. Аще зуб выпал с кровью - умрёт кровный родственник. Это — одна из наиболее распространённых и наиболее живучих примет о смерти. Построена она на древнейших представлениях о связи зубов с членами семьи, а крови — с кровным родством. Подобная же примета связана и с приснившимся рассыпавшимся веником. Говорят, что обе приметы часто сбываются. Иногда объяснить это можно тем, что близкие знают и об этой примете, и о состоянии здоровья членов семьи. Подспудно готовя себя к кончине смертельно больного родственника, они и вызывают в сознании знакомый по рассказам образ. 2. Аще приснится, что сор из избы метёшь - к покойнику в доме. Как известно, сор, мусор (то есть всё отжившее) в народном сознании связывается с душами умерших. И ещё — с понятием своего целостного, домашнего мира, от которого при выметании отнимается какая-то часть. Особенно не желательно выметать мусор прямо на двор (на улицу) через порог. Другое дело — смести в кучку в избе, а потом сжечь. В то же время с мусором связаны и полностью противоположные приметы, запрещающие его сжигать. В любом случае мести мусор из избы через порог — запретное действие для хозяйки. Отсюда и переносный смысл: «Не выноси сор из избы», — то есть не болтай о том, что происходит в семье, не делай это достоянием всех. 3. Аще привидится во сне бревно, из стены вынутое - к покойнику. Корни приметы уходят в те времена, когда покойников выносили из дому не через дверь, а через окно или далее через специально прорубленное в стене отверстие, которое затем заделывали, чтобы душа умершего спокойно уходила в иной мир, не привлекаясь дорогой назад (как и до сих пор поступают с трудно умершими колдунами). С тех пор и сохранился обычай выносить покойника из дому ногами вперёд — чтобы он знал, куда его несут, но не помнил, откуда. В то же время, вынутое бревно, как и выпавший зуб, означает удаление кого-то одного из семьи. 4. Свежевырытую землю или яму в земле и свежие доски во сне увидел - кого-то скоро будешь хоронить. Эта примета основана на законе подобий: яма — могила, вырытая в земле, доски — гроб, сколоченный из свежих досок. Поскольку такое пояснение сна соответствует жизненным впечатлениям, оно и сохранилось до наших дней. 5. В старом доме новые окна рубить - к покойнику. Пояснение этого поверья в точности такое же, как и с вынутым бревном: поскольку в старину гроб выносили через окно, то и рубить новое окно — значит готовиться к выносу гроба. С бытовой же точки зрения в старом доме и в самом деле опасно рубить новое окно: можно сдвинуть несущие брёвна и вызвать обвал или перекос потолка. 6. Оставить весною на поле незасеянную полосу - к покойнику. Поскольку небогатые землепашцы старались использовать каждый клочок земли, ибо ртов в семье было много, то не засеять полосу — значило оставить один рот без хлеба, то есть обречь кого-то на голодную смерть. В бытовом смысле поверье требовало внимательнейшего отношения к земле под угрозой смерти кого-либо из близких. 7. Если в день похорон хороший, светлый день - умерший был хорошим человеком. Это поверье связано с древнейшим культом Солнца, Солнечного света. Мы — внуки Даждьбожии, потомки Солнцеликого Бога, и когда сородич наш уходит во срок свой в Ирийские Обители, дабы воссоединиться на закрадных Лугах Велесовых с родом небесным, Вышний Дед наш даёт нам знамения с небес, укрепляя так нашу веру в минуту расставания с отходящим сородичем. 8. Увидеть падающую звезду - к скорой смерти своей или близкого человека. Издревле в народе верили, что при рождении младенца на небе зажигается звезда и светит до тех пор, пока человек жив, а со смертью его — падает и гаснет. 