Циркулярное письмо Главного управления лагерями огпу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Циркулярное письмо Главного управления лагерями огпу



Всем подведомственным органам об отмене директив

О передаче нетрудоспособных членов семей спецпереселенцев

На иждивение их родственникам

29 декабря 1931 г.

В первое время расселения спецпереселенцев, вследствие невозможнос­ти сразу поставить семьи спецпереселенцев в нормальные условия жизни,


ОГПУ считало возможным, ввиду большой детской смертности и труднос­ти содержания нетрудоспособных, передавать на иждивение и воспитание родственников детей до 14 лет, а также стариков свыше 60 лет.

В данный момент, ввиду улучшения положения с устройством с[пец]п[ереселенцев], директивы ОГПУ от 12 августа 1931 г. за № 22834 и от 9 октября 1931 г. за № 198981 отменяются. В дальнейшем предлагает­ся массовой передачи детей и стариков не производить, допуская такую передачу только в исключительных случаях (вследствие многосемейности, круглого сиротства и т.д.), производя передачу в каждом случае только с ведома и разрешения ПП ОГПУ.

Зам. нач. Гл[авного] упр[авления] лаг[ерями] ОГПУ Берман

ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 10. Д. 509. Л. 79. Заверенная копия.

№ 277

Докладная записка зам. председателя ОГПУ Г.Г. Ягоды

секретарям ЦК ВКП(б) И.В. Сталину, П.П. Постышеву

и председателю ЦКК ВКП(б) Я.Э. Рудзутаку о выполнении

решений ЦК ВКП(б) по устройству спецпереселенцев

31 декабря 1931 г.

Направляя докладную записку о выполнении решений ЦК ВКП(б) по устройству спецпереселенцев, отмечаю следующее:

1. Несмотря на огромную работу, проведенную нашими органами и хо-
зорганизациями по надлежащему устройству спецпереселенцев, все же
бытовые условия спецпереселенцев в ряде краев неудовлетворительны,
что особенно заметно в вопросах жилищного устройства с[пец]п[ереселен-
цев] и их медико-санитарного обслуживания.

2. Отдельные наркоматы и хозорганы до сих пор не реализовали ряда
решений ЦК ВКП(б), в частности:

а) в отдельных случаях труд спецпереселенцев используется нерацио­
нально;

б) несвоевременно выдается зарплата;

в) Наркомсобесом не выполняются директивы об устройстве инвали­
дов, а Наркомпросом и Наркомздравом — об устройстве сирот и детей;

г) Всекопромсоюзом148 крайне медленно развертываются кустарные
промысла;

д) деятельность лесной кооперации крайне слаба;

е) почтовая связь в местах расселения еще не налажена;
и) работе с молодежью должного внимания не уделено.

Для окончательной ликвидации всех ненормальностей в устройстве спецпереселенцев считаю необходимым поставить эти вопросы на обсуж­дение комиссии ЦК ВКП(б) по спецпереселенцам.

Зам. председателя ОГПУ Ягода ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 10. Д. 379а. Л. 69. Копия.


Примечания

1 Информационный отдел ВЧК—ГПУ—ОГПУ был выделен из Секретного отдела в самостоятельное подразделение в декабре 1921 г. в ходе реорганизации ВЧК, вошел в состав Секретно-оперативного управления (СОУ). Задачей информотдела явилась систе­матизация и обработка материалов, полученных в виде сводок с мест о политическом и экономическом положении в регионах. В феврале 1922 г. в составе информотдела со­здаются два отделения: внутренней и иностранной информации.

•* Об актуальности проблемы распродажи и убоя скота в конце 1929 г. — начале 1930 г. говорит тот факт, что ИНФО ОПТУ была составлена справка по этому вопросу на 15 декабря 1929 г. (Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачива­ние. 1927—1939: Документы и материалы. Т. 2. Ноябрь 1929 — декабрь 1930. М., 2000. С. 8187). На 1 января 1930 г. была составлена справка об убое скота в Казах­стане, где оказалось «наибольшее количество зафиксированных фактов массовой про­дажи скота байством и кулачеством». Публикуемая в настоящем томе сводка от 11 ян­варя ускорила принятие постановление ЦИК и СНК СССР от 16 января 1930 г. «О мерах по борьбе с хищническим убоем скота». Были приняты очень жесткие меры: 1) райисполкомы обязывались лишать права пользования землей, а также конфиско­вать скот и с/х инвентарь тех, кто сами хищнически убивают скот или подстрекают к этому других. Они привлекались к уголовной ответственности, сроком до двух лет с выселением из данной местности или без выселения. 2) Санкционировалось постанов­ление Всесоюзного совета коллективных хозяйств о запрещении приема в колхозы и об исключении из колхозов тех хозяйств, которые перед вступлением убивали или прода­ли свой скот. 3) Окружные исполкомы должны были издавать постановления, воспре­щающие убой молодняка (Коллективизация сельского хозяйства. Важнейшие поста­новления Коммунистической партии и Советского правительства. 19271935. М., 1957. С. 246—248).

