Территориальное регулирование заработной платы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Территориальное регулирование заработной платы



Одним из направлений тарифного регулирования является дифференциация заработной платы в связи с различиями природно-климатических условий жизнедеятельности населения. Необходимость такой дифференциации обусловливается различиями в вещевом составе потребления, уровне цен, необходимостью привлечения и закрепления трудоспособного населения в районы с неблагоприятными условиями проживания и работы.

Инструментами территориального регулирования заработной платы являются:

· районные коэффициенты к заработной плате;

· процентные надбавки к заработной плате;

· коэффициенты к заработной плате за пустынность и безводность местности;

· коэффициенты к заработной плате за высокогорность местности.

В основе территориального регулирования оплаты труда лежит районирование территории Российской Федерации по природно-климатическим условиям жизнедеятельности. На территории России выделено пять зон комфортности (дискомфортности) условий проживания: 1-я - абсолютно дискмфортная; 2-я - экстремально-дискомфортная; 3-я - умеренно дискомфортная; 4-я - относительно комфортная; 5-я - комфортная. Для районов страны, входящих в ту или иную зону, установлены районные коэффициенты к заработной плате (табл. 10.7).

Таблица 10.7

Районные коэффициенты к заработной плате

Зоны комфортности Районы Коэффициенты к заработной плате
  Районы Крайнего Севера:  
север Дальнего Востока 1,6-2,0
север Западной и Восточной Сибири 1,4-1,8
север европейской части России 1,4-1,5
  Местности, приравненные к районам Крайнего Севера:  
дальневосточные районы 1,4-1,6
остальные районы 1,2-1,4
  Южные районы Дальнего Востока и Восточной Сибири 1,2-1,3
  Урал, южные Районы Западной Сибири 1,15-1,25
  Центр, юг и запад европейской части России 1.0

 

Районные коэффициенты не образуют новых тарифных ставок и должностных окладов и начисляются на фактический месячный заработок с учётом доплат и надбавок, премий, других вознаграждений. Не начисляются районные коэффициенты на выплаты, рассчитанные на основе среднего заработка (например, отпускные, вознаграждения по итогам работы за год), а также на северные и персональные надбавки.

В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчёта заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются правительством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счёт средств соответствующих бюджетов устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями.

Ещё одним инструментов районного регулирования заработной платы являются процентные надбавки к заработной плате работникам предприятий и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, за стаж работы в данных районах или местностях (ст. 317 ТК РФ). Действующая шкала надбавок приведена в табл. 10.8.

Таблица 10.8

Надбавки к заработной плате за стаж работы в районах

Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

 

№ п/п Группы районов Размеры надбавок в % от заработка Максимальный размер надбавки в % от заработка
  Районы Крайнего Севера: Чукотский автономный округ, Северо-Эвенский р-н Магаданской обл., Алеутский р-н Камчатский край., острова Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря) 10% за каждые 6 месяцев работы  
  Остальные районы Крайнего Севера В первые три года 10% за каждые 6 месяцев работы, в последующем - 10% за каждый год работы  
  Местности, приравненные к районам Крайнего Севера 10% за каждый год работы  
  Республика Карелия, южные районы Дальнего Востока, Красноярский край, Иркутская обл., Республика Бурятия, Республика Тыва, Читинская обл. 10% за первый год работы с последующим увеличением на 10% за каждые два года работы  

 

Надбавки не образуют новых тарифных ставок и должностных окладов и начисляются на фактический месячный заработок с учётом доплат и надбавок, премий, других вознаграждений. Не начисляются надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на выплаты, рассчитанные на основе среднего заработка, а также на надбавки по районным коэффициентам и персональные надбавки.

На юге России выделены полупустынные и безводные местности, проживание в которых также неблагоприятно для жизнедеятельности человека. К полупустынным и безводным местностям отнесены территории Астраханской области (за исключением Волго-Ахтубинской поймы), Республики Калмыкии, северной части Республики Дагестан, а также отдельные местности в Алтайском крае и Саратовской области. В республиках Алтай, Тыва, Северного Кавказа имеются высокогорные местности с высотой более 1500 м над уровнем моря.

В этих районах при начислении заработной платы применяются соответственно коэффициенты за высокогорность, пустынность и безводность (табл.10.9).

Таблица 10.9

Коэффициенты к заработной плате за высокогорность,

пустынность и безводность

 

Районы Коэффициенты
Высокогорье:  
на высоте 1500 - 2000 м 1,15
200 0 - 3000 м 1,2 - 1,3
свыше 3000 м 1,3 - 1,4
Полупустынные и безводные районы 1,1 - 1,4

 

К территориальному регулированию заработной платы относятся и другие компенсации за экстремальные условия проживания, устанавливаемые предприятиями из фонда заработной платы или прибыли.

 

 

 


[1] Труд и заработная плата в СССР. Словарь-справочник. М.,1989, с.83; Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. М.,1972, т.1, с.493; Экономика труда. Учебник под ред. Г.Р.Погосяна и Л.И.Жукова. М.,1991, с.91 и др.

[2] Сухаревский Б.М. Заработная плата в СССР. В кн: Труд и заработная плата в СССР. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., «Экономика», 1974, с.205.

[3] Социалистический труд, 1990, № 8, С.91.

[4] Человек и труд, 1993, № 4, С.52.

[5] А.И. Рофе, Б.Г. Збышко, В.В. Ишин. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во «МИК», 1997. С. 51; Экономика труда: Учебник / Под ред. Проф.П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. – М.: Юристъ, 2002. С. 93.

[6] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. Иэд.2-е.,т.23,С..545-546.

[7] Там же, С. 547.

[8] А.И. Рофе, Б.Г. Збышко, В.В. Ишин. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во «МИК», 1997. С. 52.

[9]Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. – М.: Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо, 1996 С.10.

[10] Там же, С..92.

[11] Трудовой кодекс Российской Федерации, ст. 129.

[12] Г. Эмерсон. Двенадцать принципов производительности. В сб. Научная организация труда и управления / Под ред. А.Н. Шербаня. - М.: «Экономика», 1965. С. 288-289.

[13] Эренберг Р.Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. - М., 1996, с.411.

[14] См. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.,1992, с.378-380.

[15] См. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г.Меликьяна, Р.П.Колосовой. - М.,1996. С. 497.

[16] Трудовой кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ).

[17] Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94 (ОКПДТР). - М., 1998.

[18] Методические указания по разработке Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. - М.: «Экономика», 1990. С. 10-11.

 

[19] Организация и регулирование оплаты труда: Учеб. Пособие / Под ред. М.Е. Сорокиной. - М.: Вузовский учебник, 2006. С. 65.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.172.86 (0.009 с.)