9. Влетит птица в дом - к смерти кого-то из домочадцев. Согласно народным верованиям, птицы воплощают собой души умерших. Именно поэтому им скармливают крошки, приносят для них еду на могилы и т.д. С этим же связана и вера в залетевшую в дом птичку: душа прилетела предупредить семью о близкой смерти кого-то из домашних. В то же время существует и другое поверье: птица (иногда уточняют: голубь), влетевшая в светёлку девушки — к скорой свадьбе (ибо, выходя замуж, девушка умирает в своём роду, дабы затем возродиться женой в роду мужа). 10. Мыши одежду грызут - к смерти владельца одежды. Поверхностный смысл приметы таков: коль одежду изгрызли, то она уже не понадобится человеку; возможно, это знак: скоро умрёт. Но в этом поверье сокрыт и более глубокий смысл: как тело человека облекается в одежду, так его душа облекается в тело. Таким образом, одежда, порченная мышью (животным, которое народные верования связывают с Нижним миром — с Навью), образно означает плотское тело, сквозь прорехи в котором уже видна исходящая из него душа. 11. Собака в землю воет - к покойнику, в небо - к пожару. Собака — страж дома, и она чует приближение несчастья ещё до того, как оно произошло: будь то смерть кого-либо из домочадцев либо удар Перуновой молнии, сжигающей дом, в котором поселилась нечисть. Вообще, все животные в той или иной мере предчувствуют смерть заранее (по крайней мере, когда речь идёт о естественной, природной смерти, а не о насильственной, внезапной). Это связано с их способностью видеть и ощущать животоки природных сил, а также с их развитым обонянием. Человеческое тело за недолгое время до смерти по-иному ведёт себя: у него убывает жизненная сила, замедляется обмен веществ, изменяется запах и т.д. Многие врачи и те, кто по долгу службы наблюдал за больными и умирающими людьми, сами научились почти безошибочно определять, будет человек жить или нет. Животные же способны на это от рождения. (Однажды мне самому довелось видеть, как пёс, поджав хвост, сторонился хозяина, к которому ранее радостно бросался. Это было ранним вечером, а утром его хозяин умер. Кстати, всю ночь пёс действительно подвывал и жалобно скулил...) 12. Подушку на стол класть - к смерти близкого человека. На стол во время похорон кладут обмытого покойника (лучше, конечно, класть мёртвое тело на лавку — как это делали и в древности). Под голову ему кладут подушку. Так что взаимосвязь в данном случае прямая, и поверье основывается на законе подобий. Бытовой же смысл заключается в том, что нельзя использовать стол не по назначению. Есть ещё и другое толкование: стол — ладонь Божия, подающая пищу жизни, в то время как подушка — принадлежность сна (Дрёмы — младшего брата Мары- Смерти). Таким образом, кладя подушку на стол, мы тем самым бесчинно смешиваем Явь и Навь до положенного срока, открывая так врата мира Живых миру Мёртвых. 13. Гроб больше покойника - к другому покойнику. Поскольку гроб — домовина — образно сравнивается с домом и считается таковым для умершего, то лишнее место в нём издревле наводило на мысль о его предназначении для другого человека. 14. Если зеркало разбилось, надо его немедленно выбросить. Разбитое зеркало, с волховской точки зрения — наиболее опасный предмет в доме: оно являет собой образ нарушенного пространства, открытую границу между Явью — миром Живых, в котором живут домашние, и Навью — миром Мёртвых, где обитают призраки и души умерших. В отличие от целого зеркала, которое и само по себе является волховским предметом, посредством которого можно видеть мир Иной, разбитое показывает «двойника» разбитым, надломленным, навлекая тем самым на отражающегося в нём человека сильнейшую порчу. 