3 В течение января 1930 г. ИНФО ОПТУ были подготовлены справки о массовых
выступлениях в Каменском кантоне Автономной Республики Немцев Поволжья (от
24 января), в Вуинском кантоне Татарии (от 24 января), о противодействиях кулачест­
ва коллективизации на Украине (31 января) (Трагедия советской деревни... Т. 2.
С. 138—141, 156—158).

4 Союзхлеб — Всесоюзное государственное акционерное общество в ведении Нар-
комторга — было создано в 1928 г. путем слияния акционерного общества Хлебопро­
дукт, Укрхлеба, самарского мукомольного треста, мельничных трестов Татарской
АССР, сталинградского, саратовского и Амурского. На Союзхлеб возлагалась ответст­
венность за проведение хлебозаготовок на территории СССР, поставку хлеба и хлебо­
продуктов государственным и кооперативным организациям, снабжение хлебом произ­
водящих и потребляющих районов и промышленных центров. В 1929 г. Союзхлеб имел
53 конторы, 36 райотделений и агентств, 257 элеваторов, более 500 ссыппунктов (Весь
СССР. М., 1929. С. 46).

5 Машинно-тракторные станции (МТС) осуществляли на договорных началах
производственно-техническое обслуживание единоличных и коллективных хозяйств.
Первая МТС была организована в 1928 г. на базе тракторного отряда при совхозе им.
Шевченко в Одесской обл. Широкое строительство МТС развернулось после постанов­
ления СТО от 5 июня 1929 г. «Об организации машинно-тракторных станций». Наряду
с государственными средствами для строительства МТС привлекались средства коопе­
ративных организаций, колхозов, крестьян. К весне 1930 г. в стране было создано
158 МТС Трактороцентра и 479 МТС Хлебоцентра, имевших в своем распоряжении
более 20 тыс. тракторов (История советского крестьянства. Т. 2. М., 1986. С. 162).

* Составители примечаний: В.К. Виноградов, Т.М. Голышкина, Т.В. Сорокина, Ю.М. Разбоев, Н.С. Тархова.

26-7419


Решением февральского (1958) пленума ЦК КПСС МТС были реорганизованы в ремонт-но-технические станции, техника была продана колхозам.

6 Тракторная колонна — форма организации машинно-тракторного парка, которая позволяла в максимальной мере использовать с/х технику в условиях ее острого недо­статка. Первоначальной формой организационного использования тракторов были госу­дарственные тракторные отряды. Отряд обычно состоял из 3—10, реже из 20 и более тракторов. Задачей государственных тракторных отрядов являлось выполнение с/х, транспортных и Других работ, организация показательных механизированных совхозов и др. В 1920—1922 гг. на Северном Кавказе работало 20 отрядов, в потребляющей по­лосе, на Урале и в Сибири — 12. Большое число тракторных отрядов имелось в Повол­жье и на Украине. С конца 1922 г. началась ликвидация тракторных отрядов, их иму­щество было передано в совхозы Госсельсиндиката. Объективные предпосылки для со­здания подобной формы использования тракторов возникли в 1927—1929 гг. в связи с ростом колхозного движения. К весне 1928 г. тракторные колонны, насчитывавшие 700 тракторов, были созданы при 73 зерновых совхозах страны. Одновременно трак­торные колонны создавались и сельхозкооперацией. В 1928 г. в РСФСР работало 14 ко­оперативных тракторных колонн в составе 346 тракторов, которые обрабатывали 57,8 тыс. га (Данилов В.П. Создание материально-технических предпосылок коллек­тивизации сельского хозяйства в СССР. М., 1957. С. 289—292, 344).

