Участие женщин в кулацко-антисоветской деятельности в деревне во второй половине 1930 Г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участие женщин в кулацко-антисоветской деятельности в деревне во второй половине 1930 Г.



Во второй половине года почти по всем видам антисоветских проявле­ний наблюдается заметное объактивление женщин (все большее вовлече­ние женщин в деятельность а/с группировок и террористическую деятель­ность кулачества, участие в массовых беспорядках и выступлениях). Антисоветская активность их проявляется, главным образом, в участии в массовых выступлениях («волынках»), где женщины по-прежнему состав­ляют значительную часть участников. В последние время женщины, кроме того, все больше вовлекаются в террористическую деятельность (поджоги), в состав антисоветских и кулацких группировок; женщи­ны принимают деятельное участие в срыве собраний и кампаний в целом и т.п.

Основными причинами все большего антисоветского объактивления женских масс в деревне являются по-прежнему: а) недостаточная полити­ко-воспитательная и организационная работа среди женщин; б) активная работа антисоветских элементов по вовлечению женщин в антисоветскую деятельность и, наконец, в) излишне снисходительное отношение кара­тельных органов к женщине — участнице того или иного антисоветского проявления. Вынесение несравненно более мягких приговоров женщинам (в том числе зажиточным и кулачкам), нежели мужчинам за одни и те же антисоветские выступления и действия, укрепило мнение как среди жен­щин, так и вообще в массах о безнаказанности женщины («женщине все можно, женщине ничего не будет»).

Общее ослабление работы среди женщин, нередко и полное отсутствие, способствовало тому, что кулаки, церковники и антисоветские элементы взяли местами под свое влияние женскую массу деревни, используют ее в своих антисоветских целях (массовые выступления, срывы собраний), влияя через женщин и на мужскую часть бедноты и среднячества. На Ук­раине, Сев[ерном] Кавказе, в НВК и других районах имеется много случа­ев разложения колхозов кулаками, с помощью женщин. Застращивая

18 — 7419 545


через своих жен, через попа, женщин-беднячек и середнячек «ужасами» колхоза, кулаки тем самым удерживали бедняков и середняков от органи­зации колхозов и от вступления в них.

Участие женщин в массовых выступлениях

За вторую половину 1930 г. из 1352 массовых выступлений в 543 жен­щины составляли подавляющее большинство в составе участников (в 464 случаях выступления были исключительно женскими по составу). Во всех остальных женщины составляли значительную часть участников.

При общем снижении числа массовых выступлений во втором полуго­дии 1930 г. относительное участие женщин в них, однако, возрастает. В первой половине года массовые выступления с преобладанием женщин среди их участников составляют к общему числу выступлений 32%. Во все последующие месяцы второго полугодия, за исключением июля, про­цент женских выступлений выше соответствующего процента первого полугодия:

В июле он составляет 30

В августе он составляет 40

В сентябре он составляет 55

В октябре он составляет 54

В ноябре он составляет 50

В декабре он составляет 60
За полугодие в целом 40%

В производящей полосе районов Союза женские выступления составля­ют 41% общего числа массовых выступлений: в потребляющей — 40% и в восточно-национальных республиках и областях — 32%. В районах про­изводящей полосы и в восточно-национальных республиках и областях наибольшее число массовых выступлений происходило на почве хлебоза­готовок. В районах потребляющей полосы — на почве коллективизации.

За вторую половину 1930 г. по Союзу учтено 543 почти исключительно женских по составу участников выступления. В том числе: на почве хле­бозаготовок — 195 (36%), на почве раскулачивания, изъятия и ущемле­ния антисоветских элементов и кулачества — 107 (20%); на религиозной почве — 64 (12%); на почве коллективизации — 61 (10%); на почве прод-затруднений — 59 (10,7%), прочие — 57 (10,3%). Выступления на почве продзатруднений происходили, главным образом, в июле, и в августе уже прекратились. В октябре из 119 массовых выступлений, в 71 случае (63%) они происходили на почве хлебозаготовок. Из этого числа — 44 массовых выступления на Украине.