15. Когда кто-либо в семье умирает, зеркала в доме завешивают, смотреть в них нельзя. Как уже было сказано, зеркало — это своего рода граница между миром Живых и миром Мёртвых. Считается, что все, кто отражался в зеркале, продолжают там жить. Если не закрыть зеркало, то душа покойного может заблудиться в нём и потом всё время будет возвращаться в дом. А умерший из-за этого может стать вурдалаком. 16. Прежде, чем гроб в могилу опустить, надо туда монетку бросить. Это делается по старинному поверью: покойному на «том свете» надо себе «место выкупить», иначе будет бродить неприкаянным. Иногда с тою же целью кладут деньги и в гроб. В данном случае мы видим явный отголосок древнейших обрядов, когда вместе с покойным на «тот свет» отправляли и вещи, которые могли бы ему пригодиться. (Несколько лет назад я сам наблюдал, как старушка-вдова передавала на «тот свет» запасное бельё и очки. Не догадавшись положить всё это в гроб мужа, она дождалась ещё одних похорон на той же улице и исправила свою оплошность. Испрашивая раз- ' решения у родных умершего, старушка объяснила, что попросил её об этом приснившийся покойный муж...) 17. На похоронах незамужней девушки надо раздавать подарки. В данном случае с похоронами совмещается и один из свадебных обрядов. По этой же причине нередко девушек хоронят в свадебном платье, поскольку они не успели выйти замуж на этом свете. 18. Дятел избу долбит - кто-то в семье умрёт. Раньше гроб (домовину) выдалбливали из цельного большого ствола, бревна. Отсюда, по чисто внешнему признаку, и примета: дятел выдалбливает домовину. Однако есть и другое толкование. Как известно, дятел долбит не живое дерево, но мёртвое, в котором завелись жуки-древоточцы. По славянским поверьям, дом — это живое существо; если же стену дома начинает долбить дятел, значит дом — «умер», а вслед за ним, возможно, умрёт и его хозяин (или кто-то из его семьи). 19. Пока покойник в доме, на окне надо держать чашку с водой. Считается, что душа покойного вылетает через окно, и ей тоже, прежде чем отправиться на «тот свет», надо обмыться. Эту воду так и называют — «на обмывку души». 20. Не переходи дорогу перед гробом. По поверьям, перейти дорогу похоронному шествию — принять на себя ту болезнь, от которой умер покойный. Для запугивания детей (чтобы они не бегали в это время по дороге) часто говорят, что если дорогу гробу перейти, то горб вырастет (мрачная игра слов: «гроб» — «горб»). Вообще, к похоронному шествию и покойнику следует относиться уважительно: с одной стороны, не гневить понапрасну душу умершего, а с другой — не мешать людям достойно совершить обряд проводов покойного. 21. Шесть седмиц после смерти прошло - пора «лесенки» из теста печь. Считается, что до шести седмиц (а точнее, до сороковин, или сорока дней по смерти человека) душа умершего находится в пределах земных (на Кромке меж Явью и Навью, откуда всё ещё может наблюдать за жизнью живых), а по истечении этого срока отправляется на Велесовы Луга — в Навь (различают Тёмную Навь, или обитель неприкаянных душ, и Светлую — Ирий Небесный, или обитель душ святых предков). Чтобы помочь душе умершего подняться выше — и выпекают «лесенки». Слава Роду! [2005] Знамения смерти