" В течение 20-х годов сложилась следующая система с/х кооперации. Образован­ный в августе 1921 г. Всероссийский союз с/х кооперации (Сельскосоюз) являлся уни­версальным союзом всей с/х кооперации, включая все виды кооперации, специализи­рованной по отраслям сельского хозяйства. Параллельно с развитием специализации сельского хозяйства происходил процесс формирования на базе специальных отделов Сельскосоюза (молочно-масляного, плодоовощного, волокнистых веществ и др.) само­стоятельных центральных союзов специальной с/х кооперации. С 1922 г. по 1927 г. происходило последовательное выделение следующих центров: Всероссийский цент­ральный кооперативный союз льноводов и коноплеводов — Льноцентр (август 1922 г.); Всероссийский союз кооперативов по переработке и сбыту картофеля — Союзкарто-фель (сентябрь 1922 г.); Всероссийский союз молочной кооперации — Маслоцентр (июнь 1924 г.); Всероссийский союз плодоовощной и виноградно-винодельческой с/х кооперации — Плодовинсоюз (ноябрь 1924 г.); Центральный яично-птичный союз с/х кооперации — Птицеводсоюз (январь 1926 г.); Центральный союз с/х табаководной и махорочной кооперации — Центртабаксоюз (январь 1926 г.); Всероссийский союз с/х кооперации по производству и сбыту зерновых и масличных культур — Хлебоцентр (май 1926 г.); Всероссийский союз пчеловодной кооперации — Пчеловодсоюз (октябрь 1926 г.); Центральный союз свеклосахарной кооперации — Свеклоцентр (ноябрь 1926 г.); Всероссийский центральный союз с/х кооперации по производству, переработ­ке и сбыту продуктов животноводства — Животноводсоюз (май 1927 г.). Всероссий­ский семеноводческий союз с/х кооперации — Семеноводсоюз был образован в феврале 1928 г. (Вся кооперация СССР. М., 1929).

8 Речь идет о разработке планов по проведению весенней посевной кампании, пред­
усмотренных постановлением СНК СССР от 28 декабря 1929 г. «О весенней посевной
кампании 1930 г.» (раздел III) (Коллективизация сельского хозяйства. Важнейшие по­
становления... С. 251).

9 Земельное общество являлось территориальным (соседским) объединением крес­
тьянских дворов, осуществлявшим непосредственное управление землепользованием и
регулирование поземельных отношений своих членов. Ему принадлежало право изби­
рать форму землепользования (общинную, участковую или коллективную) и систему
севооборота. Оно производило распределение (разверстывание и переделы) земли между
входившими в его состав крестьянскими дворами, распоряжалось угодьями общего
пользования (пастбища, лесные участки, озера и пруды, неудобные земли). В состав об­
щества входили и в поземельном отношении были ему подчинены мелкие колхозы,
простейшие производственные кооперативы (машинные, мелиоративные, семеноводчес­
кие и др.). В 1927 г. на долю земобществ приходилось 95,4% земель крестьянского
пользования РСФСР (участковое землепользование — 3,4%, коллективное — 1,2%).

Правовые нормы существования и деятельности земобществ были определены в Зе­мельном кодексе РСФСР 1922 г., в «Нормальном уставе земельного общества» 1926 г. и в «Общих началах землепользования и землеустройства» 1928 г. Однако правовое ог­раничение функций сельских соседских обществ земельными делами не отражало дей-


ствительности. Реальные земобщества обладали значительным с/х имуществом (страхо­вые семенные фонды, общественные быки-производители, с/х инвентарь и даже ма­шинные прокатные пункты), предприятиями по переработке с/х продукции (мельни­цы, крупорушки, маслобойки и др.), а также общественными зданиями (школы, избы-читальни, бани и т.п.)- Земельное общество имело свой бюджет, собираемый посредст­вом самообложения. Наконец, оно обладало нравами юридического лица, т.е. могло приобретать и продавать имущество, заключать договоры, возбуждать иски и отвечать на суде и т.п.

Высшим органом самоуправления в земельном обществе являлся сход (общее собра­ние) его полноправных членов, какими признавались все землепользователи без разли­чия пола, достигшие 18-летнего возраста. Причем правом голоса на сходе и правом из­брания уполномоченным пользовались все его члены, включая и «лишенцев», т.е. ли­шенных права избирать и быть избранным в советы.

В действительности земобщество представляло собой сельскую общину, охватываю­щую все стороны жизни — хозяйственные, общественные и культурно-бытовые. Как «мирская» организация, она всегда служила формой крестьянского сопротивления внешним силам. Это свойство общины проявилось и в условиях чрезвычайных хлебо­заготовок, «сплошной коллективизации» и раскулачивания. Сельский сход стал глав­ной ареной массового крестьянского протеста.

