ТОП 10:

Сексуальное влечение. Вектор S



Сексуальное влечение. Вектор S

Вектор S включает в себя два фактора - h и s.

Фактор h

Фактор h декларируется Сонди как Эрос-фактор, то есть как влечение к жизни, которое притягивает друг к другу и удерживает вместе все живущее, порождает межличностную любовь и нежность, обусловливает высочайшие ожидания человека в любви от всего существующего в мире. Это Эрос-радикал, являющийся корнем как индивидуальной (личной), так и коллективной (к человечеству) любви; значение этого фактора близко к фрейдовскому понятию влечения к жизни. Его первичная форма недифференцирована, то есть двойственна, гермафродитична, и, следовательно, отражается выбором h±. Энергия фактора h - это либидо (сексуальное влечение). Реакция h0 означает ослабление или разрядку эротической потребности, h+ выявляет готовность к ее реализации, а h - подавление этой потребности. Избыточные реакции h-!, h-!!, h-!!! свидетельствуют о сублимации либидинозного влечения, о его трансформации в гуманистические тенденции, а позитивные реакции h+!, h+!!, h+!!! называются Эрос-гипертоническими и отражают "готовность к нежным контактам", сменяясь затем нулевыми реакциями.

В отличие от Фрейда, Сонди не считает, что либидо имеет исключительно сексуальную природу. Также он не согласен с Юнгом и не расценивает либидо лишь как показатель общей психической энергии. Сонди утверждает, что даже пороки и добродетель заложены в наследственности. Всякий фактор, настаивает он, обладает собственным специфическим непревращаемым (нетрансформируемым) источником энергии. Всего их восемь, и они не могут обмениваться своими специфическими силами никогда. Инстанция, которая трансформируется, это всегда только "Я", а не общая психическая энергия. Трансформирующееся "Я" может мобилизовать то одну, то другую силу влечения, выдвигаемую на передний план бытия.

Фактор s

Сущность этого фактора состоит в потребности к разрушению и саморазрушению, в садизме и мазохизме, в активности и пассивности. Это садо-мазохистический радикал, выявляющий стремление к разрушению и смерти, противоположное либидинозно-эротическому началу, направленному на персональную и коллективную любовь. Если Эрос олицетворяет любовь к жизни, то Танатос - влечение к смерти. Такова символика фактора s, обозначенного Сонди как фактор Танатоса (смерти). В своей книге "По ту сторону принципа удовольствия" Фрейд писал о резком различии между влечениями к жизни и к смерти. Ссылаясь на это высказывание великого психоаналитика, Сонди декларирует единство, а не противоположность этих тенденций и описывает их совместно как дуалистическое влечение, опираясь при этом на собственные экспериментальные данные. Он считает, что факторы h и s определяют глубинную сущность "Я". При этом Эрос-фактор обусловливает перенос либидо при формировании чистой эротической свя зи между любящими, что созвучно фактору р. Танатос-фактор выявляется садистические тенденции, и поэтому он ближе к самоотречению "Я" через фактор k-!, -!! или-!!!.

Фактор s есть садомазохистический фактор влечения, его природная форма - s±. Из этой амбитенденции в ходе индивидуального развития формируется либо одобряемая "Я" тенденция к агрессии, садизму, грабежам и убийствам (реакция типа s+, s+!, s+!!, s+!!!), либо обращенная на себя форма агрессии в виде самопожертвования, мазохизма или суицидальных тенденций(s-,s-!, s-!!, s-!!!). Таким образом, фактор s несет в своей сущности высшую коллективную и идеальную возможность воплощения судьбы, но не через духовную плоскость, как это происходит на базе фактора h, а через техническое и цивилизационное изменение окружающей среды, то есть через жесткую эксплуатацию природы и животного мира, через строительство городов, электростанций, заводов, средств передвижения, через подмену естественных защитных механизмов человека прививками и другими искусственными мероприятиями. Сущность s-фактора - в активности и пассивности. Обе тенденции относятся не только к сексуальным проявлениям, но и к любой другой деятельности человека. Если Эрос-фактор h филогенетически представлен потребностью в праматери, то s-фактор - потребностью в праотце, патриархе, жестком с сыновьями, когда он защищает свои права на жен, но готовом на защиту всего клана (вплоть до самопожертвования) при общей опасности. Реакции s0 соответствуют состоянию разряженной активности (или агрессии), позитивные реакции выявляют напряженность деструктивных тенденций, а негативные свидетельствуют о сублимации агрессии или мазохистических тенденциях.

