Работа с учебником (учебным пособием) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с учебником (учебным пособием)



Необходимо помнить, что работа с учебником – только начальный этап изучения дисциплины.

1) Учебник ориентирует в основных понятиях и категориях дисциплины, даёт частичные сведения об истории их возникновения и включения в научный оборот.

1. Учебник очерчивает круг обязательных знаний по предмету, не претендуя на раскрытие и подробное доказательство логики их происхождения.

2. Учебник предназначен не для заучивания, а для ориентации в проблемном поле учебной дисциплины. Из-за краткости изложения в учебнике иногда может оказаться непонятным тот или иной раздел или пункт.

3. Отдельные пункты и даже разделы учебной программы могут отсутствовать в тексте учебника.

Особенностью изучения литературы по юридическим наукам является необходимость «сверки» нормативного материала на предмет изменений и дополнений. В связи с отмеченным необходимо обращаться к базам справочных правовых систем. На пример «КонсультантПлюс».

Чтение учебника может быть сплошным и выборочным (чтение отдельных глав или разделов). Чтение должно быть вдумчивым, внимательным, при чтении не следует торопиться.

При чтении могут встретиться непонятные слова, термины и определения. В этих случаях следует обратиться к справочнику или соответствующему словарю. Не следует при чтении пропускать сноски и примечания, т.к. в них разъясняются отдельные места, дополняются сжато изложенные в тексте положения.

При чтении необходимо выделить основную мысль, представить прочитанное как единое целое. Это легче сделать, если студент при чтении каждого параграфа (раздела) сам себе ответит на вопросы, о чем говорится в данной части текста, чем сказанное подтверждается или поясняется.

Работа с рекомендованной дополнительной учебной и научной литературой одна из важных частей самостоятельной учебы студента, которая обеспечивает глубокое и прочное усвоение материала по юриспруденции.

4. Самостоятельное изучение и конспектирование рекомендованной литературы обычно приводит к знанию ответов на все вопросы, выносимые на экзамен.

5. Чтение и конспектирование литературы осуществляется не по принципу «книга за книгой», а «вопрос за вопросом» в соответствии с программой курса, при этом выделяются различные подходы к освещению одного и того же вопроса у различных авторов.

6. Изучение научной литературы должно сопровождаться поиском и фиксацией примеров, иллюстрирующих то или иное теоретическое положение.

7. При изучении дополнительной научной литературы особое внимание нужно уделить проработке проблемно ориентированных заданий семинарских (практических) занятий, включенных в программу и/или в текст учебника или пособия.

Заключительным этапом изучения учебника, книги или статьи является запись, конспектирование прочитанного. Конспект позволяет быстро восстановить в памяти содержание прочитанной книги. Кроме того, процесс конспектирования организует мысль, которая побуждает читающего к обдумыванию полученной информации, к активному мышлению, улучшает качество усвоения и запоминания. Запись способствует выработке умения ясно, чётко и лаконично формулировать и излагать мысль. Запись следует вести сжато и обязательно своими словами.

Существуют три основные формы записи прочитанного: план, тезисы, конспект.

План – самая короткая форма записи прочитанного. Различают план простой и развёрнутый. Простой план включает перечень заголовков или вопросов, о которых говорится в главе (параграфе или статье), расположенных в том же порядке, что и в книге. Развёрнутый план - это такой план, в котором каждый вопрос разбит на подвопросы.

Тезисы представляют собой запись основных положений и идей, изложенных в книге или статье, и являются более полным раскрытием плана.

Конспект – это сжатое логически связанное изложение прочитанного материала. В содержании конспекта излагаются не только главные положения книги, но и аргументы (цифры, примеры, таблицы и т.д.).

Таким образом, самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий, и она в значительной мере определяет успех обучения в ВУЗе. Выполнение самостоятельной работы способствует приобретению глубоких и прочных знаний по юриспруденции, вырабатывает умение ориентироваться в огромном потоке информации и дает навыки работы с учебной и научной литературой. Самостоятельная работа приучает студента делать обобщения и выводы, способствует выработке умения логично излагать изучаемый материал, формирует у обучающихся творческий подход, способность использовать полученные знания для разнообразных практических задач, развивает самостоятельность в принятии решений.