В 1928—1929 гг. было проведено подчинение земобществ сельсоветам, включая передачу средств самообложения и лишение кулаков права решающего голоса на схо­дах я избрания в органы самоуправления. В январе 1930 г. был поставлен вопрос о ликвидации земельных обществ как мирской организации, объединявшей всю деревню (Сельскохозяйственная газета, 3, 21 и 26 января 1930 г.). 3 февраля 1930 г. Президи­ум ЦИК СССР утвердил «Основные положения по организации сельских Советов в СССР», которыми устанавливалось, что они «руководят всей деятельностью земельных обществ», а «в районах сплошной коллективизации земельные общества ликвидируют­ся, причем все их права и обязанности полностью передаются сельским Советам» (СЗ СССР. 1930. №16. Ст. 172). Реализацией этого решения и являлось постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 30 июля 1930 г., публикуемое в настоящем томе. Однако ус­тановленный в нем уровень коллективизации крестьянских хозяйств для ликвидации земобществ — «не менее 75%» — оказался завышенным. 20 октября 1931 г. ВЦИК и СНК РСФСР понизили его до 68—70% (СУ РСФСР. 1931. № 65. Ст. 465). Это означа­ло, что земельные общества, а точнее — крестьянские общины — прекратили свое офи­циальное существование с завершением коллективизации «в основном» (примечание ВЛ. Данилова).

10 Контрактация — соглашение, двусторонний договор между заготовителями и
производителями, который предусматривал заказ производителям на производство из­
вестного количества и качества с/х продукции и организованную сдачу ее в установ­
ленные сроки на предусмотренных договором условиях. В СССР контрактация приме­
нялась с 1922 г. Промышленные предприятия или кооперация брали на себя обяза­
тельства по снабжению крестьянских хозяйств сортовыми семенами, орудиями труда,
продовольственными и промышленными товарами, а также по выдаче денежных ссуд
для обеспечения крестьянам возможности выполнить взятые ими обязательства по по­
севам, уходу за ними и сбору урожая. Крестьяне обязывались засеять определенную
площадь и сдать (продать) собранную продукцию в установленные сроки по заранее
обусловленным ценам и кондициям. При сдаче (продаже) продукции учитывались вы­
данные денежные ссуды. Договоры о контрактации заключались как с коллективными,
так и с единоличными хозяйствами.

Как основная форма закупок, контрактация была введена в 1928/29 г. В первую очередь она должна была охватить колхозы, поселковые производственные товарище­ства и другие простейшие производственные объединения индивидуальных крестьян­ских хозяйств, а также целые земельные общества. Постановления земельного общест­ва о контрактации должны были стать обязательными, все члены производственного объединения и земельного общества несли коллективную ответственность за выполне­ние условий договора (Коллективизация сельского хозяйства. Важнейшие постанов ления... С. 248).

11 Речь идет о лагерях ОПТУ—НКВД, существовавших на Соловках с 1923 г. по
1941 г. под названием «Соловецкий лагерь особого назначения» (СЛОН). На 1 января
1931 г. численность заключенных СЛОНа достигла 71 800 человек, большинство из ко-

26» 803


торых были репрессированные крестьяне. Соловецкие лагеря поставляли рабочую силу на лесозаготовки, торфоразработки, дорожное строительство, строительство северного участка Веломоро-Балтийского водного пути (см.: Мельник А., Сашина А., Резнико­ва И., Резников А. Материалы к историко-географическому атласу Соловков // Зве­нья: Исторический альманах. Вып. 1. М., 1991. С. 303—327; Система исправительно-трудовых лагерей в СССР, 1923—1960: Справочник. М., 1998. С. 394—396).

12 РАОрайонные административные отделы — до 1927 г. административные отделы существовали (с начала 1920-х годов) только в составе губернских исполкомов и действовали в соответствии с «Положением об административных отделах губиспол-комов». 3 января 1927 г. ВЦИК было принято Положение об административных отде­лах уездных исполкомов (СУ РСФСР. 1927. № 7. Ст. 56), которое 23 июля было рас­пространено почти полностью на административные отделения райисполкомов. 20 де­кабря 1929 г. по согласованию с НКВД РСФСР ВЦИК ввел в действие «Положение об административных управлениях краевых (областных) исполнительных комитетов» (ГАРФ. Ф. 1235. On. 44. Д. 73. Л. 212, 215—216). На административные отделы возла­гались обязанности: а) проведение в жизнь постановлений и распоряжений централь­ных и местных органов власти по вопросам административного характера, надзор за соблюдением должностными лицами указанных постановлений и принятие мер для их выполнения; б) установление и охрана революционного порядка и безопасности; в) борьба с преступностью (см.: ГАРФ. Ф. 1235. On. 41. Д. 4. Л. 102, 105—106; Трагедия советской деревни... Т. 2. С. 774).

^ Союз русского народа — массовая общественная организация в России, возник­шая в 1905 г., основными программными положениями были единство и неразделен-ность России, сохранение самодержавия, единение его с народом в совещательном ор­гане (Земский собор), великодержавный шовинизм, антисемитизм и т.д. После сверже­ния самодержавия (февраль 1917 г.) все черносотенные организации были распущены.