1. Знамения в Яви 1. Свеча упала или огонь погас при прощании с покойным — скоро другой покойник будет. 2. Сор при покойнике из дому вымести — всех за порог вынести. 3. Если гроб не в меру велик — быть ещё покойнику в доме. 4. Покойник глядит одним глазом — высматривает другого. 5. Ворон у окна каркает — к покойнику. 6. Ночной собачий вой — к покойнику в доме. 7. Если собака не ест остатки пищи после больного — он скоро умрёт. 8. Чур либо Свято с Божницы упадёт — к покойнику. 9. Стук в доме неизвестно отчего — предвещает чью-то смерть. 10. Половицы скрипят, и побелка с печи сыплется—к покойнику в доме. 11. Печь в избе разрушается, из печной трубы кирпичи выпадают — к покойнику в доме. 12. Старые угли на полу в избе рассыпались — к смерти кого-либо из домашних. 13. Сад поздно зацветает — к смерти хозяина. 14. Петухи во всю ночь поют — не к добру. 15. Галки и вороны сидят у дома и кричат утром — к большому худу. 16. Нетопырь (летучая мышь) залетает в избу — к беде. 17. Ласточка влетает в окно — тоже пророчит близкую смерть в доме. 18. Мыши съели весь хлеб в доме или одежду прогрызли — к смерти. 19. Из погребальной Крады выскочил уголёк и обжёг кого-либо из присутствующих на погребении — к болезни или смерти оного. 20. Наяву видишь умерших — скоро за ними вслед уйдёшь.
2. Знамения в Нави (во сне) [71] 1. Видеть во сне баню — к худу, получишь весть о смерти знакомого. Видеть пляшущих людей в бане — к болезни, одержимости Трясовицами[72]. 2. Во сне бельё стирать — к болезни либо к смерти. 3. Срубить берёзу во сне — к смерти женщины. 4. Старуха видит во сне себя беременной — к смерти. 5. Ребёнку во сне бороду видеть — к безвременной смерти. 6. Бриться во сне — к худу, к смерти дальнего родственника. Брить кого-либо — к смерти оного. 7. Рвать во сне цветы васильки — к смерти близкого человека. 8. Велеса либо Мару во сне видеть — мудрому благо, иному смерть. 9. Венок во сне плести — к смерти близкого. 10. Во сне с вербы упасть — смерть. 11. В грязную, мутную воду во сне войти — к смерти. Купаться в мутной реке — к смерти кого- либо из родственников. Во сне в воду глядеть — к похоронам. 12. Чёрный ворон снится — к худу, к смерти. Каркает ворон во сне — к явлению умершего (либо ворон криком своим от умершего весть подаёт). Вороны раскричались во сне — к худым вестям. Много ворон во сне над домом кружит — к похоронам. 13. Во сне ворота горят — к смерти хозяина или кого-либо из домочадцев. 14. Женщине в летах снится, что выходит замуж за молодого — к болезни и смерти. Зрелому мужу жениться во сне на молодой — тако же. [1]5. Ослепнуть или окриветь во сне — к болезни или смерти детей. 16. Сырая говядина снится — худые вести либо письмо о смерти родственника получишь. 17. Горшок разбить во сне — иногда оберег, к добру; иногда же к смерти. 18. Открытый гроб либо разрытую могилу во сне увидеть — к смерти. 19. Рвать с дерева и есть зелёные груши — к худу, к смерти. 20. Во сне гул с Небес слышать — то смерти неумолимой знак. 21. Гуси кричат во сне — возможно, к смерти. 22. Девочка снится — к убытку, к смерти в семье. 23. Сухое дерево больному снится — к смерти. Сухое дерево рядом с домом видеть во сне — к скорым похоронам у родни. 24. Больному во сне долг уплатить — к смерти тако же. 25. Дом родной снится — возможно, к смерти. Тако же: дом без окон и без дверей видеть, переехать в новый дом, в доме стены белить или обмазывать глиной — то сны, предвещающие смерть. 26. Дрова во сне видеть — к сухоте, к смерти. 27. Дуб во сне срубить — к смерти мужчины в семье. Коли молодой дуб —• к смерти сына, коли старый — мужа или отца. 28. Во сне безумным сделаться — мудрому к мудрости, иному же к смерти. 29. Дым чёрный очи во сне застит — мудрому к прозрению, иному же к смерти. 30. Во сне вымести из избы жабу, заскочившую внутрь дома — к смерти кого-либо из домочадцев. 31. Жёлудь во сне сорвать с дуба либо подобрать упавший — к смерти, женщине же к скорой беременности. 32. Молчаливая женщина во всём белом либо во всём чёрном снится — к смерти. 33. Жертвенник во сне сокрушить — к скорой смерти. 