Поиск литературы можно осуществлять по электронным каталогам сайтов известных в России библиотек (перечень см. в Рабочей программе дисциплины). В свою очередь, тексты нормативных правовых актов, а также материалов судебной практики, которые рекомендуются в Рабочей программе дисциплины, следует проверять на сайте http://www.pravo.gov.ru/ (официальный Интернет-портал правовой информации), а также на сайте «Консультанта Плюс».

Контрольная работа

Рекомендации по подготовке

Контрольнаяработавыполняется по одному из приводимых ниже вариантов.

Цель контрольного задания - закрепление теоретических знаний по отдельным темам курса, приобретение навыков самостоятельной работы с источниками, учебной и дополнительной литературой, выработка умения применять полученные теоретические знания для решения конкретных практических задач и обосновывать принимаемые решения. Все выполняемые практические задания должны быть аргументированы.

Оформление, представление и проверка контрольной работы

Контрольную работу следует выполнять по одному из приведенных вариантов. Студенты, фамилии которых начинаются с букв "А" до "Г", выполняют вариант І, от "Д" до "И" - II, от "К" до "П" - III, от "Р" до "У" - ІV, от "Ф" до "Ц" – V, от "Ч" до "Я" – VI. Запись условий задания по соответствующему варианту является обязательным.

Контрольная работа, подготовленная и оформленная в соответствии с требованиями, представляется на кафедру не позднее, чем за две недели до начала экзаменационной сессии. Факт представления контрольной работы фиксируется в журнале учета на кафедре: на титульном листе проставляется номер и дата представления работы (при условии соответствия темы или варианта представленной работы теме или варианту, закрепленному за студентом), после чего работа передается для проверки преподавателю.

Непредставление студентом контрольной работы является основанием для недопуска его к экзамену по соответствующей дисциплине.

В случае несвоевременного представления контрольной работы – не в установленный срок, но до начала сессии, – вопрос о допуске студента к экзамену решается преподавателем.

Преподаватель проверяет контрольную работу, результат проверки доводится до студента до начала экзамена. Выполненная работа оценивается в баллах от 0 до 20.

Студент допускается к экзамену только при условии получения положительной оценки за контрольную работу.

Работа может быть возвращена студенту для переработки или доработки в соответствии с замечаниями преподавателя, проверявшего работу. В случае возврата контрольной работы студенту для доработки или переработки, студент обязан устранить замечания, высказанные преподавателем, до даты проведения экзамена. Если до начала экзамена доработанный вариант работы не представлен, студент не допускается до его сдачи.

 

Задания для контрольной работы

Вариант 1.

I. Определите, какие структурные элементы юридической нормы содержатся в:

1) ст.1069 Гражданского кодекса РФ

2) ст. 110 Уголовного кодекса РФ

3) ст. 16 Кодекса административного судопроизводства РФ

Ответы необходимо обосновать.

II. Известно, что формой государственного правления РФ является смешанная (гибридная) республика. Проанализируйте Конституцию РФ и приведите содержание ее статей, закрепляющих признаки смешанной республики.

III. Изобразите схематично структуру Верховного Суда Российской Федерации. Дайте краткую характеристику ВС РФ (состав, компетенция, правовая регламентация и т.д.).

 

Вариант 2.

I. Определите, какие структурные элементы юридической нормы содержатся в:

1) ст.1072 Гражданского кодекса РФ

2) ст. 155 Уголовного кодекса РФ

3) ст. 133 Кодекса административного судопроизводства РФ

Ответы необходимо обосновать.

II. Одним из признаков принципа разделения властей является установление системы сдержек и противовесов. Проанализируйте Конституцию РФ и приведите содержание ее статей, закрепляющих систему сдержек и противовесов между федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

III. Изобразите схематично структуру Конституционного Суда Российской Федерации. Дайте краткую характеристику КС РФ (состав, компетенция, правовая регламентация и т.д.).

 

Вариант 3.

I. Определите, какие структурные элементы юридической нормы содержатся в:

1) ст.1075 Гражданского кодекса РФ

2) ст. 156 Уголовного кодекса РФ

3) ст. 141 Кодекса административного судопроизводства РФ

Ответы необходимо обосновать.