Анализ вектора S

Вектор S и входящие в него факторы h и s можно описать с помощью пар противоположных тенденций:

Это единство противоположностей наблюдается не только в сексе, в естественно-чувственной сфере, но и в гуманной форме социальной жизни (человека, связанной с любовью и привязанностями. Вектор S выявляет сплав этих двух тенденций не как "химическое" слияние, а как дополняющее сочетание. Они расцениваются Сонди как комплементарные противоположности, взаимодополняемые при решении общих задач.

Фактор е

Этот фактор обусловливает как грубые аффекты злого человека (Каина), так и действия доброго праведника Моисея, который приносит народу запрет на убиение и заповеди добра. Сонди понимает образ Моисея как "авелизированного Каина". Данное влечение может превращать человека с его яростью и ненавистью, завистью и ревностью либо в убийцу с грубыми аффектами, взрывообразно обрушивающего свои аффекты на окружающих, либо в припадочного, аллергического, психосоматического больного, мучающегося страхами и заиканием, у которого агрессия отторможена, блокирована, трансформирована в собственные страдания вместо страданий другого, враждебного лица. С другой стороны, этот же фактор образует инстанцию совести, которая диктует этические нормы поведения и склоняет "Каина" (вечно обитающего в нас) к терпимости и справедливости, к смирению и благотворительности, то есть к истинам, исповедуемым религией. Эпилепсия (слово-символ фактора е) означает напор и сдерживание в одно и то же время, атаку и торможение как единство. Как и другие факторы, он состоит из двух противоположных тенденций, отражаемых е+ и е- реакциями. Реакция еО отражает состояние разряженности после пароксизма аффекта, мигрени или эпилептического припадка; е+ свидетельствует о преобладании авелевых тенденций, повышенного чувства собственной вины, проявлений мягкого, женственного характера; е- говорит о готовности к взрыву жестких эмоций, к проявлению каиновых тенденций.

Фактор hy

Фактор hy обусловлен филогенетически сформировавшимся механизмом защиты по типу блокировки и мимикрии перед лицом опасности, а также стыдливой застенчивости перед сверхсильными сексуальными переживаниями. С другой стороны, он определяет также двигательную бурю в опасной ситуации и демонстративность (тщеславие, эксгибиционизм). Это потребность в стыдливой и нежной любви, раскрывающей царство нереально-поэтических переживаний, мифомании и одновременно - стремление нарушить все преграды, поставленные моралью общества, и проявиться в беззастенчивой распущенности. Прирожденная первичная форма фактора hy - амбитендентность в отношении данных двух потребностей. Далее человек движется в сторону одной из этих тенденций. В сфере болезненных проявлений фактору hy принадлежат истерические расстройства (конверсионные проявления в виде функциональных афазий (нарушений речи), нарушения походки, истерического сурдомутизма (глухонемоты), ступорозные и сумеречные состояния, на рушения чувствительности), а также патологический эксгибиционизм, заикание, тик и другие виды истерических двигательных бурь и припадков. Реакция hy0 означает спад экзальтации, hy+ говорит об усилении демонстративности, a hy- - о застенчивости и склонности к страхам.

Анализ вектора Р

О наследственной обусловленности влечения, связанного с вектором Р, говорит тот факт, что механизмы защиты и безопасности являются древнейшими. Из них вытекают реакции двигательной бури или, напротив, замирания и изменения окраски. Применительно к человеку эти реакции описываются как регрессивные, связанные с возвратом на филогенетически более раннюю ступень развития в момент стресса. В клинике такие состояния наблюдаются в виде истерических или кататонических двигательных бурь или ступора, параличей, сумеречного состояния сознания, каталепсии.

Пароксизмальное влечение связано и с внутренней полярностью (стремление к самодемонстрации и стремление к самомаскировке), построенной на противоположности двух потребностей (е и hу) и четырех тенденций (е+, е-, hy+, hу-).

Вследствие этого можно говорить еще и о параметрах напряженности и динамизма, поскольку два фактора влечения и четыре тенденции посредством присущих им противоположностей могут поддерживать динамизм в пространстве вектора Р.

