Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационные материалы огпу за 1923—1929 гг.
К 1923 г. порядок подготовки информационных сводок ГПУ в основном сложился, но продолжал совершенствоваться. В составе Информационного отдела (штаты личного состава 30 чел., а после сокращения осенью — 17 чел.) функционировали три отделения: госинформации, секретной информации (к концу года — внутренней информации) и иностранной информации (обработка иностранных газет). Почти все виды сводок готовились отделением госинформации. Аналитики подразделения просматривали ежедневно внутренние сводки губотделов, которые направлялись в отдел сначала по табелю срочных донесений, а затем по расписанию, в соответствии с существующим перечнем вопросов. Для еженедельных сводок губотделов этот перечень был меньше по объему, то есть они получались более компактными. Сводки с мест являлись фактическим материалом для выпускаемых ИНФО основных ежедневных госинфосводок, а также и всех более подробных спецсводок: о политическом состоянии республики, о положении в Красной армии (совместно с политотделом войск ГПУ), о состоянии рынка и положении в органах кооперации (совместно с СО ГПУ) и, наконец, непериодических сводок о сельском хозяйстве, земледелии и ликвидации голода, о пьянстве и выделке самогона (т.н. «пьянсводки»). Церковные сводки велись с 1922 г. и были отменены почтотелеграммой СОУ ГПУ от 27 марта 1923 г.1. Со 2 февраля 1923 г. ежедневно выпускались спецсводки о состоянии советского аппарата и советских служащих (выпущено 6 номеров в 9 экземплярах)2. Отдельные сводки могли составляться по заданиям руководства Госполитуправления. Как видно из еженедельного доклада начальника ИНФО В.Ф.Ашмарина от 2 февраля 1923 г., в предыдущие две недели отдел выпустил три номера сводок о состоянии парторганизаций, несмотря на то, что с 1922 г. в разделе № 5 госинфсводки освещение партийной жизни на местах предлагалось прекратить3. Сводки выходили ежедневно, кроме воскресенья, и рассылались в день их изготовления вечером. В начале 1923 г. они направлялись в 34— 36 адресов, причем большинство экземпляров оседало в Москве. Рассылка утверждалась руководством ГПУ, и, чтобы не тиражировать экземпляры, в резолюциях начальнику ИНФО давались указания о возможности ознакомления с ними руководителей республиканских, краевых и крупных областных партийных организаций. Например, С.А.Мессинг в Петрограде знакомил со сводками Г.Е.Зиновьева. Для примера можно привести список лиц, получавших ежедневную госинфсводку, и номера экземпляров, направляемых, им:
Отсюда видно, что, по всей вероятности, из-за состояния здоровья В.И.Ленин таких сводок больше не получал. Помимо ежедневных сводок практиковалась рассылка выписок из них заинтересованным лицам и учреждениям по принадлежности. Поступавшие адресатам пакеты со сводками вскрывались ими лично. Они могли подшиваться в «особо секретные папки» или уничтожаться по актам с уведомлением ИНФО ОГПУ. Снятие копий со сводок запрещалось5. Ежедневные сводки с мест использовались также отделением секретной информации ИНФО при подготовке полных ежемесячных политико-экономических обзоров. Этот документ подлежал согласованию с оперативными отделами и утверждался руководством ГПУ. Как правило, подготовленный месячный обзор печатался в течение недели и рассылался помимо инстанций, вплоть до губотделов через полномочные представительства ГПУ в регионах.
