Структура социального проекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура социального проекта



Социальный проект, как и любой документ, имеет свои требования к оформлению, знание которых значительно улучшает эффективность рабо­ты. Несмотря на то, что проект состоит из отдельных частей, все части взаимодействуют между собой в логической последовательности.

Существует различное мно­жество возможных вариантов оформления, вместе с тем, при оформлении социального проекта необходимо соблюдать следующие условности.

Структура социального проекта:

– название;

– рождение замысла;

– проблема, на решение которой направлен проект;

– цели и задачи проекта;

– описание работ (услуг), которые должны быть выполнены в рамках проекта, и предъявляемые к ним требования;

– сроки реализации проекта и ожидаемые результаты;

– кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение;

– порядок осуществления руководства и контроля за выполнением проекта (включая список лиц, непосредственно ответственных за его реализацию);

– смета расходов.

В основе процесса проектирования лежит анализ общественной потребности. На его основе формулируются цели, осуществляется подбор информации, разрабатывается проект и т.д. Эту первую стадию называют – стадия рождения замысла проекта. Эта стадия интуитивных догадок и эмоциональных оценок. Поэтому необходимо зафиксировать замысел, для этого существует несколько способов.

Самый простой – взять лист бумаги и записать замысел в той форме, в которой он возник. Или на листе бумаги зафиксировать основные параметры, которые хотелось бы видеть в замысле (необходимо раскидать их по листу), и связать в нечто целое.

Другой способ – обговорить его с близкими людьми. Лучше, если это будут друзья, коллеги по работе или учебе, в общем, те, кто не поленится внимательно выслушать и обсудить возникшие смутные идеи.

После фиксации замысла – процедура самоанализа. Эта процедура повышает эффективность практической стороны реализации проекта. Поэтому важно понять, что Вы ищите в своем проекте, что можете предложить другим, и какую отдачу хотите получить для себя. Практическая сторона проекта состоит в том, что лучше всего он получится, если реализовать свои личные интересы, умения и таланты.

Необходимо дать себе оценку. Записав на листе бумаге свои достоинства, умения и таланты, сферы, где вы чувствуете себя уверенно. Эти умения и составят стержень Вашего проекта.

Фиксация замысла и самоанализ предшествуют работе над социальным проектом. Перейти к самому проектированию означает заняться разработкой концепции проекта.

 

Концепция проекта

Концепция – описание основного смысла деятельности, о миссии и о направлениях деятельности. Концепция проекта – это его основные положения, представленные в определенной системе. Назначение концепции – определить конечные цели проекта и выявить возможные пути их достижения. То есть чего хотим и как это можно сделать.

Обычно в концепции получают отражение:

– актуальность проекта;

– цели и задачи;

– содержание предполагаемой деятельности;

– правовое, экономическое и организационное обоснование;

– ожидаемые результаты.

Оформление проекта начинается с титульного листа.

 

Титульный лист проекта

Титульный лист служит визитной карточной проекта. Он должен рас­полагаться на одной странице. В него входят пункты, представленные ниже.

Название проекта. Название должно быть броским и кратким. Оно может быть достаточно общим (например «Чистый город») или может содержать подзаголовок, например: «Чистый город. Создание системы сбора отходов у населения и их утилизация».

Организация-исполнитель. Название организации, выполняющей проект, адрес, телефон, номер расчетного счета. Исполнителем может быть и временный творческий коллектив, в таком случае нужно заручиться поручи­тельством поддерживающей организации, в ее роли могут выступать правительственные или государственные учреждения, общественные объединения, коммерческие структуры, которые будут поддерживать и содействовать выполнению проекта. Указывать данные организации проектировщики имеют право только по предварительной договоренности и с согласия их руководителей.

Руководитель проекта. Указывается Ф.И.О., звание, должность, ад­рес, телефон, факс и т.д. Руководитель, как правило, несет ответственность за проект и является его автором. Если автор проекта другой человек, то указывается автор отдельно.