Физиологический и патопсихологический план пароксизмального влечения заключается в том, что оно обусловливает две противоположные группы эмоциональных состояний - грубых и тонких аффектов (это эпилептоидные и истероидные типы характеристик). В сфере патологии это два круга заболеваний - истерических и эпилептических нарушений.

Независимый порядок наследования этих двух форм патологии установлен Люксенбургером, Медоу, Ленцем, Першем, Конрадом и самим Сонди в его клинико-психологических исследованиях. В то же время нельзя не отметить, что целый ряд клиницистов разделяет генуинную эпилепсию (признаваемую как органическое заболевание) и истерию (функциональное расстройство) как самостоятельные нозологические единицы. Сонди же утверждает, что ни эпилепсии без истерических, ни истерии без эпилептических тенденций не бывает.

Таким образом, мы можем говорить о том, что данный вектор соответствует критериям судьбоаналитического анализа.

"Я"-влечение: Вектор Sch

У Фрейда влечения "Оно" (Ид) и "Я" (Эго) скорее противопоставляются, чем сводятся воедино. Именно конфликт между "Я" и "Оно" (представляющим инстинктивное, влеченческое начало) и приводит к неврозу. Но в этом парадоксе Сонди видит историческое развитие теории влечений Фрейда, ссылаясь на более поздние высказывания Фрейда о "матрице "Я"-"Оно" с выделением "недифференцированной фазы развития", а также на собственные выводы о возможности усмотреть в сублимировании не только нереализованную сексуальность, но и "нейтрализацию" сил влечения. Фактор влечения k является фактором сужения "Я" (эго-систолы). Он обеспечивает самосохранение личности путем приспособления к реальности и побуждения "Я" к обладанию (капитализации). Другой фактор - р - является фактором расширения "Я" (эго-диастолы) и питается потребностью бытия, то есть стремлением "быть" во всей своей многогранности. Сонди считает, что оба эти фактора функционируют в качестве "Я" в структуре "Оно" еще бессознательно. Единство "Я" и "Оно" в матрице материнский почвы бессознательного является основой судьбоанализа, который восходит своими истоками к 1937 году и отличается от психоанализа в основном тем, что делает больший акцент на наследственность матрицы "Я"-влечений. Судьбоанализ открыл "семейное бессознательное" как общую материнскую почву "Я"-влечений. Кроме того, как и X. Гартманн, Сонди на основании экспериментальных данных установил связь автономного "Я" с сексуальным, пароксизмальным и контактным влечениями, а также функции сжатия (систолы) и расширения (диастолы) "Я" под влиянием факторов k и p. Фактор k ограничивает бесконечность стремления к расширению "Я" за счет фактора р. В результате сужения "Я" личность приспосабливается к реальности. Фактор k как сдерживающий "Я" фактор соответствует во многих отношениях фрейдовскому "влечению к самосохранению", однако силой влечения, на взгляд Сонди, является не либидо, а наследственно обусловленная сила побуждения к обладанию. Эта позиция сближает взгляды Сонди с концептуальным подходом автора данного руководства, что позволяет в модифицированном варианте использовать индивидуально-личностную типологию как основу интерпретации факторов модифицированного теста - метода портретных выборов (МПВ). По сути дела, активное либидо приравнивается Сонди к преобладанию более общей категории - мотивации достижения. В терминах Сонди, фактор Р соответствует фрейдовскому стремлению к расширению личности, его первофункция - эго-диастола - питается генной силой влечения, которая в человеке усиливает стимул к бытию и расширению пространства бытия вплоть до всесторонней самореализации. Эту силу Сонди называет "Протестас".

В факторах k и р только по основному смыслу воплощается фрейдовское "Я"-влечение, так как функциональное пространство этих факторов значительно шире и проявляется четырьмя элементарными функциями: проекция, инфляция, интроекция и отречение, соотносящимися с интегративной функцией "Я", сводящей воедино все противоположности в рамках автономного "Я". Исходя из наследственных корней шизофрении, а именно, двух ее ведущих форм - кататонии и паранойи, Сонди вывел знак вектора - Sch и обозначения факторов k и р.

Фактор k

Сущность эго-систолического фактора k - одобряющая или отрицающая позиция. Его функция связана с двумя противоположными тенденциями "Я": включение в себя - интроекция (k+) и отрицание - отречение (k-).