В течение января 1923 г. это отделение секретной информации по поручению В.Р.Менжинского готовило материалы для тезисов его доклада о положении крестьянства в связи с предстоящим установлением ставок продналога, намечавшемся на март. «В тезисах, — как указывалось в отчете ИНФО, — должны быть отмечены все моменты, грозящие отрывом крестьянства от рабочего класса, с указанием на последствия проводимой в деревне продналоговой политики»6. Информация с мест имела для власти огромное значение, так как охватывала все сферы4 жизни страны. Об этом свидетельствует разнообразие тематики сводок и регулярность подготовки месячных обзоров по всем советским республикам и регионам России. Руководство ГПУ заботила четкая организация информационно-аналитической деятельности, которая во многом зависела от постановки этой работы в местных органах. Важная составляющая механизма госинформации — ее ритмичность, этому мешала несвоевременная доставка сводок в центр губотделами ГПУ. В связи с этим заместитель председателя ГПУ И.С.Уншлихт 5 февраля 1923 г. направил во все губотделы подготовленную в ИНФО почто-телеграмму с грозным требованием не задерживать подачу сводок более чем на два дня, так как при проверках выяснились факты, когда готовые материалы, как было замечено, «валялись» в губотделах неделями. Неисполнение указания расценивалось руководством ГПУ «как халатное отношение к делу»7. Чтобы облегчить работу местных органов и наладить регулярную доставку сводок в ИНФО ГПУ, с 21 апреля 1923 г. были отменены трехдневные сводки, а недельные материалы для госинформации следовало «аккуратнее» высылать фельдъегерской почтой**. В течение всего 1923 г. Госполитуправление требовало «усилить информацию» о состоянии сельскохозяйственных работ и о реагировании деревенского населения, особенно в связи с налоговой кампанией. Москву интересовали вопросы проведения посевной и сбора урожая9. 28 сентября 1923 г. Г.Г.Ягода и начальник ИНФО Ашмарин направили на места циркулярную почтотелеграмму, в которой выражалось беспокойство о ходе кампании по продналогу и закупке хлеба. В ней указывалось: «Информация [по] кампании единсельхозналога крайне слаба. Усильте освещение вопросов: отношение крестьянства, антиналоговая агитация и срыв кампании, отношение ден[ежной] и натур[альной] части налога, экономическое] положение крестьянства [в] связи [с] налогами, действия продорганов и инспектуры, выполнение [в] процентах налога. Параллельно освещайте состояние закупки хлеба для экспорта, отношение населения, влияние на хлебные цены, роль государственных] и кооперативных] органов и частных лиц, недостатки в кампании»10. Следует отметить, что для информирования руководства страны в течение всех последующих годов вопросы, касающиеся деревни, регулярно ставились центром перед территориальными органами. Руководство ГПУ понимало важность таких событий, как болезнь и возможная смерть лидера советского государства Ленина, и готовило соответствующие информационные материалы о реакции населения. В связи с правительственным сообщением от 12 марта 1923 г. о состоянии здоровья Ленина, буквально на следующий день, Уншлихт и Менжинский подписали телеграмму, адресованную лично полномочным представителям ГПУ, председателям губотделов, особого и транспортного отделов ГПУ, в которой данное обстоятельство теснейшим образом увязывалось с осложнением международного и внутриполитического положения в республике. В телеграмме отмечалось, что правительственное сообщение о болезни вождя «указывает на возможность более длительного неучастия его в руководящей работе». Далее говорилось, что «временный уход тов. Ленина», без всякого сомнения, создаст в стране осложнения, и контрреволюционеры станут распространять «панику и провокационные слухи среди населения, особенно среди крестьянства»11. В этой обстановке органам ГПУ предлагалось максимально мобилизовать все свои силы на борьбу с савинковским, балаховским и петлюровским бандитизмом, усилить внимание к пропагандистской деятельности российских социалистических партий среди командного состава армии и флота, организовать охрану коммуникаций и других особо важных объектов. Одновременно чекисты нацеливались на тесную связь с партийными организациями, «с широкими рабочими, крестьянскими и красноармейскими массами» и вообще должны были отслеживать настроения всех слоев населения12. В числе прочих мер органам ГПУ предписывалось привлекать к самой строгой ответственности «шептунов, сплетников, вне зависимости от партийной принадлежности и от занимаемого поста»13.