География. Указывается, где конкретно будет проходить реализация проекта.

Срок выполнения проекта. Здесь подразумевается, во-первых, разработка проекта, обычно это время исчисляется в месяцах, не более 3-х месяцев; во-вторых, реализация проекта. Она зависит от задач, но методика выполнения проективных замыслов ориентирует не более чем на один-два года, так как финансирование долгосрочного проекта весьма затруднительно. Если все же проект предполагает долгосрочность реализации, то он предварительно разбивается на этапы, с указанием сроков.

Стоимость проекта. Здесь указывается требуемый объем финансирования на весь срок или на первые этапы. Кроме того, указывается полная стоимость проекта.

Актуальность проекта. Актуальность проекта определяется тем, насколько значима для общества (группы людей) социальная проблема, решению которой призван способствовать проект.

Социальной проблемой можно назвать противоречие между сущим и должным или желаемым, которое в обществе вызывает напряженность и которое необходимо преодолеть.

Если нам удается нащупать особый общественный интерес, болевую точку общественной жизни, уловить надежды людей, их неудовлетворенные потребности и на этом социологическом открытии построить фундамент нашего проекта, мы создадим благоприятную ситуацию для реализации нашего замысла.

Схема формулирования социальной проблемы такова:

Необходимо дать сжатую формулировку ситуации, которая требует изменения (одно предложение). Как штампы:

«До сих пор ничего не делается для того, чтобы…» – делается упор на невнимании к какой-то социальной проблеме.

«… безнадзорные и беспризорные дети включались в нормальную жизнь»;

«… молодые специалисты возвращались на работу в районы своего проживания (направления)»;

«… женщины, ведущие асоциальный образ жизни, не распространяли «социальное неблагополучие».

«Оказались неэффективными все меры по…» – акцент – что проблема решалась, но способы решения не дали желаемого результата.

«То, что делалось до сих пор… устарело».

«С введением… возникло…».

У жителей нашего микрорайона нет ясности в том, что…».

Определившись с исходной формулировкой проблемы, необходимо установить:

– чья это проблема (кого она касается, что это за люди или организации);

– каковы масштабы проблемы;

– поддается ли проблема решению и как, и т.д.

Для этого потребуется аналитическая работа – необходимо представить проблему в количественных показателях. При серьезных, крупных проектах – нам нужно проведение социальных исследований на территории.

 

Цель и задачи проекта

Цели и задачипроекта дают представление, каковы же будут итоги выполнения проекта.

Цель проекта ориентирует социальный проект на конечный результат, это то, чего мы хотим достичь в ходе реализации проекта. Чаще всего, целью социального проекта является конкретное изменение состояния изучаемого объекта, оптимизация структуры, улучшение условий его функционирования. Цель должна отвечать на вопрос: «Для чего разрабатывается проект, какую пользу предполагается получить после его завершения?». Цель это во имя чего предпринимается проект.

Цель может быть долгосрочной (направляющая цель, или цель развития) и краткосрочной (ближайшая конкретная цель проекта).

Цель развития (долгосрочная, или направляющая цель) – та цель, в которой данный проект стремится, но за срок осуществления проекта она не достижима. Направлена на следствия основной проблемы.

Ближайшая конкретная цель (БКЦ) – та цель, которой достигнет проект за срок своего осуществления. Направлена на устранение основной проблемы.

Конкретизируется цель задачами.

Задачи – это действия, которые необходимо совершить для достижения цели; это своеобразные ступеньки, по которым надо пройти, чтобы достигнуть конечного результата.

Задачи – конкретные и поддающиеся измерениям возможные изменения, которые произойдут в результате осуществления проекта. Задачи, как правило, максимально конкретизируются, в них должны содержаться коли­чественные данные, характеризующие степень полезности проекта (показа­тели). Показатели – инструмент, позволяющий точнее определить и разъяс­нить цели и задачи проекта, измерить его эффект. Они могут выражаться абсолютными, процентными и т.д. символами.