Выступления на почве хлебозаготовок (сопротивление описям имуще­ства, изъятия хлеба и т.п.), против изъятия и ущемления кулачества и а/с э[лементов] и на религиозной почве, во многих случаях отличались остротой, сопровождались физическим насилием выступавших над мест­ными совработниками и активистами, разгромами сельсоветов и других общественных организаций и учреждений. Зафиксировано несколько слу­чаев массовых выступлений женщин, вооруженных вилами, кольями, но­жами.

В с. Теменское, Колпнянского района ЦЧО 19 декабря толпа женщин в 100 чел. напала на бригаду, работавшую по хлебозаготовкам и мясозаго­товкам. Женщины раздевали бригадиров донага и всячески издевались над ними.


В с. Налитово Инзенского района СВК в ноябре к дому злостного не­сдатчика хлеба, к которому приехала бригада для описи имущества, со­бралась Толпа женщин в 150 чел., вооруженных палками и железными вилами. Работа бригады в этот день была прекращена.

В с. Топчино Царичанского района (УССР) 16 октября толпа женщин напала на местную активистку-батрачку и избила ее за активную работу по хлебозаготовкам. Когда подстрекатели и участники избиения были арестованы, вновь собралась толпа в 100 женщин, самовольно освободила арестованных, задержала подводы крестьян, свозивших хлеб на ссып­пункт и, разгрузив возы, пораскидала мешки по дороге. В тот же день женщинами был разогнан трудпоход школьников.

15 октября в с. Чернеча Слободка Смелянского района (УССР) толпа крестьян, среди которых преобладали и отличались особой активностью женщины и молодежь, — разгромила канцелярию сельсовета, порвала де­ловые бумаги и освободила из-под ареста кулака, арестованного за сопро­тивление властям при взыскании с него штрафа за неуплату налога.

В с. Антоновка Н.-Бугского района (УССР) во время выступления избит милиционер; толпа женщин в с. Евгеневка Старо-Кременчикского района (УССР) пыталась учинить самосуд над начальником милиции и уполномоченным РИКа; в с. Нерубьевка Ровеньского района (УССР) толпа женщин набросилась с ножами и вилами в руках на комиссию по прове­дению хлебозаготовок, не допустив ее к работе. Избиты работники комсо-дов по хлебозаготовкам и члены сельсоветов: в с. Орехово Успенского района; в с. Богородицком Бердянского района; в с. Борисовка Бердян-ского района, в ауле № 52 Яны-Курганского района (Казахстан) и др., бросая в них камни.

По далеко неполным данным, за вторую половину 1930 г. зафиксиро­вано свыше пятидесяти массовых выступлений, сопровождавшихся физи­ческим насилием над местными совпартработниками, членами комсодов, представителями РИКов и РПК, милиционерами и местными активиста­ми — бедняками и колхозниками.

В отдельных случаях массовые выступления тянулись по нескольку дней, женщины, участвовавшие в «волынках» проявляли большое упорст­во в сопротивлении местным властям, особенно во время изъятия имуще­ства у злостных несдатчиков хлеба — кулаков, у неплательщиков налога, во время арестов антисоветских элементов. Были случаи, когда выступав­шие женщины организовывали охрану имущества, взятых ими под свою защиту кулаков и а/с элементов, устанавливали непрерывное дежурство и пикеты с тем, чтобы в «случае тревоги» вновь собрать толпу женщин для оказания организованного противодействия властям.

В с. Борисовка Бердянского района (УССР) выступление женщин про­тив изъятия хлеба у злостных несдатчиков хлеба — кулаков длилось 3 дня — с 5 по 7 октября. 5 октября толпа женщин избила членов комсо-да, не допустив изъятия хлеба у кулаков; 6 октября выступление (500 женщин) повторилось, комиссия вынуждена была прекратить работу, члены сельсовета разбежались; 7 октября волнения продолжались, жен­щины установили дежурство на улице, уговорившись вновь собрать толпу в случае возобновления работы комиссией. В с. Борисовка Никопольского района (УССР) выступления также длились 3 дня и сопровождались ак­тивным сопротивлением властям.