Интроекция - это древнейшее бессознательное стремление "Я" к присоединению к себе и овладению ценными объектами внешнего и внутреннего мира, тенденция к всеобладанию. Это мост к восприятию внешнего и внутреннего мира; при разрушении этого моста происходит отчуждение мира и самого себя. Позитивная реакция (k+) выражается через интроекцию, негативная реакция (k-) означает отрицание и отречение, самая экстремальная форма отречения - негативизм и "Я"-деструкция. Отрицание по своей сути близко к механизмам вытеснения из сознания травмирующей психику информации, но отличается тем, что формами отречения являются приспособительные функции торможения, самоограничения, отчуждения и негативизма. Это наиболее общечеловеческая и наименее пагубная реакция "Я", часто определяющая судьбу индивида и его социальной общности. Таким образом, сущность фактора k- - в фрейдовском Супер-эго. Если k+ соответствует стремлению к материальным благам, к профессиональному знанию и техническому умению, собственническим тенденциям к объекту привязанности, то k- выявляет отчасти бессознательное, отчасти осознаваемое стремление к сомоограничению и вытеснению тех влечений, которые окружающими воспринимаются как несоответствующие морали и идеалам общества.

Итак, рассмотрим значения показателей фактора k, обозначающего сужение "Я" или эго-систолу.

Фактор р

Этот фактор всегда проявляет себя как побуждение к диастоле, к расширению пространства бытия: в виде расширения власти над окружением (аллодиастола, партиципация, проекция) и в виде раздвигания рамок собственного "Я" (эго-диастола, инфляция).

Побуждение каждого человека быть в своем существовании единым с матерью, вскармливающей его грудью и ухаживающей за ним; быть с матерью в этом объединенном Я-Ты-мире, стремление переносить на мать всякую побуждающую к бытию силу и участвовать в этом всесильном дуальном существовании - это первопобуждение, которое влечет к единению с себе подобными, с кругом животных и растений, а культурного человека - и к единению с Богом (мистическая партиципация). Это чувство снижает страх одиночества и беспомощности. Данный фактор является (как считает Сонди) "поистине человеческим фактором влечения". Он представляет собой фундамент специфически человеческой потребности трансформировать в осознанные (р+) или в бессознательные (р-) акции влечения. Он дает "Я" экзистенциальную силу обособления от совокупной "Я"-"Оно"-матрицы и позволяет противопоставлять ему сознательное "Я". Таким образом, фактор р является творцом "Я", прародителем сознания и посредником между душой и Духом. Поэтому неудивительно, что именно фактор р при неблагоприятных наследственных и средовых условиях способствует разрушению здоровой связи между душой и Духом. Болезненная проекция (р-!) порождает проективные психозы. По Сонди, проекция означает приписывание своих представляемых переживаний другим лицам и аналогична бредовым построениям, поэтому р-! означает бредовую симптоматику и галлюцинации, а патологическое расширение "Я" (р+!) - параноидную инфляцию (расширение), характерную для бисексуальной эротомании, бреда величия, сутяжно-кверулянтского бреда и теомании (религиозного бреда). Сонди считает, что нет такой душевной болезни, при которой хотя бы в начале заболевания не играл бы решающей роли фактор р. При этом данный фактор обусловливает также счастье слияния с близкими и родными людьми и единства с Духом.

В качестве источника энергии диастолической "Я"-функции судьбоанализ принимает экзистенциальную силу влечения к бытию "Протестас" (р-энергия) в противоположность влечению к власти обладания и капитализации (k-энергия). Согласно этому допущению, диастолическая функция состоит в том, что с самого начала своего бытия "Я" проецирует собственную экзистенциальную силу на мать. Так формируется "дуальное существование" матери и ребенка. Первоначальное "Я" ребенка существует только в бытии матери. Позднее "Я" проецирует силу бытия на иные объекты окружающего мира, тогда возникают вторичные проекции. Тем самым власть "Я" расширяется, приобретая патологические формы в рамках психического заболевания.

Анализ вектора Sch

Соответствует ли "Я"-влечение пяти судьбоаналитическим критериям? Проверим это.

Первый критерий - наследственная обусловленность "Я"-влечения - аргументируется результатами экспериментальных исследований, проведенных Сонди в равных группах однополых и разнополых двуяйцовых близнецов.

