После июля 1954 использовался как учебное судно. Из состава военно-морского флота исключен в 1956 году. Якоря и зенитные орудия, снятые с линкора, установлены в парке города кронштадт. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

После июля 1954 использовался как учебное судно. Из состава военно-морского флота исключен в 1956 году. Якоря и зенитные орудия, снятые с линкора, установлены в парке города кронштадт.



Начало работы над проектом линейного корабля типа "Севастополь" напрямую связано с поражением Русского Императорского флота в морских сражениях русско - японской войны 1904 - 1906 гг., в которых Россия потеряла практически все броненосцы Балтийского флота и Сибирской флотилии. Итоги этой войны на море показали полную бесперспективность дальнейшего совершенствования существующих типов эскадренных броненосцев. Первыми эти итоги учли в своей судостроительной программе англичане, введя в строй в 1907 г. боевой корабль "Дредноут", ставшим прототипом для нового класса кораблей, получивших в России наименование "Линейный корабль". В рамках "Малой судостроительной программы" в 1906 г. в России был объявлен конкурс на создание лучшего проекта линейного корабля типа "Дредноут" для Балтийского флота, в котором приняли участие 21 зарубежная судостроительная компания, 6 русских заводов, а также частные лица. Лучшим был признан проект немецкой фирмы "Блом унд Фосс", однако по политическим причинам был выбран проект Балтийского судостроительного завода (г. Санкт-Петербург), созданного под руководством профессора Морской академии И.Г. Бубнова и известного инженера - кораблестроителя А.Н. Крылова. Главной особенностью проекта являлось состав и размещение вооружения. Корабли предполагалось вооружать новым 12 дм (305 мм) корабельным орудием с длиной ствола в 52 калибра Обуховского завода (г. Санкт-Петербург). Орудия размещались по три в броневой башне, спроектированной на Петербургском металлическом заводе. На каждом линкоре предусматривалось установка четырех таких башен. Для повышения остойчивости бронирование распространялось на максимальную площадь надводной части. Недостатком проекта считалось малая толщина брони. Корабли оснащались паротурбинной силовой установкой. 3 июня 1909 г. на Балтийском заводе была произведена закладка линейных кораблей "Севастополь" и "Петропавловск", а 16 июня на Новоадмиралтейском заводе были заложены линкоры "Гангут" и "Полтава". Боевая служба кораблей продолжалась до середины 50-х годов.

Линейный корабль "Севастополь" был заложен на Балтийском заводе 3 июня 1909 г. Спущен на воду 16 июня 1911 г., введен в состав Балтийского флота в ноябре 1914 г. В составе 1 бригады линейных кораблей Балтийского флота, базирующейся на военно-морскую базу (ВМБ) Гельсингфорс (Хельсинки), принял участие в 1 мировой войне. Летом 1915 г. в составе бригады осуществлял патрулирование и оборону центральной позиции флота. В августе того же года обеспечивал постановку минных заграждений в Ирбенском проливе. 12 марта 1918 г. в составе 1 отряда кораблей Балтийского флота совершил переход и стал базироваться на ВМБ Кронштадт. На стороне красных принял участие в гражданской войне, в частности артиллерийским огнем поддерживал сухопутные части в период обороны Петрограда в 1919 г. В марте 1921 г. команда линейного корабля приняла участие в антибольшевистском восстании, известном в историографии как Кронштадтский мятеж, в ходе которого "Севастополь" обстреливал укрепления форта "Красная горка" и позиции частей РККА в районе городов Ораниенбаум, Сестрорецк и железнодорожных станций на северном побережье Финского залива. Всего за время боевой деятельности в ходе восстания линкором было израсходовано 375 305 мм и 875 120 мм выстрелов. После подавления восстания корабль был переименован и стал называться "Парижская коммуна". В 1925 году принял участие в военно-морском походе в Кильскую бухту. В 1929 г. совершил переход на Черное море, где после частичной модернизации стал флагманом Черноморского флота, на котором после мировой и гражданской войн не оставалось ни одного линейного корабля. 