14 Речь идет о крестьянском выступлении в селах Комаровка и Бакуры Сердобского уезда Саратовской губернии 1—5 марта 1919 г., вспыхнувшего на почве злоупотребле­ний местных властей при реквизиции скота и взимании чрезвычайного революционно­го налога. Во время выступления были убиты приехавшие в села трое ответственных работников. В ответ Сердобский уисполком объявил в Бакурской и близлежащих к ней волостях осадное положение, вынес постановление об аресте лиц, причастных к восста­нию и взятию заложников. 4 марта прибывшим в с. Бакуры карательным отрядом сер-добского военкома был произведен расстрел 60 человек без санкции вышестоящих ор­ганов.

В настоящее время в г. Сердобске (Пензенская область) установлен памятник жер­твам Бакурской трагедии (Крестьянское движение в Поволжье. 19191922: Докумен­ты и материалы. М., 2002. С. 76—86, 793).

^ СОУ (Секретно-оперативное управление) ОГПУ было образовано в 1921 г. еще в составе ВЧК, как основное оперативное подразделение. СОУ сохраняло свое место в ГПУ после упразднения ВЧК. При создании союзного ОГПУ в 1923 г. СОУ по-прежне­му объединяло основные оперативные подразделения: Секретный отдел, Контрразведы­вательный отдел, Иностранный отдел, Восточный отдел, Оперативный отдел, Отдел ин­формации и политконтроля, Отдел центральной регистратуры.

В течение 1930—1931 гг. в составе СОУ произошел ряд изменений. 10 ноября 1930 г. входящие в состав СОУ ОГПУ Контрразведывательный и Восточный отделы были расформированы и влиты в Особый отдел ОГПУ. 5 марта 1931 г. в составе СОУ ОГПУ был образован Секретно-политический отдел (СПО), в который были слиты Сек­ретный и Информационный отделы. 5 апреля 1931 г. из состава СОУ был выделен в самостоятельный Оперативный отдел. 22 сентября 1931 г. самостоятельным стал и Осо­бый отдел. 10 февраля 1932 г. Отдел центральной регистратуры был переименован в Учетно-статистический отдел (УСО) ОГПУ. Коренные изменения, произошедшие в структуре СОУ ОГПУ в 1929—1931 гг., привели к тому, что необходимость существо­вания СОУ в столь урезанном виде отпала. В результате 4 мая 1932 г. СОУ ОГПУ было упразднено, а отделы, входившие в него, стали самостоятельными.

16КРО (Контрразведывательный отдел) ОГПУ был создан 8 мая 1922 г. в составе Секретно-оперативного управления в ходе реорганизации особых отделов (военная контрразведка). К нему отошли функции борьбы с подрывной деятельностью иностран­ных разведок и зарубежных антисоветских центров, с бандитизмом, контрабандой и


незаконными переходами государственных границ. 28 июля 1923 г. в связи с образова­нием Отдела пограничной охраны соответствующие функции КРО ГПУ перешли к нему. В 1930 г. КРО был объединен в единый Особый отдел ОПТУ. Начальниками от­дела в этот период были А.Х. Артузов, Я.К. Ольский. Совместно с внешней разведкой (ИНО ОПТУ) и территориальными органами КРО провел ряд известных операций («Синдикат-2», «Трест», «Д-7» и др.). 10 ноября 1930 г. для объединения работы по борьбе со шпионажем и антисоветскими проявлениями как в самой Красной армии, так и вне ее, Контрразведывательный и Восточный отделы ОПТУ были расформирова­ны и влиты в Особый отдел ОГПУ.

17 СО (Секретный отдел) ВЧК (ОГПУ) был создан в феврале 1919 г. для борьбы с контрреволюцией в мелкобуржуазной среде, среди интеллигенции и служителей культов (антисоветские партии, политические группы и организации). В 1921 г. СО ВЧК вошел в состав Секретно-оперативного управления ВЧК. В 1931 г. СО и ИНФО были объединены в единый Секретно-политический отдел (СПО) ОГПУ, вошедший в со­став СОУ ОГПУ (см. прим. № 15).

*8 Отдел центральной регистратуры (ОЦР) ГПУОГПУ образован 24 мая 1922 г. на базе бывшего Регистрационно-справочного отдела ВЧК и соответствующих структур Особого и Транспортного отделов. Наряду с другими оперативными подразде­лениями входил в состав Секретно-оперативного управления (СОУ). На местах сущест­вовали отделения регистрации. Подразделения ОЦР вели учет следственных и опера­тивных дел, алфавитные картотеки на осужденных или разыскиваемых лиц в связи с обвинениями в преступлениях, расследование которых входило в компетенцию ОГПУ. В ОЦР в качестве подразделения находился Центральный архив. В 1932 г. переимено­ван в Учетно-статистический отдел (УСО) ОГПУ. Начальником отдела был Я.М. Ген-кин.