Характерно, что мужчины во время женских «волынок» обычно дер­жатся в стороне, не вмешиваясь в толпу. Суровая кара за участие в массо-


18*



вых беспорядках удерживает мужчин от участия в выступлениях. В то же время, несмотря на явно антисоветские действия, женщины (в том числе иногда и кулаки) обычно оставались безнаказанными. Такое положение лишь укрепляло среди женщин и вообще населения убеждение, что «жен­щине ничего не будет, женщине все можно». Во время выступления жен­щин с. Антоновка Н.-Бугского района (УССР) из толпы раздавались крики: «Мы никого не боимся, мы уже были в ГПУ, и нам ничего не сде­лали и не сделают!»

В с. Балтинка Сердобского района НВК 3 дня происходили женские выступления против репрессирования несдатчиков хлеба. Когда в село явился сотрудник ГПУ для расследования, он был окружен толпой жен­щин, которые выкрикивали по его адресу угрозы: «Хоть сейчас же в нас стреляйте, все равно хлеба не дадим, всех бригадиров из села выгоним, и за это вы нам ничего не сделаете. К нам весной приезжал отряд в 26 чел. и то мы его выпроводили с барабанным боем, а вы для нас — чепуха». Во время массового выступления против снятия колоколов в с. Красном Ни-кольско-Петровского района СВК из толпы раздавались выкрики: «Бабы, не дадим колокола, нам за это ничего не будет!»

В Кропоткинском районе (СКК) в немецкой колонии Зонненталь 2 дня происходили исключительно женские — по составу участников — массо­вые выступления. Женщины категорически запрещали мужчинам участво­вать в выступлениях, заявляя: «Это наше бабье дело, вам нечего вмешивать­ся». Кулаки и к/р элементы, учитывая это обстоятельство, все больше в своей к/р работе используют женские массы. В стремлении подчинить их своему влиянию кулаки и а/с элементы умело используют церковь, воздей­ствуя на религиозно настроенных женщин через попа, через группирую­щихся вокруг церквей приживалок монашек, через пользующихся авто­ритетом в массах жен кулаков, зажиточных и а/с элементов и т.п. Из среды женщин кулачек и подкулачниц выделяется своеобразный женский актив вожаков, к голосу которых прислушивается вся женская масса деревни.

Выступления в с. Борисовка Никопольского района (УССР) происходи­ли под руководством быв. монашки, дочери зажиточного и дочери быв. торговца. Выступлением в с. Балтинка, Сердобского района (СВК) руково­дили жены двух зажиточных крестьян; в с. Стрижевке Виницкого района (УССР) тоже жена зажиточного; в с. Борисовка Бердянского района (УССР) выступлением руководила жена кулака; выступлением в с. Евге-новка Старо-Керменчикского района (УССР), длившемся 3 дня, руководи­ла жена раскулаченного и быв. члена Мариупольской земской управы.

В ряде случаев массовые выступления женщин были подготовлены за­ранее кулацкими группировками; на Украине в Дмитриевском районе массовому выступлению предшествовало распространение антисоветских листовок.

Ликвидация «волынок» и массовых выступлений женщин в большин­стве случаев происходила путем разъяснительной работы либо удовлетво­рения законных требований выступавших. В сравнительно немногих слу­чаях выступления были ликвидированы оперативным порядком (изъяти­ем главарей, подстрекателей, наиболее активных участниц «волынок») и лишь в единичных случаях выступления были ликвидированы вооружен­ной силой (все без применения оружия).

Из 307 выступлений, относительно которых известны способы их лик­видации, в 213 случаях (68%) они ликвидированы путем разъяснений, в 47 (15,5%) — путем удовлетворения требований женщин, в 40 случаях


(14%) — арестом зачинщиков и активных участников и в 7 (2,5%) — во­оруженной силой. Последние 7 случаев имели место: на Украине — 5, в ЦЧО — 1 и СКК — 1.

