ТОП 10:

Анализ негативных hy-реакций (hy-)



Негативные реакции с избыточным давлением (hy -!,-!!,-!!!) выявляют социально опасные тенденции. Это может быть:

· а) сильное стремление спрятать тонкие душевные и сексуальные переживания. Скрытая повышенная страсть к самодемонстрации, поиски признания, которые могут раскрыться сразу или постепенно;

· б) бегство от суровой реальности жизни в мир несбыточных фантазий (чаще);

· в) бегство в мир лжи, псевдология, мифомания, свойственное особой категории психопатов;

· г) гиперморальные установки у пуритан или лицемерных притворщиков (реже).

Средняя негативная hy-реакция в сочетании с различными показателями фактора е дает следующие результаты:

· еО hу- (Р 0-) - признак сензитивного страха отношений; в тяжелых случаях - параноидная аффективная реакция;

· е+ hу- (Р +-) - кротость Авеля с его совестливостью, робкой застенчивостью и высокой моральностью;

· е- hy- (Р -) - аффективная реакция паники;

· е± hу- (Р ± -) - Авель, накапливающий грубые аффекты (Р + -) или паническое состояние (Р -) со стремлением загладить вину.

Анализ амбивалентных hy-реакций (hy±)

При амбивалентных реакциях с избыточным давлением (hy±!, ±i или _+) можно говорить о наличие моральной дилеммы: проявляться во всем своем естестве или прятать свои экзистенциальные и сексуальные тенденции от окружающих. Амбивалентные реакции свидетельствуют о следующем:

· hy±! - демонстративность и тщеславие;

· hy±i - стремление к самомаскировке, бегство в мир фантазий и псевдологии.

Сочетания средней амбивалентной hy-реакции с различными показателями фактора е позволяют говорить о следующих проявлениях:

· е0 hy± (Р 0 ±) - на переднем плане стремление жаловаться и сетовать, плакаться; "моральное похмелье" в связи с отсутствием моральной цензуры и предшествовавшими грубо-аффективными проявлениями;

· е+ hy± (Р + ±) - Авель с моральными сомнениями, муками совести;

· е- hy± (Р - ±) - Каин с моральной дилеммой и стремлением прикрыть свои злые тенденции;

· е± hy± (Р ± ±) - этическая и моральная дилемма. У личности гуманного склада - естественное эмоциональное состояние, особенно при S- - и Sch + +,±+,±±.

Анализ вектора Р

О наследственной обусловленности влечения, связанного с вектором Р, говорит тот факт, что механизмы защиты и безопасности являются древнейшими. Из них вытекают реакции двигательной бури или, напротив, замирания и изменения окраски. Применительно к человеку эти реакции описываются как регрессивные, связанные с возвратом на филогенетически более раннюю ступень развития в момент стресса. В клинике такие состояния наблюдаются в виде истерических или кататонических двигательных бурь или ступора, параличей, сумеречного состояния сознания, каталепсии.

Пароксизмальное влечение связано и с внутренней полярностью (стремление к самодемонстрации и стремление к самомаскировке), построенной на противоположности двух потребностей (е и hу) и четырех тенденций (е+, е-, hy+, hу-).

Вследствие этого можно говорить еще и о параметрах напряженности и динамизма, поскольку два фактора влечения и четыре тенденции посредством присущих им противоположностей могут поддерживать динамизм в пространстве вектора Р.

Физиологический и патопсихологический план пароксизмального влечения заключается в том, что оно обусловливает две противоположные группы эмоциональных состояний - грубых и тонких аффектов (это эпилептоидные и истероидные типы характеристик). В сфере патологии это два круга заболеваний - истерических и эпилептических нарушений.

Независимый порядок наследования этих двух форм патологии установлен Люксенбургером, Медоу, Ленцем, Першем, Конрадом и самим Сонди в его клинико-психологических исследованиях. В то же время нельзя не отметить, что целый ряд клиницистов разделяет генуинную эпилепсию (признаваемую как органическое заболевание) и истерию (функциональное расстройство) как самостоятельные нозологические единицы. Сонди же утверждает, что ни эпилепсии без истерических, ни истерии без эпилептических тенденций не бывает.

Таким образом, мы можем говорить о том, что данный вектор соответствует критериям судьбоаналитического анализа.