II. Проанализируйте Конституцию РФ и приведите содержание ее статей, закрепляющих принципы федеративного устройства Российской Федерации.

III. Изобразите схематично структуру Судебной системы Российской Федерации. Дайте краткую характеристику звеньев Судебной системы РФ.

 

Вариант 4.

I. Определите, какие структурные элементы юридической нормы содержатся в:

1) ст.1080 Гражданского кодекса РФ

2) ст. 177 Уголовного кодекса РФ

3) ст. 154 Кодекса административного судопроизводства РФ

Ответы необходимо обосновать.

II. Проанализируйте Конституцию РФ и приведите содержание ее статей, закрепляющих признаки государственного суверенитета Российской Федерации.

III. Изобразите схематично структуру судов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Дайте краткую характеристику перечисленных судов (состав, компетенция, правовая регламентация и т.д.).

 

Вариант 5.

I. Определите, какие структурные элементы юридической нормы содержатся в:

1) ст.1082 Гражданского кодекса РФ

2) ст. 197 Уголовного кодекса РФ

3) ст. 158 Кодекса административного судопроизводства РФ

Ответы необходимо обосновать.

II. Проанализируйте Конституцию РФ и определите какие признаки правового и социального государства нашли свое закрепление в ее статьях. Определенные Вами признаки проиллюстрируйте содержанием соответствующих статей Конституции.

III. Изобразите схематично структуру районного (городского) суда и дайте их краткую характеристику (состав, компетенция, правовая регламентация и т.д.).

Вариант 6.

I. Определите, какие структурные элементы юридической нормы содержатся в:

1) ст.1077 Гражданского кодекса РФ

2) ст. 224 Уголовного кодекса РФ

3) ст. 176 Кодекса административного судопроизводства РФ

Ответы необходимо обосновать.

II. Проанализируйте Конституцию РФ и приведите содержание её статей, закрепляющих основы гражданского общества в России.

III. Изобразите схематично структуру Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и дайте его краткую характеристику (система, компетенция, правовая регламентация и т.д.).

Методические рекомендации по подготовке к письменному экзамену и его проведению

Методические рекомендации по подготовке к письменному экзамену

Междисциплинарный экзамен проводится по трем учебным дисциплинам – теория государства и права, конституционное право и судоустройство.

При подготовке к экзамену студентам следует использовать рекомендованные кафедрой нормативные правовые акты, учебную и научную литературу (основную и дополнительную). Убедитесь, что редакция нормативных правовых актов, имеющихся в вашем распоряжении, является актуальной. Для этого можно воспользоваться справочными правовыми системами («КонсультантПлюс» и другими). Имейте в виду, что учебная и научная литература могут не отражать всех изменений нормативно-правового регулирования.

К экзамену необходимо готовиться заблаговременно. В этом вам поможет подготовка и работа на практических занятиях по данной дисциплине. Все теоретические, терминологические, методические и практические задания включаются в экзаменационные билеты, которые состоят их двух частей: из теоретической и практической части (всего шесть заданий). Экзамен проводится письменно, ваши ответы должны быть аргументированы.

Перечень вопросов и практических задач по разделам, темам, выносимым на экзамен, разрабатывается преподавателями дисциплины (дисциплин), обсуждается на кафедре. Количество вопросов и практических задач в перечне не превышает количество практических задач, необходимых для составления вариантов экзаменационных заданий.

При подготовке к экзамену студент должен быть готовым к таким требованиям:

· Знать определения всех базовых понятий теории государства и права, конституционного права, судоустройства.

· Знать нормативно-правовое регулирование основных конституционно-правовых институтов, судоустройства и статуса судей.

· Знать содержание основ конституционного строя России, конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, организацию государственных органов в Российской Федерации, организацию судебной системы в России.

· Уметь формулировать, обосновывать и излагать собственную точку зрения по дискуссионным вопросам теории и практики конституционного права и правосудия.

· Уметь выявлять системные связи между понятиями и категориями теории государства и права, конституционного права и судоустройства.

· Давать содержательно структурированный, юридически грамотный и последовательный ответ на поставленные в билете вопросы.

· Владеть навыками решения практических заданий с применением знаний по теории государства и права, конституционного права, судоустройства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.045 с.)