19 Бывшие люди — термин, встречающийся в документах ВЧК—ОГПУ—НКВД, когда речь шла о так называемых социально-чуждых слоях населения, которые могли представлять опасность для существующего режима, особенно в периоды обострений внутриполитической обстановки или появления внешней опасности.

В числе первых декретов Советской власти было постановление СНК от 28 ноября (11 декабря) 1917 г. «Об аресте вождей гражданской войны против революции», со­гласно которому партия кадетов, как партия крупной буржуазии и основная антиболь­шевистская сила, объявлялась партией врагов народа, а ее руководящие работники подлежали аресту и суду революционного трибунала (Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 161—162).

В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции к категориям лиц, подвергавшимся ограничениям и репрессиям со стороны советского государства, стано­вились монархисты, офицеры белых армий и другие участники белого движения, со­трудники полиции царского режима, представители правых и мелкобуржуазных пар­тий (эсеры, анархисты, меньшевики и др.), крупные помещики, фабриканты и прочие частновладельцы. В Конституции РСФСР 1918 г. объявлялось, что государственная власть в республике принадлежит всему рабочему населению страны (трудящимся). Закон лишал избирательных прав «представителей эксплуататорских классов», пред­ставителей духовенства, бывших служащих полиции, корпуса жандармов и охранного отделения.

С окончанием гражданской войны и переходом к нэпу происходили перемены в ка­рательной политике в отношении противников Советской власти, в осуществлении ко­торой органы ВЧК принимали самое непосредственное участие. 8 января 1921 г. Ф.Э. Дзержинский и Г.Г. Ягода подписывают приказ ВЧК о смягчении репрессий, по­скольку, как это было отмечено, внешние фронты отсутствовали, а «опасность буржу­азного переворота отпала» (Из истории ВЧК. М., 1958. С. 418).

Помимо требований о разгрузке тюрем и более тщательного подхода при рассмот­рении преступлений в процессе следствия и судах предлагалось, чтобы осуществлялся особый подход к делам на рабочих и крестьян. В отношении представителей этих групп населения следовало иметь в виду, что последние не являются классовыми вра­гами, а только лицами, совершившими проступки в силу социальных условий переход­ного периода от капитализма к социалистическому строю. В приказе, например, отме­чалось: «Грубые признаки различения на своего или не своего по классовому призна­ку — кулак, бывший офицер, дворянин и прочее — можно было применять, когда Со­ветская власть была слаба, когда Деникин подходил к Орлу, но уже в 1920 г., во время


польского наступления, когда большая часть активных буржуазных элементов бежала по ту сторону фронта, такие приемы давали мало результатов» (см.. там же).

В годы раскулачивания и массовых репрессий категории «бывших людей» царско­го режима расширялись. В их число попали бывшие представители аристократии, крупные чиновники, видные представители старой научной и творческой интеллиген­ции, земские начальники, прокуроры и судебные работники, различные чины и долж­ностные лица бывших белых правительств и их карательных органов (госстража, ми­лиция, контрразведка, члены следственных комиссий и военно-полевых судов). После ликвидации кулачества как класса в разряд «бывших» попали и кулаки.

Социально-классовый подход имел место и в ходе депортаций отдельных категорий населения из западных областей СССР накануне Великой Отечественной войны. В дальнейшем эти социально-классовые определения в отношении слоев и групп населе­ния стали трансформироваться в категорию «антисоветских элементов», в число кото­рых могли попасть и репрессированные в прошлом «бывшие люди».

В сводках ОПТУ в большинстве случаев использовались только цифровые обозна­чения районов: Группа I А — районы сплошной коллективизации (Украина, СКК, НВК, СВК, ЦЧО, БССР). Группа II Б — национальные республики (Башкирия, Тата­рия, Закавказье, Крым, Казахстан, Средняя Азия). Группа III В — прочие районы (МПО, ИПО, Нижкрай, Запобласть, ЛВО, Севкрай, Урал, Сибирь, ДВК).

21 В постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 г. «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» указыва­лось, что «выселению и конфискации имущества не подлежат семьи красноармейцев и командного состава РККА». Однако, репрессивные меры в отношении кулачества в рядах Красной армии начались уже в 1928 г. как «изъятие классово-чуждых и соци­ально-опасных элементов». Секретная директива РВС СССР от 16 июля 1928 г. (№ 065652/сс) предписывала произвести изъятие из армян классово-чуждых и соци­ально-опасных элементов, приурочив это изъятие ко времени общего призыва и уволь­нения. Изъятию подлежали лица («элементы») по следующим признакам: 1) социаль­но-чуждые по происхождению (дети попов, бывших жандармов, полицейских), зареко­мендовавшие себя с резко отрицательной стороны по службе и по влиянию на окружа­ющих, а также лица, находившиеся ранее от 6-ти и более месяцев в местах заключе­ния за уголовные преступления; 2) явно кулацкие, родители которых лишены избира­тельных прав; 3) из числа зажиточных, которые в течение последнего времени прояви­ли себя активными и сознательными проводниками классово-чуждых влияний.