5 ноября 1933 г. на Севастопольском морском заводе (завод № 4103) начались капитальный ремонт и модернизация линкора, которые проводились по проекту модернизации линейного корабля "Гангут" ("Октябрьская революция"). В ходе проведенных работ были усовершенствованы силовая установка, система управления огнем, навигационная аппаратура, аппаратура связи, зенитная артиллерия, были изменены обводы корпуса и надстроек, были демонтированы авиационная катапульта и минно-торпедное вооружение. 18 февраля 1938 г. "Севастополь" ("Парижская коммуна") был вновь введен в состав Черноморского флота в качестве флагмана. С февраля 1940 г. по апрель 1941 г. проведена очередная модернизация корабля, в ходе которой совершенствовалась силовая установка и система ПВО линкора, корабль лишился авиационного вооружения. Принял участие в Великой Отечественной войне. В 1941 г. стал базироваться на порт Поти. В том же году участвовал в боевых действиях по обороне Севастополя в ходе которой артиллерийским огнем флагмана были уничтожены 13 танков, 8 артиллерийских орудий, около 40 автомобилей и до двух рот пехоты. В январе 1942 г. "Севастополь" ("Парижская коммуна") поддерживал боевые действия частей 44 общевойсковой армии на крымском побережье, в ходе которой было израсходовано 168 305 мм снарядов. В марте того же года в сопровождении эскадренных миноносцев "Желязняков", "Бойкий" и лидера "Ташкент" произвел два огневых налета по укреплениям противника в районе г. Керчь израсходовав до 300 305 мм выстрелов. 31 мая 1945 г. линейному кораблю было восстановлено исконное наименование "Севастополь". В ноябре 1944 г. линкор под флагом командующего Черноморского флота адмирала Октябрьского совершил переход в Севастополь. За период войны корабль совершил 15 боевых походов, 10 артиллерийских стрельб по позициям противника, отразил 21 налет авиации противника. 8 июля 1945 г. "Севастополь" за боевые отличия был награжден орденом Красного Знамени. В 1953 г. был переформирован в учебный линкор. В 1956 г. выведен из состава флота и передан Севастопольской базе Главчермета для демонтирования.

Линейный корабль "Гангут" был заложен 16 июня 1909 г. на Новоадмиралтейском заводе (г. Санкт-Петербург). 24 сентября 1911 г. спущен на воду, 21 октября 1914 г. введен в состав Балтийского флота. В числе кораблей 1 бригады линейных кораблей базировался на ВМБ Гелсингфорс. Принимал участие в боевых действиях на море в 1 мировую войну. В первой половине 1915 г. линкор обеспечивал постановку минных заграждений. Со второй половины 1915 г. до окончания войны "Гангут" боевые действия не вел, оставаясь на стоянке в базе. 19 октября 1915 г. команда линейного корабля выразила протест против присутствия на корабле офицеров с немецкими фамилиями. В марте 1918 г. линкор в составе 2 бригады линейных кораблей совершил переход в ВМБ Кронштадт. 9 ноября того же года "Гангут перешел в порт Петрограда для постановки на консервацию. Матросы корабля приняли участие в гражданской войне на стороне красных в составе 1 Северного летучего отряда моряков Балтийского флота. 27 июня 1925 г. линкору было присвоено наименование "Октябрьская революция". 23 июля 1926 г. на корабле был поднят военно-морской флаг и "Гангут" ("Октябрьская революция") был включен в состав морских сил Балтийского флота. 