24 марта 1923 г. ИНФО ГПУ по поручению руководства подготовило «Краткий доклад о впечатлении, произведенном на население РСФСР правительственным сообщением о болезни т. Ленина». Как интересный исторический документ доклад заслуживает внимания. Авторами сделаны некоторые смелые выводы и обобщения о настроениях населения в переломный для республики момент. Как указано в документе, он был подготовлен по материалам «значительного числа губерний». При этом с сожалением отмечено, что в ИНФО почти отсутствовала секретная информация о реагировании на болезнь Владимира Ильича военнослужащих Красной армии. В докладе также констатировалось, что правительственное сообщение «резко всколыхнуло широкие массы населения, вызвав множество слухов, толков, прогнозов и прочее», а также «дало возможность лишний раз убедиться в безусловной благожелательности, в крайних случаях, лояльности широких масс в отношении Советской власти». Если рабочие, как отмечено в докладе, повсеместно выражали «глубокое соболезнование» по случаю болезни В.И.Ленина, то «крестьянство отнеслось к известиям значительно пассивнее». Делая такое заключение, аналитики ИНФО поспешили тут же оговориться, что им известна только позиция крестьян, населяющих пригороды и полосу отчуждения железных дорог. «В подлинную деревню, — писали они, — известия о болезни тов. Ленина только начали проникать и исчерпывающими данными по этому вопросу Секретная Информация еще не располагает». Эсеры, анархисты, меньшевики и другие партии «остались совершенно инертными», а советские служащие и обыватели, названные «мелкобуржуазными группами», к известию о болезни «отнеслись весьма сдержанно» и от открытых высказываний воздерживались. В докладе указывалось, что распространившееся среди народа недоверие к правительственному сообщению, с одной стороны, породило «довольно распространенное сожаление об уходе из правительства "единственного крупного работника"», а с другой, толки и прогнозы относительно возможных его преемников. В числе таковых называли Троцкого, причем с оговоркой «без особого сочувствия», что, по мнению авторов доклада, можно было отнести и «за счет еще не изжитого антисемитизма масс». Также в народе упоминались фамилии Каменева, Бухарина, Зиновьева и Дзержинского. Имели место и толки о неизбежном расколе РКЩб)14.
Недоверие к правительственному сообщению вызывали, согласно докладу, так называемые «нелепые слухи», например, что Ленин умер, что состояние его здоровья более тяжелое, болезнь неизлечимая и на работу он не вернется. Кроме того, причину болезни Владимира Ильича связывали с рурскими событиями в Германии. Составители доклада называли «курьезными слухами» мнения, что Ленина бог покарал за разорение храмов, и якобы его «поправление» произошло из-за расстрела чекистами родственника Ильича, что «болезнь вызвана разочарованием в НЭПе, что в случае смерти вождя красноармейцы не будут воевать и свергнут Советскую власть» и другие15. Ленин скончался в начале следующего года. Председатель ОГПУ Ф.Э.Дзержинский в 14 часов 22 января направил телеграмму во все органы ОГПУ следующего содержания: «Вчера в 7 часов скоропостижно скончался Владимир Ильич, о чем извещает правительственное сообщение. Наши органы должны: Первое — мобилизовать. Второе — сохранить полное спокойствие и предотвратить панику, не давая для нее поводов внешними проявлениями и необоснованными массовыми арестами. Третье — выявлять настроение масс и улицы. Четвертое — обратить главное внимание на черносотенцев, монархистов, белогвардейцев. Пятое — оказать все содействие для поднятия духа армии. Шестое — сплотиться вокруг губкома, руководствуясь его указаниями. Седьмое — о всем важном держать нас в курсе»16. Создание Советского Союза вызвало новую реорганизацию в органах госбезопасности, связанную с созданием общесоюзного Объединенного госполитуправления — ОГПУ. К этому времени был накоплен достаточный опыт ведения оперативной, аналитической и информационной работы на более высоком, нежели в гражданскую войну, уровне. После всех реорганизаций и мер по сокращению штатов ИНФО сохранил свое место в составе Секретно-оперативного управления. Новый руководитель отдела Г.Е.Прокофьев, его заместитель А.С.Буцевич добились значительного усовершенствования работы информационных аппаратов, укрепления их связей с оперативными подразделениями и улучшения взаимодействия органов ОГПУ на местах с центром.
