Шаг 1: создание таблицы достижений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шаг 1: создание таблицы достижений



 

Что такое таблица достижений (или таблица стикеров)? Это способ ежедневной фиксации проявлений желательного поведения. Таблица наглядно показывает, сколько раз ребенок проявил нужное действие и какое вознаграждение он может за это заработать. Исследования показывают, что такая таблица может быть полезна в процессе воспитания (для детей всех возрастов и даже для взрослых). Она честно показывает достижения ребенка и его вознаграждение. Детям интересно работать с таблицей и наблюдать, как на ней прибавляются очки. Кроме того, она напоминает родителям о выполнении программы (мы же обычно очень заняты!) и о том, что ребенка нужно хвалить. Само наличие таблицы на холодильнике является предопределяющим условием того, чтобы желательное поведение проявлялось чаще.

Родители порой старательно рисуют таблицы, создавая настоящие шедевры. Они полагают, что ребенок, которому нравится сама таблица, будет лучше сотрудничать с ними. Я видел специальные стикеры с персонажами мультфильмов; однажды вместо очков и жетонов использовались изображения готовых завтраков (колечками и шариками). На другую таблицу в виде сада «сажали» бабочек и т. д. Это, конечно, здорово, и вашему творческому началу есть где развернуться. Однако исследования не обнаружили сколько‑нибудь значительной связи между привлекательностью таблицы и эффективностью программы. Самая простая таблица работает так же хорошо. Таблица – это просто способ отслеживать процесс формирования поведения и вознаграждения, а именно подкрепляемую тренировку, которая и делает программу эффективной.

Секрет успеха не в самой таблице, а в способе ее применения. Десятилетия исследований позволили нам выработать наиболее эффективный дизайн таблицы и методы ее правильного использования. Джен и Мелу не нужно было добиваться совершенства. Однако мне следовало объяснить им важные моменты.

Для Дэви мы создали очень простую таблицу. В левом столбце – дни недели. Мальчик мог заработать очки за укладывание спать вечером, а также за дневную тренировку этого процесса. Поэтому в таблицу было добавлено два столбца. В ячейки можно было помещать маркеры, обозначающие очки (звездочки, стикеры, галочки и т. д.). В день Дэви мог заработать до 4 очков: 2 за «правильное» укладывание спать и 2 за тренировку. В исключительных случаях он зарабатывал 6 очков, если тренировка повторялась еще раз в этот день. Я попросил родителей, чтобы они выяснили предпочтения мальчика для обозначения очков. Дэви очень нравились динозавры, поэтому мы решили отмечать очки маленькими динозавриками.

 

Итого за неделю ________________

 

Можно было бы добавить субботу и воскресенье, но лучше начать с пяти рабочих дней.

В каждую ячейку помещали изображения динозавров, соответствующие количеству заработанных очков.

Если в какой‑то день Дэви не заработал ни одного очка, в ячейке ставили прочерк (не оставляйте пустое пространство!).

Вы должны решить заранее, будет ли программа действовать в выходные дни. Если у вас есть малейшие сомнения, оставьте только 5 дней или даже меньше. Лучше как следует выполнять программу в течение 5 дней, чем делать это плохо в течение 7. (Некоторым своим клиентам я рекомендовал работать над поведением только день‑два в неделю, если обстановка в семье не позволяла им уделять больше времени программе.) Гораздо важнее последовательное выполнение программы, нежели ее постоянное применение.

Теперь важный вопрос: где поместить таблицу. От этого может зависеть многое. Лучше повесить на видном месте. Например, на холодильнике. Чем чаще ваш взгляд падает на таблицу, тем скорее вы вспомните о программе и похвалите ребенка. И ребенку полезно иметь таблицу перед глазами. Это будет мотивировать его зарабатывать очки и другие награды. Например, когда вы хвалите или вознаграждаете ребенка и это могут видеть или слышать другие люди, то награда становится для него еще желаннее.

 

Шаг 2: Обмен очков на призы

 

Создавая таблицу достижений, выберите симпатичные и подходящие призы и определите условия их получения, или «покупки», за соответствующее количество очков. Вот какие правила мы установили с родителями Дэви.

Во‑первых, никогда ничего не отбирайте. Все, что Дэви уже имеет, остается при нем. Поэтому, если установлено определенное время для игры в компьютер или просмотра телевизора, это не может быть привилегией, которую можно получить за некоторое количество очков. Если это время отобрать, то Дэви может отвергнуть саму программу. Это в свою очередь повлечет за собой истерики и даже агрессию. Такое наблюдается даже у детей, не склонных к таким проявлениям недовольства. Мы решили добавить новые вознаграждения, хотя и было заманчиво просто дополнить старые.

Начните с «дешевых» призов. Для начала нам нужно было определить особые привилегии, которые можно было бы обменять на небольшое количество очков. Дэви мог бы их «купить», если у него выдавался удачный день. Мальчик был еще маленький, поэтому мешок с небольшими игрушками (откуда он мог бы, не глядя, вытащить одну) был ему очень интересен. В такой мешок можно класть маленькие игрушки – машинку, зверюшку, пазл, мяч. Можно упаковать каждый приз в отдельный непрозрачный мешочек. Выберите, что понравится ребенку, или просто спросите у него. В мешке должно быть минимум 6 предметов. 6 – вовсе не магическое число; предметов может быть меньше. Но нужно помнить, что из 2–3 предметов выбирать не так интересно. Вы можете положить в мешок и конфеты, но я противник «сладких наград». Вообще съедобные предметы часто вызывают нежелательные проблемы – а вдруг Дэви заработает мороженое за 20 минут до обеда?