Участие женщин в а/с и кулацких группировках

Наблюдается все большее вовлечение женщин в состав кулацких и антисоветских группировок и организаций. В составе их преобладают женщины — члены кулацких и зажиточных семей, но среди участников религиозно-антисоветских группировок встречается также немало серед­нячек и беднячек. Женщины — члены кулацких группировок — являют­ся прямыми проводниками кулацкого антисоветского влияния на жен­скую массу. Кулаки используют женщин для распространения через них всевозможных антисоветских и провокационных слухов, для дискредити­рования местных работников и для разложения колхозов. Используют их в качестве связистов между членами группировок и организаций.

В к/р организации, объединявшей Оренбургский, Краснохолмский и Соль-Илецкий районы СВК, участницы группировки — женщины кулач­ки и зажиточные были использованы для связи (передача сведений) и рас­пространения провокационных и антисоветских слухов. Участницы орга­низации, кроме того, занимались индивидуальной обработкой женщин, могущих быть полезными для организации.

В ликвидированной в Измалковском районе ЦЧО к/р группировке состо­яли две женщины: учительница и сторожиха школы — дочь кулака. Эти женщины вели среди крестьян антисоветскую агитацию, агитировали про­тив хоз[яйственно-]политических кампаний, распускали провокационные слухи и занимались индивидуальной антисоветской обработкой женщин.

В работе ликвидированной в Усманском районе (ЦЧО) антисоветской группировке принимало участие несколько женщин-середнячек. Эти жен­щины присутствовали на нелегальных собраниях группировки, где обсуж­дались планы а/советской работы, намечались объекты террористических актов из числа местных активистов. По заданиям группировки женщины вели обработку колхозниц в целях развала местного колхоза. Накануне перевыборов женщины занимались обработкой наиболее авторитетных бедняков и всячески старались дискредитировать кандидатуры выставлен­ных партячейкой в совет бедняков.

В Ковровском районе ИПО, в с. Истомине существовала почти исклю­чительно женская по составу группировка (в составе ее были беднячки и середнячки). Эта группировка готовилась к организованному выступле­нию за возвращение высланных кулаков, собирала подписи под одобри­тельные отзывы кулакам и занималась антисоветской агитацией.

В Буйском районе ИПО, в с. Романцево существовала церковно-антисо-ветская группировка, в состав которой входили и женщины-середнячки. Группировка под руководством жены быв. председателя церковного совета готовилась к организованной кампании за открытие давно закрытой цер­кви. На одном из совещаний группировки было решено в случае отклоне­ния местными властями требования об открытии церкви — забить двери дома секретаря партячейки и поджечь дом. По ИПО, ЦЧО и др. районам выявлено несколько группировок, в составе которых участвовали женщи­ны, занимавшиеся разложенческой работой в колхозах.

Крупная сектантско-антисоветская группировка, существовавшая под названием «Истинно-православные христиане», вскрыта и ликвидирована в Бураевском районе (быв. Бирского кантона Башреспублики). Группиров-


ка насчитывала 31 чел., из них 16 женщин. Наряду с религиозно-сектант­ской пропагандой группировка занималась антисоветской агитацией, рас­пространяла религиозную и антисоветскую литературу, изготовленную на собственной пишущей машинке. Группировка занималась активной вер­бовкой членов в организацию, ставя конечной целью своей деятельности восстание против соввласти.

Заметно участились случаи срыва собраний по хлебозаготовкам, само­обложению и др. в результате антисоветских и демагогических выступле­ний и дебошей, учиняемых женщинами (ИПО, Западная область и др.) Иногда на собраниях, на которых обсуждались контрольные цифры хле­бозаготовок, самообложения и тому подобные вопросы, являлись почти исключительно женщины. В некоторых селах мужчины вообще перестали ходить на такого рода собрания, посылая вместо себя женщин — «они по­напористее, погорластее».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.142 (0.023 с.)