В пояснительной записке к штатам Информационного отдела ОГПУ 8 февраля 1924 г. подробным образом была расписана функциональность отделения по обработке сводок (бывшее отделение госинформации). Этот документ имеет существенное значение для исследователей, так как дает достаточно полное представление о требованиях к информационным материалам, а значит, о полноте и достоверности документального источника17. В задачу подразделения, которое специализировалось на освещении настроений в рабочей и крестьянской среде, на анализе состояния госпромышленности и других жизненно важных сторон жизни государства, входили следующие работы: 1. Просмотр «сырых» или «полусырых», то есть первичных, матери 2. Составление на основании этих первичных материалов ежедневных 3. Обработка местных материалов и их систематизация по соответст
4. Составление, предположительно, недельных сводок по районам, 5. Подготовка с использованием всего имеющегося в отделе информа 6. Проработка материалов с целью выявления намечающихся тенден 7. Подготовка указаний информационным аппаратам по существу их 8. На основании фактического материала изучение отдельных вопро ление месячных обзоров для важнейших советских органов и для местных органов ОГПУ по разделам: «Рабочие», «Крестьяне», «Красная Армия», «Национальный вопрос», «Заграничная эмиграция», «Антисоветские партии», «Преступность и борьба с нею», «Важнейшие политические дела». 9. Наблюдение за проведением в жизнь важнейших декретов совет 10. Проверка исполнения предыдущих указаний на места, а также 11. Сбор и хранение информационных материалов, а также учет мер, Одновременно на имя Ягоды и Менжинского начальник ИНФО Прокофьев также 8 февраля направил записку об объемах работы Отдела, в основу которой были положены те же материалы, что и в указанной выше объяснительной записке к штатам, но содержались и дополнительные данные по подготовке информационных сводок18. В документе подтверждался принцип строгой конспирации в ознакомлении со сводками руководителей ведомств под их персональную ответственность. Отмечалось, что «сгруппированный материал выпускается в виде районных периодических недельных сводок, что заменяет собой бывшую госинфсводку», а сводки по направлениям работы отделов были представлены как их информационные сводки. В записке особо подчеркивалась важность подготовки месячных политических обзоров по СССР для ЦК РКП(б) и высших органов государственной власти. «Эти доклады, — указывалось в документе, — составляются обязательно с анализом приведенного фактического и цифрового материала и соответствующими выводами»19. Составители обзоров из числа аналитиков ИНФО считались постоянными ответственными референтами, специализировавшимися на конкретных рубриках, а в качестве консультантов для согласования выводов и обобщений привлекались руководители наркоматов и центральных учреждений, а также помощники начальников отделов ОГПУ. Обзоры по районам, составленные на основании присланных в центр местных материалов, а также информации управлений и отделов ОГПУ, направлялись не только этим подразделениям, но и на места «для более правильной ориентировки ГО ОГПУ в их повседневной работе»20. Трехдневные сводки ИНФО так называемых «важнейших сведений», содержащие политическую, экономическую и другую информацию по той или иной республике, краю, губернии или области, как правило, выпускались с кратким резюме: «тяга крестьян к переселению», «опасность недосева в горных округах», «единого налога сдали 102% задания», «в губернии развивается уголовный бандитизм», «на складах Наркомпрода испорчено 40 тысяч пудов хлеба» и тому подобное21. Важной вехой в совершенствовании информационной работы ОГПУ стала подготовка, по-видимому, параллельно с названными докладами, циркулярного письма № 3 (34) от 23 февраля 1924 г., которое за подписью Ягоды направлялось лично начальникам губотделов под грифом «совершенно секретно». По существу документ представлял собой подробную инструкцию, состоящую из разделов, в которых определялись основные проблемы, задачи и сама постановка информационной работы. Письмо начиналось с критики работы местного информационного аппарата, деятель- ность которого признавалась неудовлетворительной, так как «не находится на уровне задач, стоящих перед соввластью в современной политической и экономической обстановке». Категорически утверждалось, что информационные подразделения губотделов «за последние два года не выполнили тех задач, которые логически ставились перед ними ходом развития НЭПа»22. В качестве основной причины такого положения дел назывались следующие недочеты: освещение положения в основном в административных центрах, средства информации не проникали непосредственно в деревню, а группировались в городах; сбор информации преимущественно базировался на так называемом «казенном осведомлении», путем получения сведений полугласного характера через административные и хозяйственные органы (милиция, отделы исполкомов советов и т.