Экспериментальный анализ "Я" позволяет Сонди утверждать, что путь развития "Я" походит по наследственно предустановленному "круговороту" элементарных функций "Я" со следующими фазами: 1) первичная парти-ципация (дуальное существование) и последующая вторичная проекция; 2) инфляция; 3) интроекция; 4) отречение. Если этот порядок нарушается, развиваются болезненные отклонения. Тогда происходит сперва одновременная интеграция всех функций, а затем дезинтеграция и распад "Я". Все эти фазы круговорота "Я", по мнению Сонди, тоже наследственно обусловлены.

Функция, обладающая преимуществом, чаще всего имеет определенный семейный корень. Ссылаясь на экспериментальные данные, полученные также при изучении близнецовых пар, Сонди утверждает, что фактор "Я"-влечения соответствует требованиям данного критерия.

Комплекс показателей, определяющих вариант "Я"-защиты, также наблюдался в пределах одной семьи как определенная унаследованная реакция.

Функция "Я"-влечения содержит в себе внутреннюю полярность двух составляющих влечение потребностей и четырех тенденций, что подтверждает и представленный выше анализ.

"Я"-влечение соответствует также требованиям третьего критерия: оно содержит в себе показатели внутренней напряженности и динамизма, вытекающих из разнонаправленности комплектующих фактор составляющих.

Исследования показали, что закономерности развития "Я" не зависят о региональной и национальной принадлежности индивида, что подтверждает физиологическую обусловленность фактора. Однако то же самое можно сказать и о психопатологическом критерии, поскольку кататоническая и параноидная формы шизофрении являются болезненно заостренными проявлениями негативистически-систолической и инфляционно-диастолической функции "Я"-влечения.

Самостоятельность наследования такого заболевания, как шизофрения, не требует специальных доказательств, поэтому существование "Я"-влечения отвечает и пятому критерию судьбоанализа.

Фактор d

Побуждение "прилипать" к материнской груди, блаженное пребывание в этом первичном состоянии и стремление противиться всякому изменению этой ситуации, желание лежать в собственных экскрементах и моче, "делать" в штаны, не удерживать мочу, находясь в постели, стремление играть с экскрементами и обмазывать себя ими (анальность, копрофилия) трансформируется позже в любовь играть в песок или с пластилином, а еще позднее - в стремление все собирать и алчно держать при себе, удерживать все, что предположительно имеет ценность, страсть к накоплению, способность испытывать удовольствие от отказа себе во всем ради накопительства, стремление держаться за все старое и былое, застревание в бесцельном консерватизме, социально позитивную тенденцию верности семье и традициям. Короче говоря, выраженная инерционная тенденция во всех проявлениях характеризует влеченческий фактор d, а именно тип реакции d-.

Реакции d0 означают спад аффилиативной потребности, d+ - напряженность потребности в единении с другими, d- - цепляние за объект прежней привязанности. Его противоположностью является побуждение к переменам, поиск новых объектов привязанности или ценности, любопытство, ведущее к завоеванию мира, к щедрости и неумеренности в растранжиривании всех ценностей. Неверность как черта характера проявляется в реакции d+. Инерция и перемены, прилипание и поиск, алчность и расточительство, консерватизм и свободомыслие обновления, страсть к собирательству и щедрость, верность объекту привязанности и неверность - все эти антитезы, по мнению Сонди, отражены в факторе d. Без фактора d не было бы никаких частных коллекций произведений искусства, никакой национальной экономики, банковских операций, никакой художественной критики, но также никаких открытий новых частей света, новых отраслей промышленности и торговли. Не было бы тугих кошельков и бирж, но не было бы и меланхолии как следствия утраты объекта пристрастия и привязанности. Этот фактор делает человека то счастливым, то влекомым к смерти.

Фактор m

"Побуждение уцепиться ртом и руками за грудь и тело матери и висеть на нем как на дереве жизни, удерживая ее и все необходимое навеки при себе, потребность быть принимаемым таким, каков он есть, с безусловностью перводоверия, получать полное одобрение всем своим качествам без остатка, хорошим или дурным, побуждение пребывать в любовном слиянии с матерью, трансформируемое во взрослой жизни в стремление цепляться за жизнь и бытие, через подвиг и славу удерживать за собой вечность, страховаться от болезни, несчастья и смерти, все эти могущественные притязания заложены в человеке фактором m+.