Формулировка задач начинается со слов:

– подготовить

– распределить

– уменьшить

– увеличить

– организовать

– изготовить

– установить и т.д.

Формулировка задач отражает вероятность того, что проект будет реализован.

Из целей и задач должно быть ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие изменения произойдут в существующей ситуации.

 

Содержание проекта

Что конкретно делать, реализуя проект? Иначе говоря, что увидят люди, для которых проект был осуществлен? То есть необходимо описать общую характеристику проекта.

Важной частью проекта является так называемая «проективная часть». Она представляет собой полное описание проектируемого объекта. Новый объект представляется двумя частями – структурной и функциональ­ной, большое значение здесь имеет управленческая часть вновь консолиди­руемого объекта.

В структурной части отображается план-схема создаваемого объек­та, включая все без исключения компоненты, как уже существующие, так и вновь созданные, затем идет подробная характеристика структур объекта вновь созданных. Завершает структурную часть перечень мероприятий по проектированию структуры и их последовательность.

Далее идет разработка функциональной части, где описываются фун­кции объекта и их взаимодействие как между собой, так и с внешними фун­кциями.

Функциональное описание как и структурное, требует большой про­фессиональной подготовки, так как является основой всей работы.

Также в этой части описываются основные стадии реализации проекта с указанием поэтапности работ, сроков и важнейших результатов.

 

Обоснование проекта

Обоснование проекта характеризует его реализацию в правовом, экономическом (финансовом) и организационном отношениях.

Правовое обоснование. Раздел предполагает разработку всего или основного комплекса нормативно-правовых документов (уставы, зако­ны, постановления, приказы, правила и т.д.). Все документы составляются с учетом общепризнанных требований, описанных в специальной юридичес­кой литературе. А также делаются ссылки на существующие законодательные и нормативно-правовые акты.

Экономическое (финансовое) обоснование. Включает расчеты необходимых средств и источники финансирования. Важно учитывать собственный вклад организации, реализующей проект. Поддержку получают те проекты, где вклад организации-заявителя составляет 20–30%.

Организационное обоснование. Характеристика участников проекта, их функции, место и время осуществления проекта, имеющиеся в наличии необходимые материально-технические, интеллектуальные и прочие ресурсы.

 

Ожидаемые результаты

Социальный эффект проекта содержит подробное описание пред­полагаемых результатов в соответствии с поставленными во введении зада­чами. Данный раздел проекта должен характеризоваться наличием конкрет­ных цифр, фактов, отражающих перевод проектируемого объекта на новый, более качественный уровень, причем, как уже отмечалось, для социального проекта менее важна финансовая часть, если социальный эффект способ­ствует реальному улучшению качества жизни территориального сообщества.

В социальном проекте интересуют, прежде всего, социальные последствия, к которым приведет его реализация.

При реализации любого проекта возникает ряд препятствий, рисков. Задача – выделение рисков – предусмотреть успех и не допустить провала проекта. Наряду с описанием рисков, в проекте необходимо предусмотреть описание возможностей их снижения. Существуют следующие виды препятствий:

– экономические – связаны с недостаточность финансирования из разных бюджетов, меньшей суммой спонсорских взносов и т.д.;

– кадровые – связаны с отсутствием подготовленных высококвалифицированных специалистов, нежеланием специалистов ехать в сельскую местность и т.д.;

– управленческие – ошибки в подборе персонала, делегировании полномочий, т.е. связанные с управлением проекта.

– правовые – связаны с несовершенством нормативно-правовой и законодательной базы.

 

Существует матрица (карта) рисков (рисунок 1):

 

Рисунок 1 «Матрица рисков»

Карта риска – графическое и текстовое описание ограниченного числа рисков организации, расположенных в прямоугольной таблице, по одной «оси» которой указана сила воздействия или значимость риска, а по другой вероятность или частота его возникновения [3].