д.). Как общий недостаток всех госинфсводок отмечалось то, что они не раскрывали в полной мере «настроения широких масс» в связи с экономической политикой государства. Как указывали авторы письма, информационные подразделения часто направляли в ОГПУ «мелкие, иногда избитые факты и основной своей деятельностью считают фиксирование их в незначительные по качеству пухлые госинфсводки. Последние, являясь отображением деятельности информаппарата, малосодержательны и освещают действительную жизнь губернии, и особенно по рабоче-крестьянской периферии, нередко слабее, чем иная газета. Подчас эти сводки носят столь шаблонный характер, что одни и те же сведения перепечатываются из сводки в сводку почти без всяких изменений и даже с сокращением неудачных редакционных оборотов»23. В качестве основных недостатков госинфсводок в письме названы следующие: нерегулярность и неритмичность их поступления («приходят редко»); помещение запоздалого материала; включение сведений общего и крайне неопределенного характера (например, «настроения неудовлетворительные», «недовольство продналогом» и т.д.); общие характеристики губернии, а не конкретно по районам ее территории; отсутствие дат событий и указаний на источник сведений; отсутствие данных о принятых мерах по конкретным фактам24. Наличие вышеназванных недостатков и частое использование местными инфо так называемого «казенного осведомления» порождало в аппарате ОГПУ негативное отношение к составлению сводок. Следует отметить, что такого рода настроения нередко исходили от руководителей некоторых оперативных подразделений, которых не устраивало, что информация, в том числе и их собственная, шла в центр независимо от них. В циркулярном письме, выражавшем точку зрения руководства ОГПУ, подчеркивалась большая значимость госинформации для всех органов советской власти. Было отмечено, что хорошо налаженный и правильно функционирующий информационный аппарат, равномерно охватывающий всю территорию СССР, проникающий, в частности, и в деревню, позволяющий «быстро и своевременно получать всестороннее освещение всей экономической и политической жизни Союза», в особенности «настроений и быта его рабоче-крестьянской периферии, необходим для правильного разрешения стоящих перед нею (советской властью. — В.В.) политических и экономических задач». При этом особо подчеркивалось, что в данный момент жизненно важным для государства является перенесение «значительной доли внимания Советской власти в вопросе улучшения экономического состояния страны на крестьянство»25. В связи с такой оценкой обстановки и вытекающих отсюда основных политических задач в ходе оперативной деятельности органов ОГПУ требовалось получать ин- формацию обо всех колебаниях, являющихся «результатом сельскохозяйственной политики в крестьянской среде». Кроме того, было обязательным активное фиксирование «отрицательных и положительных сторон в проведении этой политики на местах, гибкости в отражении и усвоении всех социальных, бытовых, национальных и других особенностей данного региона». Высокий уровень информационного аппарата, как полагали аналитики ИНФО, позволил бы «предвидеть назревающие конфликты и кризисы (вроде пресловутых ножниц) и, если не полностью ликвидировать их предупредительными мерами, то, по крайней мере, сильно смягчить»26. Выявленные дефекты работы хозяйственного и советского аппарата, отрицательно отражавшиеся на настроениях рабочих и крестьян, должны были устраняться при постоянном и своевременном информировании губернских органов и контроле со стороны ОГПУ. В качестве отрицательного примера, возникшего из-за недостаточного внимания всех исполнительных органов, называлось такое явление, как «ножницы цен» на сельскохозяйственные и промышленные товары, что стало поводом для недовольства и в крестьянской, и в рабочей среде. В циркулярном письме были сформулированы те вопросы в отношении деревни, которыми следовало руководствоваться при сборе информации и освещении этих данных в сводках, регулярно направляемых в центр. К ним относились следующие десять групп вопросов: быт и настроение деревни, политическое настроение крестьянства и отдельных составляющих его слоев (интеллигенция, кулаки, торговцы, мелкие предприниматели, ремесленники, середняки, бедняки и батраки) и отношение к соввласти, Красной армии, РКП(б) и, в частности, борьба кулаков за политическое равноправие; взаимоотношения отдельных слоев деревни между собой (кабальные сделки, ростовщичество, имеют ли место отхожие промыслы в сравнении с довоенным периодом), отношение крестьян к налоговой и земельной политике советской власти и ее низовому аппарату (злоупотребления последнего и