Помимо маленьких игрушек, можно подумать о небольших привилегиях, удовольствиях или развлечениях. Например, это может быть выбор меню для семейного обеда, перерыв в выполнении каких‑то заданий или домашних обязанностей, особенная игра, небольшая прогулка, просмотр телепередачи вместе с родителями. Не тратьте на призы кучу денег! Дэви любит сказки, поэтому дополнительная сказка или занимательная история – замечательный приз, особенно как награда за хорошее поведение. То же касается возможности лечь спать на 10 минут позже.

Назначайте за призы такую цену, чтобы ребенок мог их легко заработать. В обычный день, особенно в начале работы, Дэви мог заработать 4 очка. Но он мог заработать и меньше – ведь программа только началась, а мы не требовали от него совершенства. Значит, должен был быть приз, который бы стоил 4 очка или меньше. С другой стороны, Дэви должен был иметь возможность копить очки на более дорогой приз. Мы хотели, чтобы он мог выбирать. Допустим, вы приготовили 6 призов: 2 – за 2 очка, 2 – за 4 (более желанный приз) и 2 – за 6 и более очков (очень желанный приз). Например, выбор игрушки из мешка стоил 2 очка. То есть, выполнив желательные действия частично, Дэви все равно мог получить приз.

Выбор момента для вознаграждения. Назначение очков нельзя откладывать – ребенок должен получить их сразу по выполнении желательного действия. Если во вторник вечером за укладывание спать без истерики Дэви получает 2 очка, то он должен увидеть их в таблице в среду утром, как только проснется. Должна быть тесная связь между поведением и результатом, иначе программа не будет работать независимо от точности выполнения остальных аспектов. Итак, призы должны быть готовы, чтобы Дэви мог купить их, когда захочет и когда накопит очки. Обмен очков на призы может быть отложенным, хотя и регулярным.

«Дорогие» призы. Например, за 10 очков и даже дороже можно купить что‑то особенное: поход в кафе, на каток или на игровую площадку с другом. Не стоит выдумывать экстравагантные вещи («А за 500 очков ты получишь настоящий костюм рыцаря!»). Это должны быть очень желанные награды; ребенок должен так хотеть их получить, чтобы не пожалеть усилий – накопить очки, не растратить их на мелочи и подождать.

Вот что придумали Джен и Мел для Дэви; мальчик, кстати, участвовал в выборе призов (список призов для разных возрастных групп см. в Приложении):

Список призов для Дэви

 

 

 

С дорогими призами, на которые нужно накопить очки и которые ребенок получит через какое‑то время, часто возникают проблемы. В начале работы над поведением необходимо делать акцент на небольших призах, которые можно зарабатывать ежедневно. Если ребенок будет копить очки на очень большой и желанный приз, он быстро потеряет интерес к программе. Дело не в ценности приза или удовольствия. Гораздо большее значение имеет своевременность получения – именно в этом случае приз оказывает влияние на изменение поведения. В данном случае мы хотели, чтобы призы были легкодоступны для Дэви.

Мы нашли способ объединить своевременность доставки и желанность призов. Кроме обычных маленьких наград, которые можно было купить за 2, 4 или 6 очков, а также помимо 10– и 12‑очковых больших призов, Дэви мог накопить очки на гигантский приз. Если ваш ребенок больше всего на свете захочет хоккейный шлем, костюм принцессы или поход в цирк, сделайте вторую таблицу. Здесь вы будете учитывать все заработанные ребенком очки независимо от того, потратит он их или нет. Это похоже на четвертные оценки. Вторая таблица может выглядеть так, как показано на рисунке: Луна и ракета, летящая на Луну. По мере того как изо дня в день, неделю за неделей ребенок будет зарабатывать очки, перемещайте картинку с кораблем по направлению к Луне. Используйте колонку «Всего очков за неделю» из таблицы достижений. Неважно, накапливаются очки или ребенок тратит их на небольшие призы. Например, для получения хоккейного шлема или костюма принцессы (вместо Луны вы можете изобразить этот аксессуар) ребенок должен заработать всего 35 очков. При максимально возможных 4 очках в день, 20 в неделю (если программа не действует в выходные), ребенку потребуется не менее двух недель для зарабатывания необходимого количества, даже если ребенок очень старается. Скорее всего ему потребуется три недели и более.

 

 

Вырежьте изображение ракеты и передвигайте его каждую неделю в соответствии с общим количеством заработанных очков (записанных в таблице).

Гигантский приз – это бонус, который придает программе необходимую «остроту». Программа все еще должна быть основана на похвале и небольшом немедленном вознаграждении. Для успешной программы воспитания не требуется бонус, но он может добавить дополнительный интерес.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.24 (0.011 с.)