12 сентября 1931 г. корабль прибыл к стенке Балтийского завода (завод № С-1102) для капитального ремонта и модернизации. Модернизацию линейного корабля было решено проводить с перерывами на летний период, в который корабль принимал участие в боевой подготовке надводных сил Балтийского флота. Работы продолжались до 4 августа 1934 г. В первую очередь модернизации подверглась силовая установка. Прежние 25 паровых котлов со смешанным отоплением были заменены 12 котлами с нефтяным отоплением, которые разместили в шести котельных отделениях. Были демонтированы не оправдавшие себя турбины крейсерского хода. В результате осуществленных мероприятий мощность на валах гребных винтов возросла с 42 000 до 57 500 л.с. при этом дальность плавания экономическим ходом составила 2500 миль. При испытаниях в 1934 г. на мерной миле "Гангут ("Октябрьская революция") при максимальной мощности механизмов силовой группы и водоизмещении в 25 100 т показал ход в 22,87 узлов. Для повышения мореходности на корабле переделали носовую часть. Линкор получил полубак с новыми клюзами и волноломами. В районе новой надстройки был снят 76 мм броневой пояс, общая длина судна достигла 184, 85 м, а высота борта в носовом перпендикуляре - 15,76 м. Была изменена конструкция основания фок-мачты, что позволило оборудовать там ряд новых помещений, для чего использовали элементы надстройки с линейного корабля "Полтава" (Михаил Фрунзе"). В связи с сокращением объемом занимаемого силовой установкой, в носовой части были оборудованы дополнительные посты и 23 каюты на 36 мест. В рамках модернизации системы управления огнем корабль получил два поста КДП-2-6 и четыре КДП-2-4. Была смонтирована система центральной наводки "Каземат" обр. 1929 г., а прежняя (Гейслера) осталась в качестве запасной. По проекту модернизации линкор получил шесть 76,2 мм зенитных орудий системы Лендера (установленных по три на концевых башнях), и четыре 45 мм зенитных полуавтомата 21-К, впоследствии замененные на 37 мм 11-К, а также четыре счетверенные 7,62 мм зенитные пулеметные установки. Управление зенитным огнем осуществлялось с помощью двух дальномеров. Для спуска на воду гидросамолетов и катеров "Гангут" ("Октябрьская революция") получил два универсальных 20 т крана. Во время летней кампании 1935 г. корабль сел на мель в районе Демонстейской банки, в связи с чем прошел в течении 55 дней внеплановый ремонт. В феврале 1940 г. корабль прошел очередную модернизацию. На линкоре заменили четвертую часть водогрейных трубок в котлах. 76,2 мм зенитные орудия системы Лендера были заменены 76,2 мм зенитными установками 34-К. Были смонтированы носовой и кормовой посты управления зенитным огнем оборудованные импортными ПУАЗО "Вест-5". Кроме того, весной 1941 г. на кормовых срезах были установлены две 76,2 мм зенитные установки, для чего были размонтированы две казематные 120 мм артиллерийские установки и новые крупнокалиберные зенитные пулеметные установки. После присоединения прибалтийских республик корабль стал базироваться на ВМБ Талин. "Гангут" ("Октябрьская революция") в 1940 г. принял участие в советско-финской войне, в ходе которой линкор обстреливал позиции противника на островах Финского залива и на приморском плацдарме, оказывал артиллерийскую поддержку наступающим сухопутным войскам. С началом Великой Отечественной войны летом 1941 г. линкор совершил переход из Талина в ВМБ Кронштадт, а затем и в Ленинград. "Гангут"("Октябрьская революция") принимал активное участие в обороне города. В 1944 г. осуществил артиллерийскую поддержку сухопутных частей Ленинградского фронта в ходе Красносельско - Ропшинской и Выборгской наступательных операций. 22 июля 1944 г. за боевые отличия линейный корабль был награжден орденом Красного Знамени. За годы войны линкор израсходовал 1140 305 мм снарядов, уничтожив десятки танков, бронемашин, артиллерийских орудий и укрепленных позиций противника. Огнем зенитной артиллерии корабля было сбито 13 и повреждено 3 немецких самолетов. В июле 1954 г. корабль был переформирован в учебный линкор. В 1956 г. "Гангут" (Октябрьская революция") был исключен из состава Балтийского флота и в 1957 г. передан на базу Главчермета для демонтирования.