34. Видеть во сне, как косари косят жито — то смерти верный знак. 35. Затмение Солнца во сне видеть — к убытку, смерти, болезни близкого человека. Для жены — к смерти мужа. 36. Затылок свой во сне увидеть — к смерти кого- то из родни. 37. Пылающую либо хвостатую звезду[73] в небе во сне увидеть — к смерти друга. 38. Вечерний звон с колокольни во сне услышать — к худым вестям, к смерти. 39. Землю во сне нюхать — чуять приближение смерти. Кто землю во сне копает либо пашет — возможно, скоро умрёт. Землю аршином мерить — к скорым похоронам. 40. Зеркало во сне разбить — к смерти (особенно для болящего). Смотреться во сне в зеркало и не видеть своего отражения — мудрому к прозрению, иному (особенно болящему) к смерти. 41. Потерять золото во сне — к убытку, к смерти родного человека. 42. Если зуб во сне выпал сам — к смерти. Если часто такое снится — дети твои недолговечны. Если зубы твои во сне из воска — то скорую смерть твою предвещает (особенно для старика). 43. Имя своё во сне слышать — возможно, к смерти. Во сне умершие тебя по имени кличут — к себе зовут. 44. Во сне кабана (либо борова) гнать за ограду—к смерти. 45. О камень во сне споткнуться — неудача или смерть. 46. Капусту во сне видеть — к болезням, хлопотам из-за женщин, смерти. 47. Коровай во сне видеть — к скорой свадьбе (для девушки) либо к смерти. 48. Дежу (квашню) во сне пустую видеть — к потерям, к бедности. Рассохшуюся, лопнувшую, разбитую дежу видеть — к смерти. 49. По кладбищу либо по курганам во сне ходить — к вести от предков либо к смерти. 50. Ключ во сне потерять — к смерти кого-то из близких. 51. Видеть во сне, как белая кобыла ожеребилась — к смерти либо к одержимости навьими духами. 52. Кольцо во сне потерять — убыток, расставание, смерть супруга. Иногда — супружеская измена. 53. Конопель (коноплю) во сне замачивать — к болезни и смерти. 54. Коня во сне чёрного либо белого видеть, либо скакать на нём по полю — к смерти. На сивом коне во сне по полю ехать — торить путь на Велесовы луга (на тот свет). 55. Женщине искать во сне потерянного коня — переживать горе после смерти мужа. 56. Корабль либо лодью во сне видеть — к смерти (особенно Велесову Лодью — для больного). 57. Корову во сне резать — к смерти, к рёву (оплакиванию умершего). Выгонять за ограду чёрную корову — тако же к смерти. Корова во сне со двора пошла — к покойнику в том дворе. 58. Коршуна во сне видеть, жертву терзающего—к смерти. 59. Косу во сне видеть либо самому траву косить — к смерти. 60. Кровь во сне видеть — возможно, к смерти. Если кровь ярко-красная, густая — к смерти близких родственников; если жидкая, как бы разбавленная слюной — то дальних. 61. Порушенную либо сорванную крышу во сне видеть — к смерти больного. 62. Крюк во сне видеть — неожиданная смерть. 63. Лапти худые во сне видеть — к долгой дороге либо к смерти. 64. Ласточку во сне убить — к смерти близкого человека. 65. Лёд во сне видеть — к опасности, возможно, к смерти. 66. Лес рубить — воину врагов одолеть, прочим же к смерти. Заблудиться во сне в лесу — к несчастью. 67. Летать во сне — больному к выздоровлению либо к смерти. 68. Опрокинутую лодку во сне видеть, либо самому из лодки в воду пасть — к смерти. 69. Лопату во сне видеть — к погребению, к смерти. 70. По скошенному лугу во сне идти — на Велесовы луга дорогу найти. 71. Лук во сне сломать — к неудаче, к смерти. 72. Мак с опавшим цветом во сне видеть — к смерти. 73. Мёд во сне видеть и есть его — возможно, к смерти. Пасеку во сне видеть — возможно, быть приглашённым вскоре на богатые похороны. 74. Встретиться во сне с медведем — мудрому благословение Велесово, иным же страх смертный. 