Письменное описание сценариев. Ключевыми моментами каждого сценария являются:

– «уязвимость» компании (объекта риска);

– «тригерный механизм» (факторы риска);

– «последствия» (величина возможных проблем).

Когда выявлено ограниченное количество сценариев команда должна ранжировать сценарии в терминах «воздействия» и «вероятности». Например, в качественных терминах четыре ранга воздействия можно определить в нисходящем порядке как (1) катастрофический, (2) критический, (3) существенный и (4) граничный. Ранги вероятности определены также в качественных терминах от «почти невозможно» к «почти точно произойдет».

Результат сценарного анализа и ранжирования рисков может быть представлен в таблице следующего вида (таблица 1):

 

Таблица 1

Точка (место) уязвимости проекта Фактор риска (что может произойти в этой точке) Почему это может произойти Последствия (что случится, если это произойдет) Значимость потерь I– катастрофический II– критический III– существенный IV– граничный Вероятность потерь
  ……………….. ………………… …………………. ……………………… ……………….
           
  ……………….. ………………… …………………. ……………………… ……………….

 

Критическая граница терпимости к риску – отделяет те риски, которые являются в настоящее время терпимыми от тех, которые требуют постоянного контроля и именно сейчас. Деловые риски, расположенные выше и справа от границы считают «невыносимыми» и требуют непосредственного внимания с точки зрения управления. В случае разработки стратегии организации желательно до принятия стратегии понять, как ими управлять и устранять их? Те угрозы, которые расположены ниже и слева от границы, в настоящее время считаются терпимыми (это значит, что ими вообще не нужно будет управлять).

Риски, лежащие выше границы толерантности требуют непосредственного внимания именно сейчас. Поэтому важно разработать определенные планы действий для уменьшения величины или вероятность потерь от данного риска. Необходимо также определить целевые показатели и меру оценки успеха в управлении риском, даты достижения целевых показателей и назначить ответственных. Цель плана действий в данном случае состоит в том, чтобы понять, как переместить каждый «невыносимый» риск левее и ниже в «терпимую зону». Здесь следует заметить, что нужно соотносить затраты на такое перемещение с выгодами от него, а также учитывать, что сильное снижение рисков компании может привести и к потере ею большей части выгоды от проекта (таблица 2).

 

Таблица 2

Риск (расположение на карте рисков) Величина возможных потерь Меры по управлению риском (что делать и сколько это будет стоить) Измерение успешности управления (как об этом узнаем) Ответственный (кто)
         
         

Планирование затрат – бюджет проекта

Составление бюджета может рассматриваться как один из наиболее важных инструментов для контроля и сохранения обзора доходов и расходов проекта.

Бюджет – это план действий по расходованию финансовых ресурсов в определенный период времени – в течение проекта [2, С. 18–19].

Главная функция бюджета – отражать в ходе проекта его расходы и избежать перерасхода. Некоторые неточности в бюджете неизбежны, но они не должны быть следствием недостаточной работы над планом. Цель – быть настолько реалистичным, насколько это возможно.

Преимущества использования бюджета:

– помогает принять решение о проведении проекта;

– помогает при поиске средств, особенно в различных фондах;

– это превосходный инструмент для контроля;

– обязывает организацию эффективно использовать ресурсы;

– увеличивает участие и ответственность членов организации;

– это мощный элемент, который помогает достигнуть целей и задач проекта.

Факторы успеха бюджета:

– постарайтесь устранить любые неточности в бюджете, собирая надлежащую и уместную информацию;

– все члены команды должны чувствовать, как будто это – их собственный бюджет;

– бюджет должен быть сделан с реалистичными мерками, чтобы использовать его эффективно, и должен показать истинную картину проекта;

– бюджет должен иметь обязательства финансового директора и членов оргкомитета;

– приоритеты бюджета должны быть проставлены в соответствии с приоритетами плана проекта;

– бюджет должен учитывать имеющиеся ресурсы организации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 4489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.039 с.)