явления произвола), виды налогов, их размеры и отношение к ним, страхование построек и посевов и другие «поборы», критикуемые населением как добавочные налоги, денежное обращение в деревне и, в частности, отношение к советским денежным знакам, червонцу и выпускаемой твердой мелкой валюте, кассы взаимопомощи, есть ли они, кто ими пользуется и как к ним относятся в деревне; цены на важнейшие продукты на селе и, в связи с этим, в какой мере кустарничество вытесняет продукты промышленности; низовая кооперация и отношение к ней различных слоев населения, состояние кооперации и частной торговли; заболевания в деревне; школа, ячейка, шефство над деревней и культурная жизнь деревни; религиозные настроения и духовенство; пьянство, выгонка самогона и развитие хулиганства; антисоветские элементы на селе; бывшие красноармейцы, их роль и влияние в деревне, солдаты империалистической войны и инвалиды, белые офицеры и их влияние; переменный состав территориальных войск Красной Армии, отношение в деревне к армии.- В разделе циркуляра, где шла речь о преступности в деревне, необходимо было отмечать проявления политического и уголовного бандитизма, факты произвола местных властей и землеустроителей, взяточничество, ростовщичество, конокрадство, грабежи, поджоги и убийства, развитие самогоноварения и вообще отношение населения к преступности. В числе других вопросов, относящихся к деревенской жизни, следовало освещать национальные вопросы, особенно коллизии, связанные с нацмень- шинствами, а также работу советского аппарата: народных судов, кооперативных и хозяйственных органов. Как значительные на фоне губернии события, подлежали включению в сводки данные об антисоветских партиях, съездах агрономов, кооператоров, сельских учителей и так далее27. Основной в работе инфаго (информационный губернский отдел) считалась оперативная информация, а в качестве подсобного средства — «казенное осведомление» (через советские органы, милицию, губернские информационные тройки, партийные ячейки, местные комитеты, рабкоров). В качестве дополнительной информации рассматривались письма из деревни и письма красноармейцев2^. Несмотря на то, что указания по содержанию и полноте сводок вытекали из анализа недостатков госинформации и сформулированных вопросов для информационных структур ОГПУ, циркулярное письмо содержало четкий регламент требований, предъявляемых ко всем местным органам при составлении сводок. В частности, эти требования предполагали: брать в основу информации оперативные данные; так называемый «добавляющий материал» (открытый, полуоткрытый) использовать «для выполнения обширных заданий по экономической линии», но с обязательным указанием источника сведений; кратко излагать информацию, группируя ее по фактам, по характеру событий или явлений, практикуя цифровой подсчет аналогичных данных, а выражение типа «удовлетворительно» не употреблять вообще или же иллюстрировать фактическими материалами; при передаче сведений по всей губернии (области) точно указывать размер явления и «его территориальный охват»; приводить даты, к которым относятся события; во всех случаях указывать на не принятые меры по существу того или иного явления, а в последующих сводках отмечать результаты устранения недостатков29. Нормативный документ обращал внимание руководителей органов ОГПУ на персональный пересмотр личного состава инфаго и уездных уполномоченных губотделов по информации и на инструктирование сотрудников по составлению сводок применительно к новым требованиям, обязывал их обращать «самое серьезное внимание» на качество составляемых сводок и донесений. Указывалось на необходимость дважды в месяц докладывать в ИНФО ОГПУ, а также полномочным представителям о ходе реорганизации информационной работы. Циркулярное письмо заканчивалось призывом к личному составу информационных подразделений, который гласил: «Необходимо самым решительным образом преодолеть ту рутину, которая создалась в деле информации и в особенности предрассудок, что для информации нужны те неопределенные и ничего не говорящие сведения, которые только и помещались в госинфсводках»30. Некоторые разъяснения по подготовке сводок содержались также в препроводительном к циркуляру № 34 письме в органы ОГПУ, подписанном начальником ИНФО Прокофьевым 23 февраля 1924 г. (№ 310051). В частности уточнялось, что примерные перечни вопросов «не являются обязательными для освещения в каждой отдельной сводке, посылаемой в Информационный отдел»; их назначение — систематизировать информацию «в определенной последовательности» с тем, чтобы «получилось описание того района, из которого поступила информация»31. В качестве примера более подробного, нежели в вопроснике, освещения того или иного явления в препроводительном письме приводилась следующая ситуация: ♦Допустим, в деревне начинает развиваться