Линейный корабль "Петропавловск" был заложен на Балтийском заводе 3 июня 1909 г. Спущен на воду 27 августа 1911 г. Введен в состав Балтийского флота 20 декабря 1914 г. Во время 1 мировой войны базировался на ВМБ Гельсингфорс в составе 1 бригады линейных кораблей. В ходе боевых действий на море линкор принимал участие в обороне центральной позиции флота и в обеспечении постановки минных заграждений, в т. ч. и в Ирбенском проливе. В марте 1918 г. корабль совершил переход в ВМБ Кронштадт. Участвовал в гражданской войне на стороне красных. В частности летом 1919 г. участвовал в подавлении мятежа форта "Красная горка" и береговой батареи "Серая лошадь". В марте 1921 команда "Петропавловска" приняла участие в антибольшевистском восстании в Кронштадте. После подавления восстания части экипажа удалось бежать на территорию Финляндии. 31 марта 1921 г. был переименован в "Марат". Осенью 1928 г. корабль был направлен на Балтийский завод для капитального ремонта и модернизации. Работы продолжались до 6 июня 1931 г. Модернизация проводилась по проекту сходному с проектом модернизации линейного корабля "Гангут" ("Октябрьская революция") (см.) и затронула силовую установку, систему управления огнем, зенитную артиллерию, конструкцию корпуса и надстроек. В июне 1931 г. линкор был введен в состав морских сил Балтийского флота. 7 августа 1933 г. в результате затяжного выстрела была выведена из строя 2 орудийная башня. Угроза взрыва боекомплекта была предотвращена затоплением погребов башни, при этом погиб весь расчет башни (68 человек). Последствия аварии были устранены к середине октября 1933 г. 25 июля 1935 г. произошло столкновение "Петропавловска" ("Марата") с подводной лодкой "Рысь" (Б-3), в результате которого лодка и ее команда погибли. С 10 мая по 5 июня 1937 г. корабль совершил переход в Великобританию для участия в военно-морском параде по случаю коронации короля Георга VI. В период 1938 -1941 гг. проводилась частная модернизация силовой установки, навигационной аппаратуры, аппаратуры связи и зенитного вооружения корабля в объеме применительно к мероприятиям проводимым в тот же период на "Гангуте" ("Октябрьская революция"). В 1939-1940 гг. на линкоре производились испытательские работы с целью отработки технических решений для строящихся новых линейных кораблей типа "Советский Союз". Корабль принял участие в советско-финской войне, в ходе которой артиллерийским огнем разрушал укрепленные позиции противника на островах Финского залива. Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Ленинграда. 23 сентября 1941 г. в результате авиационного налета линкор был серьезно поврежден. В носовую часть корабля попали две 500 кг бомбы, сброшенные с пикирующего бомбардировщика Ю-87. Первая орудийная башня главного калибра была выведена из строя, носовая часть корабля была полностью разрушена. Линейный корабль потерял ход и сел на грунт. До конца блокады Ленинграда линкор использовался в качестве неподвижной огневой точки. 31 мая 1943 г. кораблю было возвращено исконное наименование "Петропавловск". 28 ноября 1950 года линейный корабль был переформирован в несамоходный учебный артиллерийский корабль, при этом получил наименование "Волхов". В 1953 г. судно было передано на предприятие Главчермета для демонтирования.

Линейный корабль "Полтава" был заложен 16 июня 1909 г. на Новоадмиралтейском заводе. Спущен на воду 27 июня 1911 г. Введен в состав Балтийского флота 4 декабря 1914 г. Линкор вошел в состав 1 бригады линейных кораблей и базировался на ВМБ Гельсингфорс. В период 1 мировой войны в составе бригады участвовал в обороне и патрулировании центральной позиции флота и обеспечивал постановку минных заграждений. В марте 1918 г. совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. 24 ноября 1919 г. в по вине вахтенной смены в носовом котельном отделении возникло сильное возгорание, в результате которого полностью выгорел центральный пост управления артиллерийским огнем. В условиях гражданской войны, упадка экономики и общей неразберихи было решено корабль не восстанавливать, его вооружение, аппаратуру, узлы и механизмы использовать для ремонта трех однотипных линейных кораблей. 2 сентября 1924 г. с "Полтавы" были демонтированы остатки вооружения. 7 января 1926 г. корабль был переименован и получил новое наименование "Фрунзе". В начале 20-х годов рассматривалось множество проектов восстановления линкора, в т.ч. в качестве авианосца с последующим его использования на Черном море. В июне 1925 г. было принято решение восстановить корабль в прежнем качестве, были выделены средства и начались работы подготовительного цикла, но 26 февраля 1926 г. комиссия под председательством замнаркомвоенмора И.С. Уншлихта признала невозможным восстановление линкора в течении ближайших двух лет. 5 августа 1927 г. принимается решение продолжить работы по восстановлению корабля, однако за недостатком средств 17 декабря 1928 г. по указанию Совета труда и обороны (СТО) работы были прекращены. Советский ВМФ крайне нуждался в линейных кораблях, поэтому 7 октября 1930 г. был подписан приказ о подготовке технического задания на восстановление "Полтавы" ("Фрунзе") в трех вариантах:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.009 с.)