75. Заход Месяца во сне видеть — к смерти. Если на небе во сне видится сразу и молодой, и старый Месяц — то к смерти. 76. Ветви можжевельника во сне видеть и нюхать их — к смерти. 77. Молиться во сне Богам, отбивая земные поклоны, а тако же по предкам тризну творить — возможно, к смерти. 78. Молоко во сне пролить — к смерти жены (для женатого) или кого-либо из детей. 79. По мосту во сне идти да не перейти никак — к смерти. Калинов мост во сне видеть — мудрым к прозрению, иным к смерти. 80. Муку житную во сне видеть — к смерти соседа. 81. Во сне мусор из избы выметать — к смерти, к расставанию с кем-то из близких, к разорению. 82. Мышь во сне добро точит (грызёт) — к болезни либо к смерти того, чьё добро. 83. Мясник с топором снится — опасность, смерть. 84. Мясо сырое во сне есть — больному смерть. 85. Навоз во сне со двора вывозить — покойника повезут. Слышать во сне, как другие навоз вывозят — получить скоро вести о похоронах у знакомых. 86. Расспрашивать немого во сне — то смерти знамение. 87. Нищий бродяга во сне в дом зашёл — к смерти кого-либо из домочадцев. 88. Вырванный ноготь снится — к смерти. 89. Носа во сне лишиться — к мужскому бесплодию либо к смерти. 90. Сломать оберег во сне — горе, смерть. 91. Окуривать во сне травами дом, деревню — к моровому поветрию. 92. Женщине во сне обувь потерять и не найти — к смерти мужа. 93. Во сне подошва у обуви отвалилась — смерть кого-то из родни. 94. Овраг, ров или яму глубокую во сне видеть — к смерти. Падать в яму во сне самому — тако же. 95. Овец стриженых во сне видеть — к разорению, возможно, к смерти. Овец со двора гнать — к смерти кого-либо из домочадцев. 96. Во сне в озеро упасть с обрыва — к смерти. 97. Лететь во сне на спине орла — мудрому к прозрению, иному к смерти. 98. Из острога, тюрьмы во сне выйти — к смерти. 99. Отрезанный палец во сне видеть — к смерти друга. 100. Пень во сне видеть — к смерти. 101. Печь разобранную во сне видеть — к смерти кого-нибудь из домочадцев, из старших родственников, из близкой родни. 102. Женщине во сне чёрным либо белым платком голову накрывать — к смерти мужа. 103. Погреб во сне видеть — погребение, смерть. Упасть в него самому — тако же. 104. Снится пожар в доме — к разорению либо к смерти. 105. Покойников во сне видеть — к смерти, к перемене погоды, помянуть их надобно. Мёртвых видеть как живых — к долголетию. Дарить что-либо умершим — к потере. Умершую мать во сне видеть — к большому горю. Покойник за собой зовёт, за руку ведёт — скоро за ним пойдёшь. 106. Пол в избе мыть во сне или перестилать его заново — к болезни, к смерти. 107. Полотно во сне белить — к смерти. 108. Во сне постель твоя горит — к скорой смерти. 109. Потолочина во сне вывалилась либо матица в избе переломилась — к смерти в сём дому. ПО. Похоронные песни петь во сне — к смерти кого-то из знакомых. Видеть во сне собственные похороны — к долголетию. 111. Пировать во сне — возможно, к скорым похоронам. 112. Рвать или резать пряжу во сне — к смерти. 113. Птица во сне на голову сядет — к смерти. Нагадит на голову же — к приобретению, а мудрым к прозрению. 114. Пуп свой во сне видеть — к смерти кого-то из родни. 115. Пчёлы во сне в доме летают — к смерти. Роятся — к свадьбе. Укусят — к беременности (для женщины). Оставляют свой улей — к отделению родственника или к его скорой смерти. 116. Пасть в придорожную пыль во сне — к болезни или к смерти. 117. Пьяным кого-либо видеть, вином его угощать — возможно, к смерти. Мудрому же — к прозрению. 118. Радугу во сне подле себя видеть, идти по ней как по мосту — предвестие скорой смерти.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.178.37 (0.209 с.) |