Директива предписывала не допускать массового увольнения и избегать в этом деле методов «кампании» и «ударности» (см.: РГВА. Ф. 4. On. 1. Д. 726. Л. 153—154; Крас­ная Армия и коллективизация деревни в СССР. 1927—1934 гг. Неаполь, 1996. С. 128— 130). «Изъятие» продолжалось и в последующем. Так, в справке ПУ РККА, подготов­ленной в ноябре 1929 г., приводились цифры изъятых по некоторым округам: ЛВО (за январь—май 1929 г.) —412 чел., по БВО (с 15 ноября 1928 г. по 1 июня 1929 г.) — 1329 чел., по САВО (с 1 июня 1928 г. по 1 мая 1929 г.) — 177 чел. (РГВА. Ф. 9. On. 28. Д. 109. Л. 109).

В период проведения «операций по кулачеству» было запрещено проводить раску­лачивание семей красноармейцев, однако эти указания не всегда исполнялись на мес­тах. В связи с этим ОГПУ была отдана директива № 597 от 5 марта 1930 г.: «Несмотря на категорические указания ОГПУ, в последнее время зарегистрирован ряд случаев раскулачивания, высылка семей красноармейцев до вычистки последних из армии. Местные органы не всегда своевременно реагируют на перегибы в отношении семей красноармейцев. Информация соответствующих особых органов о сыновьях кулаков, служащих в армии, до сего времени не налажена. [На] запросы особых отделов мест­ные органы отвечают несвоевременно, часто совсем даже не отвечают. Указанные без­образные явления свидетельствуют, что не все местные органы усвоили важность этого вопроса. Приказываю: 1) ознакомить всех оперсотрудников с этой директивой, а также директивами другими, касающимися порядка чистки армии, кулаков и выселения семей красноармейцев; 2) подтвердить еще раз всем нач. окротделов, что за раскулачи­вание, высылку семей красноармейцев до получения извещения от соответствующего особоргана, в том, что член семьи [из] армии изъят, они будут нести личную ответст­венность; 3) обо всех случаях перегибов в отношении семей красноармейцев немедлен­но ставить вопрос [по] совпартлинии и добиться исправления ошибок, сообщая о при­нятых мерах в пятидневных оперсводках... Ягода, Евдокимов» (ЦА ФСБ РФ. Ф. 2.


On. 9. Д. 20. Л. 283). Параллельно отдавались распоряжения об «изъятию» из армии лиц «социально-чуждых» по происхождению, а также допускавших а/с высказывания и поступки. Директивой ОПТУ № 3511 (между 21 и 23 февраля 1930 г.) начальникам особых отделов военных округов предписывалось в пятидневках сообщать в виде таб­лиц о количестве выявленных группировок, их характере влияния, сколько ликвиди­ровано, сколько по ним арестовано, сколько изъято из частей, сколько изъято в поряд­ке чистки, а также социальный состав, служебное положение «изъятых». Кроме того, требовалось сообщать информацию о «коллективках» (коллективные проявления недо­вольства) (ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. On. 8. Д. 3. Л. 19).

22 Дата подведения первых итогов операций по кулачеству объясняется тем, что в
постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 г. «О мероприятиях по лик­
видации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» ОПТУ было пред­
ложено «озаботиться принятием всех мер к тому, чтобы к 15 апреля эти мероприятия
были осуществлены в отношении, во всяком случае, не менее, чем половины указанно­
го количества».

23 Антоновцы. — участники мощного крестьянского восстания под предводительст­
вом А.С. Антонова, проходившего в 1919—1921 гг. на территории Тамбовской и при­
легающих к ней губерний (см.: Крестьянское восстание в Тамбовской губернии в
1919—1921 гг. «Антоновщина»: Документы, и материалы. Тамбов, 1994; Советская
деревня глазами ВЧК—ОГПУ— НКВД. Т. I. 1918—1922. М.. 1998).

24 «Суфи» — речь идет о кодовом названии байской повстанческой организации,
материалы о контрреволюционной деятельности которой проверялись Актюбинским и
Гурьевским окротделами ОГПУ Казахстана в январе—июне 1930 г. По данным ОГПУ,
контрреволюционные ячейки «Суфи» готовили выступления мусульманского населе­
ния под лозунгом «защиты Ислама» имели связи с Афганистаном и Персией, в том
числе с известным религиозным авторитетом и руководителем басмаческого движения
Джунаид-Ханом.