хулиганство и достигает таких размеров, что это ставит вопрос о мерах борьбы с ним в губернских 2—4641 и уездных органах. Начальник губотдела ОГПУ должен немедленно сообщать нам об этом, осветив детально, как это явление, так и его причины»32. В информационных сводках по деревне рекомендовалось использовать материалы дел о взыскании продовольственного налога. Особенно подчеркивалось, что необходимо отмечать явления, которые, «развиваясь в течение ближайших месяцев или лет, могут дать весьма отрицательные последствия для одной из жизненных задач соввласти в деревне — смычке и будут служить тем началом, которое, развиваясь, может организовать крестьянство, как противопоставляющее себя городу и пролетариату»33. Как показали дальнейшие события, циркулярное письмо № 34 сыграло свою роль в деле улучшения работы по информации, но оно не имело столь быстрого эффекта, на который рассчитывали разработчики ИНФО ОГПУ и руководство Госполитуправления. Его исполнение было взято под жесткий контроль лично Ягодой, о чем свидетельствовали доклады на его имя и личное участие в подготовке проектов документов по линии информации. Приведенные выше сведения о постановке информационной работы дают представление о сводке как историческом источнике. Они очень важны для источниковедческого анализа информационных материалов, так как аналитики ИНФО ОГПУ, делая замечания и предложения по содержанию сводок, добивались получения необходимых для службы данных в свете установок руководства ведомства, заинтересованного знать подлинную обстановку на местах и как можно более оперативно и точно довести ее до большевистских верхов. Факты и явления, которые требовали отражения в госинформации, свидетельствуют, что освещению подлежали самые насущные и животрепещущие проблемы жизни государства в условиях новой экономической политики. Среди вопросов, которые отмечены в циркуляре № 34 как обязательные для сводок, — проявления уголовного и политического бандитизма. В дополнение к этому 3 мая 1924 г. 00 и КРО ОГПУ подготовили совместный циркуляр № 141546/96, который, помимо полномочных представительств и губотделов ОГПУ, адресовался в особые отделы МВО и Приволжского военного округа. Согласно документу, уголовный бандитизм в деревнях, выражавшийся в виде конокрадства, вооруженных налетов, поджогов, злонамеренного хулиганства рассматривался как имеющий политическое значение34. В циркуляре № 34 особо был отмечен вопрос об отражении в представляемой информации процессов, происходивших в деревне в связи с переходом Красной армии к так называемой милиционно-территориаль-ной системе. В связи с этим новобранцы, в основном — деревенская молодежь, направлялись на сборы в близлежащие территориальные воинские части и, таким образом, как «переменный состав», оказывались во время службы более тесно связаными с деревенской средой. Естественно, что на них оказывали самое непосредственное влияние все процессы, происходившие в деревне. В связи с этим 31 мая 1924 г. во все ПП ОГПУ, особые отделы МВО, ПриВО и ЗакВО направлена почтотелеграмма (№ 178679) об укреплении информационных аппаратов в районах формирования территориальных частей35. Более полно итоги работы информационных подразделений ОГПУ были подведены начальником ИНФО Прокофьевым в докладной записке о работе отдела на 1 июня 1924 г. (подписана 7 июля 1924 г.). В ней содержалось больше оптимизма о деятельности инфаго, так как настой- чивое внимание центра к этой линии работы, организационные и другие меры позволили добиться некоторых улучшений. Положительную роль, как указано в документе, сыграли инспекторские поездки в 27 губерний и 65 уездов. Циркуляр № 34 «местами был принят довольно сочувственно, — как сообщалось в докладной записке, — что объясняется, с одной стороны, тем, что многие не знали, что вообще делать с информацией, а отдельные губотделы, учитывая ее значение, сами стали на путь, который был предрешен в центре». Однако там же отмечалось, что «циркуляр небольшим числом губотделов был положен под сукно»36. В связи с тем, что некоторые информационные документы характеризовались инспекторами ИНФО как результат механической обработки «скверной информации губтроек», которые отстаивали «только лишь местные интересы», то последние по настоянию ОГПУ были упразднены. В докладной записке отмечалось, что после их ликвидации в статистике массовых выступлений «количество забастовок по Союзу сразу увеличилось»37. ИНФО ОГПУ сделал однозначный вывод, что в отсутствие троек губотделы, не считаясь с местническими интересами, стали предоставлять центру более точную информацию по своим источникам сведений. Все поступающие с мест материалы использовались отделом для составления трехдневных сводок, отдельных докладов и месячных обзоров.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.053 с.) |