"Я"-влечение: Вектор Sch

У Фрейда влечения "Оно" (Ид) и "Я" (Эго) скорее противопоставляются, чем сводятся воедино. Именно конфликт между "Я" и "Оно" (представляющим инстинктивное, влеченческое начало) и приводит к неврозу. Но в этом парадоксе Сонди видит историческое развитие теории влечений Фрейда, ссылаясь на более поздние высказывания Фрейда о "матрице "Я"-"Оно" с выделением "недифференцированной фазы развития", а также на собственные выводы о возможности усмотреть в сублимировании не только нереализованную сексуальность, но и "нейтрализацию" сил влечения. Фактор влечения k является фактором сужения "Я" (эго-систолы). Он обеспечивает самосохранение личности путем приспособления к реальности и побуждения "Я" к обладанию (капитализации). Другой фактор - р - является фактором расширения "Я" (эго-диастолы) и питается потребностью бытия, то есть стремлением "быть" во всей своей многогранности. Сонди считает, что оба эти фактора функционируют в качестве "Я" в структуре "Оно" еще бессознательно. Единство "Я" и "Оно" в матрице материнский почвы бессознательного является основой судьбоанализа, который восходит своими истоками к 1937 году и отличается от психоанализа в основном тем, что делает больший акцент на наследственность матрицы "Я"-влечений. Судьбоанализ открыл "семейное бессознательное" как общую материнскую почву "Я"-влечений. Кроме того, как и X. Гартманн, Сонди на основании экспериментальных данных установил связь автономного "Я" с сексуальным, пароксизмальным и контактным влечениями, а также функции сжатия (систолы) и расширения (диастолы) "Я" под влиянием факторов k и p. Фактор k ограничивает бесконечность стремления к расширению "Я" за счет фактора р. В результате сужения "Я" личность приспосабливается к реальности. Фактор k как сдерживающий "Я" фактор соответствует во многих отношениях фрейдовскому "влечению к самосохранению", однако силой влечения, на взгляд Сонди, является не либидо, а наследственно обусловленная сила побуждения к обладанию. Эта позиция сближает взгляды Сонди с концептуальным подходом автора данного руководства, что позволяет в модифицированном варианте использовать индивидуально-личностную типологию как основу интерпретации факторов модифицированного теста - метода портретных выборов (МПВ). По сути дела, активное либидо приравнивается Сонди к преобладанию более общей категории - мотивации достижения. В терминах Сонди, фактор Р соответствует фрейдовскому стремлению к расширению личности, его первофункция - эго-диастола - питается генной силой влечения, которая в человеке усиливает стимул к бытию и расширению пространства бытия вплоть до всесторонней самореализации. Эту силу Сонди называет "Протестас".

В факторах k и р только по основному смыслу воплощается фрейдовское "Я"-влечение, так как функциональное пространство этих факторов значительно шире и проявляется четырьмя элементарными функциями: проекция, инфляция, интроекция и отречение, соотносящимися с интегративной функцией "Я", сводящей воедино все противоположности в рамках автономного "Я". Исходя из наследственных корней шизофрении, а именно, двух ее ведущих форм - кататонии и паранойи, Сонди вывел знак вектора - Sch и обозначения факторов k и р.

Фактор k

Сущность эго-систолического фактора k - одобряющая или отрицающая позиция. Его функция связана с двумя противоположными тенденциями "Я": включение в себя - интроекция (k+) и отрицание - отречение (k-).

Интроекция - это древнейшее бессознательное стремление "Я" к присоединению к себе и овладению ценными объектами внешнего и внутреннего мира, тенденция к всеобладанию. Это мост к восприятию внешнего и внутреннего мира; при разрушении этого моста происходит отчуждение мира и самого себя. Позитивная реакция (k+) выражается через интроекцию, негативная реакция (k-) означает отрицание и отречение, самая экстремальная форма отречения - негативизм и "Я"-деструкция. Отрицание по своей сути близко к механизмам вытеснения из сознания травмирующей психику информации, но отличается тем, что формами отречения являются приспособительные функции торможения, самоограничения, отчуждения и негативизма. Это наиболее общечеловеческая и наименее пагубная реакция "Я", часто определяющая судьбу индивида и его социальной общности. Таким образом, сущность фактора k- - в фрейдовском Супер-эго. Если k+ соответствует стремлению к материальным благам, к профессиональному знанию и техническому умению, собственническим тенденциям к объекту привязанности, то k- выявляет отчасти бессознательное, отчасти осознаваемое стремление к сомоограничению и вытеснению тех влечений, которые окружающими воспринимаются как несоответствующие морали и идеалам общества.

Итак, рассмотрим значения показателей фактора k, обозначающего сужение "Я" или эго-систолу.







Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.193.85 (0.006 с.)