Его противоположность - побуждение отвязываться и быть свободным, избавиться от коммуникаций и дуальюниона и жить в одиночестве, на грани с потусторонним покоится на стремлении к "отвязыванию" (m-).

Объятия и разрыв, говорение, еда, целование или молчание, пост, пренебрежение всеми удовольствиями орального плана, страстное желание вечности или смерти, слияния с другими и одиночества - все это тесно связано с фактором влечения m. Он делает человека "сочеловеком" и является социализирующим или десоциализирующим регулятором поведения человека в обществе.

Анализ вектора С

Наследственная обусловленность природы данного фактора аргументируется ссылкой на И. Германна, который пишет о до сих пор сохранившейся у примитивных народов привычке фиксировать ребенка на теле матери почти постоянно, что обеспечивает полный дуальюнион и непосредственную коммуникацию двух существ - матери и ребенка. Подтверждает это и описанный Моро рефлекс обхватывания у ребенка, который исчезает только на третьем месяце его жизни. Сюда же относят рефлекс обнимания и цепляния за волосы у обезьян.

Второму критерию - полярности стремлений - контактное влечение соответствует полностью.

Третий критерий - напряжение влечений - удовлетворяется уже описанной внутривекторной динамикой влечений, противоположных по направленности.

Физиологические предпосылки контактного влечения подтверждаются исследованиями Моро, Альвердеса, Брандеса, Хекка, Германна и самого Сонди.

Соответствие проявления влечения психопатологическому критерию вытекает из выявленной связи данного фактора с маниакально-депрессивным психозом. Самостоятельный порядок наследования данного фактора отражается в многочисленных клинических наблюдениях, содержащих анализ анамнеза и катамнеза заболевания у больных с маниакально-депрессивным психозом и изучение заболеваемости родственников больных. По данным Люксенбургера, изучавшего детей, родители которых больны маниакально-депрессивным психозом, опасность наследования этой болезни составляет 32,3%, а циркулярная форма психопатий встречается среди детей этих больных в 20 раз чаще, чем в среднем по населению.

Что касается специального источника энергии контактного влечения, то он пока не определен. В известной степени эта тенденция окрашена либидинозным влечением. Влечение к цеплянию питается из древнейшего орального источника, а влечение к анальности - из анального. Фрейдовская концепция этих двух прегенитальных влечений сохраняется в системе судьбоанализа, но они понимаются не как генуинно либидинозные источники, а как особые источники энергии контактного влечения, побуждающие высших животных и человека идти на поиск объекта привязанности.

 

 

Сексуальное влечение. Вектор S

Вектор S включает в себя два фактора - h и s.

Фактор h

Фактор h декларируется Сонди как Эрос-фактор, то есть как влечение к жизни, которое притягивает друг к другу и удерживает вместе все живущее, порождает межличностную любовь и нежность, обусловливает высочайшие ожидания человека в любви от всего существующего в мире. Это Эрос-радикал, являющийся корнем как индивидуальной (личной), так и коллективной (к человечеству) любви; значение этого фактора близко к фрейдовскому понятию влечения к жизни. Его первичная форма недифференцирована, то есть двойственна, гермафродитична, и, следовательно, отражается выбором h±. Энергия фактора h - это либидо (сексуальное влечение). Реакция h0 означает ослабление или разрядку эротической потребности, h+ выявляет готовность к ее реализации, а h - подавление этой потребности. Избыточные реакции h-!, h-!!, h-!!! свидетельствуют о сублимации либидинозного влечения, о его трансформации в гуманистические тенденции, а позитивные реакции h+!, h+!!, h+!!! называются Эрос-гипертоническими и отражают "готовность к нежным контактам", сменяясь затем нулевыми реакциями.

В отличие от Фрейда, Сонди не считает, что либидо имеет исключительно сексуальную природу. Также он не согласен с Юнгом и не расценивает либидо лишь как показатель общей психической энергии. Сонди утверждает, что даже пороки и добродетель заложены в наследственности. Всякий фактор, настаивает он, обладает собственным специфическим непревращаемым (нетрансформируемым) источником энергии. Всего их восемь, и они не могут обмениваться своими специфическими силами никогда. Инстанция, которая трансформируется, это всегда только "Я", а не общая психическая энергия. Трансформирующееся "Я" может мобилизовать то одну, то другую силу влечения, выдвигаемую на передний план бытия.







Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.82.74 (0.013 с.)