25 Директива № 3376 была послана в развитие решения Политбюро ЦК ВКП(б) от
5 февраля 1930 г., которое увеличило сроки выселения кулацких семейств с разбивкой
операции на три очереди. Первый этап операции должен был охватить 60 тыс. семей
1-й и 2-й категории и закончиться к концу апреля (Трагедия советской деревни... Т. 2.
С. 175).

26 Приказом ОГПУ № 44/21 от 2 февраля 1930 г. для рассмотрения дел на лиц
(1-й категории), проходящих по этим делам в 1111 ОГПУ, предписывалось создать трой­
ки
с представителями от крайкома ВКП(б) и прокуратуры; состав тройки утверждался
коллегией ОГПУ (пункт 2). Для непосредственного руководства операцией по выселе­
нию кулаков и их семейств (2-й категории), а также для концентрации всех материа­
лов по операции и для организации постоянной связи с центром и периферией — рас­
поряжением ПП предписывалось организация оперативных троек (пункт 3). Опера­
тивные тройки предписывалось создать также в округах (областях) и окротделах ОГПУ
во главе с начальником отдела ОГПУ.

27 Простейшими с/х объединениями (кооперативами) считались машинные, мелио­
ративные, маслодельные и другие формы производственного сотрудничества крестьян с
частичным обобществлением средств производства и труда, не изменявшими индивиду­
ально-местный характер крестьянского хозяйства.

2" Чаще всего к колхозам «первичного типа» относили товарищества по обществен­ной обработке земли (ТОЗ'ы), в которых обобществлялся процесс производства в основ­ных отраслях хозяйства, но отчасти и основные средства производства (рабочий скот в первую очередь). Однако в данном тексте к колхозам «первичного типа» могли быть отнесены и только что созданные артели.

29 Пятикратка, (двух-, трехкратка) — обязательство по сдаче хлеба государству,
налагаемое сельским советом на кулацкие хозяйства за невыполнение заданий в пяти­
кратном (двух-, трехкратном) размере стоимости подлежащего сдаче хлеба, с примене­
нием продажи с торгов имущества «кратируемых» хозяйств.

30 Статья 107 УК РСФСР гласила: «Злостное повышение цен на товары путем
скупки, сокрытия или невыпуска таковых на рынок, — лишение свободы на срок до
одного года с конфискацией всего или части имущества или без таковой. Те же дейст­
вия при установлении наличия сговора торговцев, — лишение свободы на срок до трех
лет с конфискацией всего имущества» (УК РСФСР. М., 1930. С. 45).


31 ККОВ (комитеты крестьянской общественной взаимопомощи). Начало органи­
зации ККОВ было положено декретом СНК РСФСР от 14 мая 1921 г. «Об улучшении
постановки дела, социального обеспечения рабочих, крестьян и семейств красноармей­
цев», в котором было предложено наряду с углублением практиковавшейся помощи
крестьянству, рабочим и семьям красноармейцев со стороны государства организовать
в каждом селении и волости взаимопомощь самого крестьянства через создаваемые при
сельских и волостных советах ККОВ (СУ РСФСР. 1921. № 48. Ст. 236). Декретом
ВЦИК и СНК РСФСР от 25 сентября 1924 г. было утверждено положение о ККОВ, со­
гласно которому сельские ККОВ учреждались постановлением общего собрания (схода)
граждан села и имели своей целью организовывать и проводить общественное социаль­
ное обеспечение в деревне, оказывать все виды помощи маломощному крестьянскому
населению, содействовать кооперированию и объединению крестьянских хозяйств в
простейшие коллективные объединения, создавать денежные и натуральные фонды
взаимопомощи. Положение предусматривало наряду с сельскими и волостными ККОВ
создание на началах выборности уездных, окружных, губернских, областных, краевых
и центральных комитетов. Функции и порядок деятельности комитетов определялись
Наркоматом социального обеспечения (СУ РСФСР. 1924. № 81. Ст. 813). Прекратили
существование в процессе коллективизации.

32 Видимо, имелись в виду совещания, которые Политбюро планировало провести
11 и 21 февраля с представителями партийных организаций национальных республик
«с отсталым хозяйством, а также ряда областей не зернового типа» с целью выработки
«соответствующих конкретных мероприятий» в отношении кулачества. Эти совещания
состоялись 21 и 23 февраля (см. протоколы совещаний в сборнике «Трагедия совет­
ской деревни...» Т. 2. С. 213—224).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.045 с.)